Занятие для старшеклассников «В одном корабле»

2
0
Материал опубликован 23 October 2016 в группе
«В одном корабле»

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата в группе;

первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

развитие умения работать в команде;

сплочение группы.

Участники: учащиеся 10 класса, ранее участвовавшие на тренинговом занятии.

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, ватманы, чистые листы формата А4, булавки, клей, ножницы, музыкальное оформление.

Повторение правил работы на тренинговом занятии (7 мин.):

Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на занятии. Сегодня на нашей встрече мы поработаем над сплочением нашего школьного коллектива. Для плодотворной работы, давайте повторим правила работы в группе.

Список правил: 

Слушать друг друга, не перебивая.

«Делу – время»- участники должны собираться до установленного времени.

5. Конфиденциальность- то, что происходит на занятии, остается между участниками.

6. Правило "стоп". Если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав "стоп".

7. Каждый говорит за себя, от своего имени. Стоит говорить не "Все считают, что...", а "Я считаю, что..." и т.п.

8. Активность - «если вы будете активны на тренинге – задавать вопросы, участвовать в обсуждении – вы освобождаете» свою чашу. И сможете унести с собой новые знания».

Приветствие «Необычное приветствие» (10 мин.)

(Делим группу учащихся на яблоко и банан, яблоки образуют внешний круг, бананы -внутренний)

Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: “Вы когда-нибудь видели, необычное приветствие? А хотите узнать?”. Сегодня я покажу вам как здороваются животные. Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не “поздороваются” друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

Внимание! Это упражнение не подходит для разрозненной, мало знакомой группы, т. к. плохо знакомым людям может быть неприятен телесный контакт.

Участники садятся в круг, ведущий говорит о том, что сегодня мы отправляемся в экзотическое путешествие на нашем большом корабле. А для того, чтобы наше путешествие завершилось благополучно, мы должны быть дружной и сплоченной командой. Для того чтобы стать такой командой, нужно пройти ряд испытаний и первое испытание это игра коллективный счет.

2. Упражнение «Коллективный счет» (20 мин.)

Цель: Повышение уровня согласованности внутригруппового взаимодействия.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Процедура: Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.

С заданием Вы справились, теперь можно назвать Вас командой и приступить к самому путешествию, займите места на корабле. Учащиеся возвращаются на свои места. Ведущий говорит о том, что мы отправляемся в путешествие и прибываем на экзотические острова. У каждого есть свой остров (ребятам раздаются листы формата А4), днем на ваших островах тихо и спокойно. Вы можете гулять по пляжу, общаться с соседями, плавать, но ночью Вам угрожает опасность, в море появляются акулы и разыгрывается сильный шторм, который смывает ваши острова. Ваша задача спасти всех членов корабля и уместиться на оставшихся островах.

3. Упражнение «Акулы» (упражнение проводится под ритмичную музыку) (10 мин.).

Цель: сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения.

Участникам раздаются листки, которые являются островками. Когда играет музыка участники хаотично двигаются по залу, если музыка останавливается каждй участник должен занять свой остров. (В процессе игры острова- листочки убираются, целью группы является сохранить как можно больше участников, в конце остается 3-6 листочков, ставится задача уместиться всем оставшимся игрокам). Участники не успевшие занять острова выбывают из игры.

(Данный вариант позволяет разделить учащихся на 2 команды).

Ребята рассаживаются по группам. Ведущим объявляется, что наше путешествие продолжается и корабль отправляется в следующие путешествие, но тут случается непредвиденное. Наш корабль попадает в шторм и происходит кораблекрушение. Вы уже разделены на 2 подгруппы в которых будете работать. Послушайте правила игры.

4. Вариант игры : «Кораблекрушение» (20-25 мин.)

Цель игры: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.

Время проведения: около 1 часа.

1. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии 1000 миль к юго-западу от ближайшей земли. Дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные предметы.

Ваша задача - классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до 15, наименее важного для вас.

Список:

Сектант.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной пленки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

  • После ранжирования в подгруппах происходит обсуждение важности выбранных предметов. Далее ведущий объявляет о том, что случилось чудо и ваши шлюпки принесло друг к другу попутным ветром. После чего подргуппы объединяются в группу и происходит общее принятие решения.
     

    Рекомендации:

После выполнения задания необходимо провести обсуждение процесса принятия решения: какие виды поведения мешали или помогали процессу достижения согласия; кто участвовал, а кто нет; кто оказывал большее влияние и почему; какова была атмосфера в группе во время дискуссии; оптимально ли использовались возможности группы; какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений.

Далее мнение учащихся сравнивается с мнением экспертов.
Приложение:
Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Значит, самыми важными являются зеркало для бритья и канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям. Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Зеркало для бритья (средство сигнализации морским и воздушным спасателям).

Канистра нефтегазовой смеси (сигнализация - может быть зажжена долларовым банкнотом и спичкой вне плота и будет плыть по воде, привлекая спасателей)

Канистра с водой (утоление жажды).

Коробка с арм. рац. (основная пища).

20 кв. футов непрозрачного пластика (сбор дождевой воды, обеспечение и защита от стихии).

2 коробки шоколада (резервный запас пищи).

Рыболовная снасть (оценивается ниже, чем шоколад, так как нет уверенности, что вы поймаете рыбу).

Нейлоновый канат (можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт).

Плав. подушка (это спас, средство за бортом).

Репеллент от акул (отпугивание).

Ром (содержит 80% алкоголя, что достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах, использовать в других целях (в данном случае внутрь) вызывает обезвоживание).

Приемник (имеет малую ценность, так как нет передатчика).

Карты Тихого океана (бесполезны без доп. навигационных приборов, важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели).

Противомоскитная сетка (в Тихом океане москитов нет).

Секстант (без таблиц и хронометра относительно бесполезен).

Благодаря вашей смекалке, находчивости, дружной и плодотворной работе, Вам удалось выжить. Вы оказались на острове, но для того чтобы вернуться к людям и заселиться в дом Вам нужно пройти через сложный мост, который вы построите сами.

5. "Живой мост". (15 мин)

Цель: формирование доверия.

Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.

Я вас поздравляю вы попали в цивилизацию и теперь вам необходимо построить дом где всем будет тепло и уютно.

6. Упражнение «Дом нашей группы» (30 мин.)

Цель: объединить обучающихся общим делом, дать возможность каждому внести вклад в него. Показать, что они являются целостной группой.

Материалы: заготовленный на ватмане чертеж дома, разрезанный пополам; фломастеры.

(Если группа большая, то можно разделить дом напополам, а учащихся на две группы).

На пустом пространстве ватмана вы можете нарисовать тех, кто живет в этом доме, можете нарисовать приусадебный участок и т.д. Необходимо, чтобы каждый участник внес свой вклад в этот рисунок.

- Теперь один представитель от группы расскажет о том, что же у них получилось.

- Теперь мы соединим обе половинки. Вот этот дом! Он символизирует всех вас, в нем есть частичка каждого! Вы все очень разные, индивидуальные, но вы сумели все объединиться и создать Дом вашей группы!

Рефлексия:

Легко ли вам было выполнять данные упражнения;

Какие были трудности;

Что понравилось, а что нет.

Завершение: «Хлопки по кругу».

Комментарии
Комментариев пока нет.