Просветительско-профилактическое занятие, с элементами игровой формы для старшеклассников «СПИД — нет!»
Просветительско-профилактическое занятие,
с элементами игровой формы для старшеклассников «СПИД – нет!».
(С использованием в экспериментальной части занятия сырых куриных яиц).
Поскольку ВИЧ-инфекция не излечивается радикально, главным орудием в борьбе с распространением инфекции является профилактика - предотвращение новых заражений.
Ознакомительные занятия с мерами профилактики ВИЧ-инфекции необходимо проводить прежде всего в школах, так как основной группой риска являются лица от 15-30 лет.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы представить вашему вниманию просветительско-профилактическое занятие направленное на освещение и осмысление данной проблемы, а так же формирования у подростков ответственного поведения.
Актуальность проведения данного просветительско-профилактического занятия. Понятия: ВИЧ и СПИД.
Актуальность: просветительско-профилактическое направление весьма значимо в рассмотрении таких заболеваний как ВИЧ и СПИД. Информационность, а главное доступность использования на уроках психологии, ОБЖ, а так же во внешкольных программах, определяет высокую степень актуальности данного занятия.
Цель: Формирование представлений об ответственности за свое здоровье.
Задачи:
1) Расширение представлений старшеклассников о ВИЧ инфекции и СПИДе.
2) Организация взаимодействия между участниками занятия в форме дискуссии.
3) Развитие коммуникативной компетенции у старшеклассников.
4)Развитие способностей у учащихся прогнозировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и мера ответственности за свое здоровье.
Информационный блок:
Прежде всего, необходимо разграничить три понятия, связанных с этой болезнью: ВИЧ, ВИЧ-инфекция и СПИД.
ВИЧ — это вирус иммунодефицита человека, который является возбудителем болезни, называемой ВИЧ-инфекция. Эта болезнь имеет несколько стадий, последняя из которых называется СПИД.
СПИД — синдром приобретенного иммунодефицита: синдром — совокупность признаков и симптомов данного заболевания, приобретенного — генетически не обусловленного, а полученного в процессе жизнедеятельности, дефицит — недостаток, в данном случае в работе иммунной системы, иммунодефицит — поражение иммунной системы, неспособность ее противостоять инфекциям.
Также необходимо остановиться на понятии иммунной системы, поскольку именно она подвергается воздействию ВИЧ. Иммунитет — это особая функция организма человека защищаться от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Иммунная система вырабатывает специфические молекулы — антитела для борьбы с различными возбудителями и чужеродными веществами (антигенами). На проникновение в организм чужеродных агентов (вирусов, бактерий) включается иммунный ответ, в котором участвуют особые клетки крови — лимфоциты. Лимфоциты распознают возбудителей, блокируют их разрушительное действие и уничтожают, а также способствуют выработке антител к ним.
История развития ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Первые случаи таинственного заболевания появились в США, Швеции, Танзании, Гаити ещё в конце 1970-х годов.
В 1981 году в различные клиники Лос-Анджелеса, Сан-Франциско стали поступать молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации с заболеваниями, не характерными для их возраста: раком сосудов (Саркомой Капоши) и воспалением лёгких, вызванных особыми микроорганизмами из рода пневмоцист.
В 1983 году была доказана инфекционная природа ВИЧ-инфекции. Впервые вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) был обнаружен и описан французскими учёными из лаборатории профессора Л. Монтанье и группой их американских коллег, возглавляемых Р. Галло (за данное открытие в 2008г. Л.Монтанье был удостоен Нобелевской премии). Позднее были подняты образцы сыворотки крови, взятые от различных больных ещё в 60 – 70-е годы и хранившиеся в замороженном состоянии. Анализ этой крови показал наличие в ней специфических белков (антител) к ВИЧ. Это свидетельствовало, что возбудитель заболевания циркулировал среди людей уже несколько десятков лет назад.
К 1985 году были установлены все пути передачи ВИЧ - инфекции. С этого года стало возможным определять инфицирован человек или нет, с помощью анализа крови на антитела к ВИЧ, и в большинстве европейских стран стали проверять донорскую кровь. В СССР к этому году выявлены случаи СПИДа у иностранных студентов-африканцев, обучающихся в советских вузах.
Летом 1987 года в России зарегистрирован первый случай ВИЧ-инфекции у гражданина нашей страны. Это был молодой человек, который длительное время провёл на африканском континенте, работая в посольстве переводчиком с английского. К концу 1987 года было выявлено 25 ВИЧ-инфицированных из числа его контактных. В этот период в ряде стран одобрено первое лекарство против ВИЧ-инфекции – азидотимидин, которое не излечивало полностью, но могло затормозить развитие инфекции.
Всемирной организацией здравоохранения 1 декабря 1988 года был объявлен Всемирным днём борьбы со СПИДом. Ежегодно эта дата отмечается многими странами мира для того, чтобы привлечь внимание людей к этой проблеме, выразить солидарность с людьми, затронутыми эпидемией и поддержать усилия в борьбе с ВИЧ-инфекцией во всем мире.
Трагичным для СССР стал 1989 год, в нашей стране появилось понятие "детская ВИЧ-инфекция". В клиниках Калмыцкой АССР, Волгоградской и Ростовской областях было заражено более 260 детей, основная причина заражения – небрежность медицинского персонала. В этот период около 70% всех ВИЧ-инфицированных в России составили дети.
Как и на Западе, в России до 1995 года основным путём передачи инфекции был проникающий сексуальный контакт без использования презерватива. 1996 год стал переломным. На Украине началась эпидемия ВИЧ-инфекции среди потребителей внутривенных наркотиков, через несколько месяцев дошла очередь и до России. Новые случаи ВИЧ-инфекции за год стали исчисляться не сотнями, а тысячами.
В 1998 году в России разработан лекарственный препарат для терапии ВИЧ-инфицированных, с меньшими побочными эффектами, чем азидотимидин.
2000 год. В мире по различным оценкам учёных насчитывается более 36 миллионов инфицированных ВИЧ, каждую минуту регистрируется 12 новых случаев заражения и каждые 8 минут от последствий ВИЧ-инфекции, СПИДа умирает один человек.
По состоянию на конец 2011 года заразились ВИЧ-инфекцией 60 миллионов человек, из них: 25 миллионов умерли, 35 миллионов живут с ВИЧ-инфекцией. Из 35 миллионов ВИЧ-инфицированных пациентов значительная часть живы благодаря антиретровирусной терапии. Быстрее всего эпидемия распространяется среди молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, т.е. в той возрастной группе, которая должна вести человечество в будущее.
Пути передачи ВИЧ-инфекции.
Школьникам предлагается игра:
Предварительно надувается воздушный шарик. Задается вопрос: Каким способом человек может заразиться ВИЧ, СПИДом?
Психолог запускает шар в зрительный зал, учащийся на которого шар опустился, отвечает на поставленный вопрос.
После чего, отвечавший вновь запускает шар над залом.
Психолог самостоятельно определяет момент завершения игры.
Краткое обсуждение. Звучит правильный ответ, перечисляются реальные способы заражения.
Источником ВИЧ-инфекции является человек: носитель вируса иммунодефицита человека или больной в стадии СПИДа. Первые наиболее опасны, так как могут не знать, или скрывать, что инфицированы ВИЧ. При этом источником инфекции могут быть как мужчины, так и женщины.
Развитие инфекции обусловливается проникновением ВИЧ в кровь заразившегося. Произойти это может:
1) при всех видах сексуальных контактов (не защищенных);
2) через кровь:
- в среде наркопотребителей при использовании для введения наркотических веществ общих шприцев, игл, емкости для забора наркотика;
- в медицине - при переливании крови и ее препаратов, пересадке органов и тканей;
- при проведении пирсинга и нанесении татуировок не стерильным инструментарием;
3) от инфицированной матери ребенку во время беременности, в процессе родов, при грудном вскармливании.
В быту ВИЧ-инфицированный человек не опасен.
Вирус не передается:
- при объятиях и дружеских поцелуях,
- через рукопожатие,
- при кашле и чихании,
- при пользовании общей посудой,
- при укусах насекомых и животных,
- во время принятия пищи,
- при коллективных занятиях спортом,
- через постельное белье или другие личные вещи,
- при совместной работе, учебе,
- при пользовании общим туалетом, душем, бассейном.
4.Актуальные вопросы.
Для чего нужно сдавать анализ крови на ВИЧ-инфекцию?
Анализ крови на ВИЧ инфекцию необходим для того, чтобы избавиться от тревоги и опасений, защитить себя и своих близких, своевременно начать лечение.
Какие методы диагностики используют для анализа крови на ВИЧ-инфекцию?
Иммуноферментный анализ обнаруживает антитела, направленные против ВИЧ. Если они есть, значит, имеется ВИЧ-инфекция. Метод ПЦР (полимеразной цепной реакции) обнаруживает сам вирус в организме, это наиболее достоверный способ.
Как оцениваются результаты анализов крови на ВИЧ-инфекцию методом ПЦР?
Результат анализа принято называть положительным (вирус обнаружен), отрицательным (вируса нет) или сомнительным (маркеры вируса есть, но не все, результат не может считаться положительным).
Где можно сдать анализ крови на ВИЧ-инфекцию?
Анализ крови на ВИЧ можно сделать в любой больнице. В центрах СПИД анализ делают бесплатно и анонимно, независимо от места жительства.
Кабинет профилактики и борьбы со СПИДом: Вы можете обратиться в поликлинику по месту жительства, участковый выпишет направление и скажет где это можно сделать бесплатно, обычно это кожно-венерическая поликлиника. Платный анализ можно сдать в любой частной клинике города.
Как подготовиться к исследованию?Анализ крови желательно сдавать натощак (между последним приемом пищи и взятием крови должно пройти не менее 8 часов).
Как проходит сдача анализа крови на ВИЧ-инфекцию?
Кровь для анализа берут в процедурном кабинете стерильным шприцом из локтевой вены, примерно 5 мл.
Как получить результат анализа крови на ВИЧ-инфекцию?
Результат обследования сообщается врачом лично, и информация эта является строго конфиденциальной.
Когда будут готовы результаты анализа крови на ВИЧ-инфекцию?
Сроки ожидания результатов от двух до десяти дней.
Куда обращаться с результатами анализа крови на ВИЧ-инфекцию?
Отрицательный анализ не требует консультации специалиста. Когда человек получает положительный результат анализа крови на ВИЧ-инфекцию, врач, как правило, рекомендует ему обратиться в СПИД-центр.
Существует ли лечение для ВИЧ-положительных людей?
Для граждан России лечение бесплатно и назначается врачом в Центре профилактики и борьбы со СПИДом.
ВИЧ-инфекция считается очень «коварной». Связано это с тем, что чаще всего внедрение в организм человека вируса иммунодефицита и его размножение не вызывает никаких симптомов ВИЧ-инфицирования. Единственный надежный способ определить ВИЧ-статус человека — это прохождение теста на ВИЧ.
Присутствие ВИЧ в организме может быть совершенно незаметным в течение 10–12 лет: такое время, как правило, проходит от момента заражения ВИЧ до развития СПИДа при отсутствии лечения.
По мере развития ВИЧ-инфекции и ослабления иммунной системы больного, у ВИЧ-инфицированного человека появляются первые признаки СПИДа — это болезни, которые у здоровых людей проходят сами или легко излечиваются. На этой стадии любая инфекция может привести к смертельно опасному состоянию, развиваются болезни внутренних органов, постепенно приводящие к смерти.
Как избежать заражения?:
Чтобы обезопасить себя, необходимо:
Никогда и ни при каких обстоятельствах не пробовать наркотики. Помимо того, что наркотики убивают сами по себе, они еще способствуют распространению ВИЧ-инфекции, а также вирусного гепатита В и С.
Делать пирсинг и татуировки только в специализированных салонах и только стерильными одноразовыми инструментами.
Отказ от сексуальных отношений. Воспитание целомудрия - самый эффективный способ предотвращения подростковой беременности и является практически стопроцентной гарантией защиты от ВИЧ и других Инфекций Передаваемые Половым Путем.
4) Правильно использовать презервативы. Применять только качественные презервативы и следить за сроком годности.
Презерватив – это прочная оболочка из тонкого материала (латекса), который надевается на половой член во время сексуальных контактов. Презерватив защищает от ВИЧ-инфекции и других заболеваний, которые передаются при сексуальных контактах. Существующие мифы о том, что презервативы пропускают вирус ВИЧ, давно опровергнуты учеными.
Вероятность рождения здорового ребенка у ВИЧ-инфицированной матери значительно возрастает, если во время беременности и родов женщина проходит лечение специальными препаратами. Позже рекомендуется заменить грудное вскармливание искусственными адаптированными молочными смесями, чтобы исключить заражение ребенка через грудное молоко.
Хотелось бы упомянуть о юридической ответственности ВИЧ-инфицированных лиц.
Законом РФ предусматривается уголовная ответственность за ситуацию, в которой одно лицо подвергает риску заражения венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией другое (статья 121 и 122 УК РФ).
После информативной части занятия, детям предлагается прикрепить друг другу на одежду красные ленточки (символ борьбы со СПИДом), со словами «Береги себя»!!!
5.Формирование ответственного поведения.
Эксперимент с куриными яйцами..
Основным принципом профилактики ВИЧ-инфекции является безопасное и ответственное поведение, здоровый образ жизни. Поэтому главной стратегией, направленной на замедление распространения ВИЧ, по-прежнему остается широкая пропаганда, имеющая своей целью перемены в образе жизни населения. Хотя исследовательская работа идет полным ходом, сегодня еще нет надежд на скорое появление вакцин или полностью эффективных методов лечения.
Ключевым понятием в профилактической работе является формирование ответственного поведения в подростковой среде. Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы закрепить теоретический материал с помощью эксперимента.
Первоначально учащимся предлагается дискуссия, на тему: «Что такое ответственность?».
На обсуждение отводится 5-7 минут, после чего психолог называет несколько, уже существующих определений данного понятия.
Отве́тственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий).
Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих в рамках системы или аппарата системы.
Рекомендуется зафиксировать внимание подростков на основных понятиях, определениях, которые обсуждались на протяжении всего занятия. Упомянуть о способах передачи и защиты от ВИЧ и СПИДа.
- «В заключении хотелось бы сказать о том, что только в ваших силах, оградить свою жизнь и здоровье от вмешательства ВИЧ- инфекции и СПИДа.
Определив, что профилактика и меры предосторожности являются основным оружием против этого страшного диагноза, мне бы хотелось вернуться к понятию – ответственность».
Для проведения практического задания понадобятся сырые куриные яйца.
- «Поднимите руку те, кто здесь и сейчас готов начать формировать в себе это качество»?!
Учащиеся, поднявшие руку, подходят к психологу, который в свою очередь предлагает каждому участнику взять по одному сырому куриному яйцу.
- «Я предлагаю вам эксперимент: каждый из вас должен в течение недели, ни при каких обстоятельствах, с яйцом не расставаться. То есть, если вы едете в транспорте, идете на тренировку, или находитесь на уроке, яйцо все время должно быть рядом с вами. Упаковать вы его можете как угодно, главное сохранить его в целости и сохранности на протяжении установленного срока».
Если в процессе объяснения правил, кто-то из участников не согласиться на поставленные условия, он в праве его вернуть или передать яйцо любому желающему.
По прошествии недели, эксперимент считается завершенным, все участники приглашаются в кабинет психолога, для дальнейшей рефлексии и обсуждения!
Опыт показывает, что большинство подростков, за время эксперимента стали испытывать к куриному яйцу поистине трогательные чувства, многие давали им реальные имена, разрисовывали и улучшали условия хранения, а самое главное оберегали и старались сохранить в целости весь установленный период времени. Данный вид деятельности весьма заинтересовал ребят, дал возможность наглядно и на собственном опыте прочувствовать, что же такое – ответственное поведение. Таким образом, данное практическое занятие «СПИД – нет!» несет не только информационно-профилактическую, просветительскую функцию, но и дает возможность, (при помощи эксперимента с куриными яйцами) сформировать модель ответственного поведения среди молодежи.
СПИД - это не только проблема врачей и работников здравоохранения, но и ученых многих специальностей, государственных деятелей и экономистов, юристов и социологов. Для того чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей во всех странах должны знать о СПИДе - о развитии и клинических проявлениях заболевания, его профилактике и лечении, уходу за больными, психотерапии больных и инфицированных. Необходимо своевременно и доступно говорить об этом заболевании с молодежью, формируя у них осторожное и бережное отношение к собственному здоровью и жизни!
Литература:
Адлер М., Азбука СПИДа; М.: Мир, 1991г.
Бочаров Е.Ф., О профилактике ВИЧ-инфицированности, Медицинская газета, №4 февраль 2001г.
Гэри Ф. Келли, Основы современной сексологии, «Питер»,С-Пб., 2000г.
4. Мороз О.Г. "Группа риска" М.: "Просвещение" 1990 г.
5. Папырин А., Сильнее профилактики пока средства нет, Медицинская газета №62 16-08-2000г.
6. Покровский В.В. "Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД" М.: "Медицина" 1996 г.
7. Чайкина Н.А. Клевакин В.М. "СПИД: чума XX века" с-Пб.: 1989 г.
8. Шевелев А.С. "СПИД - загадка века" М.: "Советская Россия" 1991 г.