12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семейкина Альбина Николаевна78
Россия


Семейкина Альбина Николаевна

ГБПОУ «Ардатовский аграрный техникум»

Ежегодно все более привлекает пристальное внимание научной мировой и педагогической общественности, как в России, так и в зарубежной педагогике педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Педагогическая система, разработанная Василием Александровичем, не только внесла вклад в теорию и практику воспитания и образования, наполнила педагогическую мысль новаторскими положениями и нововведениями, но и составила революционный значительный этап в истории развития российской педагогической науки.

Нашли свой отклик как у современников, так и у педагогов следующего поколения гуманистические, ценностные идеи и взгляды В.А. Сухомлинского. Можно проследить их применение в личностно-ориентированном подходе в педагогике, получившем свое развитие в 80-90-х годах прошлого столетия. Выступая против авторитарной школы и педагогики, педагоги данного направления предлагали свой подход по преобразованию отечественного образования. Широко представлены эти идеи в работах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, В.В. Зайцевой, А.Г. Козловой, В.Г. Петровского и др.

Более подробно рассмотрим использование идей В.А. Сухомлинского в современной школе. В прошлом, авторитарная педагогика базировалась на следующих принципах: педагог обязан выполнить задачи, наложенные на него обществом, а ученик, в свою очередь, соответствовать запрограммированной тем же обществом идеальной модели. Лично-ориентированный подход, напротив, направлен на решение совершенно других задач. Признание права является его основой каждого из участников воспитательно-образовательного процесса быть личностью, способной к самовыражению, свободному выбору своего жизненного пути, к самоопределению; умеющей использовать это право на реализацию своих собственных ценностей и мотивов; правом на формирование уникального собственного отношения к другим, к окружающему миру, к себе.

Современная теория личностно-ориентированного обучения, разработанная теоретически и, в принципе, уже запущенная в практику имеет основу. Это идея всестороннего развития личности в её историческом развитии В.А. Сухомлинского. Он писал: «Всесторонне развитие личности - это создание индивидуального человеческого богатства, раскрытие её творческих задатков, способностей, дарований, таланта. Это сочетание в себе идейных убеждений, нравственных качеств, эстетических ценностей, культуры материальных и духовных потребностей. Рассуждать о всестороннем развитии нельзя без исключительной оговорки: подлинное всестороннее развитие - это гармония того, что он получает, потребляет». Великий педагог далее подчеркивает, что выбор специальности на всю жизнь - одна из самых ванных задач школы и родителей. Гармония личности ведь заключается в том, чтобы каждый человек, зная свое дело, принес максимальную пользу обществу и получил при этом удовольствие от своего труда, его результатов.

Эту важнейшую идею внедряя в жизнь, прорабатывая её с коллегами и родительским коллективом, В.А. Сухомлинский опирался на один из принципов педагогики - индивидуализацию обучения.

На практике осуществление этого подхода к воспитанию и образованию представляется возможным лишь в том случае, если педагог уже обладает определенным специфическим мировоззрением, которое и представляет основу его педагогической деятельности.

Наиболее ценным в каждом наследии считается то, что будет актуальным и востребованным и спустя многие годы. И в настоящее время в творчестве В.А. Сухомлинского востребованы его взгляды и идеи о формировании и воспитании нравственных чувств в человеке, «культуры желаний», «культуры чувств». Глубоким прорывом называют исследователи его систему нравственного, ценностного воспитания. «Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека» . В воспитании он считал самой насущной проблемой воспитание души.

В соответствии с Законом об Образовании, в Федеральном государственном стандарте общего образования ценностно-нравственное развитие, социализация и воспитание учащихся определены как задачи и направления первостепенной важности. Воспитание ответственного, духовно-нравственного, компетентного и инициативного гражданина России является одной из приоритетных задач государства и общества, а следовательно и целью современного образования.

Суть процесса морального воспитания по мнению В.А. Сухомлинского, заключается в том, чтобы моральные устои стали достоянием каждого воспитанника, превратились бы в правила и нормы поведения.

В современных условиях развития школы выделим идеи В.А. Сухомлинского, которые приобретают особую значимость: ориентация содержания образования на потребности развития села; создание методов и форм обучения и воспитания, призванных обеспечить реальную дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса; становление профильного обучения; реализация в образовательном процессе метода проекта, который синтезирует в себе самостоятельность учащихся, их активность, творческий поиск, ориентацию на разрешение насущных проблем города, села; воспитание духовности; ориентация на красоту как важное средство воспитания доброты, трудолюбия, сердечности и любви; идея постепенности, последовательности в вопросах обучения и воспитания взрослеющей личности, выдвинутая Ж.Ж. Руссо, пронизывающая все составные части педагогики В.А. Сухомлинского, который следовал его совету: «Дайте детству созреть в детях».

В современной школе главным предметом, как и в школе В.А. Сухомлинского, остается человековедение. Предмет, который поможет понять психологию человека, факторы, определяющие поведение и взаимоотношения людей.

Весьма важную педагогическую мысль В. А. Сухомлинский развивает о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать ученикам определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Была разработана и реализована система развивающего обучения в целях достижения эффективности обучения В.А. Сухомлинским, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. В системе развивающего обучения основными средствами Сухомлинского В.А. являются: природа, книга, сказка, труд.

Ведущими идеями концепции В.А. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно-нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. В. А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Сотрудничество детей и взрослых, доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.А. Сухомлинского. Она свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности.

По убеждению ученого в годы детства, необходимо заложить основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. По мнению советского педагога успешность воспитания, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается.

Большое значение приобретают взгляды В.А. Сухомлинского об объединении воспитательных усилий семьи и школы как немаловажного условия духовно-нравственного развития ребенка. Значение семьи как важного института воспитания определяется тем, что в ней ребенок проводит значительную часть своей жизни, поэтому ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на ребенка. Семья закладывает основы личности и, поступая в школу, ребенок во многом уже сформирован как личность.

Может быть различна роль семьи: она может являться как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. На детскую личность особенностью положительного воздействия является то, что никто (кроме родителей и самих близких ему родных) не может относиться к ребенку лучше, столько заботиться о нем, так любить его. Формирование здоровой психики ребенка, воспитание нравственной личности, возможно лишь при условии его уверенности в родительской любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что важнейшие авторитеты ребенка - его мать и отец. Ребенок - это одно из звеньев цепочки глубокой связи многих поколений, протянувшейся в веках и обрыв этой связи - непоправимая трагедия, приводящая к распаду нравственных начал. С другой стороны, ни один институт социальный институт не способен нанести столько вреда психике ребенка, сколько это может сделать семья.

Содействует взаимодействие школы и семьи нравственному и духовному, гражданскому и патриотическому воспитанию не только ребенка, но и его родителей. Представляет собой такое взаимодействие современную психолого-педагогическую технологию духовно-нравственного оздоровления общества.

Для В.А. Сухомлинского - воспитание это, прежде всего, постоянное духовное обогащение учителя и ребенка.

Основная задача нравственного воспитания: "воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека".

Основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считает заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что приоритетной задачей школы является формирование нравственной, ценностной области жизнедеятельности всего общеобразовательного учреждения, и следовательно, необходима четко-продуманная система нравственного образования ребенка, разработка ее концептуальных основ. Проблемы, над которыми работал В.А. Сухомлинский, остаются актуальными и на современном этапе развития педагогической мысли и практики.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.