12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыжова Александра Юрьевна926
Россия, Ярославская обл., Ярославль
8

Технологическая карта урока «Законы Хаммурапи»



Технологическая карта урока «Законы Хаммурапи».

Презентация к уроку

Тема урока

Законы Хаммурапи

Цель урока

Сформировать у пятиклассников представления необходимости закона в государстве

Задачи урока

1.   Развивать навыки описания вещественных исторических источников на примере базальтовой стелы Хаммурапи;

2. Формировать навыки работы с письменными историческими источниками-законами Хаммурапи;

3. Формировать правосознание обучающихся, уважение к закону.

Основные понятия

Закон, Вавилон, рабы

Межпредметные связи

Право, литература

Ресурсы

1. Учебник

2. Презентация к уроку «Законы Хаммурапи».

3. Рабочее место учителя, экран, мультимедийный проектор

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Получат возможность узнать, что такое закон, когда появились законы Хаммурапи; научатся описывать вещественные исторические источники на примере базальтовой стелы.

Познавательные: расширяют и углубляют исторические понятия, исследуют вещественные исторические источники, походят к выводам о необходимости законов в государстве.

Коммуникативные: взаимодействуют друг с другом, работают в группах, участвуют в дискуссии о роли законов в государстве.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель урока, владеют основами самоконтроля, самооценки

Формируют уважение к законам, опираясь на опыт предков, определяют свою мировоззренческую, гражданскую позицию


 


 

Основные этапы и виды деятельности

п/п

Этап урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

1

Организационный

Добрый день. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Достали ли вы учебник, пенал, дневник. Убрали ли вы рюкзаки и пакеты. Встали ровно, расправили плечи, улыбнулись. Садитесь на свои места.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я должна начать урок с неприятной новости. (слайд 1). Всем известный житель Цветочного города Незнайка подрался со своим лучшим другом Пончиком. В результате драки Пончик сломал руку. Разрешить конфликт вызвался самый умный малыш - Знайка, но ребята не смогли найти Незнайку. (слайд 2) Словно по волшебству Незнайка оказался в Древнем Вавилоне. Что же теперь будет с Незнайкой?

Какое наказание он получит за свой проступок?

Ребята, что нам поможет ответить на этот вопрос?

Ученики внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

- Для того, чтобы узнать какое наказание ждёт Незнайку, необходимо узнать законы Вавилона.

3

Актуализация знаний.

- Что такое закон? Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение.

1. Назовите синонимы слова «Закон»

2. Кем они созданы?

3. Зачем нужны законы?

Теперь объединим вышесказанное в один термин.

Давайте сравним наше определение, с определением, которое даётся в учебнике. Открывает словарь и ищем нужное определение.

- Какой синоним слова «закон» использует автор?

- Кем созданы правила?

- Что полагается за нарушение закона?

Давайте ещё раз прочитаем определение.

- Правила, предписания, нормы

- Другими людьми, государством

- Для порядка; чтобы их соблюдали

- Закон-это правила поведения, которые нужно соблюдать.

- это созданными людьми правила, которые нельзя нарушать.

Ученики открывают словарь в конце учебника и читают вслух определения: Закон – это утверждённые государством правила поведения людей, за нарушения которых полагается наказание.

- «Правила»

- «Государством»

- «Наказание»

Ученики ещё раз читают вслух определение.

4

Первичное усвоение новых знаний.

Посмотрите на экран (слайд 3). Как вы думаете, что это?

Что такое клинопись?

Перед нами исторический источник. Попробуем описать наш источник. Как вы думаете он письменный или вещественный?

- Какую форму он имеет?

- Какого он цвета?

- Из каких частей он состоит?

- Можем ли мы найти надписи?

Посмотрите на изображение. (слайд 4) Что вы видите?

- Кто из них сидит, а кто стоит?

- В каком веке жил царь Хаммурапи?

- Прочитайте кейс № 1. Проверьте правильность вашего предположения. Перескажите его.

- Как вы думаете зачем на стеле изображены бог, вручающий жезл царю?

- Можем ли мы предположить, что за текст высечен на столбе?

Ученики смотрят на экран.

- Это чёрный столб;

- В верхней части изображены два человека;

- Он покрыт клинописью

- Клинопись-это письменность Древних Шумер, на глиняных табличках.

- Вещественный.

- Это столб, стела

- Чёрного

- В верхней части-изображение, в нижней-основная часть.

- Да, столб покрыт клинописью.

- На рисунке изображены бог Шамаш и царь Хаммурапи.

- Сидит Шамаш, стоит Хаммурапи.

- В XVIII веке до нашей эре.

На столбе изображены бог Шамаш и царь Хаммурапи. Боги следят за жизнью людей и помогают им. Бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл - знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш - небесный судья и владыка, а Хаммурапи - земной, т.е. получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога.

- Чтобы показать связь земного суда и божественного.

- Да, это законы.

5

Первичная проверка понимания

- Давайте вместе попробуем описать вещественный источник, используя подсказку. (слайд 5)

 

- В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку. На черном базальтовом столбе были высечены 247 законов. Столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Междуречья.

Тема урока: «Законы Хаммурапи» (слайд 6)

Изучив законы Древнего Вавилона, мы узнаем какое наказание ждёт Незнайку.

Перед нами двух­мет­ро­вый столб из чёрного ба­заль­та. В верхней части выре­за­ны две рельефные фи­гу­ры, изоб­ра­жа­ю­щие царя Хаммурапи, сто­я­ще­го перед богом солн­ца Шамашем, вос­се­да­ю­щем на троне. Вся осталь­ная поверхность стол­ба с двух сто­рон по­кры­та клинописным тек­стом.

Ученики слушают учителя

6

Самостоятельное применение знаний

Мы узнали, какой исторический источник нам поможет узнать судьбу Незнайки. Это базальтовый столб с законами Хаммурапи. Теперь нужно узнать содержание законов.

Каждая группа должна ознакомиться с текстом кейса № 2. Ваша задача ответить на вопросы, но сначала давайте вспомним, как нужно работать с историческим источником?

А какие правила работы в группе вы знаете?

Правила мы повторили и можем начинать работать.

-Сначала необходимо прочитать вопросы

-Внимательно прочитать текст

-Подчеркнуть ответы

- Не кричать

- Не перебивать

- Внимательно слушать друг друга

- Слаженно работать

7

Динамическая пауза

Видео на экране (слайд 7)

Ученики повторяют движения

8

Самостоятельное применение знаний

Чьи права защищали законы?

А чьи права не защищались? Как вы думаете почему?

- Действительно, законы Хаммурапи защищали интересы всех слоёв населения, кроме рабов.

Прочитайте кейс № 3. Каким было наказание в Древнем Вавилоне?

Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

- Ребята, представьте, если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Так значит для чего нужны законы?

По одному представителю от группы отвечают на вопрос.

- Земледельцев

- Владельцев земли

- Воинов, ушедших на войну

- Соседей земледельцев

- Адресанта

- Женщин

- Рабов. Рабов не считали людьми, их считали собственностью.

Ученики читают.

- Наказание было жестоким, суровым.

- С одной стороны, законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

- В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

- Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

9

Включение в систему знаний и повторений

Мы познакомились с содержанием законов Хаммурапи. Они защищали интересы всех слоёв населения, но были очень жестокими. Теперь мы сможем ответить на вопрос: Какое наказание ждёт Незнайку за драку с Пончиком? Следует принять во внимание факт того, что Пончик сломал руку.

- Действительно, по Вавилонским законам Незнайке сломали бы руку, но к счастью для него, Незнайка переместился в современную Российскую Федерацию. Теперь его будут судить по законам нашей страны.

Прочитайте кейс № 4. Какое наказание следует за нанесение увечий? (слайд 8)

Незнайка является несовершеннолетним, поэтому это статья закона на него не действует. Прочитайте кейс № 5. Какое наказание ждёт Незнайку? (слайд 9)

- Если человек сломал руку человеку, равному ему, то должны сломать руку

 За нанесение побоев наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

 - за вред, причиненный несовершеннолетним, отвечают его родители.

 - Родители Незнайки должны будут оплатить лечение Пончика.

10

Подведение итогов. Закрепление пройденного материала

Родители Незнайки должны будут оплатить лечение Пончика. Если бы он был совершеннолетним, то мог бы получить до двух лет лишения свободы. По законам Хаммурапи, Незнайка бы лишился руки. (слайд 10)

Так почему же законам уделяют значение?

Почему необходимо знать законы, исполнять их?

Почему законы важны?


 

Слайд 11: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

 

Преступление

1. Если сын ударит своего отца…

2. Если человек повредит глаз кого-либо из людей…

3. Если человек выбьет зуб человека, равного себе…

4. Если раб ударит по щеке кого-либо из людей…

5. Если строитель построит дом и этот дом разрушится, то…

 

 

- Потому что законы необходимы. Без них люди не смогли бы нормально жить. Кругом был бы хаос.

- Законы должны защищать все слои общества.

- Если соблюдать законы в странах будет меньше конфликтов и проблем.

Ученики выполняют задания

 

Наказания

А). ..то должно выбить его глаз.

Б) …то должно выбить его зуб.

В) …то ему должно отрубить руку.

Г) …то должен починить за собственное серебро.

Д) …то должно отрезать ему ухо.

 

 

11

Рефлексия

Перед вами лежат разноцветные листы. Ваша задача оценить свою работу на уроке. (слайд 12). Для этого вам нужно продолжить 5 фраз:

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Эти листочки вы оставите на парте.

Ученики выполняют самоанализ

Опубликовано


Комментарии (1)

Евгения Георгиевна, 08.06.17 в 08:25 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.