Программа внеурочной деятельности «В мире русского языка» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей с. Месягутово муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласов Утверждаю:
на заседании ШМО зам. директора по ВР директор МБОУ лицея
классных руководителей ________________ с.Месягутово
протокол № 1 Белослудцева А.А Приказ 166 - а
от 30.08.2019
_____________
Неустроев А.Л
Программа
внеурочной деятельности
«В мире русского языка»
в 8а классе
(направление общеинтеллектуальной деятельности)
Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной
деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
Программу разработала:
учитель русского языка
и литературы
высшей категории
Леонтьева Е.Г.
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности
«В мире русского языка»
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 8 а класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
Программа курса по внеурочной деятельности «В мире русского языка» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО №1897).
3. СанПин от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4.Примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Описание места программы по внеурочной деятельности
«В мире русского языка»
Программа рассчитана на 2019-2020 учебный год (1 час в неделю)
и ориентирована на учащихся 8 а класса (возраст 14-15 лет)
Вид программы: внеурочная деятельность
Уровень усвоения: общеобразовательный
Содержание программы:
Язык и речь (8 ч.)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
Единицы языка (3 ч.)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3.Текст и его основные понятия (8 ч.)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Стили речи (12ч.)
Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Система работы над текстом (4 ч.)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Составление тезисов. Аннотирование. Редактирование.
Календарно - тематическое планирование
Название темы (раздела) | Количество часов | Дата проведения занятия | | ||||||
Всего | Теория | Практика | По плану | По факту | | ||||
1 | Язык и речь. Почему человек умеет говорить. | 1 | 1 | | | | | ||
2 | Язык как знаковая система, обслуживающая сознание. Мыслительный комплекс и слово. Слово и понятие. | 1 | 1 | | | | | ||
3 | Русский язык среди других языков мира. | 1 | 1 | | | | | ||
4 | Изобразительные возможности языка. | 1 | | 1 | | | | ||
5 | Словесное произведение как результат познания мира и утверждения нравственных устоев общества | 1 | | 1 | | | | ||
6-7 | Монолог. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога. | 2 | 1 | 1 | | | | ||
8-9 | Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. | 2 | 1 | 1 | | | | ||
10 | Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. | 1 | | 1 | | | |||
11-12 | Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Как определить микротему. | 2 | | 2 | | | |||
13-14 | Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. | 2 | 1 | 1 | | | |||
15-16 | Проблема.Как средства связи предложений помогают создать текст. | 2 | 1 | 1 | | | |||
17-18 | Как составить текст, используя определенный вид связи. | 2 | | 2 | | | |||
19 | Как интонация и логическое ударение помогают завладеть вниманием слушателей. | 1 | 1 | | | | |||
20-21 | Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности. | 2 | 1 | 1 | | | |||
22 | Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. | 1 | | 1 | | | |||
23
| Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. | 1 | | 1 | | | |||
24-25 | Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля. | 2 | | 2 | | | |||
26-27 | Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. | 2 | 1 | 1 | | | |||
28-29 | Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. | 2 | 1 | 1 | | | | ||
30 | Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. | 1 | | 1 | | | | ||
31 | Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. | 1 | 1 | | | | | ||
32 | Тексты смешанного типа. | 1 | | 1 | | | | ||
33 | Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. | 1 | | 1 | | | | ||
34 | Анализ поэтического текста. | 1 | | 1 | | | | ||
35 | Подведение итогов работы. | 1 | 1 | | | | | ||
Итого | 35ч | 13ч | 22ч | | | |