«Не роняй старь: она новизну держит»
орловская пословица
Меняются времена. Уходит в прошлое то, что должно уйти. Человеку нужно знать, откуда оно – настоящее, где его корни. Так рождалась музыка, прошедшая века и сохранившая способность активно воздействовать на человека.
Давайте познакомимся с жизнью и творчеством самого неизвестного из самых талантливых русских композиторов, нашего земляка, прославившего г. Орёл, Василия Сергеевича Калинникова, совершив небольшую экскурсию по местам, связанным с его именем. А в качестве музыкального эпиграфа возьмём музыку его знаменитой Первой симфонии:
Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что подскажет капель.
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха зоревая свирель…
Лошадей пробегающих топот,
И визгливые скрипы дверей,
И колосьев взволнованный шёпот,
И унылая песнь косарей.
Ничего нет на свете чудесней
И прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня,
Что в душе разливалась его.
1866 - 1901 С. Широбоков
Имя русского композитора Василия Калинникова, прожившую короткую, полную драматизма жизнь, стоит особняком среди композиторских имён. Его судьба оказалась трагичной. Он не прожил и 35 лет, а то, что создал, поразительно не только по качеству музыки, но и по тому, что всё это создавалось в невыносимых условиях, постоянной нужде, при беспрерывных физических страданиях. И при этом его музыка – светлый гимн жизни! Вопреки всем несчастьям Калинников воспел вечную красоту жизни. Он учил нас дорожить каждым мгновением нашего земного бытия. Из тёмного колодца жизни он видел звёзды…
Г.Пожидаев «Василий Калинников Симфония жизни в 4-х частях» М,1993
Василий Сергеевич Калинников родился 1 января 1866 года в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии в семье станового пристава Сергея Фёдоровича Калинникова и его жены Ольги Ивановны.
♫ Остановка 1. СЕЛО 1-й ВОИН
Селом владел московский вице-губернатор, а потом рязанский губернатор, тайный советник Пётр Петрович Новосильцев. (Приложение 1)
В середине прошлого века село Воин было очень незаметным уголком России. Тишина здесь была такая, что известный сторожил этих мест И.С. Тургенев писал:
«Это - совершенная глушь – тихая, зелёная, печальная».
Усадьба Новосильцева, Первый Воин
…В тихих зимних сумерках незаметно подобрался предновогодний зимний вечер наступающего 1866 года. В народе этот вечер называли Васильевым. В доме пристава всё прибрано, лавки блестели чистотой, русская печь пышет тёплым духом, пахнет свежеиспечённым хлебом и жареной свининой. Обеденный стол накрыт белой скатертью, затеплена восковая свеча перед образом. Сели за трапезу, приговаривая:
«Василий щедрый, будь счастлив на гладких свиней!».
Только не удалось спокойно проводить старый год. Новая жизнь властно заявила о себе и раздался крик новорожденного. С новым годом пришёл Васильев день, а, значит, и мальчика назвали Василием.
(Дом, где родился Калинников, не сохранился, он сгорел).
… Быстро идёт время, Вася подрастает. Родители иногда берут его с собой в церковь. Он в 3,5 года ещё не понимает, что там происходит, но что не могло не взволновать, не встревожить, так это пение в церкви, тихое, стройное пение любительского хора, которым руководит отец. Душа его замирала от этих звуков, и он не мог понять, что с ним происходит, широко открывал, точно от страха, глаза и боялся шевельнуться. Вскоре в этом хоре будет петь и Василий. Рождённый музыкантом, он должен был встретиться с музыкой, и между ними должно было состояться первое объяснение – признание в своих чувствах.
В доме Новосильцевых мальчик впервые услышал звучание фисгармонии – он плакал, согнувшись комочком под окном террасы. Отца радовало, что любовь к музыке, старинная певческая культура нескольких поколений церковнослужителей (отец и дед Сергея Фёдоровича - дьяконы) найдёт продолжение в хрупком Васе. Вскоре в семье Калинниковых появилась своя фисгармония, но не большая, а маленькая – ручная немецкая гармония (гармонифлют), на которой он научился самостоятельно. (Приложение 2).
Вот как вспоминала эти выступления мать будущего композитора, Софья Николаевна:
«…На домашних вечеринках маленького Васю сажали на высокую табуретку, давали в руки инструмент, который был чуть ли не больше его самого, и он начинал с увлечением наигрывать вальсы, польки, кадрили из русских песен, и эта игра наполняла гордостью сердце маленького музыканта»
(из письма первому биографу Калинникова В. Пасхалову)
Музыкант Александр Викторович Затаевич свидетельствовал:
«…Пишущий эти строки … ясно хранит в своей памяти образ хилого, задумчивого мальчугана Васи,… удивляющего своих близких любовною игрою на гармонифлюте в семье Калинниковых. Музыка с самых ранних лет владела существом этого юноши, навсегда запечатлев в нём образы и явления окружающей его сельской природы».
(Из рецензии на исполнение Первой симфонии Калинникова в Варшаве, 1904)
Отец сам начал заранее обучать Василия чтению и письму, до поступления в училище, а в возрасте 8 лет мальчик начал изучать французский язык, вероятно с помощью Ивана Петровича Новосильцева.
Когда Васе исполнилось 10 лет, семья (кроме него уже подрастали братья Николай, Виктор, Аркадий и сестра Александра) собралась переезжать в губернский город Орёл. Первым в августе 1876 отец повёз на учёбу старшего сына. До Орла более 40 вёрст. Будет остановка на обед, тишина и лёгкая дремота под пение птиц и треск кузнечиков. И слух Васи будет жадно ловить эти звуки тишины. В нём всегда что-то пело, а теперь эта неведомая песня без слов как будто вышла наружу.
Окрестности села Первый Воин
Въезд в г. Орёл со стороны Мценского района
♫ Остановка 2 Калинников поступил в 1-е духовное училище. (Приложение 3)
Железнодорожная больница на 3-й Курской (на этом месте располагалось духовное училище)
Он числился иносословным (не духовного сословия) и учился за плату – 10 рублей в год (немалые деньги по тому времени). В училище преподавали духовные дисциплины, церковное пение, чистописание, русский и греческий языки, латынь, арифметику, географию; обучались 4 класса. Преподаватели не трудились объяснять урок, считая, что учебника достаточно, только старательно выискивали «лентяев» и били их по щекам, обрывали уши, волосы, ставили на колени, оставляли без обеда, наказывали розгами. Хорошие педагоги всё же были. Василия учителя вряд ли наказывали. Так как он сильно заикался, на уроках отвечать приходилось письменно и мальчик старался. 1-й класс он закончил на все «5» и оказался в этом учебном году во всём училище единственным отличником (итоги годовых экзаменов училищ и семинарии публиковали «Орловские епархиальные ведомости»).
♫ Остановка 3.
Через три года вся семья Калинниковых перебралась в Орёл, ведь все сыновья уже учились в духовном училище. Семья снимала жильё на той же 3-ей Курской улице, где находилось 1-е духовное училище недалеко от железной дороги, в доме дьякона А. Морозова. (Приложение 4)
♫ Остановка 4 .
Морозов отличал особую любовь Василия к церковному пению, проявляющуюся во время учёбы в училище, которую поддерживал и развивал отец: во время каникул Сергей Фёдорович с 5-ю своими детьми, предварительно спевшись дома, в воскресенье и праздничные дни пел литургии в всенощное бдение, доставляя великое утешение и священнослужителям, и прихожанам в приходской Ахтырской (Никитской) церкви на 4-й Курской улице.
(Приложение 5)
Дом на 3-ей Курской улице
Ахтырская (Никитская) церковь на 4-й Курской улице
Музыка по-прежнему притягивала и интересовала Калинникова. Он не расставался со своей ручной фисгармонией, пел в училище, изучал на уроках «нотный обиход», исполнял в ученическом хоре церковные песнопения во время служб, различные духовные сочинения и народные песни в праздники.
♫ Остановка 5 Звала Васю и музыка аккордов, которую слышал он в доме помещика Новосильцева, и вот сейчас, в городском парке в исполнении духового оркестра. (Приложение 6)
Городской парк
Орёл был тогда крупным культурным центром. Перенесёмся мысленно в то время и совершим прогулку по улице Болховской (теперь Ленина).
♫ Остановка 6
Перейдя Александровский мост через Орлик, можно было заглянуть в сад Купеческого собрания («Аквариум»), в котором играл оркестр, а по вечерам устраивались танцы. (Приложение 7)
♫ Остановка 7
Выше, на площади, перед Георгиевской церковью (кинотеатр «Победа») каждый год устраивалась большая ярмарка с настоящим гулянием, представлением Петрушки, песнями, плясками.
♫ Остановка 8
Перейдя улицу чуть наискосок в здании филармонии (Приложение 8)
ул. Ленина 23 - Орловская Государственная Филармония
размещался нотно-музыкальный магазин Генчеля (Приложение 9), который славился не только широким выбором нотно-музыкальной литературы, но и пропагандой русской музыки. По вечерам в магазине Генчеля собирались любители музыки, чтобы познакомиться с новинками, поделиться мнениями. Генчель создал первый в Орле симфонический оркестр.
Василий часто общался с этим музыкантом и имел возможность знакомиться с музыкальной литературой и посещать концерты и спектакли, ведь организацию многих выступлений, распространение билетов брал на себя магазин Генчеля.
Венедикт Флорианович Генчель был талантливым музыкантом – играл на многих музыкальных инструментах, занимался композицией, имел страсть к импровизациям. Орловцы считают, что Бенедикт Флорианович Генчель послужил Тургеневу прототипом Лемма в романе «Дворянское гнездо».
В 1861 году Генчель участвовал в создании Орловского филармонического общества, а 2 января 1877 года в торжественной обстановке было открыто Орловское отделение Русского музыкального общества и проведено его первое заседание. Оно проходило в купеческом собрании на Садовой улице (где теперь главпочтамт), а позже располагалось на Болховской напротив Георгиевской (Тургеневской) улицы. Был избран совет старейшин общества, председателем совета старейшин был утвержден М. Н. Волков, музыкальным директором - В.Ф.Генчель. По приглашению Орловского отделения общества в Орел приезжал его почетный член Н.Г. Рубинштейн, итальянский скрипач Сарасате.
Здание Главпочтамта в Орле
♫ Остановка 9
14 сентября 1877 года Орловское музыкальное общество открыло училище, где желающие могли обучаться игре на оркестровых инструментах, на фортепиано, на органе, хоровому пению, соло и пр. (Приложение 10). На торжественном открытии музыкального училища среди первых его учеников и их родителей не было Васи Калинникова и его отца – Сергей Фёдорович нёс свою нелёгкую службу в Воине, зарплату ему не прибавили, а вот расходы в Орле выросли – поступил в духовное училище второй сын – Николай. Где взять средства на музыкальную учёбу, на приобретение инструмента?
Ул .Ленина 39 – на втором этаже было открыто Орловское музыкальное училище
Ныне существующее здание Орловского музыкального училища построено в конце 40-годов после войны на пл. Мира 9.
♫ Остановка 10
А какие концерты проходили в великолепном зале Дворянского собрания! Здесь выступали все приезжие знаменитости. (Приложение 11)
♫ Остановка 11
Был ещё на Болховской улице книжный и музыкальный магазин Кашкина. (Приложение 12)
Ул. Ленина, 19 – дом, в котором находился музыкальный магазин Кашкина
Кашкин играл на фортепиано, пробовал сочинять музыку, он устроил у себя книжную и нотную библиотеку и желающие могли по абонементу брать на дом книги и ноты. (Приложение 13) Особенно много в магазине Кашкина было самых разных механических инструментов (усовершенствованных шарманок «Аристон»), в том числе механическое пианино для салонной игры, которое имело в запасе множество танцевальных пьес. Инструмент удивил Васю, но оставил его сердце холодным – не было живого человека, выражающего своё отношение к тому, что исполняет.
♫ Остановка 12
Закончив в 1880 году духовное училище, Василий подал документы и сдал приёмные экзамены в семинарию. Она была тоже недалеко, чуть более тысячи шагов от дома, где он жил, - окружённое парком добротное трёхэтажное каменное здание со стенами метровой толщины, гулкими полутёмными стометровыми коридорами шириной в пять метров, большими классными комнатами. (Приложение 14)
Учёба теперь была бесплатной. Духовенство взяло на себя заботы об учёбе юношей, которые готовились к служению православной церкви.
Предметов теперь много, помимо чисто церковных дисциплин были русская словесность с историей литературы, математика, физика, греческий, латынь, история, начала философии, логика, психология церковное пение. И отметки стали дробные (4½, 3½, 2½).
Здание бывшей духовной семинарии
Особое внимание было обращено на нравственное воспитание, развитие природных дарований учащихся. Любительское искусство в семинарии процветало – существовал любительский оркестр, ставились пьесы русских и зарубежных драматургов.
«Занятия музыкою, живописью и другие подобные упражнения, развивающие эстетический вкус и отвлекающие от праздности и грубых удовольствий, - как гласил устав семинарии, - должны быть не только дозволяемы, но даже поощряемы, с тем, чтобы они были строго нравственны».
Успеваемость Калинникова за годы учёбы в семинарии ослабевает – «хромает» математика, греческий и некоторые другие предметы. Его полностью захватила Музыка. Василий Калинников стал правой рукой семинарского учителя пения Николая Никифоровича Солнцева, который должен был кроме преподавания пения на уроках разучивать с воспитанниками молитвы, предназначенные для общего пения (Солнцев и Калинников поддерживали дружеские отношения и в дальнейшей жизни).
Необычайно острое ощущение музыкальных созвучий, болезненно реагирующее на любую фальшь при абсолютном слухе, выделило его среди просто поющих. Взрослые музыканты не испугались поставить мальчика во главе большого хора семинарских воспитанников и ректор семинарии утвердил ученика Василия Калинникова регентом семинарского хора.
Семинарский хор стал замечательным музыкальным коллективом, выступавшим и за пределами семинарии, внося свою посильную лепту в музыкальную жизнь города.
Духовная музыка пробудила в нём дух творчества, в семинарии он сочинил свои первые духовные песнопения.
Стало ясно, что Василию нужно серьёзно учиться музыке. Нотную грамоту (нотный обиход) он изучал на уроках в училище и семинарии. Необходимо было освоить фортепиано – основной инструмент каждого настоящего музыканта, особенно композитора и дирижёра. Первые уроки игры на этом инструменте давал, возможно, Солнцев. Василий, благодаря большому желанию и усердию научился бегло разбирать ноты, но руки у него были поставлены плохо.
Очень важную роль в жизни юного Калинникова сыграл мценский врач Александр Васильевич Евланов, служивший при земской больнице села Воин, истинным призванием которого была музыка (он овладел игрой на скрипке, фортепиано, был завсегдатаем симфонических концертов и музыкальных спектаклей). Встретились они в селе Воин после 1880 года во время летних каникул, когда Вася приезжал погостить к родственникам. Обнаружив в глухой провинции необыкновенно одарённого мальчишку-семинариста, Евланов перенёс на него всю свою любовь к музыке, ввёл его в свой музыкальный мир, начал готовить Калинникова к профессии музыканта. Было решено не заканчивать семинарию - вместо 6-ти ограничиться 4-мя классами, которые приравнивались к полному курсу гимназии, что давало право поступать в высшее учебное заведение.
Решающий шаг в осуществлении самой возможности Василия поступать в консерваторию сделал отец. Надо было материально обеспечить учёбу, платить за неё и на что-то жить. Сергей Фёдорович получил назначение помощником уездного исправника в г.Дмитровск. Добраться туда можно было лишь за 2 дня. Денег, правда, теперь платили больше, но и семья разделилась на две части. Закончив учёбу, Василий побывал у отца в Дмитровске, где и познакомился со своей будущей женой – одной из дочерей священника Ливанова Софьей. Соня очень любила музыку, бегло играла на фортепиано и с восхищением слушала выразительную игру Василия.
Юный Василий выступал активным организатором и участником концертов и музыкальных вечеров в сёлах и городах: в 1883 году – концерт в селе Воин, устроенный совместно с учителем и другом А.В. Евлановым, в 1884 – хоровые концерты при участии местных любителей музыки в Дмитровске, в 1886 – концерты в Брянске и Бежице, летом 1887 – большой концерт в Орле с участием воспитанников духовной семинарии и местных музыкантов-любителей.
Перед отъездом в Москву – визит к Евланову на Воин. Александр Васильевич благословил Василия на трудный путь артиста, снабдив его советами, адресами, письмами. Гуляя на прощание по саду, юношу встретился с Иваном Петровичем Новосильцевым, в разговоре с ним прозвучали пророческие и очень значимые слова будущего великого композитора:
«…Правда, Глинкою я не буду, да и не могу им быть, ибо моя фамилия Калинников».
♫ Остановка 13 Ж/Д вокзал (Приложение 15)
В 1884 году 18-летний Калинников уехал в Москву и поступил в консерваторию, а через полгода перешёл музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, где можно было учиться бесплатно. В этот год Калинников очень сильно бедствовал. (Приложение 16)
Нужно было зарабатывать на жизнь и поэтому, когда ему предложили играть в оркестре Московской частной оперы, он согласился. Служба в опере дело нешуточное – ежедневные репетиции и спектакль, а то и два в день. Думается, ни один композитор Х1Х, ХХ веков не прошёл в годы учения такой громадной практической школы постижения музыки.
Молодость есть молодость! Она берёт своё, несмотря ни на какие лишения и тяготы жизни. В 1888 году Василий женился на Софье Николаевне Ливановой, которую страстно любил, уважал и был готов ради неё на всё. В это время композитор пишет только романсы – мелодичные, певучие.
А дальше всё было, казалось бы, как нельзя лучше: училище закончено на 5+, предложено место в Итальянской опере. Но зловещая болезнь – туберкулёз – вынудила сменить климат и переехать в Ялту. Курорт требовал денег, и Калинников сочиняет много музыки, чтобы обеспечить семью.
Перу Калинникова принадлежат 2 симфонии, симфонические картины, он мечтал об опере «В 1812 году» - написал только пролог (знаменательно, что его первым оркестровым произведением была симфоническая картина «Нимфы» на сюжет одноимённого произведения в прозе И.С. Тургенева).
В Ялте его посещают Чехов, Бунин, Горький, Куприн, Рахманинов. Они видят, что композитор погибает столько же от болезни, сколько от материальной нужды, при том, что ялтинские доктора лечат больных туберкулёзом бесплатно.
Между тем, музыка Калинникова завоёвывает всё больше слушателей не только в России, но и в Европе. Гонорары от концертов поступают композитору, но дни его сочтены. 29 декабря 1900 года в Ялте Калинников скончается, не успев осуществить многие свои замыслы.
Самое известное из всех его произведений – Первая симфония. Композитор положил в основу своей симфонии народную песню, которую он возвёл на высокую ступень художественности. Это о ней сказал Чайковский, который высоко ценил композитора и помогал ему:
« Существуют такие редкие сочинения, которые обладают свойством одинаково нравиться и тонкому ценителю и большинству слушателей. Красота их неувядаема; чем больше их слушают, тем больше их любят».
Мелодию из 1-й симфонии Орловского композитора В.С. Калинникова исполняют башенные часы, установленные в центре ансамбля внешнего здания вокзала, она выбита на надгробном памятнике композитора в Ялте,
Мемориальная доска на
здании железнодорожного вокзала г.Орла
Надпись на надгробном памятнике композитора
в Ялте
♫ Остановка 14
Немалая заслуга в изучении жизни и деятельности композитора на его родине принадлежат музею, созданному в областной детской музыкальной школе имени В.С. Калинникова под руководством преподавателя Евгения Александровича Кубарева. (Приложение 17)
Сквер в створе улиц 1-й Посадской и Комсомольской возле музыкальной школы № 1
им. В.С.Калинникова
Трепетной сыновьей любовью дышат письма Калинникова к отчей стороне во все времена его жизни:
«Орёл с его тишиною и незатейливостью кажется мне раем…»
МБОУ «Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Тургенева» Мценский р-н Орловской области
П О И С К О В О Е
З А Д А Н И Е
Выполнили обучающиеся 11 класса
Классный руководитель учитель музыки Зуева О.А.
с.Спасское-Лутовиново, 2016
Цели и задачи:
Познакомить обучащихся с жизнью и творчеством композитора-орловца В.С. Калинникова.
Расширить кругозор школьников, вызвать чувство гордости за родной край, прославивших его людей; желание приобщиться к культурному наследию Орловщины.
Познакомить с историей родного края Х1Х века, культурной жизнью Орла того времени.
Воспитывать трудолюбие, умение поставить цель в жизни и стремиться к её достижению на примере жизненного подвига Калинникова.
Развивать эстетический вкус обучащихся, приобщая их к слушанию классической, духовной, народной, современной музыки.
Ценностная ориентация школьников.
Источники информации:
Г.Пожидаев «Василий Калинников Симфония жизни в 4-х частях» М,1993
П.Сизов «Музыкальная Орловщина» Приокское книжное издательство, Тула,1980
Александр Лысенко, Олег Попов, Виталий Сидоров «Орёл вчера и сегодня», издательство «Вешние воды», 2000
Владимир Матвееви «Орёлъ на старых открытках» Орёл, 2005
http://kotklad.ru/viewtopic.php?f=54&t=170
Современная энциклопедия
http://igrushka.kz/vip25/igmoba.shtml
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона
http://temples.ru/card.php?ID=11406
http://daria-iz-orla.livejournal.com/10560.html?thread=199232
http://www.orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&page=1&topic=213
http://www.orel-eparhia.ru/objects/deaneries/orel/achtyrskiy
http://orlovskiykray.ucoz.ru/publ/istorija_goroda_orla/orlovskij_gorodskoj_park_kultury_i_otdykha/3-1-0-10
Добрынин Д. Орловский городской публичный Шредерский сад и его история. Орел, 1860.
Пясецкий Г. Исторические очерки города Орла. Орел, 1874.
"Орёл из века в век" (Орловская правда, 1930г.)
http://www.orel-story.ru/forum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=421&page=13#msg26621
http://opravda.ru/news.php?extend.5436
http://region.oryol.ru/history/05.shtml
http://www.orel-story.ru/land_iordan.php
Л. Иванова. Искусствовед.«Орловская правда» 12 апреля 1990 г
В.А.Власова: "Орловские эскизы"
Крылова Там. Дм. Первые денисьевские чтения http://pandia.ru/text/77/427/10785-6.php
Орловская духовная семинария на сайте "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?7_2190
Свящ. Михаил Жарков. История Орловской епархии
http://www.orel-eparhia.ru/book/export/html/144
Иерей Георгий Балин. Севский Спасо-Преображенский монастырь
http://sevsk32.ru/1146/9/315/
Б. А. Егорова, В. П. Еремина "Весь город Орел" (Орел, Орелиздат, 1993 г., тираж не указан)
http://www.orelvkartinkax.ru/all_orel3.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F
http://studio57.ru/2015/09/progulki-po-istoricheskomu-orlu-ulica-pushkina-i-kurskaya/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1289972
http://federacia.ru/encyclopaedia/city/orel/
http://a360.ru/de/content/geo/trainstation/2000140/
Журнал daria_iz_orla http://daria-iz-orla.livejournal.com/tag/1-%D1%8F%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
Юлия Васильевна Воробьева
Андрей Анатольевич
Авхадеева Раиса Ивановна
Андрей Анатольевич
Гагаринова Ирина Викторовна
Андрей Анатольевич