Урок с презентацией «Чудеса» в музыкальном театре
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №3»
Кулундинского района, Алтайского края
Урок музыки
Тема: «Чудеса» в музыкальном театре»
1 класс
Программа: «Музыка. 1-4 классы» В.О. Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр
Составила: Бузина Ольга Владимировна,
учитель музыки.
Кулунда
2017
Урок «Чудеса» в музыкальном театре»
Цель: познакомить учащихся с формой рондо на примере произведения Римского-Корсакова «Три чуда» и народной игры «Кострома».
Задачи урока:
направленные на достижение личностных результатов:
- формирование способности к художественно – образному познанию мира;
-умение применять полученные знания в своей творческой деятельности;
- активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие вокально – хоровых навыков и навыков игры на музыкальных инструментах;
направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- включение учащихся в деятельность, направленную на формирование отзывчивости на музыку разного характера;
- развитие внимания;
- поиск и выделение необходимой информации;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач;
- самооценка учебной деятельности;
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
- знание жанров: песня, танец, марш, опера, балет;
- овладение практическими умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности: умение определять характер музыки, динамику, темп;
- применение метода художественного контекста (выход в другие предметные сферы, связь с жизнью) и метода художественного движения;
- интерес к музыке и традициям своего народа.
Ход урока
I.Оргмомент. Приветствие. (1 минута)
Дети входят в класс под музыку «В гостях у сказки» композитора В.Дашкевича. Учитель приветствует учащихся: «Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Садитесь! Начнём урок».
II. Формулирование темы и цели урока учащимися. (3 минуты)
1. Беседа:
Учитель:
- Давайте попробуем отгадать тему сегодняшнего урока. О чём вам напомнила эта музыка?
Учащийся:
- О сказках.
- Какая она по характеру?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Она какая-то сказочная.
- Таинственная.
- Волшебная.
Учитель:
- Замечательно. Молодцы!
Куда мы с вами попали, ребята?
Учащийся:
- Мы попали в сказку.
Учитель:
-Что очень часто происходит в сказках?
Учащийся:
- Чудеса.
Учитель:
- Это первое слово нашей темы.
Ещё одно слово темы нам поможет определить загадка:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно...
- О чём идёт речь в загадке?
Учащийся:
- О театре.
Учитель:
- Да, сегодня мы окажемся в театре. Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Так как у нас урок музыки, то в каком театре мы побываем?
Учащийся:
- В музыкальном.
Учитель:
- Все ключевые слова темы вы назвали. Это «чудеса», «музыкальный», «театр». Давайте сформулируем тему.
Учащийся:
-«Чудеса» в музыкальном театре. (Слайд 2. Занавес открывается и появляется название темы урока)
Учитель:
- Действительно, сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в музыкальном театре.
А сейчас, исходя из темы, сформулируйте цель урока? Чем мы будем заниматься?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Наверно, будем слушать музыку, оперу или балет?
- Будем петь.
- Может быть, играть.
Учитель:
- Вы правы. Мы послушаем фрагмент «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова. Узнаем, что такое рондо. Будем петь, играть.
III. Этап актуализации знаний. (2 минуты)
1. Фронтальная беседа: Учитель:
- Кто из вас уже был в театре?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Как нужно вести себя в театре, чтобы не мешать другим зрителям?
Предполагаемые ответы учащихся:
- В театре нельзя шуметь, разговаривать.
- Нельзя ходить во время спектакля.
-Это мешает другим зрителям.
Учитель:
- На каких спектаклях вы побывали?
Ответы учащихся.
Учитель:
- В музыкальном театре музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр. (Слайд 3)
Что такое опера?
(Слайд 4)
- Опера – это спектакль, герои которого поют.
Учитель:
-Что такое балет?
Учащийся:
-Балет – это спектакль, герои которого танцуют. (Слайд 5)
Учитель:
- Часто для постановки режиссёры берут музыкальные сказки. Сказочный сюжет в своих произведениях использовали многие композиторы.
Вы все любите сказки и с некоторыми из музыкальных сказок уже знакомы.
Вспомните названия сказочных опер и балетов, которые вы слушали на уроках?
Предполагаемые ответы учащихся:
- Опера С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», опера В.-А. Моцарта «Волшебная флейта», балет С.С. Прокофьева: «Золушка», балеты
П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.
IV. Этап изучения нового материала. (30 минут)
1. Фронтальная беседа. (3 минуты)
Учитель:
- Какую же сказку мы будем слушать в нашем музыкальном театре? Попробуйте догадаться по её началу:
Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
Учащийся:
- Это «Сказка о царе Салтане».
Учитель:
- А кто её автор?
Учащийся;
- Её автор А.С. Пушкин.
Учитель:
- Правильно. Все знают имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (Слайд 6)
Будучи уже взрослым человеком Пушкин писал: "Слушаю сказки моей няни: Что за прелесть эти сказки!". (Слайд 7)
В столетний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина, в память о нём, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к "Сказке о царе Салтане". (Слайд 8)
В сказках много чудесного и волшебного. Есть чудеса и в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина.
Назовите эти чудеса. Первая подсказка - первое чудо.
…песенки поёт да орешки всё грызёт,
А орешки непростые,
Все скорлупки золотые.
Ядра – чистый изумруд.
Её слуги стерегут.
Кто это?
Учащийся:
- Это белочка.
Учитель:
- Правильно. (Слайд 9).
Назовите второе чудо. Вторая подсказка.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя…
Учащийся:
- Это 33 богатыря. С ними дядька Черномор.
Учитель:
- Верно. (Слайд 10)
Какое же третье чудо есть в сказке А.С. Пушкина? Третья подсказка.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Учащийся:
- Царевна-лебедь.
Учитель:
- Правильно. (Слайд 11)
Об этих чудесах и расскажет нам композитор во фрагменте "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане". А мы выступим в роли активных слушателей.
(Слайд 12)
Учитель:
В этой опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем музыкальные отрывки, а вы определите, к какому чуду они относятся?
2. Групповая работа. (2 минуты)
Но прежде я предлагаю разбиться на 4 творческие группы. У вас на столах лежат карточки - подсказки. (Приложение 1)
1 группа отвечает за жанр музыки (песенный, танцевальный и маршевый)
2 группа – за характер звучания мелодии (ласково, легко, игриво, грустно и т.д.)
3 группа - за динамику (силу звука) (громко, очень громко, тихо, очень тихо)
4 группа – за темп (умеренный, медленный, быстрый, очень медленный, очень быстрый)
Обратите внимание: для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар. Фанфары - сигнал торжественного действия.
Звучат фанфары.
Учитель:
-Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?
Учащийся:
- Медные духовые инструменты.
Учитель:
- Правильно. Медные духовые инструменты. Посмотрите на их изображение (труба, тромбон, валторна, туба) (Слайд 13)
Что же будет дальше? Слушаем музыку. О каком чуде она нам расскажет?
3. Слушание фрагмента "Три чуда" из оперы Н. А. Римского- Корсакова "Сказка о царе Салтане". Первое чудо. (2 минуты)
4. Групповая работа. (2 минуты)
Беседа.
Учитель:
- О каком чуде рассказал своей музыкой композитор?
Учащийся:
- Композитор рассказал о белочке.
Учитель:
- Правильно. Композитор создал образ белочки. (Слайд 14)
Почему вы так решили? Как звучала мелодия? Какая она по характеру? Выберите из предложенных карточек подходящие слова.
- 2 группа. Весёлая, танцевальная, игривая, задорная.
Учитель:
- К какому жанру она относится?
- 1 группа. Песенная, танцевальная.
Учитель:
- Что можно сказать о силе звука?
- 3 группа. Тихо –Р.
Учитель:
- Назовите темп музыки.
- 4 группа. По темпу музыка умеренная.
Учитель:
- В музыкальной композиции присутствуют элементы игривой музыки, белочка как будто прыгает с ветки на ветку. Послушайте, какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте?
( Учитель поёт)
Учащийся:
- Мы слышим мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Учитель:
- Правильно.
5. Игра на музыкальных инструментах. (5 минут)
Учитель:
- Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно, используя ложки, бубны, треугольник, металлофон.
Учащиеся исполняют мелодию «Во саду ли, в огороде».
6. Физминутка с белочкой. (2,5 минуты).
(Автор ролика Игнатова Л.Ю.)
http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_s_belochkoj/319-1-0-48953
Учитель:
- Сейчас мы ещё раз встретимся с белочкой, которая поможет нам провести физминутку.
Учащиеся выполняют упражнения под музыку вместе с белочкой.
Учитель:
- Молодцы, ребята! И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо. Отгадайте какое.
7. Слушание второго фрагмента "Три чуда" из оперы Н. А. Римского- Корсакова "Сказка о царе Салтане". (1,5 минуты)
8. Беседа. Групповая работа. (1 минута)
Учитель:
- Каких героев Римский - Корсаков изобразил в этом музыкальном отрывке?
Учащийся:
- Это тридцать три богатыря. (Слайд 14)
Учитель:
- Почему вы так думаете? Как звучала музыка? Выберите карточки, подходящие для неё.
- 2 группа. Торжественно, воинственно, мужественно, могуче, решительно.
Учитель:
- К какому жанру вы её отнесли?
- 1 группа. Маршевая.
Учитель:
- Какая сила звука?
- 3 группа. Очень громкая динамика.
Учитель:
- Каков темп музыки?
- 4 группа. Она медленная.
Учитель:
- Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа.
Учитель:
- И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз?
Учащийся:
- О третьем чуде.
Учитель:
- Правильно. Слушаем музыку!
9. Звучит тема Царевны – Лебедь из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане». (1 минута)
10. Беседа. Групповая работа. (2 минуты)
Учитель:
- Какое третье чудо вы услышали? Какой образ предстает перед вами?
Учащийся:
- Царевна-лебедь. (Слайд 14)
Учитель:
- Какая музыка по характеру?
- 2 группа. Нежная, ласковая, плавная, грациозная, изящная.
Учитель:
- К какому жанру вы её отнесёте?
- 1 группа. Песенная.
Учитель:
- Что можно сказать о силе звука (динамике)?
- 3 группа. Музыка тихая.
Учитель:
- Каков темп?
- 4 группа. Медленная, неторопливая, спокойная.
Учитель:
- А царевна – лебедь – это человек или птица?
Учащийся:
- Это человек, превращённый в птицу-лебедя.
Учитель:
- Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка, изображающая её, тоже грациозная, изящная, сказочная.
Мы с вами прослушали отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Ребята, сколько чудес в этой опере мы услышали, узнали?
Учащиеся:
-Три: белка, 33 богатыря, лебедь.
Учитель:
- Какая музыка связывала их, настраивала вас на эти чудеса?
- Фанфары.
11. Работа в группах. (3 минуты)
Учитель:
- На столах у вас лежат карточки. (Приложение 2)
Расположите их так, как происходило действие в опере. Что у вас получилось?
Учащиеся выполняют задание.
Фанфаны – белка – фанфары – богатыри – фанфары – лебедь
Учитель:
-А теперь посмотрите на схему, что вы можете сказать об этом?
Какая особенность в расположении картинок?
Учащийся:
- Трубы чередуются с героями сказок.
Учитель:
- Музыка фанфар чередуется с темами героев оперы. Создаётся образ круга. Это и есть рондо. Форма рондо (Слайд 15)
Учитель:
- Похожа эта схема – на игру «Кострома?»
Учащийся:
- Да.
Учитель:
- А чем она похожа? Что в игре чередуется или повторяется?
Учащийся:
- В игре «Кострома» повторяется мелодия, а слова и движения меняются.
12. Учащиеся под руководством учителя играют в русскую народную хороводную игру «Кострома». (5 минут)
(Слайд 16)
Выбирается вода – «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой»:
Дети: «Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой».
Учитель:
- Вот этот принцип объединения – образ круга своих чудес в опере Римский Корсаков увидел в русских народных играх.
V. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни Д. Кабалевского «Подснежник». (4 минуты)
Учитель:
- Где мы побывали, на какой опере?
Учащийся:
- На опере «Сказка о царе Салтане».
Учитель:
- С чем встречались?
Учащийся:
-С тремя чудесами: белкой, 33 богатырями, царевной –лебедью.
Учитель:
- В жизни тоже есть место чудесам. Разве не чудо, когда из-под снега выглядывает первый цветок - подснежник. (Слайд 17)
Я предлагаю вам завершить наш урок песней « Подснежник».
Учащиеся исполняют песню.
Учитель:
- Молодцы, ребята!
VI. Обобщение. Рефлексия. (3 минуты)
Учитель: Подведем итог урока. (Слайд 18)
Продолжите фразу, которую увидите перед собой:
Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось….
Сегодня на уроке мне было интересно… Сегодня на уроке я почувствовал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я вспомнил…
Ответы учащихся.
Учитель:
- А теперь давайте оценим наше настроение, какое оно у вас. Передайте свои чувства веселое или грустное на смайликах. (Приложение 3) На кружочках желтого цвета, ребята рисуют лицо.
Поделитесь своим настроением с одноклассниками.
VII. Домашнее задание (слайд 19). (2 минуты)
Учитель:
- нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы Н.А. Римского-Корсакова.
- придумайте свою сказку с чудесами (по желанию).
На этом наш урок окончен. Спасибо большое, дети, за сотрудничество! До свидания! До следующей встречи!
Презентация к уроку Чудеса в музыкальном театре Бузиной О.В.
PPTX / 3.74 Мб
Приложение к уроку Чудеса в музыкальном театре Бузиной О.В.
DOCX / 60.96 Кб