12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия15

Тема занятия: Ваши права, дети, - забота государства.

Цели занятия:

1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, словари.

Технологическая карта:


п\п

Этапы занятия

Дидактические задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки

Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Выполняют движения соответственно тексту.

2

Подготовка

К основному этапу занятия

Мотивация на усвоение знаний

Ребята, сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили сказку «Золушка». Вспомните , пожалуйста, как жилось бедной Золушке в родном доме? Были ли у неё какие-нибудь права? Не попасть в такую ситуацию, и хорошо знать свои права вам поможет наше сегодняшнее занятие. Только будьте внимательны, активны во время занятия, и узнаете очень много интересой и полезной информации.

Определяют тему занятия, прочитывают на слайде.



Целеполагание

Как вы думаете, для чего мы должны знать свои права и обязанности?

Определяют цели занятия.



Актуализация опорных знаний.

Сценка (разыгрывают воспитанники)

Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.

Данил: Давайте поиграем в войну!

Коля: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Паша, будешь милиционером. А ты, Никита, будешь бандитом.

Никита: А я не хочу.

Данил: Чего не хочешь?

Никита: Играть в войну.

Коля: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!

Никита: Я не хочу.

Данил: Захочешь.

Никита: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!

Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

(Дети садятся на места)

Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Коля и Данил? Почему они не правы? Прав ли Никита?

Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваются различные точки зрения.



Индивидуальная работа: работа с Никитой по формированию умения правильно формулировать высказывание.

3

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний.

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Наши права.

-А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

-Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (Комментарии воспитателя по ходу показа слайдов)

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое. Статья 7.

2.Очень трудно самому, жить на свете одному.

Правом с мамой жить и с папой

Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9

3.Есть еще такое право

Помнить думать и творить

И другим свои раздумья,

Если хочешь подарить. Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон. Статья 32

5.Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы. Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой в маленькой руке

Правом пользуюсь учиться

На родимом языке. Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки –

Это право есть у нас. Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник

Как и взрослый отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу вправе получать. Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым

Это право всем дано. Статья 6.

Физминутка

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Воспитатель раздает памятки «Мои права»)

-C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть? Ответы детей.

Воспитатель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ: вы сейчас прочитаете и запомните.

Обязанности:

1. Соблюдать законы.

2. Охранять природу.

3. Защищать отечество.

4. Заботиться о родителях.

5. Получить образование.









Находят в словаре и зачитывают толкование слова «Право»


Индивидуальная работа: формировать умение работать с толковым словарём у Коли.







Высказывают свои мнения.

4

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

Работа в подгруппах

Старшая подгруппа

Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).

Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (22 ГОДА)?

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?


Младшая подгруппа

Предложить раскраски по теме: «Права детей»


Дают ответы на поставленные вопросы.

Читают стихи:

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.


Чтоб нас никто не мог побить,

Украсть, унизить и обидеть.


Не отнимешь у ребенка

Права вечного на отдых,

Есть в Конвенции об этом

Специальная статья.


Папа, мама, ты и я –

Называется «Семья».

И для нас Семейный Кодекс

Выпускается, друзья!

5

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Игра «Юридическая консультация».

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» (см. Приложение 2).

Обсуждают ситуацию, делают выводы.

6

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учить анализировать и оценивать успешность.

Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого).

Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

- А сейчас слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!

Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Высказывают мнение о занятии


Раскрашивают шарики в цвет своего настроения.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.