12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимир92




t1634118334aa.gif

УТВЕРЖДАЮ

Директор ФКП ОУ № 208 ФСИН России

___________________А.И. Власов

«____» __________________ 2021














Семинар-практикум для педагогов

"Вакцинация - за или против?"

- Демин Владимир Владимирович - заместитель директора по УПР







Цели: познакомить с понятием “вакцинация”, историей вопроса, видами вакцин и отношением к вакцинации различных групп населения.

Задачи:

Изучить проблему  вакцинации, прививках для профилактики заболеваемости, об истории вакцинации.

Проанализировать плюсы и минусы вакцинации.

Рассмотреть виды вакцинации.

Оборудование и наглядность:

Презентация «Вакцинация – за и против"

Форма проведения: лекция (семинар) с проблемными вопросами.





Коротко о главном

Для чего нужна вакцинация

Профилактические прививки – это введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП)  для иммунопрофилактики  в целях создания специфического иммунитета. При помощи плановой иммунизации ежегодно удается спасти до 4,5 миллионов человеческих жизней. В то же время, по данным ЮНИСЕФ, в мире каждые 20 секунд от какой-либо вакциноуправляемой инфекции умирает ребенок. Иммунопрофилактика является приоритетной задачей системы отечественного здравоохранения.

Выделяют 4 основные группы  МИБП, применяемых для иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных заболеваний:

- вакцины, создающие активный иммунитет,

- иммунные сыворотки и иммуноглобулины, обеспечивающие пассивный иммунитет,

- бактериофаги, вызывающе лизис бактерий,

- цитокины (интерфероны и др.) действующие как иммуномодуляторы.

Вакцинация (введение вакцин в организм) – самое эффективное средство борьбы с управляемыми инфекциями.

 Основным свойством вакцин является создание активного поствакцинального иммунитета, который по своему характеру и конечному эффекту соответствует постинфекционному иммунитету, иногда отличаясь от него лишь количественно.

Вакцины при введении в организм вызывают ответную иммунную реакцию, которая в зависимости от природы иммунитета и свойств антигена может носить выраженный гуморальный, клеточный или клеточно-гуморальный характер. 

Эффективность применения вакцин определяется иммунологической реактивностью, зависящей от особенностей организма, от качества антигена, дозы, кратности и интервала между прививками. Поэтому для каждой вакцины разрабатывают наиболее оптимальную  схему вакцинации. К сожалению, в последние десятилетия эксперты все чаще отмечают антивакцинальные настроения в обществе. Когда родители отказываются от вакцинопрофилактики, они тем самым нарушают права ребенка и подвергают его смертельной опасности. Нужно ясно представлять, что даже такая распространенная инфекция как ротавирусная, перенесенная в детстве, способна повлиять на состояние желудочно-кишечного тракта, а коклюш -  привести к повреждениям головного мозга. 

Из чего состоят вакцины

 Основу любой вакцины составляют антигены в виде небольшой части бактериальной клетки или вируса. В выделенный и очищенный антиген приходится добавлять консерванты, стабилизаторы и антибиотики. В качестве консервантов чаще всего используют мертиолят или тимерсал, формальдегид, фенол, феноксиэтанол и др. В качестве стабилизатора – хлористый магний. Аллергические реакции могут быть, если пациент чувствителен к одной из этих добавок. Растворители вакцин – стерильная вода, физиологический раствор и др. Многие антигены вызывают недостаточный иммунологический ответ. Для усиления иммуногенности антигены связывают с адъювантами (фосфатом алюминия или гидроокисью алюминия).

Для разведения лиофилизированных вакцин (высушенных) используют специальные растворители. Запрещается использовать воду для инъекций, физраствор! Для восстановления лиофилизированных вакцин применяют только те растворители, которые рекомендуются фирмой-производителем. Использование соответствующих растворителей гарантирует сохранение активности и стабильности вакцинного препарата.

Виды вакцинных препаратов

Живые вакцины – приготовлены на основе антигенов возбудителей инфекционных заболеваний, аттенуированных (ослабленных) в искусственных или естественных условиях. Эти вакцины не вызывая клинической картины заболевания, формируют стойкий иммунитет. Как правило, вводятся парентерально.

Убитые (инактивированные) вакцины состоят из нежизнеспособных микроорганизмов. Для приготовления этих вакцин патогенные микроорганизмы убивают или термической обработкой или воздействием различных химических веществ (например, формалина). В качестве антигенов используют как цельные (корпускулярные) тела микроорганизмов (противочумная вакцина, вакцина Солка против полиомиелита), так и  отдельные компоненты клеток возбудителя (полисахаридная пневмококковая вакцина),  иммунологически активные фракции (вакцина против гепатита В).

Эти вакцины длительно хранятся и менее  чувствительны к температурным колебаниям; возможно их применение не только для профилактики, но и для лечения.

Существенным недостатком этих вакцин является то, что: вакцинный штамм сразу не приживляется, поэтому вакцинация проводится в 2 или 3 приема, требуются частые ревакцинации.

Расщепленные (сплит-вакцины) и субъединичные (химические вакцины) создаются из антигенных компонентов, извлеченных из клеток микроорганизмов различными химическими методами. Химические вакцины могут вводиться в больших дозах и многократно. Они не содержат балласта и наименее реактогенны, имеют высокую степень специфической безопасности и достаточную иммуногенную активность. Химические вакцины, особенно сухие, устойчивы к влиянию внешней среды, хорошо стандартизируются и могут применяться вместе с другими вакцинами одновременно.

Анатоксины приготовлены из экзотоксинов различных микробов. Токсины обезвреживают формалином, при этом сохраняются их иммуногенные свойства и способность образовывать антитоксины. Очищенный от балластных веществ и концентрированный анатоксин сорбируют на гидроксиде алюминия. Анатоксины формируют антитоксический иммунитет, который уступает постинфекционному иммунитету и не предотвращает появления бактерионосительства. В случае недостаточной  инактивации могут возникать признаки интоксикации, характерные для данного заболевания.

Конъюгированные вакцины представляют собой комбинацию полисахаридов с белковым носителем. Конъюгаты полисахарида получены из возбудителей инфекции, а белковый носитель из дифтерийного или столбнячного анатоксина.

Вакцины с искусственными адъювантами представляют собой естественные антигены  на синтетических носителях.

           Синтетические вакцины - это  синтезированные из аминокислот пептидные фрагменты, соответствующие структуре вирусного (бактериального) белка, которые распознаются иммунной системой и вызывают иммунный ответ.

Достоинства этих вакцин: нет возврата патогенности, нет остаточной вирулентности, неполной инактивации. Они обладают высокой степенью стандартности, слабореактогенны и безопасны.

Недостатки: менее эффективны по сравнению с  традиционными.

Рекомбинантные вакцины получают методом генной инженерии.

Достоинства: отсутствие или значительное снижение балластных компонентов, полная безвредность, низкая стоимость.

Комбинированные вакцины. Комбинированные вакцины не являются простой комбинацией антигенов. Введение комбинированной вакцины не сопровождается подавлением антиинфекционного иммунитета к возбудителям других инфекций. В мире создано около 20 комбинированных вакцин, разрабатывается еще столько же. Увеличение числа применяемых вакцин приводит к росту количества инъекций и неизбежно ставит вопрос об использовании комбинированных вакцин в рамках Национального календаря профилактических прививок.

Основополагающие принципы вакцинации

- Принцип полного здоровья иммунизируемого.

- Принцип неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических норм.

- Принцип правильного хранения вакцинных препаратов.

- Принцип проверки вакцины перед использованием.

- Принцип строгого соблюдения техники введения вакцины.

- Принцип четкой регистрации проведенной вакцинации.

 - Принцип строгого учета поствакцинальных осложнений.

Актуальность вопроса.

Не секрет, что распространение нового коронавируса привело к многочисленным переменам в жизни организаций, предприятий и государства в целом. "Мир уже не станет прежним" - эта фраза становится всё более привычной. Конечно, в зоне особого внимания государства и общества - медицина и образование. Постоянно меняющаяся эпидемиологическая ситуация порождает всё новые правила и предписания. При этом законодательство в целом консервативно и не изменяется так быстро. Что же обязаны делать работники образования и от чего они имеют право отказаться в связи с мерами, препятствующими распространению новой коронавирусной инфекции?

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273‑ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия, обеспечивающие жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объёме проводиться санитарно-противоэпидемические мероприятия, в том числе медицинские осмотры, профилактические прививки, гигиеническое воспитание и обучение граждан.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2020 года № 20 "О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов» руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования рекомендовано:

обеспечить подготовку образовательных организаций к работе в осенне-зимний период с учётом необходимости соблюдения оптимального теплового режима, режима проветривания помещений, оснащённости бактерицидными лампами, термометрами, дезинфекционными средствами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания для сотрудников;

вести контроль за иммунизацией против гриппа сотрудников образовательных организаций;

обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий в период подъёма заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, в том числе по приостановлению учебного процесса, отмене массовых культурных и спортивных мероприятий;

совместно с территориальными органами Роспотребнадзора при подготовке к эпидемическому сезону по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям 2020-2021 годов провести обучение персонала дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций мерам профилактики гриппа и других острых респираторных инфекций негриппозной этиологии.

Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-19"", утверждённым постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (за исключением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования) (далее - организация) должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие в том числе:

проведение ежедневной влажной уборки и не реже одного раза в неделю генеральной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приёма пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организации;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток.

Прививка - право или обязанность?

Одним из основных мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций является иммунизация против гриппа работников образовательных организаций, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157‑ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" в рамках Национального календаря профилактических прививок, утверждённого приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125 н.
Однако работник имеет право отказаться от проведения профилактической прививки, сославшись на статью 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323‑ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Вместе с тем отсутствие прививки у работников с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, в частности у работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является нарушением требований безопасности работодателем. В этом случае под угрозу ставится жизнь и здоровье не только самого работника, но и обучающихся.
Поэтому, руководствуясь статьёй 76 Трудового кодекса Российской Федерации и статьёй 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157‑ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", работодатель вправе отказать в приёме граждан на работы или отстранить граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Следует отметить, что работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, входит в Перечень работ с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утверждённый постановлением правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825, и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Работодатель обязан организовать условия для прохождения вакцинации работников (предоставление свободного оплачиваемого дня, организация вакцинации на рабочем месте, организованная доставка в медицинское учреждение для вакцинации и т.п.). Для этого издаётся письменный приказ о проведении вакцинации в организации или работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию. Работникам при этом в соответствии со статьёй 185 Трудового кодекса Российской Фнднрации гарантируется сохранение среднего заработка или предоставление специального дня при прохождении вакцинации в медицинском учреждении. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно, по государственным программам.
1 августа 2020 года, глава Минздрава России Михаил Мурашко в ходе совещания по вопросам эпидемиологической ситуации, прошедшем в Нижнем Новгороде, говоря о разработке вакцины от коронавирусной инфекции, отметил, что "на сегодняшний день клинические испытания завершены. После получения регистрационного удостоверения вакцины начнут применяться".
Заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Олег Гриднёв уточнил, что первыми вакцину получат медицинские работники и пожилые люди. Врачи считают, что это правильный подход, поскольку и те и другие находятся в группе риска и чаще подвержены заболеванию. Даже если предположить, что вакцина наполовину уменьшит тяжесть заболевания или количество летальных исходов от коронавируса, это уже будет положительным результатом.
Правда, у многих граждан есть опасения, что из-за ускоренного режима испытания вакцины, в "гонке" за её выпуском возможны негативные последствия для тех, кто прошёл вакцинацию. И, самое главное, нет ответа на вопрос, будут ли болеть вакцинированные люди или нет.
Таких вопросов много. Они касаются не только эффективности вакцины против нового коронавируса и её возможных последствий, но и условий проведения процедуры вакцинации населения.
На сегодняшний день правовой основы для определения, какой быть прививке от коронавируса - обязательной или добровольной, не существует. Исходя из изложенного, необходимо и дальше проводить мониторинг ситуации, следить за изменениями, вносимыми в санитарное законодательство, и действовать в рамках правового поля.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.