«В крепкой дружбе наша сила» (разработка музыкального занятия в летнем лагере)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань»
Организация летнего отдыха обучающихся
«В крепкой дружбе наша сила»
(разработка музыкального занятия
в летнем лагере)
Автор: Ежова Валентина Ивановна
Юрюзань 2021
Актуальность
Лагерь - это особое времяпровождение в жизни ребенка. Это время фантазий, таинственности и приключений. Это то время, которое запоминается надолго. Это то время романтики, при воспоминании о котором, на лице появляется улыбка. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, период свободного общения детей в новом коллективе.
Каждому педагогу-воспитателю хотелось бы видеть свой отряд дружным и сплоченным. Занятия, проводимые с детьми должны быть направлены в том числе и на сплочение детского коллектива, особенно занятия эстетического цикла, ведущим из которых является музыка. То, как музыка помогает человеку справиться с трудными жизненными ситуациями, вряд ли сопоставимо с каким-либо другим воздействием внешних факторов. Музыка способна создать и поддержать нужное настроение. Она помогает расслабиться, а может наоборот зарядить энергией.
Я считаю, что музыкальные занятия в лагере – это уникальный метод знакомства с миром прекрасного, позволяющий детям быстро включиться в процесс познания и сохранить хорошее эмоциональное настроение на весь день. Музыка - это необыкновенный вид искусства, способствующий сплоченности коллектива, позволяющий становлению тесных доброжелательных отношений.
Данное музыкальное занятие – это второе занятие в цикле занятий про дружбу, взаимопонимание и сплочение коллектива.
Педагогическая целесообразность
Хотя отряды и сформированы по возрастной категории, тем не менее это разные дети, большей частью незнакомые друг с другом, а если и знакомые, то попавшие в иную, отличную от школы, обстановку. Поэтому темой цикла занятий я взяла дружбу. Внимание детей младшего школьного возраста зачастую бывает рассеяно, поэтому большего эффекта можно ожидать, если использовать различные методы и приёмы на занятии: хоровое пение, демонстрация слайдов на мультимедийной установке, видеометод.
Метапредметный подход и участие в учебном диалоге помогают направить работу детей на формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости и надпредметных компетентностей (умения анализировать, выявлять соответствия, обобщать, видеть жизненную значимость приобретенных знаний) и достигнуть главного результата – вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.
Научность, доступность, темп занятия стимулируют познавательную активность учащихся.
Цель занятия - раскрытие преобразующей силы музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающим людям, на нравственные и эстетические идеалы.
Задачи
- показать детям изобразительные возможности музыки, познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими понятие «дружба»;
- побуждать детей к размышлениям о музыке, настраивать на эмоциональное восприятие на примере детских песен о дружбе;
- выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности
Планируемые образовательные результаты.
Образовательная цель:
- вооружить детей системой музыкальных знаний, умений и навыков;
- показать, как своими средствами выразительности музыка объединяет людей.
Метапредметные: выполнять задания по инструкции учителя по заданным правилам; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; выражать эмоционально – ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.
Предметные: правильно определять музыкальные средства выразительности (лад, тембр, динамика, ритм, темп); формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Содержание и методическая сторона занятия
Выбор темы занятия определился требованием сложившейся обстановке в коллективе. Разные дети, попавшие в иную от школьных занятий среду, должны были научиться взаимодействовать и научиться дружить.
Целью моего занятия состоит в том, чтобы раскрыть преобразующую силу музыки и её влияние на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающим людям, на нравственные и эстетические идеалы.
Для комплексного решения поставленных задач я выбрала рациональную структуру и форму проведения урока.
В течение всего урока должны чередоваться различные виды деятельности:
слушание, исполнение песен, беседа, фронтальный и индивидуальный опрос. В этом мне поможет наглядно-демонстрационный материал:
видео аппаратура для просмотра видео материала, рисунок-схема для усвоения новых музыкальных терминов.
Смена видов деятельности, а так же доступность материала поспособствуют поддержке познавательного интереса в течение всего занятия.
На третьем этапе занятия рекомендую использовать метод осознания личностного смысла. Когда речь пойдет о девочке, которая истратила свой последний лепесток, чтобы помочь мальчику-инвалиду, то считаю нужным, чтобы подумали, а как бы они поступили в данной ситуации. В этот момент я уверена, что каждый ребенок задумался бы над этим и попытался бы заглянуть в свою душу.
При подаче нового материала я предлагаю использовать визуальный метод с опорой на рисунок-схему, что облегчит детям усвоение новых музыкальных терминов и они сами смогут формулировать понятия.
Основные термины, понятия: интонация, тембр, ритм, лад, регистр, динамика
Оборудование: компьютер, проектор, экран, CD-проигрыватель.
ПО: Windows XP, Office 2007, Презентация Microsoft Office PowerPoint; программы пакета MS Office.
Материал для урока:
Презентация PowerPoint «У друзей нет выходных»,
аудио файл в форматеMP3 «У друзей нет выходных»,
видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!»,
аудио файл в форматеMP3 «Лети, лепесток!»,
текст песни «Лети, лепесток!»,
рисунок-схема «Что такое интонация»
План занятия
Этапы занятия | Ход занятия | Общее время занятия 45 мин | УУД |
1. Организационный момент – актуализация знаний Подготовка артикуляционного аппарата к работе ________________________ 2. Повторение материала Слушание – пение _________________________ 3. Изучение нового материала. Знакомство с интонацией. ________________________ 4. Знакомство с новой песней 5. Организация исполнительской деятельности Разучивание по фразам ________________________ 6. Рефлексия | Упражнения: покусывание языка, губ, воздушный шар, лай маленькой и большой собаки, открытие двери, катание с горки на звуки: а, у, о…) _____________________________ Презентация PowerPoint Песня Т.Г. Залужной «У друзей нет выходных» Исполнение песни под аудио файл в форматеMP3 ________________________ Тема - «интонация» Тембр–окраска звука Лад – создаёт настроение Регистр – высота звука Динамика – сила звука Темп – скорость движения Ритм – чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения _____________________________ Видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!» (муз. К. Костин – слова И. Григорьева) Исполнение песни под аудио файл в формате MP3 _____________________________ Какие эмоции вы сегодня получили, познакомившись с такой красивой песней? Что вам больше всего запомнилось на занятии, какие чувства вы испытываете после знакомства с новой песней? | 3-4 мин ____________ 6 мин __________ 10 мин ___________ 4 мин 15-18 мин ______________ 3 мин | Организовать свое рабочее место. Введение в занятие ________________ Эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения. ________________ Участие в учебном диалоге Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами _______________________ Выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей. _____________ Оценка - выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Взаимодействие учителя и детей |
Ход занятия
Этап занятия | Действия педагога | Деятельность детей | Музыкальный материал | УУД (конкретно) |
1. Организационный момент – актуализация знаний ____________ 2. Повторение материала Слушание – пение ____________ 3. Изучение нового материала. Знакомство с интонацией. 4. Знакомство с песней ___________ 5. Организация исполнительской деятельности Разучивание по фразам ____________ 6. Рефлексия | Здравствуйте дети! Сегодня на музыкальном занятии мы вновь поговорим о дружбе. Мы будем говорить о ней не только словесно, но и посредством музыки. На прошлом занятии мы с вами уже начали разговор о дружбе в коллективе и даже пришли к выводу, что дружить умеют не только дети, но ноты. И когда ноты при умелом замысле автора начинают взаимодействовать, то получается красивая мелодия. Давайте вспомним веселую мелодию и песенку, которую мы разучили на прошлом занятии. Но сначала подготовим наши органы речи, наш артикуляционный аппарат к работе (упражнения: покусывание языка, губ, воздушный шар, лай маленькой и большой собаки, открытие двери, катание с горки на звуки: а, у, о…) _____________________________ Предлагаю вам просмотреть веселую презентацию «У друзей нет выходных», песенку которой написала Т.Г. Залужная, известная под псевдонимом Любаша, с которой мы познакомились на предыдущем занятии. А теперь давайте споем эту песню сами без поддержки Барбариков! ______________________________ «Что такое дружба? Каждый знает. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок, поэты сочинили множество стихов, композиторы сложили из них песни. Многие из них звучат в кино и мультфильмах. А какие еще песни о дружбе вы помните? Когда вы рассказываете на уроках стихи, учитель просит рассказать его с правильной интонацией И вы стараетесь декламировать их красиво, выбирая правильный темп, тембр голоса, чередуете ритм, то быстрый, то медленный, передаете слушателям своё настроение. Всё это вместе создает интонацию. И с помощью интонации передается радость, переживание и другие чувства. Давайте я прочитаю вам стихотворение! Красивое стихотворение про какой-то неведомый нам, цветок. А если добавить немного информации и вспомнить, а где же вы ранее уже слышали про такой цветок? Ну, конечно же, в сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А если композитор добавит к словам еще и музыку, то образ цветка приобретает мелодичную окраску и звучание. Наряду с этим образом всплывают и другие образы из сказки. Какие? Вспомните! Правильно, это – девочка, которая поняла в конце концов, что делать добро, это -величайшее благо. И благодаря этому она нашла себе друга. Я думаю, что многие из вас тоже поступили бы так. Так и здесь, в лагере, благодаря нашим добрым поступкам мы можем обрести себе новых друзей. Давайте послушаем, как оживает стихотворение, если к нему присоединяется мелодия. А вы знаете, что понятие «интонация» существует не только на уроках литературы, в музыке оно также есть. И это понятие – одно из главных средств музыкальной выразительности. Посмотрите на наш «цветик – семицветик »! Здесь обозначены средства музыкальной выразительности, с которыми вы уже знакомы. Именно с помощью них композитор создаёт музыкальный образ. Давайте перечислим их и вспомним, что они означают. Что же стоит на 1 месте? Правильно. Именно она (мелодия) помогает жить музыке, чувствовать и дышать. А еще что за лепестки на нашем цветике? __________________________ Теперь попробуем спеть 1-й куплет песни, используя эти средства музыкальной выразительности! Есть ли желающие исполнить куплет песни соло? А все остальные ребята все вместе подхватят припев песни. Проговариваем слова! И правильно произносим звуки! Теперь поем все вместе. _____________________________ Молодцы! Вот такая лирическая, интересная, красивая песня. А вы запомнили, какие средства музыкальной выразительности мы сегодня воспользовались, чтобы наша песня стала звучной, мелодичной и интересной? Какие эмоции вы сегодня получили, познакомившись с такой красивой песней? Что вам больше всего запомнилось на занятии, какие чувства вы испытываете после знакомства с новой песней? И в завершении предлагаю на своих листочках с текстом песни нарисовать смайлик настроения на окончание занятия. Занятие окончено, до свидания! | Распевание ______________ Дети слушают песню и подпевают. Дети поют песенку под сопровождение музыки ______________ Дети высказывают своё понимание слова ДРУЖБА Дети перечисляют песенки из известных мультфильмов: «Если с другом вышел в путь», «Ну а дружба начинается с улыбки», «Песенка кота Леопольда», «Вместе весело шагать по просторам» и др. Дети слушают текст Дети вспоминают персонажей сказки (девочка с цветком и мальчик-инвалид, как дружба помогла ему стать здоровым) Дети слушают песню с опорой на музыкальный клип Дети отвечают: Мелодия Дети дают ответы с опорой на рисунок: Тембр–окраска звука Лад – создаёт настроение Регистр – высота звука Динамика – сила звука Темп – скорость движения Ритм – чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения ______________ Желающий исполнить соло поёт 1 куплет песни. Остальные подхватывают припев ________ Дети отвечают: мелодия, тембр, лад, регистр, динамика, ритм, темп. Радость, доброжелательность. Музыка помогает дружить Дети поднимают свои смайлики | ____________ Приложение 1 Презентация PowerPoint «У друзей нет выходных» ____________ Приложение 2 Текст песни «Лети, лепесток!» Приложение 3 Видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!», Приложение 4 Рисунок «Что такое интонация» ____________ Аудио файл в форматеMP3 «Лети, лепесток!» __________ | Организовать свое рабочее место. Введение в занятие ________________ Эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения. ________________ Участие в учебном диалоге Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами Выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей. Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за жизнью человека Участие в познавательной деятельности ________________ Взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой ________________ Оценка – выделение и осознание детьми того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить |
Организационное обеспечение:
1. Аудио файл в формате MP3 (минус)
«У друзей нет выходных», https://zaycev.net/pages/10006/1000643.shtml
2. Аудио файл в формате MP3 «Лети, лепесток!» (минус),
https://x-minus.me/track/9565/лети-лепесток
3. Видео файл в формате MP4 «Лети, лепесток!»,
https://www.youtube.com/watch?v=qD9T3Y6qBbI
4. eduidea.ru›file/document/1702
5. Презентация PowerPoint «У друзей нет выходных», автор Ежова В.И.
6. Рисунок-схема «Что такое интонация», автор Ежова В.И.
7. Текст песни «Лети, лепесток!», муз. К. Костин - сл. И. Григорьева