Публикация «В дружбе — наша сила» (1–4 класс)
Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно.
Цель: повышение сплоченности группы продленного дня, развитие коллектива и ценностную ориентацию друг на друга
Задачи: формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
Формирование представлений об общественных ценностях;
Развитие эмоционального сопереживания.
Обучение сотрудничеству и умению действовать в команде.
Упражнение «Пух или мех».
Детишкам предлагается по очереди сказать слова пух или мех. После того, как все участники выскажутся воспитатель говорит, кто сказал пух -обнимает двух, кто сказал мех- обнимает всех.
Упражнение «Пять добрых слов».
Каждый участник команды на листе картона обводит ладошку и в центре пишет свое имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (Например, «ты - добрый», «ты - веселый» и т. д.) Рисунок ходит по кругу. Таким образом, все «пальчики» оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи в группе и оставить ладошку себе на память.
Упражнение «Комплимент».
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.
Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?
Правила:
Стараться чтобы другу было приятно в твоем обществе.
Радоваться вместе с другом успехам, победам.
А сейчас я снова предлагая вам сыграть в игру.
Плакат «Дружба».
В качестве рефлексии детям раздаются силуэты мальчиков и девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба».
Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.
Запомните, что учиться дружить никогда не поздно!!!
Игра «Угадай животное».
Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Взрослый объявляет детям, что к ним в гости сейчас придут звери. Детям будет нужно догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.
Взрослый тихонько договаривается с каждым ребенком том, каких животных они будут изображать. Дети выходят по очереди и изображают животных, остальные угадывают.
Игра «Невидимая нить».
Цель: сплочение, детишек посещающих группу продленного дня. Взрослый от лица игрушки предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку. Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они
Игра «Покажу, как я тебя люблю».
Цель: способствовать формированию у детей умения любить себя и окружающих. Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее дети показывают, как они любят друг друга.
Игра «Центр круга».
Цель игры: объединение, повышение уровня энергии.
Встаньте все в круг. Пусть каждый поднимет правую руку и протянет указательный палец вверх. Затем, закрыв глаза, опускайте руки, стараются соединиться указательными пальцами в центре круга. Открыв глаза, проверьте, где ваши пальцы. Игра продолжается до тех пор, пока всем пальцам не удастся соединиться в одной точке.
Игра «Солнышко и дождик».
Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».
Подвижная игра «Найди себе пару»
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.
Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.
Физминутка:
На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет!
Физминутка:
Две веселые подружки
Ни минутки не молчат!
Две веселые Катюшки-
Дружбой очень дорожат.
Список литературы:
Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб. пособие для филол. спец. вузов. / Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.
Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: «Сюита», 1996.
1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
Зайцев Г.К. Уроки Знайки. Воспитай себя. – СПб., 1998.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.