12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лежнева Наталья Сергеевна56

Тема: «В царстве цветов»

Тип занятия: занятие рефлексии ( закрепления и совершенствования знаний)

Цель:  Деятельностная: формирование способности самостоятельно определять изученное и новое знание, самостоятельно находить способы преодоления из возникающих затруднений, оценивать результаты своей деятельности на занятии.

Содержательная: продолжить формирование представлений о растительном организме цветов, о взаимосвязи всех частей в растительном организме, закрепление имеющихся знаний по теме.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием “Организм растения”.
  2. Актуализировать знания о редких и исчезающих видах цветов.
  3. Научить опытным путем, определять процессы жизнедеятельности растений.
  4. Сформировать правила охраны редких цветов.
  5. Создать, придумать и нарисовать эмблему охраны цветов.
  6. Доказать, что части цветов целостный организм.

Форма проведения: практическая.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- проявлять любознательность и интерес к изучению природного мира;

- осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала;

- умение использовать имеющиеся знания.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- принятие учебной задачи;

- умение отвечать на поставленные вопросы, адекватно воспринимать информацию воспитателя;

- умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом занятия, адекватно оценивать собственные знания.

Коммуникативные:

- умение планировать учебное сотрудничество с воспитателем и сверстниками;

- умение активно слушать воспитателя, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Познавательные:

-демонстрировать приемы работы с интерактивным игровым, опытным и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам опытов, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

Предметные УУД:

Знать: органы - части цветка,  их значение для растения; знать правила охраны редких и исчезающих видов цветов.
Уметь: показывать и называть органы растения, находить их в задания кроссворда, называть их значение для растения, называть процессы жизнедеятельности цветов, аргументировать ответ, формулировать доказательство того, что части цветов - это целостный организм; выполнять опыты, работая по инструкции.

Материалы инструменты оборудования:10 стаканов, 10 салфеток, 10 листочков, стулья по числу участников, цветок в горшке, полиэтиленовый пакет и скотч.

Цветные карандаши для создания эмблемы, 2листов А4.

1 ноутбук, 1  видеоролик.

Время проведения: 40-50мин.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

- Ребята, давайте все встанем в круг и поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения).

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем – 
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!

I этап. Мотивация

 (тихо играет музыка леса с пением птиц)

Ребята, несмотря на то, что наступила зима, представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Вам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок экологии.

- Сегодня на занятии мы будем говорить об одном из видов растений.

Отгадайте загадку:

Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
ЦВЕТОК

Да, ребята, сегодня мы обобщим все наши знания о цветах.

II. Этап  актуализация знаний

Ребята, кто назовёт мне, какие цветы вы знаете? (ромашки, маки и др…. )

Чем отличаются друг от друга цветы? (цветы отличаются друг от друга внешним видом, потому что у них разная форма листьев, цветов, окраска).

У всех этих растений имеются общие одинаковые части. Чтобы вспомнить, какие части есть у растений, я предлагаю Вам  расшифровать надпись. (СТЕБЕЛЬЛИСТЬЯЦВЕТОККОРНИ)

Ученики расшифровали,

Ребята, названные вами части растения называются органами растения.

III. Этап локализация затруднений.

Ребята, а как Вы считаете, какой из органов растения самый главный? Докажите свои ответы (ответы детей).

- Оказывается, не только мы с вами не можем решить, какой же орган важнее, среди них тоже давно идет спор, кто же из них главнее. Не хотите ли вы послушать их спор? Послушайте его внимательно.

«Спор частей растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
–  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, чтобы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
Начавшийся спор между частями растения неразрешимый.

Давайте им поможем.

IV. Этап планирования решения проблемной ситуации.

Чтобы помочь растениям разрешить спор, я приглашаю вас в цветочную оранжерею.

По вашему мнению, люди каких профессий работают в цветочной оранжерее? (перечисляют)

Ребята одна из профессий, которая необходима в цветочной оранжерее называется ботаник. Это те люди, которые проводят опыты и эксперименты с растениями, чтобы сделать важные научные открытия.

А вам нравиться проводить опыты? Если да, то одеваем зелёные шапочки и перчатки, чтобы превратиться в настоящих ботаников.

V. Этап реализации практической деятельности.

(Далее проводят опыты. Только первый опыт (его первую часть сделать с детьми за день раньше), а на занятии только рассмотреть результат и сделать вывод).

ОПЫТ№1 ЦЕЛЬ: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

МАТЕРИАЛЫ: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

ПРОЦЕСС:

. Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клейкой лентой.

. Поставить растение на 3-4 часа на солнце.

. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

ИТОГИ: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом. Это значит растение дышит. Теперь сами попробуйте подышать в пакете. Что видите? (туман)

-А теперь давайте сделаем другой опыт.

-Зачем растению нужен корень? (чтобы пить воду).

ОПЫТ№2 Вчера мы с вами провели опыт с листочком. Давайте посмотрим, что у нас получилось? (листочки окрасились)

Представьте себе, что это не окрашенная вода, а питательные вещества. Что листочки сделали? (впитали)

А значит это что? (то что растение питаются)

(Берем два стаканчика в одном прозрачная вода, в другом окрашенная). Берем два листочки пинцетом, один опускаем в воду, другой в окрашенную. Посмотрите, что стало с листочком? (это значит, что он питается)

Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл, который необходим для фотосинтеза.

А вы знаете, что такое хлорофилл? (зеленый пигмент, окрашивающий хлоропласты растений в зелёный цвет. При его участии происходит фотосинтез.)

А хотите на него посмотреть?

Как вы думаете, что такое фотосинтез? (Фотосинтез это процесс при котором растение вырабатывает для себя питательные вещества из солнечных лучей воды и кислорода )

ОПЫТ№3 Берем кусок белой ткани, кладем в ткань листочки цветка, накрываем тканью и потрите. Открываем ткань, посмотрите, каким цветом она стала? Ответы детей (зеленая ткань).

Она стала зеленая благодаря веществу, которое называется хлорофилл. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает.

- Посмотрите на этот букет цветов в вазе. Красивый букет? А, какого органа не хватает у этого растения? (корень) Чем он отличается от цветов, которые растут на клумбе?

Кто скажет, что произойдет с этим букетом? (ответы детей)
- Через несколько дней он погибнет, так как цветы лишены корней и не могут получать питательные вещества.

VI. Этап обобщения, затруднение знаний.

- Итак, каждый орган растения выполняет определенную работу. И если какой-либо орган будет поврежден и не сможет выполнять свои функции, то другие органы тоже не смогут существовать. Ребята, что такое цветок, листья, стебель, корень? (целостный организм)

Отсюда мы можем сделать главный вывод:
Растение – целостный организм (на слайде)

- Все его органы – части единого организма. Они дополняют друг друга и работают взаимосвязано. От здоровья и работы одного органа зависит работа и здоровье другого органа, а также здоровье всего растительного организма.

 

Заключение практической части. - Помните вопрос в сказке? А какой орган главный? Какой ответ мы дадим спорящим частям растения? (конечно же, все органы растения главные, и нет таких органов, которые были бы главнее и важнее, ведь если убрать хоть один орган растения, то растение просто погибнет)

Физминутка.


VII. Этап самостоятельной работа с самопроверкой.

А вы много сегодня узнали

А давайте проверим?

1.Как называется процесс: корень из почвы поглощает воду и минеральные вещества?

image-20200528121218-1.png

Молодцы ребята! Все вы знаете , все вы усвоили.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Все мы любим цветы, они настоящее украшение нашей планеты. Но некоторые виды стали исчезающими и занесены в красную книгу (слайды)

Как вы думаете, какие причины стали причиной их исчезновения?(рвут цветы без надобности, интенсивный выпас домашних животных приводит к нарушению растительного покрова лугов; вырубка лесов; выпас скота; осушение болот; распашка степей и лугов; сбор трав и цветов для продажи)

Что делать, чтобы такие катастрофы не происходили? (Бережно относиться к растениям).

Давайте составим правила охраны цветов. Для этого предлагаю сыграть в игру “Правильно-неправильно” (на доске распределить в две колонки утверждения - верные и неверные). Надпись для каждого ученика. Они одновременно берут, читают текст и крепят в нужную колонку. Затем делают проверку, если нужно корректируют. Затем, один зачитывает список правил.

Ребята, нашей стране организуются общества охраны природы, каждое общество имеет свою эмблему (слайд с названием обществ и их эмблемы 3-5 эмблем).

Я предлагаю вам придумать и нарисовать свою эмблему, которая будет указывать на защиту важных частей цветка. Если сорвать цветок, то лишить его органа питания. Если оборвать листья, смять их - то цветку нечем будет дышать. Если сломать стебель - наступить, то он не будет больше расти.

 Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1.Назовите части растения.

2.Объясните, как растения питаются? (при помощи корня)

3.Почему все части растения важные? (целостный организм)

4.Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все цветы

5.Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь приятный аромат цветов?

6.Предложи своё правило охраны природы.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.