12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Корнюшенко Ирина Дмитриевна73
Россия, Ставропольский край
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »

Тема урока: «В музыкальном театре. Балет»

Цели урока:

Познавательная: создание условий для ознакомления обучающихся  с  балетом, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки;

Развивающая: развитие умения  воспринимать музыку балета. размышлять о ней, анализировать, высказывать своё мнение, слышать  образное содержание того или иного танца;

Воспитательная: воспитание интереса и любви к музыке, потребности общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствование эмоциональной  сферы, художественного, музыкального и эстетического вкуса, нравственных качеств личности обучающихся.

Оборудование:  телевизор , видеоплеер, магнитофон, портрет П.И. Чайковского, аудио и видео записи.

 

1.Организационный

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Я прошу вас тихо сесть.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок – 

Интересная наука 

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш - музыка!

Сегодня урок музыки проведу у вас я, Ирина Дмитриевна Корнюшенко, учитель музыки МКОУ СОШ №1 с.Дивное. (пауза)

Мне очень хочется вместе с вами сделать очередной шаг в яркий и удивительный мир музыки.  И для этого я приглашаю всех вас, куда?

Дети: В театр.

Учитель: (на слайде) Театр слово греческое, в котором соединены различные виды искусства: (на слайде) литература, музыка, хореография, вокал, изобразительное искусство.

Учитель: Театры разделяют на несколько видов, кукольный театр, драматический театр, театр теней, музыкальный театр или театр оперы и балета, где также могут проходить и концерты.

Учитель: Ребята, а кто из вас был в театре? У меня для вас есть интересное предложение – совершить поездку в Санкт-Петербург и побывать в Мариинском театреА отправимся мы на поезде.

Учитель: Кто - нибудь из вас ездил на поезде? Кто может мне прохлопать ритм стука колес? Ребята, давайте я постучу, а вы скажете похоже или нет?

(Первый раз обычные хлопки, а затем стук колес)

Учитель: Давайте этот ритм возьмем с собой?

(Все вместе прохлопывают ритм)

Учитель: А теперь дадим звук нашему ритму (дум дэ дум дэ дум) Активно! Так хорошо!

Перед тем как поехать, поезд дает сигнал, кто покажет этот сигнал? Ну, смелее!

Дети: Ту-ту!

Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь все вместе!

Прекрасно! Когда поезд останавливается, он тоже издает звук, какой?

Дети: Ш-ш-ш-ш!

Учитель: Прекрасно! А теперь мы с вами отправимся под мелодию поезда, дум, де-дум, де-дум.

Ну что, готовы отправиться в путь? Теперь даем сигнал, потом ритм нашего поезда и конечно же остановка. Первая группа, вы отвечаете за сигнал: «Ту-ту», вторая группа за остановку «Ш-ш-ш», и все мы отвечаем за звуковой ритм поезда. Готовы?

Работа с детьми на поезде.

 Учитель: Ну что ж, вот мы и на месте. Мы прибыли с вами на Театральную площадь Санкт-Петербурга, где находится Мариинский театр. А вот и афиша, для чего она нужна, ребята? 

Учитель: Посмотрите, о чем ещё может рассказать нам театральная афиша?
Дети: На афише указываются названия произведений, их музыкальные жанры, фамилии авторов, имена и фамилии исполнителей главных ролей и дата.

Учитель: Ребята, а глядя на афиши, скажите, в какой театр мы приехали?

Дети: В Мариинский, в музыкальный театр.

Учитель: Глядя на афишу, какое произведение мы сможем с вами посмотреть?

Дети: Балет «Щелкунчик»

Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Тема: «В Музыкальном театре. Балет»

Учитель: Отлично! Каждый знает, что вход в театр без билета строго воспрещён, поэтому каждому из вас я приобрела билет, билеты необычные, с вопросами на тему «театр».

Работа с билетами. Проверка выполненного задания.

Учитель: Итак, исходя из ваших ответов, я думаю, что не напрасно пригласила вас в театр.

Учитель: Билеты у нас есть и мы можем пройти театральный подъезд, где можно купить театральную программу. Такая программа лежит у вас на столе. Сейчас мы с вами пройдем в фойе. Здесь можно погулять, посидеть на скамеечках и рассмотреть фотографии или портреты популярных артистов театра.

(Звонок) Перед началом любого спектакля или представления даются звонки. Эти звонки и для актеров, и для зрителей. Ну, надо же как-то всех собрать и дать понять, что вот оно представление начинается. Поэтому и нам надо поспешить, пройти в зрительный зал и занять свои места. Можно сесть в удобное кресло и открыть программу. Давайте посмотрим, с сюжетом какого музыкального произведения мы сегодня познакомимся?

Дети: Балет «Щелкунчик»

Учитель: А что такое балет?

Дети: Где все артисты танцуют.

Учитель: Балет — искусство довольно молодое, ему менее четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Слово «балет» произошло от итальянского слова «balletto» и от французского слова «ballet», что означает танец. Танец – основа балетного спектакля.

Основой для балетного спектакля (так же как и оперного) является либретто. Ребята, а что такое либретто?

Дети: В переводе с итальянского «либретто» означает книжечка.

Учитель: Это краткое литературное изложение сюжета оперы или балета. Только после либретто композитор сочиняет музыку.

Учитель: Кто из вас назовёт имя композитора, который написал музыку к балету «Щелкунчик»?

Дети: П.И.Чайковский.

Учитель: П. И. Чайковский – гениальный русский композитор, который один из первых получил профессиональное музыкальное образование в России. П.И. Чайковский- основоположник русского классического балета. Он произвёл настоящий переворот в балетной музыке.

Учитель: В каком театре впервые был поставлен балет?

Дети: На подмостках Мариинского театра в Петербурге. Премьера балета «Щелкунчик, состоялась 6 декабря 1862 года» А что означает премьера?

Дети: Впервые.

Учитель: Какая сказка лежит в основе балета и кто её написал?                                                                            

Дети: «Щелкунчик и мышиный король», Теодор Амадей Гофман.

Учитель: композитор П.И Чайковский как добрый волшебник только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта и она сразу ожила, наполнилась радостью настоящего праздника.

Сегодня на уроке мы познакомимся с фрагментами произведений из балета «Щелкунчик». А вы, как настоящие ценители искусства будете создавать свои творческие шедевры. Я вас приглашаю в таинственный мир музыкальной сказки.

(занавес + увертюра)

Ребята, обратите внимание на то, что занавес ещё не открыли, а уже звучит музыка. Это оркестровое вступление перед началом спектакля, которое создаёт определённый настрой для его просмотра. И называется – увертюра.

Учитель: Ребята, сейчас вы прослушали фрагмент увертюры.  Кто исполнял музыку?

Дети: Оркестр.

Учитель: Это симфонический оркестр, который состоит из 4 основных групп музыкальных инструментов, состав симфонического оркестра насчитывает до 110 человек. А управляет оркестром?

Дети: Дирижер.

Учитель: Какое настроение передаёт эта музыка? 

Дети: Радостное, праздничное, светлое, нежное, веселое.

Учитель: Конечно, ведь события спектакля разворачиваются зимой в канун Нового года, а это самое радостное время для детей. В доме девочки Маши готовятся к Новогоднему празднику. Раздаются звуки музыки, дети радостно идут в комнату, где стоит елка. Танцуют взрослые и дети, в это время появляется старый мастер игрушек. Он дарит детям заводные игрушки, и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик, который особенно понравился девочке Маше. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать. Маленькой Маше не спится. Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. И вдруг из щелей в полу появляются мыши. Маша бежит к Щелкунчику искать защиты. Щелкунчик с армией игрушечных солдатиков вступает в бой. Вражеское войско значительно их превосходит. 
Тогда Маша бросила в Мышинного короля туфельку. Неприятель

 покидает поле сражения.
И случается чудо... Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Все ликуют. Все персонажи балета танцуют и даже цветы! И как это всегда бывает в сказке добро победило зло!

Последний фрагмент, с которым мне бы хотелось вас познакомить – это Вальс цветов, прославляющий добро, красоту и любовь

Звучит «Вальс цветов»

Учитель: Ребята, а вы хотите стать не только слушателями, но и участниками этого балета?

Тогда мы превращаемся с вами в цветы и танцуем вальс вместе со всеми.

(Действия по показу учителя)

Учитель: Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» -  его лучшее произведение. Уже более 100 лет прошло с тех пор как композитора не стало, но все мы помним и любим его чудесную сказку, И сегодня мы познакомимся с песней, которая так и называется Щелкунчик

(разучивание песни)

Учитель: Сегодня мы вспомнили замечательную рождественскую сказку Э. Гофмана «Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского.

Игра «Пазлы»

Учитель: Ребята, вам понравилось? Посмотрите, какая красивая елочка, но нашей не хватает игрушек и предлагаю ее нарядить. Если урок был интересным, повесьте на неё шарик красного цвета, а у кого возникло желание посетить настоящий театр и посмотреть балет – желтый шарик.
Учитель: К сожалению, наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается. Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное посещение музыкального театра пробудило в вас желание посетить балетный спектакль. На память об уроке я хочу подарить вам буклеты с видами и названиями музыкальных театров, и правилами театрального этикета.

Учитель: Молодцы, ребята. Спасибо. Слушайте музыку и будьте здоровы!

 

 

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 15.01.20 в 21:30 0 Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.