12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Авраменко Елена Геннадьевна62

Всероссийский конкурс для школьных учителей на лучшую статью

«Учебная мотивация школьников: проблемы и пути решения»

В союзе звуков, чувств и дум.

«Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством.» (Конфуций)

Всеми нашими действиями руководит потребность. Мы хотим пить, потому что нас одолевает жажда. Мы идем к врачу, потому что хотим избавиться от боли. Мы готовы расцеловать весь мир, потому что влюблены…

Как влюбить ученика в такой сложный и непредсказуемый процесс познания нового? Наверное, сначала мы должны понять ребёнка, поставить себя на его место. Ученик рассуждает: «Мне и так хорошо, я сыт, обут, одет, а если покапризничаю или надавлю на родительскую жалость, то и крутую игрушку получу. Зачем знать тонкости орфографии, если среди друзей я не один такой неграмотный. Зачем мне разбираться в законах физики, если достаточно знать, что зимой надо одеваться теплее, чем летом? Математика? Ну, может быть, пригодится, чтобы посчитать сдачу в магазине…».

Что для ученика означает получение новых знаний? Прежде всего, это многочасовая определённая мыслительная нагрузка, длительное сидение за партой в вынужденной позе, ограничение в общении со сверстниками, подчинение чужим взрослым людям, выполнение домашнего задания по разным учебным предметам и много другое. Даже если сравнить условия рабочего дня взрослого человека и учащегося, то не берусь утверждать, что детям легче. А если еще добавить неурядицы в семье?..

Мотивация - это то, что вызывает интерес. В нашем случае, то, что превращает взгляд ученика из безразличного в сосредоточенный, открытый для познания окружающего мира.

Высказывание китайского философа (см. в начале) подсказало мне некоторые пути решения проблемы.

 

«Согласие между учителем и учеником».

 

«Согласие – гармоничность, отсутствие противоречий, конфликтов» - читаем мы в толковом словаре.

В образовательном процессе всегда присутствуют две главные стороны – педагог и ученик. Поэтому важно учитывать мнение каждой из них. Какими бы нас хотели видеть учащиеся? Результаты исследований показали, что большинство детей предпочитает учителей добрых, весёлых, ответственных, уравновешенных, справедливых, последовательных, честных, хорошо одетых, с приятным голосом.

  А что мы хотим от наших учеников? Да то же самое, только, чтобы еще и слушались, хорошо учились и были активными на уроке.

Как найти точку согласия между учителем и учеником? Получить ответы на этот вопрос мне помогли приёмы, которые я использую в учебной и внеурочной деятельности.

Считаю, что гармония в отношениях начинается с доверия учителя к ученику.

В работе часто использую приём «Имитация ситуации». Пример: урок русского языка в начальной школе, тема «Имя существительное» (закрепление). Имитируем ситуацию – экскурсовод в музее. Ученик выступает в роли гида и проводит экскурсию по классу. Его задача — донести информацию одноклассникам о каждом «экспонате», используя изученный материал по данной теме. В роли «экспонатов» выступают предметы, имеющиеся в классе. Учитель доверяет ученику, его знаниям, дает возможность проявить творческое мышление. Для ученика же это дополнительный шанс развить в себе уверенность, ораторские способности.

Доверие учителя к ученику должно быть искренним. Снова пример из школьной жизни. В нашем классе появился новый мальчик, Андрей С. Адаптация к новой школе, одноклассникам, учителю шла достаточно трудно, мешала замкнутость ребёнка. Но вот накануне праздника Дня матери Андрей предлагает мне провести с ребятами мастер – класс по изготовлению сувенира для мам. Я могла бы вежливо отказать. Вдруг его задумка не будет интересна ребятам, Андрей не справится с дисциплиной на уроке? Можно было нафантазировать много отговорок. Но зачем? Может, для него это и есть тот шаг, который позволит преодолеть стену недоверия и страха? Андрей приготовил образец, обеспечил ребят необходимыми материалами. Урок прошёл «на высоте». И теперь проведение мастер – классов у нас стало традицией.

Чем для меня показалась привлекательной эта форма? Во – первых, ребёнок учится самостоятельности, он развивает свою речь, старается, чтобы она была понятной для остальных. Во - вторых, ученик «входит» в роль учителя, осознает, как это бывает непросто - ответить сразу на несколько вопросов, подойти с разъяснением к нескольким ученикам одновременно. Ну, а для педагога - взгляд на себя со стороны, так как ученики копируют его слова, жесты, интонацию.

На уроке очень важен эмоциональный контакт. Сколько положительных эмоций получает актер или певец от заслуженных аплодисментов! Устный ответ ученика на уроке так же требует больших сил и подготовки. Почему бы не поддержать удачное выступление? Мои ученики уже знают, что, если их одноклассник прекрасно прочитал наизусть стихотворение, блестяще решил трудную задачу у доски, то по моему незаметному сигналу мы все дружно хлопаем. Вроде бы мелочь, но перед аплодисментами не может устоять даже «трудный» ученик. Заслышав громкую похвалу, ему ничего не остаётся, как сменить гнев на милость.
Очень часто использую приём Шалвы Александровича Амонашвили
- нашёптывание своего ответа учителю на ухо. Чтобы узнать правильное решение, учащиеся должны мыслить сами, не надеяться на ответ соседа по парте. Но главное - в момент «нашёптывания» между учеником и учителем устанавливается некая таинственная доверительная связь, понятная только им двоим. А глаза, жесты, мимика педагога подскажут ребёнку, насколько он близок к верному решению.

 

«Легкость учения».

 

Учебный материал должен быть доступен и прост для восприятия учащимися. Порой, мы сами, заседая на совещаниях и тематических педсоветах, почти засыпая, слушаем выступления коллег, насыщенные длинными и мудрёными фразами.

Речь учителя должна быть не только правильной, но и понятной. Более 90 % информации мы получаем о человеке с помощью невербальных средств общения: поза, жесты, мимика, походка и т. д. «Закрытые» позы учителя, в том числе скрещенные руки, взгляд поверх ученических голов, объяснение материала сидя за столом, частое подглядывание на часы, выражают отстранённость от детей. Ученики это чувствуют и отвечают тем же. А если учитель смотрит в глаза учащихся (но только не пристально, а с улыбкой), проявляет неподдельный интерес к ответам учащихся, то, как говорят мои ребята «Пойман WiFi».

Учитель должен удивлять, быть немного волшебником. Но известно, что лучший экспромт – это подготовленный экспромт. Нужно хорошо знать своих подопечных, их характеры, интересы… Идёт урок русского языка, словарный диктант, учащиеся записывают имена существительные, обозначая орфограммы. Прошу составить словосочетания, подобрав к каждому слову подходящее по смыслу имя прилагательное, затем составить предложения с полученными словосочетаниями. Знаю, что Поля Ч. обожает свою собаку Дину, все разговоры только о ней. Серёжа Б. пришел с утра в плохом настроении. У Лизы К. недавно родился братик…Каково же удивление ребят, когда учитель делает предположение о том, что Серёжа написал про разбитую чашку, Поля про прогулку со своей собакой, а Лиза поделится радостью появления на свет братика.

 

«Возможность для ученика думать самому»

 

Дети не так охотно соглашаются на этот процесс. «Зачем нам думать, ведь всё, что необходимо, мы найдём в Интернете, да еще и время сэкономим». И ведь не поспоришь. Можно сослаться на недостаточное совершенство Всемирной сети: невозможность доступа по техническим причинам, информация может не соответствовать действительности или дублироваться на различных сайтах, отсутствие привычки думать и делать выводы самому. Остается надеяться только на ученическое самолюбие, дескать, неужели ты и сам не в состоянии решить задачу, написать сочинение, выполнить проект?

Еще одно из частых высказываний учащихся: «Мне это в жизни не пригодится». Опять веский аргумент. Здесь важно учителю не показать растерянное лицо, а рассчитывать на свой кругозор и талант убеждения. Детям нужны конкретные примеры. Сколько случаев, когда люди уходят в лес и не возвращаются только потому, что не знали правила ориентирования на местности и поведения в чрезвычайной ситуации! Сколько травмированных людей обращается в больницы, сколько смертельных случаев, потому что пострадавшие не знают законы физики, не умеют обращаться с химическими веществами! И разве не стыдно будет общаться, будучи уже взрослым человеком, со своими детьми, имея низкий уровень развития речи и «шапочное» знакомство с литературными произведениями? Урок будет востребован, если учитель обязательно приведёт примеры из жизни, где пригодилось знание изученного материала, и попросит привести примеры учащихся.

На уроках, где ребятам приходится запоминать большой объём текста, использую прием «Пресс - конференция». Один ученик (у кого берут интервью) отвечает у доски, вопросы задают одноклассники (журналисты). При этом они сами должны досконально знать ответ на свой вопрос. Учителю такой прием помогает проверить, насколько обстоятельно подготовился ребёнок к уроку. Если ученик отвечает сам, он выстраивает определенный алгоритм ответа. А в данном случае для него любой вопрос является неожиданностью, приходится отвечать в режиме онлайн. Кроме того, по тому, какие вопросы задают ученики, могу судить, как они подготовились уроку. Ребята же отслеживают, о чем задавали вопрос, о чем нет, какие вопросы были наиболее интересными.

Я очень приветствую, когда ученик спрашивает, даже перебивая объяснение учителя. Ребёнок хочет понять суть проблемы, ему интересна данная тема. А чтобы вовлечь в разговор одноклассников, можно использовать «мозговой штурм». Знаю, что ответы будут неоднозначны, но в результате анализа и отбора идей ребята придут к правильному решению. А ученику – респект, он сумел вовлечь в мыслительную работу весь класс. Но здесь очень важно уметь отличить действительно живой интерес учащегося от желания «потянуть» учебное время, потратив его на пустое философствование.

Безусловно, в выборе способа мотивации приходится руководствоваться многим: спецификой предмета, численностью учеников, уровнем их успеваемости, развития речи, психологическими особенностями. Но, считаю, что эффективность всех приёмов будет зависеть от того, как учитель воспринимает ребёнка, владеет даром убеждения, строит диалог с учащимися под названием «Союз звуков, чувств и дум». И тогда лучшей наградой для любого педагога станут удивлённые возгласы воспитанников: «Как, уже звонок? Так урок быстро пролетел! Мы и не заметили!»

Дата проведения: с 16 мая по 28 августа
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.