Тема урока: «В музыкальном театре. Балет»
Цели урока:
Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся с балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;
Развивающая: развитие умения воспринимать музыку балета. размышлять о ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать образное содержание того или иного танца;
Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной сферы, художественного, музыкального и эстетического вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.
Оборудование: телевизор , видеоплеер, магнитофон, портрет П.И. Чайковского, аудио и видео записи.
1.Организационный
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Я прошу вас тихо сесть.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок –
Интересная наука
О чудесном мире звуков.
К нотам тянется рука,
Ведь урок наш - музыка!
Сегодня урок музыки проведу у вас я, Ирина Дмитриевна Корнюшенко, учитель музыки МКОУ СОШ №1 с.Дивное. (пауза)
Мне очень хочется вместе с вами сделать очередной шаг в яркий и удивительный мир музыки. И для этого я приглашаю всех вас, куда?
Дети: В театр.
Учитель: (на слайде) Театр слово греческое, в котором соединены различные виды искусства: (на слайде) литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство.
Учитель: Театры разделяют на несколько видов, кукольный театр, драматический театр, театр теней, музыкальный театр или театр оперы и балета, где также могут проходить и концерты.
Учитель: Ребята, а кто из вас был в театре? У меня для вас есть интересное предложение – совершить поездку в Санкт-Петербург и побывать в Мариинском театре. А отправимся мы на поезде.
Учитель: Кто - нибудь из вас ездил на поезде? Кто может мне прохлопать ритм стука колес? Ребята, давайте я постучу, а вы скажете похоже или нет?
(Первый раз обычные хлопки, а затем стук колес)
Учитель: Давайте этот ритм возьмем с собой?
(Все вместе прохлопывают ритм)
Учитель: А теперь дадим звук нашему ритму (дум дэ дум дэ дум) Активно! Так хорошо!
Перед тем как поехать, поезд дает сигнал, кто покажет этот сигнал? Ну, смелее!
Дети: Ту-ту!
Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь все вместе!
Прекрасно! Когда поезд останавливается, он тоже издает звук, какой?
Дети: Ш-ш-ш-ш!
Учитель: Прекрасно! А теперь мы с вами отправимся под мелодию поезда, дум, де-дум, де-дум.
Ну что, готовы отправиться в путь? Теперь даем сигнал, потом ритм нашего поезда и конечно же остановка. Первая группа, вы отвечаете за сигнал: «Ту-ту», вторая группа за остановку «Ш-ш-ш», и все мы отвечаем за звуковой ритм поезда. Готовы?
Работа с детьми на поезде.
Учитель: Ну что ж, вот мы и на месте. Мы прибыли с вами на Театральную площадь Санкт-Петербурга, где находится Мариинский театр. А вот и афиша, для чего она нужна, ребята?
Учитель: Посмотрите, о чем ещё может рассказать нам театральная афиша?
Дети: На афише указываются названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.
Учитель: Ребята, а глядя на афиши, скажите, в какой театр мы приехали?
Дети: В Мариинский, в музыкальный театр.
Учитель: Глядя на афишу, какое произведение мы сможем с вами посмотреть?
Дети: Балет «Щелкунчик»
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Тема: «В Музыкальном театре. Балет»
Учитель: Отлично! Каждый знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приобрела билет, билеты необычные, с вопросами на тему «театр».
Работа с билетами. Проверка выполненного задания.
Учитель: Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в театр.
Учитель: Билеты у нас есть и мы можем пройти театральный подъезд, где можно купить театральную программу. Такая программа лежит у вас на столе. Сейчас мы с вами пройдем в фойе. Здесь можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра.
(Звонок) Перед началом любого спектакля или представления даются звонки. Эти звонки и для актеров, и для зрителей. Ну, надо же как-то всех собрать и дать понять, что вот оно представление начинается. Поэтому и нам надо поспешить, пройти в зрительный зал и занять свои места. Можно сесть в удобное кресло и открыть программу. Давайте посмотрим, с сюжетом какого музыкального произведения мы сегодня познакомимся?
Дети: Балет «Щелкунчик»
Учитель: А что такое балет?
Дети: Где все артисты танцуют.
Учитель: Балет — искусство довольно молодое, ему менее четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Слово «балет» произошло от итальянского слова «balletto» и от французского слова «ballet», что означает танец. Танец – основа балетного спектакля.
Основой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. Ребята, а что такое либретто?
Дети: В переводе с итальянского «либретто» означает книжечка.
Учитель: Это краткое литературное изложение сюжета оперы или балета. Только после либретто композитор сочиняет музыку.
Учитель: Кто из вас назовёт имя композитора, который написал музыку к балету «Щелкунчик»?
Дети: П.И.Чайковский.
Учитель: П. И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России. П.И. Чайковский- основоположник русского классического балета. Он произвёл настоящий переворот в балетной музыке.
Учитель: В каком театре впервые был поставлен балет?
Дети: На подмостках Мариинского театра в Петербурге. Премьера балета «Щелкунчик, состоялась 6 декабря 1862 года» А что означает премьера?
Дети: Впервые.
Учитель: Какая сказка лежит в основе балета и кто её написал?
Дети: «Щелкунчик и мышиный король», Теодор Амадей Гофман.
Учитель: композитор П.И Чайковский как добрый волшебник только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила, наполнилась радостью настоящего праздника.
Сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментами произведений из балета «Щелкунчик». А вы, как настоящие ценители искусства будете создавать свои творческие шедевры. Я вас приглашаю в таинственный мир музыкальной сказки.
(занавес + увертюра)
Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, а уже звучит музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля, которое создаёт определённый настрой для его просмотра. И называется – увертюра.
Учитель: Ребята, сейчас вы прослушали фрагмент увертюры. Кто исполнял музыку?
Дети: Оркестр.
Учитель: Это симфонический оркестр, который состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов, состав симфонического оркестра насчитывает до 110 человек. А управляет оркестром?
Дети: Дирижер.
Учитель: Какое настроение передаёт эта музыка?
Дети: Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.
Учитель: Конечно, ведь события спектакля разворачиваются зимой в канун Нового года, а это самое радостное время для детей. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Раздаются звуки музыки, дети радостно идут в комнату, где стоит елка. Танцуют взрослые и дети, в это время появляется старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик, который особенно понравился девочке Маше. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать. Маленькой Маше не спится. Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. И вдруг из щелей в полу появляются мыши. Маша бежит к Щелкунчику искать защиты. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой. Вражеское войско значительно их превосходит.
Тогда Маша бросила в Мышинного короля туфельку. Неприятель
покидает поле сражения.
И случается чудо... Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Все ликуют. Все персонажи балета танцуют и даже цветы! И как это всегда бывает в сказке добро победило зло!
Последний фрагмент, с которым мне бы хотелось вас познакомить – это Вальс цветов, прославляющий добро, красоту и любовь
Звучит «Вальс цветов»
Учитель: Ребята, а вы хотите стать не только слушателями, но и участниками этого балета?
Тогда мы превращаемся с вами в цветы и танцуем вальс вместе со всеми.
(Действия по показу учителя)
Учитель: Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» - его лучшее произведение. Уже более 100 лет прошло с тех пор как композитора не стало, но все мы помним и любим его чудесную сказку, И сегодня мы познакомимся с песней, которая так и называется Щелкунчик
(разучивание песни)
Учитель: Сегодня мы вспомнили замечательную рождественскую сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского.
Игра «Пазлы»
Учитель: Ребята, вам понравилось? Посмотрите, какая красивая елочка, но нашей не хватает игрушек и предлагаю ее нарядить. Если урок был интересным, повесьте на неё шарик красного цвета, а у кого возникло желание посетить настоящий театр и посмотреть балет – желтый шарик.
Учитель: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается. Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное посещение музыкального театра пробудило в вас желание посетить балетный спектакль. На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями музыкальных театров, и правилами театрального этикета.
Учитель: Молодцы, ребята. Спасибо. Слушайте музыку и будьте здоровы!
Кияйкина Наталья Федоровна