Статья «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»

4
0
Материал опубликован 1 January 2022

Статья на тему

«Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»


Первейшая задача образовательной политики на современном этапе в Донецкой Народной Республике – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

         К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках,  коллегах; 

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.  Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Конкурсы педагогического мастерства – одно из средств повышения профессионализма учителя. Они создают благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению. Кроме того, результативно участвуя в различных профессиональных конкурсах педагоги повышают престиж своего образовательного учреждения, становятся его «визитной карточкой».

С целью изучения отношения коллег к участию в профессиональных конкурсах была разработана и предложена для заполнения анкета. После обобщения ее результатов было выявлено следующее:

Педагоги, не имеющие категории, указывают, что не имеют достаточной профессиональной компетентности для участия в конкурсах. Считают, что профессиональные конкурсы — это показатель уровня педагогического мастерства и этап рефлексии. Среди проблем отмечают отсутствие алгоритма участия и желания.

Педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, указывают, что психологически и профессионально готовы к участию в конкурсах. Считают, что профессиональные конкурсы — это показатель уровня педагогического мастерства и возможность «засветиться», что будет отмечено при аттестации. Среди проблем отмечают отсутствие материальных стимулов и большую учебную нагрузку.

Педагоги, имеющие 1 квалификационную категорию, указывают, что профессионально компетентны, но отсутствует психологическая готовность. Считают, что профессиональные конкурсы — это показатель уровня педагогического мастерства, его повышение, профессиональный рост и возможность «засветиться», что будет отмечено при аттестации. Среди проблем отмечают чувство страха перед отрицательными результатами, нехватку времени, плохое здоровье и личные причины.

Педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, указывают, что профессионально компетентны, но отсутствует психологическая готовность. Считают, что профессиональные конкурсы — это показатель уровня педагогического мастерства, реализация задуманных планов, возможность «засветиться». Среди проблем отмечают нехватку времени для подготовки, отсутствие систематизации материала, значительные материальные затраты.

Подводя итоги, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональные конкурсы — это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег.

Развитие профессионализма – это длительный, развёрнутый во времени процесс овладения профессией; но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен чутко реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, - он обязательно будет успешен! Итак, сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основных факторов успешности его работы.

Ну, а главный постулат остается неоспоримым: где успешен Учитель, успешен и Ученик!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации