Программа внеурочной деятельности на тему «В мире профессий» (2–3 классы)

2
0
Материал опубликован 6 April

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Чёрный Ключ муниципального района Клявлинский Самарской области

 

 

Проверено Утверждено приказом № 52/6 – од

Заместитель директора по ВР Директор ______________/Ильина В.В

_ ____________/Семенова Т.И./

«30» августа 2023 г. «30» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире профессий»

 

 

ФИО педагогического работника,

разработавшего и реализующего рабочую программу по курсу внеурочной деятельности:

Семенова Т.И.

Должность: учитель начальных классов Квалификационная категория: высшая

 

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Руководитель МО ____ /Львова В.Ф./

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Программа курса внеурочной деятельности для 2 - 4 классов «В мире профессий» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования ГБОУ СОШ с.Чёрный Ключ, на основе программы авторского курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях ребёнка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом.

Профориентационное воспитание в начальной школе это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста.

Рабочая программа курса «В мире профессии» реализует направление социальное во внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования.

Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда.

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Курс занятий построен таким образом, что предоставляет обучающимся возможность тренировать различные виды своих способностей.

В данной программе игровая мотивация превалирует, перерастая в учебную. Ребёнок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.

Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию рабочей программы курса «В мире профессии» во 2-4 классах отводится по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 102 часа.

 

Актуальность

21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идет о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно воспитательном процессе. В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профориентации старших школьников.Однако в наш стремительный век, когда бурно изменятся экономика, актуальной становится целенаправленная работа по профессиональной ориентации уже с воспитанниками младших классов.

Особенность работы по профессиональной ориентации не заключают в подведении детей к выбору профессии.Главное - это развитие внутренних психологических ресурсов ребенка.

В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно расширить представление о различных профессиях.

 

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

 

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

 

Воспитательные: - воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; - расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

Личностные результаты:

 

У ученика будут сформированы:

- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные:

Ученик научится:

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

 

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

 

Познавательные:

Ученик научится:

- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

 

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

 

Коммуникативные:

Ученик научится:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

 

Ученик получит возможность научиться:

-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела;

- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации)

 

 

 

Формы работы

 

Классные часы и беседы о профессиях.

Тренинговые и тематические занятия.

Конкурсы рисунков.

Экскурсии.

Игры-викторины.

Встречи с людьми разных профессий.

Описание профессий.

Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.

Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.

Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

Реклама профессий.

Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии

Творческая работа.

Практикум. Мастер-классы

 

Методы и приемы профориентации в начальной школе

 

Основные методы и приемы профориентации младших школьников:

Во 2 классе идет знакомство учеников с трудом людей, углубляется их знание о разных профессиях,

устанавливается трудовые отношения в группах. Второклассники осваивают различные трудовые навыки и умения. В этот период педагогу очень важно провести беседу с учениками на темы «Кем работает папа», «Кем работает мама». Рассмотреть аспекты работы таких профессий как повар, портной, врач, водитель, т.е. тех профессий, с которыми мы сталкиваемся каждый день. По возможности, показывать документальные фильмы на данную тему. Очень важно на данном этапе приобщить школьников к трудовой деятельности школьном дворе . В 3-4 классах продолжается знакомство школьников с трудом окружающих людей. На этом периоде у учащихся вырабатываются первые навыки организации своего труда и чувство ответственности за проделанную ими работу. Это подходящее время для знакомства с более «сложными» профессиями, с которыми ученики не сталкиваются каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. каждодневно – слесарь, токарь, маляр, плотник. Для более подробного представления данных профессий педагог может сводить учеников в школьную мастерскую. Важно так же организовать внеклассные тематические уроки, главными гостями которых будут люди той или иной профессии. Они смогут более подробно рассказать о своей профессии и ответить на вопросы учеников..

Формирование установок на разнообразие профессий и понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся что-то сотворить своими руками. Информационная поддержка в виде викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа - это следующий ресурс, который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессиями – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии.

 

Основные направления рабочей программы курса для начальной школы (2-4 классы)

«В мире профессий»

 

Модуль I - «Путешествие в мир профессий»- 2 класс.

Цель: расширение представлений детей о мире профессий путем формирования элементарных знаний о профессиях через игру.

 

Модуль II - «У меня растут года…» - 3 класс.

Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.

 

Модуль III - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.

Цель: формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

 

 

Содержание рабочей программы

 

Модуль I «Путешествие в мир профессий» (34 часа)

 

Мастерская удивительных профессий (2ч.). Дидактическая игра.Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека.

 

Разные дома (2ч.). Практическое занятие. Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Итог, награждение.

 

Дачный домик (2ч.). Практическое занятие. Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.

 

Моя профессия (2ч.). Игра-викторина. Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Итог.

 

Профессия «Врач» (3ч.). Дидактическая игра. «Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.

 

Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.

 

Доктор «Айболит»(2ч.). Игра «Кто нас лечит». Экскурсия в ФАП .Местонахождение ФАПа. Знакомство с основным оборудованием фельдшера. Для чего нужны лекарства.

 

Профессии в школе. (2 ч)Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто?

 

«Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра. Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.

 

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры.Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови».

Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.

 

Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.

 

Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра.

Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.

 

Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.

Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.

 

Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто работает в кондитерской?

 

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.

Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.

Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.

 

«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2ч.). Игры.

Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови».Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.

 

Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.

 

Профессия «Строитель»(2ч.). Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер.

 

Строительный поединок (2ч.). Игра-соревнование.

Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.

 

Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто работает в кондитерской?

 

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.

Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». Итог.

 

Модуль II «У меня растут года…» (34 часа)

 

Что такое профессия (2ч.). Игровая программа. Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами (например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).

 

У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.

 

Истоки трудолюбия (2ч.). Игровой час.

Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».

 

Домашний помощник (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».

 

Мир профессий (2ч.). Викторина. Разминка. Конкурс «Профсловарь». Вопросы о профессиях. Загадки о профессиях. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Итог, награждение лучших игроков.

 

Угадай профессию (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.

 

Какие бывают профессии (2ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.

 

Куда уходят поезда (2ч.). Занятие с элементами игры. Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.

 

Моя профессия (2ч). КВН.

Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.

 

Наши друзья - книги (2ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую библиотеку.

Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).

 

Откуда сахар пришел (2ч.). Беседа.

Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита).

 

«Турнир профессионалов» (2ч.). Конкурс-игра.

Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б- бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.

 

Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Устный журнал.

Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?») Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра. Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».

 

Стройка (2ч.). Экскурсия.

Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.

 

Операция «Трудовой десант» (1ч.). Практикум.

Вводное слово. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.

 

Уход за цветами (2ч.). Практика.

 

Кулинарный поединок (2ч.). Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара». Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд.

 

 

 

Модуль III «Труд в почете любой, мир профессий большой» (34 часа)

 

Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч.). Классный час, презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Подведение итогов.

 

По дорогам идут машины (2ч.). Беседа-тренинг.

История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра - драматизация «Улица».

 

Все работы хороши (2ч.). Игра-конкурс.

Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.

 

О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.

Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации:«Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «магазин».

 

О профессии библиотекаря (2ч.). Беседа с элементами игры.

Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация:«Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.

 

Праздник в Городе Мастеров (2ч.). КВН.

Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс: «Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс: «Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.

 

Работники издательства типографии (2ч.). Сюжетно-ролевая игра.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст). Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники» (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты.

 

Как проходят вести (2ч.). Экскурсия на почту.

Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.

 

Веселые мастерские (2ч.). Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.

 

Путешествие в Город Мастеров (2ч.). Профориентационная игра.

Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер (человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - Самоделкин, Железный Дровосек.

 

Строительные специальности (2ч.). Практикум.

Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания?

 

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2ч.). Игровой вечер.

Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с подушками». Итог.

 

Знакомство с профессиями прошлого (2ч.). Конкурс - праздник.

Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.

 

«Человек трудом прекрасен» (2ч.). Игра-соревнование.

«Умеешь сам - научи другого» (2ч.). Практикум.

«Чей участок лучше?» (2ч.). Практикум.

«Кулинарный поединок» (2ч.). Практикум.

 

 

Учебно-тематический план, 2 класс (34 часа)

 

Наименование разделов программы

Всего

часов

В том числе

Теоретические

Практические

Модуль I «Путешествие в мир профессий»

1

Мастерская удивительных

Профессий «Все работы хороши»

2

2

 

2

Исследование «Многообразие рабочих профессий»

2

 

2

3

«Разные дома»

2

1

1

4

«Дачный домик»

2

1

1

5

«Моя профессия»

2

1

1

6

«Профессия «Врач»

2

1

1

7

«Больница»

2

1

1

8

Доктор «Айболит»

2

 

2

9

«Кто нас лечит»

1

 

1

10

Профессии школы

2

1

1

11

«Парикмахерская»

3

1

2

12

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

2

1

1

13

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

2

1

1

14

Профессия «Строитель»

2

1

1

15

Строительный поединок

2

 

2

16

Профессия «художник»

3

1

2

17

«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»

1

1

 

 

ИТОГО

34

14

20

 

 

Учебно-тематический план,3 класс (34 часа)

 

Наименование разделов программы

Всего

часов

В том числе

Теоретические

Практические

Модуль II «У меня растут года…»

1

«Что такое профессия»

2

2

 

2

«У кого мастерок, у кого молоток»

2

1

1

3

«Истоки трудолюбия»

2

1

1

4

«Домашний помощник»

2

1

1

5

«Мир профессии»

2

1

1

6

«Угадай профессии»

2

 

2

7

«Какие бывают профессии»

2

1

1

8

«Куда уходят поезда»

2

1

1

9

«Моя профессия»

2

1

1

10

«Наши друзья- книги»

1

 

1

11

«Откуда сахар пришел»

2

1

1

12

«Турнир профессионалов»

2

 

2

13

«Все профессии нужны, все

профессии важны»

3

1

2

14

«Строим дом»

2

 

2

15

Операция «Трудовой десант»

2

 

2

16

«Уход за цветами»

2

1

1

17

«Кулинарный поединок»

2

 

2

 

ИТОГО

34

12

22

 

 

Учебно-тематический план, 4 класс (34 часа)

 

Наименование разделов программы

Всего

часов

В том числе

Теоретические

Практические

Модуль III «Труд в почете любой, мир профессий большой»

1

«Любое дело моё счастье в будущем»

2

1

1

2

«По дорогам идут машины»

2

1

1

3

«Все работы хороши»

2

1

1

4

«О профессии продавца»

2

1

1

5

«О профессии библиотекаря»

2

1

1

6

«Праздник в городе Мастеров»

2

 

2

7

«Работники издательства и типографии»

2

1

1

8

«Как приходят вести»

2

2

 

9

«Веселые мастерские»

2

1

1

10

«Путешествие в Город Мастеров»

2

 

2

11

«Строительные специальности»

2

1

1

12

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

2

 

2

13

«Знакомство с промышленными профессиями»

2

1

1

14

«Человек трудом красен»

2

1

1

15

«Успеешь сам - научи другого»

2

1

1

16

«Чей участок лучше»

2

 

2

17

«Кулинарный поединок»

2

 

2

 

ИТОГО

34

13

21

 

 

 

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

Модуль I «Путешествие в мир профессий» (34 часа)

 

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Дата проведения

ЭОР

1-2

Мастерская удивительных профессий «Все работы хороши»

2

Занятие с элементами игры

 

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

3-4

Исследование «Многообразие рабочих профессий»

2

Занятие с элементами исследования

 

 

5-6

«Разные дома»

2

Конструирование

 

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

7-8

«Дачный домик»

2

Аппликация

 

apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/

9-10-

11

«Моя профессия»

2

Игра-викторина

 

school-collection.edu.ru/collection/

12 -13

«Профессия «Врач»

3

Занятие с элементами игры, приглашение врача

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

14-15

«Больница»

2

Сюжетно-ролевая игра

 

https://navigatum.ru/vmp/

16-17

Доктор «Айболит»

2

Сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильма

 

https://www.youtube.com/watch?v=576H5Fl94XA

18-19

«Кто нас лечит»

2

Экскурсия в медицинский пункт

 

 

20-21-

22

Профессия – учитель

2

Сюжетно-ролевая игра

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

23-24

 

«Парикмахерская»

3

Сюжетно-ролевая игра

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

25-26

«Все работы хороши

выбирай на вкус!»

2

Сюжетно-ролевая игра

 

 

 

27-28

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

2

Работа с текстами, инсценировка

 

 

29-30

Профессия «Строитель»

2

Дидактическая игра

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

31-32

Строительный поединок

2

Игра-соревнование

 

 

33-34

Профессия «художник»

2

Экскурсия. Мастер-классы.

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

 

 

 

Календарно-тематическое планирование, 3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Дата

проведения

ЭОР

1-2

«Что такое профессия»

2

игровые программы, проект

 

https://yandex.ru/video/preview/7940831807521027734

3-4

«У кого мастерок, у кого молоток»

2

беседа с элементами игры, конкурс

 

 

5-6

«Истоки трудолюбия»

2

игровой час

 

 

7-8

«Домашний помощник»

2

игра-конкурс, сочинение

 

 

9-10

«Мир профессии»

2

Викторина, ролевая игра

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.htmlhttps://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

11-

12

«Угадай профессии»

2

занятие с элементами игры

 

 

13-

14

«Какие бывают профессии»

2

занятие с элементами игры

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

15-

16

«Куда уходят поезда»

2

занятие с элементами игры

 

 

17-

18

«Моя профессия»

2

КВН, проект

 

 

19-

20

«Наши друзья- книги»

1

Экскурсия в библиотеку

 

 

20-21

«Откуда сахар пришел»

2

Презентация, беседа

 

https://yandex.ru/video/preview/4547562155258429543

22-23

«Турнир профессионалов»

2

конкурс-игра

 

 

24-25-

26

«Все профессии нужны, все профессии важны»

3

Устный журнал

 

https://yandex.ru/video/preview/15558927078189201961

26-

28

«Строим дом»

2

Экскурсия, конструирование

 

 

29-30

Операция « Трудовой десант»

2

практикум

 

 

31-

32

«Уход за цветами»

2

практикум

 

 

33-

34

«Кулинарный поединок»

2

конкурс-игра

 

 

 

Календарно-тематическое планирование, 4 класс

 

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Дата

проведения

ЭОР

1-2

«Любое дело - моё счастье в будущем»

2

классный час, презентация, работа в группах

 

 

3-4

«По дорогам идут

машины»

2

беседы - тренинг

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

5-6

«Все работы хороши»

2

игра-конкурс

 

 

7-8

«О профессии продавца»

2

беседа-тренинг

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

9-10

«О профессии

библиотекаря»

2

беседа с элементами игры

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

11-

12

«Праздник в городе Мастеров»

2

КВН

 

 

13-

14

«Работники

издательства и типографии»

2

Экскурсия в типографию, ролевая игра

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

15-

16

«Как приходят вести»

2

Экскурсия на почту

 

https://yandex.ru/video/preview/9233511190201198964

17-

18

«Веселые мастерские»

2

Игра - состязание

 

 

19-

20

«Путешествие в Город Мастеров»

2

профориентации - игра

 

 

21-

22

«Строительные специальности»

2

Практикум, защита проекта

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

23-

«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй»

2

Игровой вечер

 

 

25-

26

«Знакомство с промышленными профессиями»

2

Конкурс-праздник

 

https://navigatum.ru/vmp/

https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

27-

28

«Человек трудом красен»

2

Игра-соревнование

 

 

29-

30

«Успеешь сам - научи другого»

2

Практикум

 

 

31-

32

«Чей участок лучше»

2

Практикум

 

 

33-

34

«Кулинарный

поединок»

2

Практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2015

Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008

Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011

Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд.«Знание», 2009.

Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / Кемерово, 2016

Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2018

Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014

Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015

Большая детская энциклопедия «Выбор профессии».   – М.: Изд. «Просвещение», 2017

Энциклопедия «Я познаю мир».  – М.: Изд. Дрофа, 2009

Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?» Энциклопедия для малышей. – М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.