Занятие по толерантности в 7 классе «Признать, принять, понять»
Занятие по толерантности в 7 классе
«Признать, принять, понять»
Цель занятия: формировать толерантное отношение у учащихся ко всем живущим на планете, показать многообразие и разнообразие народов, способствовать принятию, признанию и пониманию людей такими, какие они есть, воспитывать снисходительность, милосердие и благородство.
Оборудование: надпись: «Понять, принять, простить…»,плакаты с высказываниями великих мыслителей по теме, ученых философов; карточки с заданиями, персональные листы учета работы, анкета, детская мягкая игрушка, конверты со словами, криптограммы, шифрограммы, карточки: красная, желтая, зеленая.
Ход занятия
1. Мотивация. Вступительное слово учителя. День добрый! Дорогие ребята и уважаемые родители, коллеги! Сегодня 17 февраля, в спонтанный День Добра, отмечаемый во всем мире, состоится необычное занятие. Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика. (Идет демонстрация видеоролика «Что это?», а потом беседа с учащимися по вопросам после просмотра.) Как важно в нашей жизни принять и понять человека. Давайте же сейчас, ребята, отгадаем, о чем пойдет речь на нашем занятии. Я приглашаю 3-х желающих, вручаю им конверты с буквами, им надо собрать слово из всех букв, которые находятся в конверте. Кто быстрее и правильнее это сделает, получит звездочку. /Если ребята будут затрудняться, то ненавязчиво учитель может им помочь/. Проверка - толерантность.
Итак, ребята сегодня мы поведем с вами разговор о толерантности.
2. Беседа с учащимися по вопросам. А кто из вас знает, что означает это слово? Где вы с ним встречались? Поднимите, пожалуйста, руки, кто сейчас услышал его впервые? т.д.
Учитель рассказывает о толерантности. «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Проблема культуры общения – одна из самых острых в классе, школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, осознавая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда, порой, ведем себя тактично, корректно и адекватно. Очень важно быть терпимым по отношению друг к другу, а это очень непросто.
3. Вашему вниманию предлагаются сценки из школьной жизни, посмотрите их и рассудите, кто прав, а кто виноват. Можно ли было избежать конфликта? Как нужно себя вести? Кто себя повел правильно, а кто нет? Почему? А как бы поступили вы? А можно ли поступать по принципу: «Так тебе и надо», « Как ты ко мне, так и я к тебе», «ты –мне, я- тебе».
Сценки: 1) «В школьной столовой», «Здрасьте!», «В автобусе», «В театре», «В спортзале», «На уроке», « На перемене», «На улице».
/ после просмотра сразу же идет обсуждение, диалог/ затем показываются кадры из фильма «Ирония судьбы или с легким паром!» Идет обсуждение
4. Копилка мудрости. Ребята, а как вы понимаете слова «В споре прав умный, в ссоре виноват умный» /высказывания ребят/ Отгадайте мысли мудрых? 5.Аукцион качеств личности. Методом мозгового штурма называются черты характера. У каждого игрока по 5 карточек, на которые он может «купить» себе нужную им черту характера. При подведении итогов задаются вопросы:
Какие черты личности проданы за более высокую цену, какие за низкую цену и почему? /перечень черт характера написан на листочках/
6.А сейчас мы с вами вспомним игру «Да и нет». Учитель по очереди задает вопросы, а учащиеся отвечают на них «да» или «нет» на листочках.
1) Добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным (да)
2)Золотое правило нравственности гласит: «не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе» (да)
3)Все люди от природы обладают одинаковыми качествами (нет)
4)Человеком не рождаются, а становятся (нет)
5)Воля-стремление поступать по-своему во чтобы то ни стало (нет)
6)Люди достойны любви, несмотря на все их недостатки (да)
7)Только тогда станешь настоящим человеком, когда научишься видеть человека в другом (да)
8)К человеку следует подходить, думая, что в нем больше хорошего, чем плохого (да)
9)Разбудить скрытые качества в каждом человеке терпение и снисхождение: достичь необычного для себя (нет)
10) Нужно уважать и любить людей такими, какие они есть (да)
7. Беседа по вопросам: С каким человеком вам приятно общаться, разговаривать? Почему? Что связывает людей между собой? Как вы понимаете слова: «С этим человеком легко общаться?» Что такое симпатия и антипатия? Кого можно назвать тактичным, культурным человеком? Что такое интерес? С кем вам интересно общаться? Почему? Как нужно разговаривать и общаться? Какие слова говорят очень часто при общении?
8.Игра «Мне приятно тебе сказать…» Ребята становятся в круг, берут мягкую детскую игрушку и, передавая, друг другу говорят слова «мне приятно тебе сказать, что ты добрый человек» и т.д.
9. «Лабиринт воспитания». Посмотрите, на этого человека. Он хороший или злой? А что нужно, чтобы он стал хорошим? Давайте попробуем это сделать?
10. Ребята, посмотрите на карту мира, сколько там государств, и все они, как и люди разные. А теперь, давайте попробуем создать свой мир, планету толерантности. На контурную карту наносятся листочки с надписями новых государств: Доброта, Взаимопонимание, Любовь, Дружба, Тактичность и т.д.
11. Расшифровать криптограмму и шифрограмму « Ни один злой человек никогда не будет счастлив», «Когда не говорите с тем, с кем можно говорить теряете людей» Как вы понимаете эти высказывания?
12. Составить синквейн/ стих, 5 строк/, со словом «общение», толерантность
14.Рефлексия занятия. «Легко ли быть толерантным человеком?» «Трудно ли быть хорошим человеком?» Ребята, у вас на парте 3 кружочка: зеленый, желтый и красный. Если вам занятие понравилось, и оно нужно, поднимите, пожалуйста, красный, не очень – желтый. Если совсем не понравилось, нет - зеленый.
Приложение 1. Криптограмма и Шифрограмма /ходом шахматного коня/
Г |
О |
К |
Е |
Т |
Ь |
Й |
|
Е |
В |
С |
М |
И |
, |
Е |
|
Н |
О |
, |
М |
Р |
Т |
Д |
|
А |
Р |
М |
О |
О |
Е |
Ю |
|
Д |
И |
Е |
Ж |
В |
Р |
Л |
|
Г |
Т |
Т |
Н |
О |
Я |
Е |
|
К |
О |
Е |
С |
О |
Г |
Е |
Т |
НИ |
СТ |
ОЙ |
--- |
ВЕК |
ВА |
О |
СЧА |
ЛИВ |
ЗЛ |
НЕ |
ЧЕ |
БЫ |
ЛО |
ЕТ |
ДИН |
Приложение 2. «Мысли мудрых людей» Отгадайте?!
1. В, вступаешь, другим, другой, если, и, контакт, изменяется, исправляя, с себя, тогда, человек,
человеком. Если, исправляя себя, вступаешь в контакт с другим человеком, тогда и другой человек изменяется.
2.1).Мудрого, ним, увидев, сравниться, стремись, с. 2).Вникайте, внутрь, себя, недостойного, увидев. Увидев мудрого, стремись с ним сравниться, увидев недостойного, вникайте внутрь себя!
3. Подобно, луне, человек, каждый, свою, сторону, он, неосвещенную, которую, не показывает, никому имеет. Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.
Коннова Наталья Борисовна,
учитель истории
Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ с. Новополеводино Балаковский район, Саратовская область
Тема: « Занятие по толерантности в 7 классе» Такие занятия необходимо проводить 1 раз в месяц, а лучше каждую неделю, чтобы у детей воспитывалось это чувство, и назвать их «Уроки толерантности»
Цель: продолжить формировать толерантное отношение у учащихся ко всем живущим людям на планете, показать многообразие и разнообразие народов, способствовать принятию, признанию и пониманию людей такими, какие они есть, воспитывать снисходительность, милосердие, терпение и благородство.
Оборудование: плакаты с высказываниями великих мыслителей, ученых философов; карточки с заданиями, персональные листы учета знаний, анкета, детская мягкая игрушка, конверты со словами, криптограммы, шифрограммы
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием толерантность;
рассмотреть возможности применения в различных жизненных ситуациях толерантного отношения к своим сверстникам и к людям.
Данная разработка представляет собой занятие по толерантности «Признать, принять, понять», где учащиеся вместе с педагогом учатся быть толерантными, проявляют терпимое отношение друг к другу, учатся принимать, признавать и понимать людей на жизненных примерах.
Предполагаемая аудитория: учащиеся 6-7 классов, педагоги, родители, библиотекарь, классные руководители.
Средства: мультимедиа проектор, видеоролики из фильма «Ирония судьбы или с легким паром!»
При подготовке урока были использованы газетные и журнальные статьи, жизненный опыт, а также же следующая литература:
- Международное гуманитарное право Антологтя мудрости/сост. В.Ю. Шойхер.-М.:Вече,2005 г. организационные и методические аспекты Декларация принципов толерантности Толковый словарь русского языка, Ожегов, М.:, Просвещение,1998 г. Ресурсы:http://www. rambler.ru/, http://yandex.ru/. http://www.google.ru/
В |
О |
П |
П |
А |
С |
Ы |
Н |
О |
К |
Л |
Я |
Р |
У |
Ч |
З |
Р |
П |
Л |
Е |
М |
Я |
Н |
Н |
И |
К |
З |
А |
П |
О |
А |
М |
Т |
Е |
С |
Т |
Ь |
Т |
О |
Р |
М |
Е |
Д |
Е |
Д |
П |
Е |
В |
М |
А |
Т |
Ь |
Д |
Е |
К |
Л |
Е |
Д |
Е |
В |
Щ |
Г |
З |
Я |
Т |
Ь |
Ш |
Ь |
М |
Ы |
В |
О |
Д |
С |
А |
Я |
З |
Р |
Н |
Б |
Б |
Р |
А |
Т |
Е |
Ч |
С |
В |
Е |
К |
О |
Р |
А |
Н |
Б |
О |
Ч |
Е |
Р |
Ь |
Ц |
О |
З |
О |
Л |
О |
В |
О |
И |
А |
Е |
Т |
Ь |
В |
Д |
Я |
Д |
Я |
О |
Г |
О |
Т |
Е |
Ц |
Х |
Я |
С |
В |
Е |
К |
Р |
О |
В |
Ь |
Д |
Ч |
Е |
Ж |
А |
Б |
Н |
Е |
В |
Е |
С |
Т |
К |
А |
И |
И |
К |
Э |
Р |
А |
З |
О |
Л |
О |
В |
К |
А |
В |
З |
М |
Ь |
Ю |
Ж |
Н |
Ш |
У |
Р |
И |
И |
Б |
А |
Б |
К |
А |
К |
Р |
Е |
Ш |
2.Поставьте вместо точек гласные буквы и прочтете высказывание Еврипида
. р.зв. .сть н. св.т. чт. м.л.й, гд. с м.ж.м ж.в.т ж.н. с.гл.сн.
3. С_ _ _ я, К _ _ _ _ т, С _ _ _ _ _ _ е, В _ _ _ _ _ _ _ _ ь,
Д _ _ _ _ _ а, Л _ _ _ _ ь, В _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _е, Л _ д
Л _ _ _ _ а, Н _ _ _ _ _ _ ь, Т _ _ _ _ _ _ _ _ _ ь, Д _ _ и.