12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратюк Надежда Николаевна1070
Россия, Ростовская обл., Донецк

Статья на тему: «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, ученик, современный учитель, взгляд, учебный процесс, школа, школьная жизнь, профессиональное мастерство, собственный опыт, творчество, инновации, воспитание, качества.

t1641403592aa.jpg

Современное общество вступило в эпоху глобальных изменений, которые диктуют пересмотр подходов во всех сферах жизни нашего общества, включая и образование. Успех развития образования во многом определяется стремлением профессиональных кадров в этой сфере работать в инновационной образовательной среде, гибко и быстро реагировать на постоянно меняющиеся потребности общества и личности в своей профессиональной деятельности.

Требования, предъявляемые к современной школе и современному учителю в наступающем столетии, в первую очередь отличаются наличием у учителей ключевых навыков, отражающих, с одной стороны, качество педагогической подготовки, а с другой- конкурентоспособность учителя на рынке труда, поскольку заказчиком образовательных услуг является не только государство, но и родители и дети.

Человек, который дает детям знания в школе, должен обладать всеми качествами идеального, современного, компетентного и профессионального учителя. А идеальный учитель - это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личных обязанностей, подготовленный на самом высоком уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность, которая становится одним из важнейших условий реформы образования.

Профессиональная компетентность педагога - это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для осуществления успешной педагогической деятельности; и критерии, по которым можно оценить уровень сформированности профессиональной компетентности педагога.

Учитель должен не только воспитывать и доводить до совершенства самого себя, но и воспитывать других. Независимо от профессиональной подготовки педагога, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, повышать свой профессиональный уровень. Важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие общекультурной компетентности, которая интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя. Формирование общей культурной компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. Нужно ориентироваться не на новые течения, а на личность ребенка, нужно стараться создать ему комфортные условия для учебы и жизни в коллективе. Уметь мотивировать учащихся, в том числе заниматься различными видами деятельности, руководить проектной деятельностью группы учащихся, иметь исследовательский настрой.

Современный учитель -действительно творческий человек. К основным качествам творческого человека можно отнести такие качества, как умение ставить творческую цель и достигать ее, умение быстро менять мышление, умение планировать свою деятельность и проявлять самоконтроль, стремление к повышению профессиональных навыков путем самообразования. Например, в психологии было доказано, что у человека есть творческое мышление, если он способен выполнять следующие группы логических операций: объединять информацию, выявлять причины и следствия, планировать и выполнять практические действия.

На мой взгляд, в новая школа должна отвечать современным требованиям общества –наличие занятости учащихся в классе и вне его.

Для школьников учитель является не только носителем знаний по определенному предмету, но и яркой личностью, которая интересно организует их воспитательную работу. Общение с учащимися, их собственный опыт, опыт других учителей и целых коллективов, общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная интуиция, внеклассные занятия являются основными источниками творчества учителя. Согласитесь, педагог находится в нестандартной среде, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Учитель никогда не творит сам, а всегда в сотрудничестве со учениками. Высокая степень развития творческой деятельности педагога станет важнейшим условием формирования активной творческой личности современных школьников.

Современный учитель должен обладать компетенцией для обновления навыков. Изменения, происходящие в системе образования, побуждают учителей проявлять больше креативности в своей педагогической деятельности.


t1641403592ab.jpg

Можно выделить основные навыки современного педагога:

- Проактивность. Если учитель занимается проектами с детьми, участвует в благотворительных инициативах и общественной жизни, в своей деятельности выходит за рамки урока- это активный учитель, который создает что-то новое и вносит качественные изменения вокруг себя.

-Профессиональная и личная гибкость. Гибкость и адаптивность - это навыки, необходимые современному учителю для развития своей карьеры. Это стало особенно очевидным во времена глобального кризиса и карантина, поскольку учителям пришлось быстро адаптироваться к новому стандарту в образовании, преодолеть свои страхи, освоить совершенно разные подходы, изменить свой собственный стиль обучения и многое другое.

-Новейшие технологии в качестве учебного пособия. Важно, чтобы у учителя был опыт использования новейших технологий в своей практике – одного из ключевых инструментов современного учителя. Использование компьютерных технологий на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Задача учителя на этих уроках состоит в том, чтобы обучить учащихся информационным навыкам. Уметь проводить занятия в режиме обсуждения и диалога, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотят высказать свое мнение, свои взгляды на обсуждаемую тему.

-Основное внимание уделять саморазвитию. Невозможно быть эффективным учителем и не развиваться самому каждый день.

-Вид сверху («Helicopter view»). Этот навык также встречается редко среди учителей. Чаще всего современные учителя развивали критическое и дизайнерское мышление, коммуникабельность, креативность и эмпатию. А Helicopter view - это глобальное видение мира и любой задачи, это широкий кругозор.

- Гуманная педагогика как принцип жизни. Школа разделяет ценности гуманной педагогики, поэтому для них важно, чтобы учителя знали эти основы и воплощали их в своей повседневной учительской практике. Также важно, чтобы учитель умел наблюдать, замечать, слышать и быть неравнодушным к ребенку. Ведь такой учитель поможет ученикам видеть шире и крупнее.

- Умение управлять стрессом. Учитель должен владеть конкретными методами работы в классе. В частности, знать некоторые специфические приемы: каков алгоритм действий учителя в конфликтной ситуации между учениками или в случае повышенного стресса у ребенка и т. д.? Может ли учитель переключить внимание ученика и тому подобное.

Учителям следует уделять особое внимание уроку как средству обучения, которое дает возможность каждому не только проявить себя и почувствовать успех, но и почувствовать трудности, связанные с этим, и жить вне урока, помогая каждому ученику раскрыть и развить свои таланты. Умение находить свою личную грань, определять собственное оптимальное расстояние между собой и учениками - одно из необходимых профессиональных качеств учителя в школе.

При этом развивается личность самого учителя. В новых условиях развития образования остро стоят задачи развития высоконравственной, социально зрелой и творческой личности педагога. От его профессионализма, от его компетентности зависит не только успех учеников в школе, но и успех в жизни.

Дети сейчас рано развиваются. Ценности изменились, и это необходимо учитывать. Но ценность жизни неизменна. Нет ничего более ценного, чем жизнь. Мы, учителя, должны понять глобальную потребность в духовности и помочь детям найти путь к добру. Не следует забывать, что здоровье - одно из условий профессиональной компетентности современного педагога. Он является основной основой производительности во всех аспектах его работы.

Счастье учителя состоит из побед учеников. От того, как работает учитель, зависит то, каким станет ученик, добьется ли он успеха, реализуется ли он свои возможности, сможет ли он адаптироваться в современном обществе. У школы без учителя нет будущего, как у ее страны без школы.

Повышение уровня профессионализма учителя, его самообразовательная деятельность, распространение передового педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах является не только залогом успешной карьеры самого учителя, но и развития учебного учреждения, в котором работает педагог, повышения его рейтинга.


Литература:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Республика, 1989. – 190 с.

2. Галаева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов успеха ученика на уроках географии.- М.: «5 за знания», 2007. – 128 с.

3. Дергачева, О. А. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды / О. А. Дергачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.5 (111.5). — С. 44-45.

4. Кассина Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук — Н. Новгород, 2007.

5. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды //Педагогическое образование в России, № 1, 2011.

6.Симонов В.М. педагогика. Краткий курс лекций. Волгоград: учитель, 2008. – 84 с.








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.