12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чернышева Татьяна Геннадьевна352
кандидат педагогических наук
Россия, Самарская обл., Самара
Материал размещён в группе «Творческие группы педагогов»
4

Вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Государственная итоговая аттестация по образовательным

программам основного общего образования в форме

основного государственного экзамена (ОГЭ)







Вариант

контрольных измерительных материалов основного

государственного экзамена 2021 года

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ


подготовлен в формате демонстрационного варианта, представленного

Федеральным государственным бюджетным

научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»




Класс: 9

Автор: Никулина Т.Г.










2021

Основной государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

Контрольная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.

Ответами к заданиям 2–8 является слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

На контрольной работе разрешено пользоваться орфографическим словарём.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!








Контрольная работа

Часть 1


Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и запишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

2. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1) Сложное строение волосков меха морской мыши, конечно, не было создано случайно. (2)Однако зоологи пока не могут установить его точное предназначение, потому что до сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветным зрением. (3) Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. (4) Если морская мышь всё же способна воспринимать цвет, то радужные блики скорее всего как-то связаны с продолжением рода. (5) Для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает находить своё применение в волоконно-оптических кабелях нового поколения.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) строение меха не было создано (предложение 1)

2) зоологи пока не могут (предложение 2)

3) нет (предложение 3)

4) морская мышь способна (предложение 4)

5) важнее обстоятельство (предложение 5)

Ответ: __________________________.

3. Пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Глубокий сугроб (1) всю зиму не перестававший расти (2) и (3) не таявший под нежаркими лучами (4) не устоял перед весенним ярким солнцем (5)стал незаметно оседать (6) меняя форму и очертания (7) потом покрылся стеклянной коркой (8) и она начала трескаться (9) и ломаться.

Ответ: ___________________________.

4. Синтаксический анализ словосочетания.

Замените словосочетание «бумажные пакеты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

5. Орфографический анализ слов.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БОЛЕЗНЕННЫЙ (вид) - в прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на -Н-, пишется НН

2) (он) КЛЕИТ – в глаголах II спряжения в 3 лице ед. числе пишется И

3) ПРИНЁС - правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия»

4) УРАВНЕНИЕ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения

5) ЕВРОПЕЕЦ - в существительных мужского рода пишется -ЕЦ-

Ответ:

Прочтите текст и выполните задания 6-8.

Прочитай текст и выполни задания

(1) Периодическая система элементов, как говорят в учёном мире, приснилась Менделееву во сне. (2) Уже много месяцев и так и этак раскладывал он карточки, где выписаны были их свойства, чувствовал – есть между ними какая-то связь, должна быть! (3) Накануне целую ночь простоял он у конторки, за которой обычно писал, и лишь под утро, предельно утомлённый, не раздеваясь, повалился на диван и уснул. (4) Здесь и явилась ему таблица. (5) Менделеев тотчас проснулся. (6) На первом попавшемся листке набросал он свои великие столбики и сразу понял – нашёл!

(7) Он был сторонником изнуряющего стиля в работе, всем доказывал, что непрерывные, долгие и упорные усилия необходимы, даже если это вредит здоровью. (8) В двадцать шесть лет, работая над книгой «Органическая химия», он не отходил от письменного стола почти два месяца. (9) Знаменитые свои «Основы химии» писал тоже неистово. (10) Склонившись над бумагой, кричал во весь голос, угрожая математической формуле: (11) «У-у-у! Рогатая! Уж какая рогатая! Я те одолею!…Убью-у!» (12) В его трудолюбии, терпении и упорстве была какая-то богатырская русская былинность. (13) И когда называли его гением, он морщился, махал руками и ворчал:

(14) Какой там гений! (15) Трудился всю жизнь, вот и стал гений…

(16) В Менделееве удивительным образом сочетались нежность и несносность. (17) Верный признак человеческой доброты – привязанность к детям. (18) «Много испытал я в жизни, но не знаю ничего лучше детей, – говорил Менделеев. – Чем бы и как бы серьёзно я ни был занят, но я всегда радуюсь, когда кто-нибудь из них войдёт ко мне…» (19) Вечно возился с мальчишками и девчонками, устраивал им праздники, ёлки, кормил, одаривал. (20) Резкость же своего характера он с улыбкой объяснял тем, что раздражение таить в себе вредно. (21) Люди, близко его знавшие, говорили, что резкость его натуры более всего угнетала его самого.

(22) Всемирно признанный учёный, он очень нервничал и волновался на лекциях во время демонстрации опытов. (23) Всё казалось ему: не получится, конфуз выйдет. (24) Начинал шептать лаборанту, суетиться. (25) А читал прекрасно: вовсе не гладко, скорее даже коряво, без пафоса, но в каждом слове билась мысль.

(26) Студенты не просто любили Дмитрия Ивановича, они боготворили его. (27) Экзамены сдавать ему было трудно. (28) Когда принимали вдвоём с Бутлеровым, к Бутлерову очередь, а к Менделееву идти робели. (29) И всё-таки они, несомненно, очень любили его.

(30) Именно его попросили студенты передать петицию-протест, адресованную правительству. (31) Менделеев отвёз её министру Делянову, который вернул петицию с надписью: (32) «По приказанию Министра Народного Просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику, профессору Менделееву, так как ни Министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги…»

(33) Тогда он ушёл из университета. (34) Последние слова его, произнесённые с кафедры, были: (35) «Покорнейше прошу не сопровождать моего ухода аплодисментами по множеству различных причин». (36) Понимал, что аплодисменты эти грозят его молодым слушателям новыми карами.

(37) Менделеев прожил большую сложную жизнь. (38) Он не только великий учёный, но и сильный русский характер. (39) Всё его интересовало. (40) Англичанин Г. Джонс отмечает его «необычайный интерес к науке в целом». (41) Увлекался отнюдь не только химией, но и изучением природных ресурсов, металлургией, угле– и нефтедобычей, метеорологией, воздухоплаванием, агрономией, громил спиритизм. (42) С гордостью писал: (43) «Сам удивляюсь, чего только я не делывал в своей научной жизни». (44) По средам собирал у себя гостей: учёных, музыкантов, писателей, художников.

(45) Неохотно ездил в гости, редко бывал в театре, но посещал все художественные выставки, дружил с Репиным, Суриковым, Васнецовым, Крамским, Шишкиным. (46) Говорил Куинджи:

(47) Много секретов есть у меня в душе, но не знаю вашего секрета…

(48) Когда гроб с телом Менделеева двигался на Волково кладбище, впереди огромной процессии несли таблицу Менделеева – символ его бессмертия.

(По Я. Голованову) *

*Ярослав Кириллович Голованов — советский и российский журналист, писатель и популяризатор науки.


Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность чисел, цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответов в тексте работы.


Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Символом бессмертия Менделеева стала его таблица.

2) Менделеев не был сторонником изнуряющего стиля работы, так как считал, что тяжёлый труд вредит здоровью.

3) Менделеев был необычайно привязан к детям.

4) Учёный любил проводить опыты во время лекций.

5) Студенты любили Менделеева, потому что сдать экзамен у него было легко.

Ответ:______________________________

7. Анализ средств выразительности.

Запиши без пробелов и запятых номера предложений, средством выразительности речи в которых является фразеологизм.

1) Всемирно признанный учёный, он очень нервничал и волновался на лекциях во время демонстрации опытов.

2) Менделеев прожил большую сложную жизнь.

3) Неохотно ездил в гости, редко бывал в театре, но посещал все художественные выставки, дружил с Репиным, Суриковым, Васнецовым, Крамским, Шишкиным.

4) Уже много месяцев и так и этак раскладывал он карточки, где выписаны были их свойства, чувствовал – есть между ними какая-то связь, должна быть!

5) Склонившись над бумагой, кричал во весь голос, угрожая математической формуле: (11) «У-у-у! Рогатая! Уж какая рогатая! Я те одолею!…Убью-у!»

Ответ:______________________________

8. Лексический анализ.

Замените разговорное слово «повалился» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:___________________

Не забудьте перенести все ответы на задания 2–8 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.



Часть 3


Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.


9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда гроб с телом Менделеева двигался на Волково кладбище, впереди огромной процессии несли таблицу Менделеева – символ его бессмертия».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


9.3. Как Вы понимаете значение слова ТАЛАНТ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое талант», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку








































Ключи

Часть 1

Текст для прослушивания

Талант – определённое сочетание природных способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

Как и одаренность, талант проявляется и развивается в основном в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода и характеризуется потребностью в творчестве. В творческой деятельности человека память – лишь один из факторов, от которых зависит успешность. Но результата точно не будет без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию целого общества.

(По А.Г. Маклакову)

138 слов


Критерии оценивания выполнения задания 1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Талант – это сочетание природных способностей. Отдельная изолированная способность не может быть названа талантом

2

Как и одаренность, талант проявляется и развивается в деятельности, которая отличается новизной, оригинальностью подхода, творчеством. В творческой деятельности важны память, гибкость ума, богатая фантазия, воля, глубокой заинтересованность.

3

Высший уровень развития способностей – это гениальность. Гениальных людей очень мало. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию целого общества.



Таблица 2

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения (см. таблицу «Информация о тексте для сжатого изложения»



Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице «Информация о тексте для сжатого изложения»

2


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил одну микротему

1


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более одной микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3


Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2


Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

1


Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество по критериям ИК1–ИК3

7



Часть 2

Проверка заданий 2-8

Номер задания

Правильный ответ

2

35

3

145678

4

пакеты из бумаги

5

245

6

13

7

45

8

лёг



За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Часть 3

Критерии оценивания задания 9.1

Ответ на задание 9.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа



Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3


Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста,

но не указал их роли в тексте,

или

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1С1К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С1К1–С1К4.

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 9.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).

Критерии оценивания задания 9.2

Ответ на задание 9.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста



Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2


Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,

но

допустил одну ошибку в его интерпретации

1


Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3


Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1С2К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С2К2–С2К4.

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).


Критерии оценивания задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 4

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова



Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2


Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его

1


Экзаменуемый дал неверное определение,

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов



Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

или

экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1С3К4

9

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по критериям проверки С3К1–С3К4.

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и

фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 5).


Таблица 5

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2


Допущено две-три ошибки

1


Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2


Допущено три-четыре ошибки

1


Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2


Допущено две ошибки

1


Допущено три и более ошибки

0

ГК4

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2


Допущено три-четыре ошибки

1


Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2


Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1


Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4

10

При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);

если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей работы, – 33.



За выполнение работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов (от 0 до 14) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 22 баллов (от 15 до 22) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 23 и не более 28 баллов (от 23 до 28) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 29 и не более 33 баллов (от 29 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».


Таблица перевода баллов ОГЭ - 2021 по русскому языку в оценки (по пятибалльной системе)


5

4

3

2

29-33, из них не менее 6 баллов за грамотность

23-28, из них не менее 4 баллов за грамотность

15–22

0–14




Опубликовано в группе «Творческие группы педагогов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.