Урок истории в 5 классе на тему «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Урок 17. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
Педагогические | Способствовать формированию представления о законах Хаммурапи как уникальном источнике по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе; создать условия для ознакомления учащихся с устройством древневавилонского общества, социальными группами, положением рабов |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины | Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник |
Образовательные ресурсы | Учебник. Электронное приложение к учебнику. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток», «Вавилонское царство в XVIII в. н. э. Ассирийская держава в VIII–VII вв. до н. э.». Рабочий лист с заданиями. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Сообщает тему урока. – Вы – историки-исследователи, предположите, что вам известно по теме, что вам предстоит исследовать сегодня на уроке (могут отметить в раб. листе или устно) | Слушают учителя. Записывают тему. Формулируют учебные задачи | Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа | В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне. Организует работу в рабочем листе зад. № 1 | Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых товаров | Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Работа с картой, раб. листом, беседа по вопросам, |
Вавилонский царь Хаммурапи | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрацией, беседа | Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и временем его правления. Организует работу с текстом, иллюстрациями (презентация) Предлагает выполнить зад. №2, 3 | Записывают имя царя, годы правления. Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Формулируют понятие закона | Регулятивные: учатся работать Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях | Работа с текстом, раб. листом, беседа по вопросам |
Законы Хаммурапи | Фронтальная. Словесный, исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа | Формулирует задания для работы с текстом законов Хаммурапи зад. № 4. Проводит беседу, организует заполнение таблицы. Организует работу с текстом (п. 5 § 14), предлагает сформулировать самостоятельно законы, объяснить понятие ростовщик | Проводят поиск необходимой ин- формации в текстовых источниках. На основе текста формулируют законы. Объясняют понятие | Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение | Работа с документом, текстом, раб. листом, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный, групповой,практический. Постановка задачи | Предлагает учащимся выступить в роли судей и разобрать конкретное дело по законам царя Хаммурапи. | Рассматривают ситуацию, применяют полученные знания для решения новой задачи | Познавательные: используют логические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Работа с новым текстом,беседа по вопросам |
V. Рефлексия | Фронтальная. Словесный, групповой,практический. | Обобщение полученных знаний и УУД. Предлагает высказать мнение о решении поставленных задач, полученных знаниях и учебных действиях, оценить урок и работу учителя. | Высказывают свое мнение о решении поставленных задач, полученных знаниях и учебных действиях, которые освоили. Оценивают организацию урока и работу учителя | Познавательные: осмысление новых знаний и учебных действий Коммуникативные: высказывают свое мнение | Высказывания учащихся, обмен мнениями |
| Фронтальная. Словесный.Практический. | Предлагает проанализировать свою деятельность. Оценить свою работу на уроке | Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке | Высказывания учащихся, обмен мнениями |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Общее задание. Задания 54–60 в рабочей тетради. По выбору. 1.На основе законов Хаммурапи охарактеризовать вавилонское общество. 2. Ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя». | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | Задания |