Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань»









Организация летнего отдыха обучающихся


«В крепкой дружбе наша сила»



(разработка музыкального занятия

в летнем лагере)












Автор: Ежова Валентина Ивановна














Юрюзань 2021


Актуальность

Лагерь - это особое времяпровождение в жизни ребенка. Это время фантазий, таинственности и приключений. Это то время, которое запоминается надолго. Это то время романтики, при воспоминании о котором, на лице появляется улыбка. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, период свободного общения детей в новом коллективе.

Каждому педагогу-воспитателю хотелось бы видеть свой отряд дружным и сплоченным. Занятия, проводимые с детьми должны быть направлены в том числе и на сплочение детского коллектива, особенно занятия эстетического цикла, ведущим из которых является музыка. То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться, а может наоборот зарядить энергией.

Я считаю, что музыкальные занятия в лагере – это уникальный метод знакомства с миром прекрасного, позволяющий детям быстро включиться в процесс познания и сохранить хорошее эмоциональное настроение на весь день. Музыка - это необыкновенный вид искусства, способствующий сплоченности коллектива, позволяющий становлению тесных доброжелательных отношений.

Данное музыкальное занятие – это второе занятие в цикле занятий про дружбу, взаимопонимание и сплочение коллектива.




Педагогическая целесообразность


Хотя отряды и сформированы по возрастной категории, тем не менее это разные дети, большей частью незнакомые друг с другом, а если и знакомые, то попавшие в иную, отличную от школы, обстановку. Поэтому темой цикла занятий я взяла дружбу. Внимание детей младшего школьного возраста зачастую бывает рассеяно, поэтому большего эффекта можно ожидать, если использовать различные методы и приёмы на занятии: хоровое пение, демонстрация слайдов на мультимедийной установке, видеометод.

Метапредметный подход и участие в учебном диалоге помогают направить работу детей на формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости и надпредметных компетентностей (умения анализировать, выявлять соответствия, обобщать, видеть жизненную значимость приобретенных знаний) и достигнуть главного результата – вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Научность, доступность, темп занятия стимулируют познавательную активность учащихся.


Цель занятия - раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающим людям, на нравственные и эстетические идеалы.


Задачи

- показать детям изобразительные возможности музыки, познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими понятие «дружба»;

- побуждать детей к размышлениям о музыке, настраивать на эмоциональное восприятие на примере детских песен о дружбе;

- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности


Планируемые образовательные результаты.

Образовательная цель:

- вооружить детей системой музыкальных знаний, умений и навыков;

- показать, как своими средствами выразительности музыка объединяет людей.

Метапредметные: выполнять задания по инструкции учителя по заданным правилам; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; выражать эмоционально – ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.

Предметные:  правильно определять музыкальные средства выразительности (лад, тембр, динамика, ритм, темп); формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Содержание и методическая сторона занятия

Выбор темы занятия определился требованием сложившейся обстановке в коллективе. Разные дети, попавшие в иную от школьных занятий среду, должны были научиться взаимодействовать и научиться дружить.

Целью моего занятия состоит в том, чтобы раскрыть преобразующую силу музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающим людям, на нравственные и эстетические идеалы.

Для комплексного решения поставленных задач я выбрала рациональную структуру и форму проведения урока.

В течение всего урока должны чередоваться различные виды деятельности:

слушание, исполнение песен, беседа, фронтальный и индивидуальный опрос. В этом мне поможет наглядно-демонстрационный материал:

видео аппаратура для просмотра видео материала, рисунок-схема для усвоения новых музыкальных терминов.

Смена видов деятельности, а так же доступность материала поспособствуют поддержке познавательного интереса в течение всего занятия.

На третьем этапе занятия рекомендую использовать метод осознания личностного смысла. Когда речь пойдет о девочке, которая истратила свой последний лепесток, чтобы помочь мальчику-инвалиду, то считаю нужным, чтобы подумали, а как бы они поступили в данной ситуации. В этот момент я уверена, что каждый ребенок задумался бы над этим и попытался бы заглянуть в свою душу.

При подаче нового материала я предлагаю использовать визуальный метод с опорой на рисунок-схему, что облегчит детям усвоение новых музыкальных терминов и они сами смогут формулировать понятия.



Основные термины, понятия: интонация, тембр, ритм, лад, регистр, динамика

Оборудование: компьютер, проектор, экран, CD-проигрыватель.

ПО: Windows XP, Office 2007, Презентация Microsoft Office PowerPoint; программы пакета MS Office.

Материал для урока:

Презентация PowerPoint «У друзей нет выходных»,

аудио файл в форматеMP3 «У друзей нет выходных»,

видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!»,

аудио файл в форматеMP3 «Лети, лепесток!»,

текст песни «Лети, лепесток!»,

рисунок-схема «Что такое интонация»



План занятия


Этапы занятия


Ход занятия

Общее

время занятия

45 мин


УУД

1. Организационный момент – актуализация знаний

Подготовка артикуляционного аппарата к работе

________________________


2. Повторение материала Слушание – пение





_________________________

3. Изучение нового материала. Знакомство с интонацией.








________________________

4. Знакомство с новой песней




5. Организация исполнительской деятельности

Разучивание по фразам



________________________

6. Рефлексия

Упражнения:

покусывание языка, губ, воздушный шар, лай маленькой и большой собаки, открытие двери, катание с горки на звуки: а, у, о…)

_____________________________


Презентация PowerPoint

Песня Т.Г. Залужной «У друзей нет выходных»

Исполнение песни под

аудио файл в форматеMP3


________________________

Тема - «интонация»


Тембр–окраска звука

Лад – создаёт настроение

Регистр – высота звука

Динамика – сила звука

Темп – скорость движения

Ритм – чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения

_____________________________

Видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!» (муз. К. Костин – слова

И. Григорьева)




Исполнение песни под аудио файл в формате MP3



_____________________________


Какие эмоции вы сегодня получили, познакомившись с такой красивой песней? Что вам больше всего запомнилось на занятии, какие чувства вы испытываете после знакомства с новой песней?



3-4 мин




____________


6 мин






__________


10 мин









___________


4 мин




15-18 мин






______________


3 мин

Организовать свое рабочее место. Введение в занятие 



________________

Эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

________________

Участие в учебном диалоге


Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами



_______________________

Выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.




_____________


Оценка - выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


Взаимодействие учителя и детей














Ход занятия

Этап занятия

Действия педагога

Деятельность детей

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент – актуализация знаний




















____________


2. Повторение материала Слушание – пение









____________

3. Изучение нового материала. Знакомство с интонацией.




























































4. Знакомство с песней














































___________

5. Организация исполнительской деятельности


Разучивание по фразам







____________

6. Рефлексия


Здравствуйте дети! Сегодня на музыкальном занятии мы вновь поговорим о дружбе. Мы будем говорить о ней не только словесно, но и посредством музыки. На прошлом занятии мы с вами уже начали разговор о дружбе в коллективе и даже пришли к выводу, что дружить умеют не только дети, но ноты. И когда ноты при умелом замысле автора начинают взаимодействовать, то получается красивая мелодия. Давайте вспомним веселую мелодию и песенку, которую мы разучили на прошлом занятии.

Но сначала подготовим наши органы речи, наш артикуляционный аппарат к работе (упражнения: покусывание языка, губ, воздушный шар, лай маленькой и большой собаки, открытие двери, катание с горки на звуки: а, у, о…)

_____________________________


Предлагаю вам просмотреть веселую презентацию «У друзей нет выходных», песенку которой

написала Т.Г. Залужная, известная под псевдонимом Любаша, с которой мы познакомились на предыдущем занятии.


А теперь давайте споем эту песню сами без поддержки Барбариков!



______________________________

«Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
это слово? Значит что оно?»


Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок, поэты сочинили множество стихов, композиторы сложили из них песни.

Многие из них звучат в кино и мультфильмах. А какие еще песни о дружбе вы помните?













Когда вы рассказываете на уроках стихи, учитель просит рассказать его с правильной интонацией

И вы стараетесь декламировать их красиво, выбирая правильный темп, тембр голоса, чередуете ритм, то быстрый, то медленный, передаете слушателям своё настроение. Всё это вместе создает интонацию. И с помощью интонации передается радость, переживание и другие чувства.

Давайте я прочитаю вам стихотворение!



Красивое стихотворение про какой-то неведомый нам, цветок.

А если добавить немного информации и вспомнить, а где же вы ранее уже слышали про такой цветок?

Ну, конечно же, в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

А если композитор добавит к словам еще и музыку, то образ цветка приобретает мелодичную окраску и звучание.

Наряду с этим образом всплывают и другие образы из сказки.

Какие? Вспомните!

Правильно, это – девочка, которая поняла в конце концов, что делать добро, это -величайшее благо. И благодаря этому она нашла себе друга. Я думаю, что многие из вас тоже поступили бы так.

Так и здесь, в лагере, благодаря нашим добрым поступкам мы можем обрести себе новых друзей.


Давайте послушаем, как оживает стихотворение, если к нему присоединяется мелодия.



А вы знаете, что понятие «интонация» существует не только на уроках литературы, в музыке оно также есть. И это понятие – одно из главных средств музыкальной выразительности. Посмотрите на наш «цветик – семицветик »! Здесь обозначены средства музыкальной выразительности, с которыми вы уже знакомы. Именно с помощью них композитор создаёт музыкальный образ. Давайте перечислим их и вспомним, что они означают.


Что же стоит на 1 месте?

Правильно. Именно она (мелодия) помогает жить музыке, чувствовать и дышать. А еще что за лепестки на нашем цветике?




















__________________________


Теперь попробуем спеть 1-й куплет песни, используя эти средства музыкальной выразительности! Есть ли желающие исполнить куплет песни соло? А все остальные ребята все вместе подхватят припев песни.

Проговариваем слова! И правильно произносим звуки!


Теперь поем все вместе.


_____________________________

Молодцы! Вот такая лирическая, интересная, красивая песня. А вы запомнили, какие средства музыкальной выразительности мы сегодня воспользовались, чтобы наша песня стала звучной, мелодичной и интересной?

Какие эмоции вы сегодня получили, познакомившись с такой красивой песней?

Что вам больше всего запомнилось на занятии, какие чувства вы испытываете после знакомства с новой песней?


И в завершении предлагаю на своих листочках с текстом песни нарисовать смайлик настроения на окончание занятия.


Занятие окончено, до свидания!


















Распевание







______________

Дети слушают песню и подпевают.





Дети поют песенку под сопровождение музыки



______________

Дети высказывают своё понимание слова ДРУЖБА







Дети перечисляют песенки из известных мультфильмов:

«Если с другом вышел в путь»,

«Ну а дружба начинается с улыбки»,

«Песенка кота Леопольда»,

«Вместе весело шагать по просторам» и др.













Дети слушают текст

















Дети вспоминают персонажей сказки (девочка с цветком и мальчик-инвалид, как дружба помогла ему стать здоровым)







Дети слушают песню с опорой на музыкальный клип
















Дети отвечают:

Мелодия

Дети дают ответы с опорой на рисунок:

Тембр–окраска звука

Лад – создаёт настроение

Регистр – высота звука

Динамика – сила звука

Темп – скорость движения

Ритм – чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения

______________






Желающий исполнить соло поёт 1 куплет песни. Остальные подхватывают припев



________


Дети отвечают:

мелодия, тембр,

лад, регистр,

динамика, ритм, темп.


Радость, доброжелательность.


Музыка помогает дружить



Дети поднимают свои смайлики

























____________

Приложение 1 Презентация

PowerPoint

«У друзей нет выходных»









____________





































Приложение 2

Текст песни «Лети, лепесток!»





























Приложение 3

Видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!»,




















Приложение 4

Рисунок «Что такое интонация»




















____________







Аудио файл в форматеMP3 «Лети, лепесток!»





__________

Организовать свое рабочее место. Введение в занятие






















________________

Эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.







________________

Участие в учебном диалоге









Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами























Выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.























Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за жизнью человека
















Участие в познавательной деятельности























________________

Взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой











________________


Оценка – выделение  и осознание детьми того,  что уже усвоено и что еще предстоит усвоить



Организационное обеспечение:

1. Аудио файл в формате MP3 (минус)

«У друзей нет выходных», https://zaycev.net/pages/10006/1000643.shtml

2. Аудио файл в формате MP3 «Лети, лепесток!» (минус),

https://x-minus.me/track/9565/лети-лепесток

3. Видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!»,

https://www.youtube.com/watch?v=qD9T3Y6qBbI

4. eduidea.rufile/document/1702

5. Презентация PowerPoint «У друзей нет выходных», автор Ежова В.И.

6. Рисунок-схема «Что такое интонация», автор Ежова В.И.

7. Текст песни «Лети, лепесток!», муз. К. Костин - сл. И. Григорьева





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.