Урок 90 (с. 90 - 91)
Тема |
В. Крупин. Первый букварь |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Осознанно и выразительно читают познавательный текст; осуществляют поиск информации в тексте и на основе иллюстрации; знакомятся со старинной азбукой; создают свою азбуку |
Личностные результаты |
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте и иллюстрации; логические – осуществляют сравнение названий русских букв и старинных. Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию |
Основное содержание темы, понятия и термины |
В. Крупин «Первый букварь». Иван Федоров «Алфавит» |
Образовательные ресурсы |
Портрет В. Крупина. Иллюстрации с изображением Ивана Федорова, первого букваря. http://festival.1september.ru:8081/articles/519691/ |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|||||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. – Мы будем на уроке думать? – А может, будем спать? – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||
|
– Друг другу будем помогать? – Проверим готовность к уроку |
||||||||
II. Актуализация опорных знаний. 1. Игра «Угадай слово» |
Фронтальная. Словесный. Игра |
На доске написаны буквы: о, у, е, б, ч, н, и, е а, о, е, г, р, м, т на страницах книги. – Соедините последовательно гласные и согласные и отгадайте название урока |
Составляют слова из букв, читают Обучение грамоте на страницах книги |
Осуществляют словообразование путем последовательного соединения гласных и согласных букв |
Фронтальный. Игра, устные ответы |
||||
2. Азбука и алфавит. Беседа
|
Фронтальная. Словесный. Беседа, рассказ учителя |
– Как называется ваша первая учебная книга? – Попробуйте объяснить, почему её так назвали – «азбука»? – Прочитайте, как назывались буквы А и Б. – Из этих названий и получилось слово «азбука». – А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова- близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название |
– Азбука. – Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. – Аз, Буки. |
Воспроизводят по памяти информацию, полученную ранее, правильно формулируют ответы. Воспринимают на слух новую информацию |
Фронтальный. Устные ответы |
||||
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Сегодня мы узнаем, каким был первый букварь и кто его написал и напечатал Слайд 5 - 15 |
Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно, веселее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились Ниже опустились. Покружились, повертелись Покружились, повертелись |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Чтение рассказа В. Крупина «Первый букварь» учителем. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 90–91) |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Чтение учителем, беседа, работа с иллюстрацией |
Кто написал и напечатал первый букварь? – Как называют Ивана Федорова? – Чем заканчивался первый букварь? – О чем говорит первая заповедь из букваря? |
Слушают рассказ, рассматривают иллюстрации с изображением Ивана Федорова. Отвечают на вопросы |
Слушают текст в чтении учителя. На слух определяют известную и неизвестную информацию. Извлекают из иллюстрации новую информацию |
Фронтальный. Устные ответы |
||||
2. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 90–91) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение |
– Прочитайте рассказ «цепочкой» |
Читают |
Осознанно читают целыми словами, соблюдая интонацию и знаки препинания |
Фронтальный. Чтение |
||||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Буквы современного и древнерусского алфавита (учебник, с. 90–91) |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа |
– Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавита |
Читают старинную азбуку |
Соотносят название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивают название русских букв и старинных, делают выводы |
Фронтальный. Устные ответы |
||||
2. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях |
Групповая. Словесный, проблемный. Беседа |
– Прочитайте запись на доске. «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори». – Как вы понимаете эти слова? – Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык |
Читают запись на доске. – «Не ленитесь, усердно читайте, слушайте внимательно учителя, сами делайте «открытия», творчески подходите к заданиям» |
Осуществляют чтение фразы с доски. Переводят пожелание из первого букваря на современный язык. Высказывают свое мнение и отношение к пожеланию |
Групповой. Чтение, устные ответы |
||||
3. Творческая работа. Создание собственной Азбуки |
Групповая Практический. Творческое задание |
– Создайте свою азбуку. Придумайте слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита. – Придумайте рассказ о своей азбуке (кто её автор, в каком издательстве издана, какие рассказы читали, о чем интересном узнали) |
Выполняют задание под контролем учителя |
Учатся работать самостоятельно. Проектируют творческое задание. Представляют выполненную работу одноклассникам, оценивают работы товарищей, обсуждают, что понравилось, над чем следует поработать |
Индивидуальный. Творческая работа «Азбука» |
||||
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Анализируют и оценивают работу на уроке |
Фронтальный. Устные ответы |