Программа внеурочной деятельности в 5 классе «В мире высоких технологий»
«В мире высоких технологий»
Программа внеурочной деятельности
Участники программы: учащиеся 5 класса
Срок реализации: 1 год
Автор: Бобрешова Валентина Сергеевна,
преподаватель-организатор ОБЖ
МКОУ СОШ № 14 пос. Приэтокского
.
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире высоких технологий» имеет научно-техническую направленность и составлена на основе Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 23 августа 1996г. N127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.07.2013).
Достаточно оглядеться вокруг, чтобы понять, как много техники окружает нас в повседневной жизни. В быту, на работе и учебе, в больнице и на отдыхе мы постоянно используем большое количество электрических, механических и электронных приборов. Более того, все окружающие нас предметы и материалы, помимо объектов дикой природы, созданы с применением техники. Приоритетами государственной политики в сфере образования сегодня становится развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
Процесс познания окружающего мира для любого ребенка начинается с личных открытий. «Почему солнце – это звезда?», «Почему гремит гром и сверкает молния?», «Что такое мобильная связь?». Ребенок задает много вопросов и для того, чтобы помочь ему во всем разобраться, сделать процесс познания мира более эффективным, на помощь приходит наука. А чтобы сделать нашу жизнь лучше, используя достижения науки, на помощь приходит техника. Чтобы каждое новое поколение людей продолжало пользоваться научными достижениями, на помощь приходит образование, которое передает накопленный опыт следующим поколениям.
Таким образом получается, что интерес к науке и творчеству начинается с открытий и изобретений. Познавательная активность выступает в умении ученика технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать с информацией. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека.
Актуальность программы обусловлена необходимостью развития технической и инженерной мысли в сфере образования, заказом государства на технический прогресс и социальным заказом родителей на развитие интеллектуальной сферы личности ребёнка.
Цель программы: развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к научно- техническому прогрессу, понимающего необходимость умения пользоваться современными технологиями, имеющего активную гражданскую позицию.
Задачами технической направленности образования являются:
1. развитие у учащихся интереса и любознательности к различным техническим устройствам и объектам, стремления их понимать, разбираться в их конструкции и работе, желании создавать модели и макеты данных объектов.
2. воспитание у детей взаимопонимания, доброжелательности и желания доставлять своим техническим творчеством радость и удивление людям.
3. воспитание у детей усидчивости, терпения и трудолюбия;
4. формирование умения рационально распределять собственное время, составлять программы, применять полученные знания на практике.
Компетентности, формируемые в сфере технической направленности образования в подростковом возрасте:
- умение самостоятельно извлекать необходимую информацию из специальной и общетехнической литературы;
- опыт эксплуатации технических систем, способность оценивать эффективность их функционирования;
- умение самостоятельно определять неизвестные термины, анализировать и обобщать разнородную по составу информацию;
- умение самостоятельно строить несложные программы и системы, по частично разработанным схемам, формулам и чертежам.
Планируемые результаты
Программа рассчитана на учеников 5 класса и предполагает занятия в количестве 35 часов в год, то есть 1 час в неделю. В результате освоения данной программы обучающиеся должны достичь воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Основные компетенции обучающихся | ||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
| | |
- умение использовать виды технической деятельности для самостоятельных изобретений; - овладение навыками организации рабочего места; - умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических, прикладных и исследовательских задач. | - овладение навыками учебно-исследовательской и познавательной деятельности; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. | - мотивация на творчество и инновационную деятельность; - мотивация на образование и самообразование в течение всей своей жизни. |
Основные формы воспитательной работы:
- Социальные проекты.
- Коллективные творческие дела.
- Групповые дискуссии.
- Интеллектуальные игры.
- Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, соревнования.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | «Персональный компьютер и все, что с ним связано» | 7 | 5 | 2 |
2 | «Словарь научных терминов» | 7 | 5 | 2 |
3 | «Нанотехнологии» | 7 | 5 | 2 |
4 | «Современные гаджеты» | 7 | 5 | 2 |
5 | «Научные технологии и космос» | 7 | 5 | 2 |
| Итого | 35 | 25 | 10 |
Содержание программы
Персональный компьютер и все, что с ним связано
Как устроен персональный компьютер? Зачем нужны компьютерные программы? Компьютерный вирус. Как устроен Интернет? Кто такие хакеры?
Практическая работа: Просмотр видео материалов по теме. Викторина «Что я знаю про компьютер?»
Словарь научных терминов
Что такое BitTorrent? Для чего нужен блокчейн? Smart TV – что это? Что такое стриминг? Кто такие андроиды?
Практическая работа: Электронная книга. Bluetooth – беспроводная связь.
Нанотехнологии
Для чего нужны нанотехнологии? Что такое биометрия? Что такое биоинженерия? Что может генная инженерия? Что такое криотехнологии?
Практическая работа: Просмотр видео материалов о солнечных батареях. Что умеют дроны?
Современные нанопредметы
Что умеют смарт-часы? Как пишет 3D-ручка? Преимущества модульных смартфонов. Беспроводные зарядные устройства. Кто такие андроиды?
Практическая работа. Просмотр видео материалов на тему «Что может экзоскелет?». Чем хороша технология WI-FI?
Научные технологии и космос
Сказочные и фантастические истории и реальные изобретения. Что можно рассмотреть в космический телескоп? Зачем нужны искусственные спутники Земли? Что такое спутниковые системы навигации? Когда на Земле появится глобальный «космический» Интернет?
Практическая работа: Коллективное творческое дело «Ближе к звёздам». Конструирование макета звёздного неба и проведение фотосессии на фоне макета звёздного неба.
Методическое обеспечение программы
Раздел программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятий) | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Персональный компьютер и все, что с ним связано | Мозговой штурм, викторины, развивающие игры | Словесные (рассказ, беседа). Методы практического обучения (упражнения, творческие работы | иллюстрации по темам, видео, настольные игры, обучающие игры | Инвентарь к играм, компьютер, проектор | Конкурсы, презентация, соревнование |
Словарь научных терминов | Викторины, кроссворды, ребусы | Словесные (рассказ, беседа). Методы практического обучения (упражнения,творческие работы) | Презентации по темам, видео, настольные игры, развивающие игры, пазлы и др. | Инвентарь к играм, компьютер,проектор | Коллективное творческое дело |
Нанотехнологии . | Круглый стол, брейн-ринг | Показ видеороликов, презентации | Лото, кроссворд | Компьютер, проектор, конструктор «Знаток». | выставка, конкурсы, соревнования |
Современные нанопредметы | Подвижные игры, занимательные игры,мозговой штурм | Словесные (рассказ, беседа). Методы практического обучения (упражнения,творческие работы) | Иллюстрации по темам, видео настольные игры, развивающие игры, мозаики, пазлы и др. | Инвентарь к играм, Компьютер, проектор, бумага, ножницы, клей | презентация, конкурсы. |
Научные технологии и космос | Игра, викторины | Объяснение, показ презентаций, изучение энциклопедии | Книги, энциклопедия | Инвентарь к играм, Компьютер, проектор | конкурсы, соревнования,презентация |
Материально-техническая база
Бумага различного формата для индивидуального и коллективного рисования.
Фломастеры, карандаши и краски.
Ватман 10 штук
Фото и видео материалы.
Энциклопедии.
Презентации.
Используемая литература
Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений/Науч.-поп. Издание для детей. – М.: ЗАО»РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 224 с.
Энциклопедия «В мире высоких технологий». – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2020 г.
https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnicheskaya_napravlennost_v_obrazovanii/.