Статья «В помощь педагогу "Цифровые образовательные инструменты"»

0
0
Материал опубликован 24 June

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ: ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Щепеткова Е.В.,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №9 БМР РТ им. К.А. Сидоркиной

Сейчас мы все живем в новой исторической фазе развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Процесс развития информационного общества неразрывно связан с его компьютеризацией, которая включает использование информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Безусловно, ускоренный прогресс техники, информатики и коммуникации касается и образования. В узком смысле под компьютеризацией обучения мы понимаем применение компьютера как средства обучения, в широком – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе [1]. Компьютерную технику в образовании можно использовать как средство обучения, способное усовершенствовать процесс преподавания и повысить его качество, как средство творческого развития обучаемого, как средство тестирования, диагностики и контроля, а также в качестве интеллектуального досуга. Как отмечает А.С. Петрова, активное использование информационных технологий повышает эффективность образовательного процесса, обучающиеся могут более продуктивно заниматься самоподготовкой к учебным занятиям, усвоением изученного и получением дополнительного учебного материала, преподаватели и обучающиеся могут более эффективно заниматься исследовательской деятельностью [2].

Одним из элементов информатизации образования является использование цифровых инструментов в образовательном процессе. Под ними мы понимаем подгруппу цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении [3]. Примерами таких технологий являются инструменты для создания графики и инфографики, графические редакторы, сервисы для обработки и редактирования видео, сервисы для создания интерактивных упражнений, различных игр, викторин и кроссвордов и пр. Эти ресурсы, безусловно, способны повысить интерес и вовлеченность учащихся в образовательный процесс, улучшить качество обучения.

Итак, первый полезный цифровой инструмент, который способен помочь педагогу – это Supа – онлайн-платформа для создания графики, инфографики, плакатов, флаеров, видео как на основе готовых шаблонов, так и с чистого листа (аналог Canva). Использование яркого познавательного иллюстративного материала на уроках позволяет обобщить и систематизировать изученный материал, сделать урок увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Также на занятиях можно использовать интеллект-карты, созданные с помощью ресурса coggle.it. В центре ментальной карты отмечается основная мысль или понятие, а остальные дополнительные идеи – вокруг. Данная техника визуализации мышления поможет зафиксировать и систематизировать информацию.

Не забываем, что презентация является неотъемлемой частью учебного процесса. И если Вам наскучила традиционная программа Microsoft PowerPoint, есть замечательный онлайн-сервис для создания интерактивных мультимедийных презентаций – Prezi.

Использование интерактивных игр и упражнений в образовании позволит ускорить освоение учебного материала, повысит интерес и мотивацию учащихся. Например, упражнения можно создать с помощью ресурса LearningApps. Образовательные веб-квесты поможет создать Joyteka. Также там имеется сервис тестирования, с ним легко проводить контроль знаний учащихся. С результатами учеников можно ознакомиться в личном кабинете педагога.

Разнообразить учебный процесс могут не только игры. Это кроссворды, ребусы, викторины и опросы. С помощью конструктора Фабрика кроссвордов можно быстро создать кроссворд онлайн и без регистрации. Опросы и викторины легко создать с помощью сервиса Quizizz. Сервис Simpoll позволит создать опрос любой сложности: анкету, голосование или тестирование.

Педагогу важно иметь и активно развивать персональный сайт – свою визитную карточку, ресурс для коммуникации с учениками, родителями и коллегами, площадку для размещения и транслирования собственных разработок. С этим педагогу может помочь Tilda – конструктор сайтов, не требующий навыков программирования.

Таким образом, в настоящее время существует большое количество цифровых инструментов и сервисов, которые может использовать педагог в учебном процессе. Их использование способно эффективно влиять на развитие у участников образовательного процесса творческого мышления в рамках информатизации образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Краткий словарь современной педагогики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://didacts.ru/termin/kompyuterizacija-obuchenija.html (дата обращения 21.08.2022).

Петрова А.С. Информатизация образования: проблемы и перспективы / А.С. Петрова, Ю.В. Афанасьева, Н.Н. Левкина // Интерактивная наука. – 2017. – № 11 (21). – С. 40.

Как подружиться с цифровыми инструментами в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mel.fm/blog/sveta-shchelokova/35198-kak-podruzhitsya-s-tsifrovymi-instrumentami-v-obrazovanii (Дата обращения: 21.08.2022).

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Qr-коды вышеперечисленных цифровых инструментов и ресурсов

 

Supat1719212543aa.gif

Cogglet1719212543ab.gif

 

Prezit1719212543ac.gif

t1719212543ad.gif LearningApps

t1719212543ae.gif Joyteka

t1719212543af.gif Фабрика кроссвордов

t1719212543ag.gif Quizizz

t1719212543ah.gif

Simpoll

t1719212543ai.gif Tilda

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации