12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бузина Ольга Владимировна113
Работаю учителем музыки в Кулундинской средней школе №1. Также преподаю фортепиано в ДШИ.
Россия, Алтайский край, с. Кулунда

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа №3»

Кулундинского района, Алтайского края

Урок музыки

Тема: «Чудеса» в музыкальном театре»

1 класс

Программа: «Музыка. 1-4 классы» В.О. Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр

Составила: Бузина Ольга Владимировна,

учитель музыки.


 


 


 


Кулунда

2017


Урок «Чудеса» в музыкальном театре»

Цель: познакомить учащихся с формой рондо на примере произведения Римского-Корсакова «Три чуда» и народной игры «Кострома».

Задачи урока:

направленные на достижение личностных результатов:

- формирование способности к художественно – образному познанию мира;

-умение применять полученные знания в своей творческой деятельности;

- активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей обучающихся;

- развитие вокально – хоровых навыков и навыков игры на музыкальных инструментах;

направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- включение учащихся в деятельность, направленную на формирование отзывчивости на музыку разного характера;

- развитие внимания;

- поиск и выделение необходимой информации;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач;

- самооценка учебной деятельности;

направленные на достижение предметных результатов обучения:

- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;

- знание жанров: песня, танец, марш, опера, балет;

- овладение практическими умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности: умение определять характер музыки, динамику, темп;

- применение метода художественного контекста (выход в другие предметные сферы, связь с жизнью) и метода художественного движения;

- интерес к музыке и традициям своего народа.


Ход урока

I.Оргмомент. Приветствие. (1 минута)

Дети входят в класс под музыку «В гостях у сказки» композитора В.Дашкевича. Учитель приветствует учащихся: «Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Садитесь! Начнём урок».

II. Формулирование темы и цели урока учащимися. (3 минуты)

1. Беседа:

Учитель:

- Давайте попробуем отгадать тему сегодняшнего урока. О чём вам напомнила эта музыка?

Учащийся:

- О сказках.

- Какая она по характеру?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Она какая-то сказочная.

- Таинственная.

- Волшебная.

Учитель:

- Замечательно. Молодцы!

Куда мы с вами попали, ребята?

Учащийся:

- Мы попали в сказку.

Учитель:

-Что очень часто происходит в сказках?

Учащийся:

- Чудеса.

Учитель:

- Это первое слово нашей темы.

Ещё одно слово темы нам поможет определить загадка:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно...

- О чём идёт речь в загадке?

Учащийся:

- О театре.

Учитель:

 - Да, сегодня мы окажемся в театре. Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

Так как у нас урок музыки, то в каком театре мы побываем?

Учащийся:

- В музыкальном.

Учитель:

- Все ключевые слова темы вы назвали. Это «чудеса», «музыкальный», «театр». Давайте сформулируем тему.

Учащийся:

-«Чудеса» в музыкальном театре. (Слайд 2.  Занавес открывается и появляется название темы урока)

Учитель:

- Действительно, сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в музыкальном театре.

А сейчас, исходя из темы, сформулируйте цель урока? Чем мы будем заниматься?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Наверно, будем слушать музыку, оперу или балет?

- Будем петь.

- Может быть, играть.

Учитель:

- Вы правы. Мы послушаем фрагмент «Три чуда» из оперы Н.А. Римского-Корсакова. Узнаем, что такое рондо. Будем петь, играть.

III. Этап актуализации знаний. (2 минуты)

1. Фронтальная беседа: Учитель:

- Кто из вас уже был в театре?

Ответы учащихся.

Учитель:

- Как нужно вести себя в театре, чтобы не мешать другим зрителям?

Предполагаемые ответы учащихся:

- В театре нельзя шуметь, разговаривать.

- Нельзя ходить во время спектакля.

-Это мешает другим зрителям.

Учитель:

- На каких спектаклях вы побывали?

Ответы учащихся.

Учитель:

- В музыкальном театре музыкальные спектакли (балеты, оперы) ставит режиссёр, а руководит музыкальным действием (симфоническим оркестром, певцами, хором) дирижёр. (Слайд 3)

Что такое опера?

(Слайд 4)

- Опера – это спектакль, герои которого поют.

Учитель:

-Что такое балет?

Учащийся:

-Балет – это спектакль, герои которого танцуют. (Слайд 5)

Учитель:

- Часто для постановки режиссёры берут музыкальные сказки. Сказочный сюжет в своих произведениях использовали многие композиторы.

Вы все любите сказки и с некоторыми из музыкальных сказок уже знакомы.

Вспомните названия сказочных опер и балетов, которые вы слушали на уроках?

Предполагаемые ответы учащихся:

- Опера С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», опера В.-А. Моцарта «Волшебная флейта», балет С.С. Прокофьева: «Золушка», балеты

П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

IV. Этап изучения нового материала. (30 минут)

1. Фронтальная беседа. (3 минуты)

Учитель:

- Какую же сказку мы будем слушать в нашем музыкальном театре? Попробуйте догадаться по её началу:

Три девицы под окном пряли поздно вечерком…

Учащийся:

- Это «Сказка о царе Салтане».

Учитель:

- А кто её автор?

Учащийся;

- Её автор А.С. Пушкин.

Учитель:

- Правильно. Все знают имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (Слайд 6)

Будучи уже взрослым человеком Пушкин писал: "Слушаю сказки моей няни: Что за прелесть эти сказки!". (Слайд 7)

В столетний юбилей со дня рождения А. С. Пушкина, в память о нём, композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к "Сказке о царе Салтане". (Слайд 8)

В сказках много чудесного и волшебного. Есть чудеса и в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина.

Назовите эти чудеса. Первая подсказка - первое чудо.

…песенки поёт да орешки всё грызёт,

А орешки непростые,

Все скорлупки золотые.

Ядра – чистый изумруд.

Её слуги стерегут.

Кто это?

Учащийся:

- Это белочка.

Учитель:

- Правильно. (Слайд 9).

Назовите второе чудо. Вторая подсказка.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя…

Учащийся:

- Это 33 богатыря. С ними дядька Черномор.

Учитель:

- Верно. (Слайд 10)

Какое же третье чудо есть в сказке А.С. Пушкина? Третья подсказка.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Учащийся:

- Царевна-лебедь.

Учитель:

- Правильно. (Слайд 11)

Об этих чудесах и расскажет нам композитор во фрагменте "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане". А мы выступим в роли активных слушателей.

(Слайд 12)

Учитель:

В этой опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем музыкальные отрывки, а вы определите, к какому чуду они относятся?

2. Групповая работа. (2 минуты)

Но прежде я предлагаю разбиться на 4 творческие группы. У вас на столах лежат карточки - подсказки. (Приложение 1)

1 группа отвечает за жанр музыки (песенный, танцевальный и маршевый)

2 группа – за характер звучания мелодии (ласково, легко, игриво, грустно и т.д.)

3 группа - за динамику (силу звука) (громко, очень громко, тихо, очень тихо)

4 группа – за темп (умеренный, медленный, быстрый, очень медленный, очень быстрый)

Обратите внимание: для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар. Фанфары - сигнал торжественного действия.

Звучат фанфары.

Учитель:

-Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?

Учащийся:

- Медные духовые инструменты.

Учитель:

- Правильно. Медные духовые инструменты. Посмотрите на их изображение (труба, тромбон, валторна, туба) (Слайд 13)

Что же будет дальше? Слушаем музыку. О каком чуде она нам расскажет?

3. Слушание фрагмента "Три чуда" из оперы Н. А. Римского- Корсакова "Сказка о царе Салтане". Первое чудо. (2 минуты)

4. Групповая работа. (2 минуты)

Беседа.

Учитель:

- О каком чуде рассказал своей музыкой композитор?

Учащийся:

- Композитор рассказал о белочке.

Учитель:

- Правильно. Композитор создал образ белочки. (Слайд 14)

Почему вы так решили? Как звучала мелодия? Какая она по характеру? Выберите из предложенных карточек подходящие слова.

- 2 группа. Весёлая, танцевальная, игривая, задорная.

Учитель:

- К какому жанру она относится?

- 1 группа. Песенная, танцевальная.

Учитель:

- Что можно сказать о силе звука?

- 3 группа. Тихо –Р.

Учитель:

- Назовите темп музыки.

- 4 группа. По темпу музыка умеренная.

Учитель:

- В музыкальной композиции присутствуют элементы игривой музыки, белочка как будто прыгает с ветки на ветку. Послушайте, какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте?

( Учитель поёт)

Учащийся:

- Мы слышим мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Учитель:

- Правильно.

5. Игра на музыкальных инструментах. (5 минут)

Учитель:

- Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно, используя ложки, бубны, треугольник, металлофон.

Учащиеся исполняют мелодию «Во саду ли, в огороде».

6. Физминутка с белочкой. (2,5 минуты).

(Автор ролика Игнатова Л.Ю.)

http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_s_belochkoj/319-1-0-48953

Учитель:

- Сейчас мы ещё раз встретимся с белочкой, которая поможет нам провести физминутку.

Учащиеся выполняют упражнения под музыку вместе с белочкой.

Учитель:

- Молодцы, ребята! И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо. Отгадайте какое.

7. Слушание второго фрагмента "Три чуда" из оперы Н. А. Римского- Корсакова "Сказка о царе Салтане". (1,5 минуты)

8. Беседа. Групповая работа. (1 минута)

Учитель:

- Каких героев Римский - Корсаков изобразил в этом музыкальном отрывке?

Учащийся:

- Это тридцать три богатыря. (Слайд 14)

Учитель:

- Почему вы так думаете? Как звучала музыка? Выберите карточки, подходящие для неё.

- 2 группа. Торжественно, воинственно, мужественно, могуче, решительно.

Учитель:

- К какому жанру вы её отнесли?

- 1 группа. Маршевая.

Учитель:

- Какая сила звука?

- 3 группа. Очень громкая динамика.

Учитель:

- Каков темп музыки?

- 4 группа. Она медленная.

Учитель:

- Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа.

Учитель:

- И опять слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз?

Учащийся:

- О третьем чуде.

Учитель:

- Правильно. Слушаем музыку!

9. Звучит тема Царевны – Лебедь из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане». (1 минута)

10. Беседа. Групповая работа. (2 минуты)

Учитель:

- Какое третье чудо вы услышали? Какой образ предстает перед вами?

Учащийся:

- Царевна-лебедь. (Слайд 14)

Учитель:

- Какая музыка по характеру?

- 2 группа. Нежная, ласковая, плавная, грациозная, изящная.

Учитель:

- К какому жанру вы её отнесёте?

- 1 группа. Песенная.

Учитель:

- Что можно сказать о силе звука (динамике)?

- 3 группа. Музыка тихая.

Учитель:

- Каков темп?

- 4 группа. Медленная, неторопливая, спокойная.

Учитель:

- А царевна – лебедь – это человек или птица?

Учащийся:

- Это человек, превращённый в птицу-лебедя.

Учитель:

- Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка, изображающая её, тоже грациозная, изящная, сказочная.

Мы с вами прослушали отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Ребята, сколько чудес в этой опере мы услышали, узнали?

Учащиеся:

-Три: белка, 33 богатыря, лебедь.

Учитель:

- Какая музыка связывала их, настраивала вас на эти чудеса?

- Фанфары.

11. Работа в группах. (3 минуты)

Учитель:

- На столах у вас лежат карточки. (Приложение 2)

Расположите их так, как происходило действие в опере. Что у вас получилось?

Учащиеся выполняют задание.

Фанфаны – белка – фанфары – богатыри – фанфары – лебедь

Учитель:

-А теперь посмотрите на схему, что вы можете сказать об этом?

Какая особенность в расположении картинок?

Учащийся:

- Трубы чередуются с героями сказок.

Учитель:

- Музыка фанфар чередуется с темами героев оперы. Создаётся образ круга. Это и есть рондо. Форма рондо (Слайд 15)

Учитель:

- Похожа эта схема – на игру «Кострома?»

Учащийся:

- Да.

Учитель:

- А чем она похожа? Что в игре чередуется или повторяется?

Учащийся:

- В игре «Кострома» повторяется мелодия, а слова и движения меняются.

12. Учащиеся под руководством учителя играют в русскую народную хороводную игру «Кострома». (5 минут) 

(Слайд 16)

Выбирается вода – «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой»:

Дети: «Кострома, Кострома, государыня моя!

У Костромушки кисель с пирогом,

У Костромушки пирог с творогом!»

Ты ль здорова Кострома?»

Кострома: «Здоровенька!»

Дети: «Где была, Косторома?»

Кострома: «На реченьке!»

Дети: «Что видала, Кострома?»

Кострома: «Серу уточку!»

Дети: «А что делаешь сейчас?»

Кострома: «Сейчас вас ловлю!»

После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой».

Учитель:

- Вот этот принцип объединения – образ круга своих чудес в опере Римский Корсаков увидел в русских народных играх.

V. Вокально-хоровая работа. Исполнение песни Д. Кабалевского «Подснежник». (4 минуты)

Учитель:

- Где мы побывали, на какой опере?

Учащийся:

- На опере «Сказка о царе Салтане».

Учитель:

- С чем встречались?

Учащийся:

-С тремя чудесами: белкой, 33 богатырями, царевной –лебедью.

Учитель:

- В жизни тоже есть место чудесам. Разве не чудо, когда из-под снега выглядывает первый цветок - подснежник. (Слайд 17)

Я предлагаю вам завершить наш урок песней « Подснежник».

Учащиеся исполняют песню.

Учитель:

- Молодцы, ребята!

VI. Обобщение. Рефлексия. (3 минуты)

Учитель: Подведем итог урока. (Слайд 18)

Продолжите фразу, которую увидите перед собой:

Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось….

Сегодня на уроке мне было интересно… Сегодня на уроке я почувствовал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я вспомнил…

Ответы учащихся.

Учитель:

- А теперь давайте оценим наше настроение, какое оно у вас. Передайте свои чувства веселое или грустное на смайликах. (Приложение 3) На кружочках желтого цвета, ребята рисуют лицо.

Поделитесь своим настроением с одноклассниками.

VII. Домашнее задание (слайд 19). (2 минуты)

Учитель:

- нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы Н.А. Римского-Корсакова.

- придумайте свою сказку с чудесами (по желанию).

На этом наш урок окончен. Спасибо большое, дети, за сотрудничество! До свидания! До следующей встречи!

Презентация к уроку Чудеса в музыкальном театре Бузиной О.В.
PPTX / 3.74 Мб

Приложение к уроку Чудеса в музыкальном театре Бузиной О.В.
DOCX / 60.96 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.