12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Юлия15 |
Ваши права, дети, - забота государства.
Тема занятия: Ваши права, дети, - забота государства.
Цели занятия:
1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
2. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
3. Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
4. Формировать уважительное отношение к правам других людей.
5. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Технологическая карта:
№ п\п | Этапы занятия | Дидактические задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный | Подготовка обучающихся к работе на занятии, создание доброжелательной рабочей обстановки | Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу): Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! | Выполняют движения соответственно тексту. |
2 | Подготовка К основному этапу занятия | Мотивация на усвоение знаний | Ребята, сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза) Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент, Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок, Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок! Кем он станет завтра, маленький и нежный? Всей Земле права его – право на надежду! А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили сказку «Золушка». Вспомните , пожалуйста, как жилось бедной Золушке в родном доме? Были ли у неё какие-нибудь права? Не попасть в такую ситуацию, и хорошо знать свои права вам поможет наше сегодняшнее занятие. Только будьте внимательны, активны во время занятия, и узнаете очень много интересой и полезной информации. | Определяют тему занятия, прочитывают на слайде. |
| | Целеполагание | Как вы думаете, для чего мы должны знать свои права и обязанности? | Определяют цели занятия. |
| | Актуализация опорных знаний. | Сценка (разыгрывают воспитанники) Ведущий: После уроков ребята решили поиграть. Данил: Давайте поиграем в войну! Коля: Вот здорово! Я буду командиром. А ты, Паша, будешь милиционером. А ты, Никита, будешь бандитом. Никита: А я не хочу. Данил: Чего не хочешь? Никита: Играть в войну. Коля: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь! Никита: Я не хочу. Данил: Захочешь. Никита: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете! Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав? (Дети садятся на места) Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Коля и Данил? Почему они не правы? Прав ли Никита? | Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваются различные точки зрения. Индивидуальная работа: работа с Никитой по формированию умения правильно формулировать высказывание. |
3 | Усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия и первичного запоминания знаний. | Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. Наши права. -А что такое «право», «права»? Как вы думаете? Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права. - А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.) -Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека - А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо. Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе. В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения. Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка. Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (Комментарии воспитателя по ходу показа слайдов) Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции. 1.Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое. Статья 7. 2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с мамой жить и с папой Пользуйтесь везде, ребята. Статья 9 3.Есть еще такое право Помнить думать и творить И другим свои раздумья, Если хочешь подарить. Статья12, 13, 14. 4.Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон. Статья 32 5.Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы. Статья 24. 6.Чтоб с наукой подружиться , С книжкой в маленькой руке Правом пользуюсь учиться На родимом языке. Статья 30. 7.Подросла, взяла я книжки И пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки – Это право есть у нас. Статья 28. 8.Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать. Статья 31. 9.Будь ты слабым или сильным , Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано. Статья 6. Физминутка Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее. (Воспитатель раздает памятки «Мои права») -C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть? Ответы детей. Воспитатель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ: вы сейчас прочитаете и запомните. Обязанности: 1. Соблюдать законы. 2. Охранять природу. 3. Защищать отечество. 4. Заботиться о родителях. 5. Получить образование. | Находят в словаре и зачитывают толкование слова «Право» Индивидуальная работа: формировать умение работать с толковым словарём у Коли. Высказывают свои мнения. |
4 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. | Работа в подгруппах Старшая подгруппа Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить. • Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность). • Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция). • Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права). • Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация). • До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? • Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (22 ГОДА)? • Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека? Младшая подгруппа Предложить раскраски по теме: «Права детей» | Дают ответы на поставленные вопросы. Читают стихи: Как хорошо, что есть права! Закон нас строго защищает. И в нем важны нам все права, Они великой силой обладают. Чтоб нас никто не мог побить, Украсть, унизить и обидеть. Не отнимешь у ребенка Права вечного на отдых, Есть в Конвенции об этом Специальная статья. Папа, мама, ты и я – Называется «Семья». И для нас Семейный Кодекс Выпускается, друзья! |
5 | Закрепление знаний и способов действий. | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Игра «Юридическая консультация». Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» (см. Приложение 2). | Обсуждают ситуацию, делают выводы. |
6 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Учить анализировать и оценивать успешность. | Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого). Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. - А сейчас слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас! Закончить нашу встречу можно такими словами: Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война. Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым, Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина. | Высказывают мнение о занятии Раскрашивают шарики в цвет своего настроения. |