12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харавдина Валентина Владимировна1462
Учитель истории, обществознание. Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин. Классный руководитель. Педагогический стаж работы 30 лет.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

Урок на тему «Финикийские мореплаватели»

Класс: 5

предмет: История.

Тема урока: Финикийские мореплаватели.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Урок-исследование.

Цель: сформировать знания о географическом положении Финикии, занятиях финикийцев, о вкладе в мировую культуру.

Задачи урока: познавательная - познакомить учащихся с финикийцами - народом, создавшим древнейший алфавит, стекло, пурпурную краску, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген ; показать особенности возникновения и развития Финикии;

развивающая - продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с различными информационными источниками, картой, развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать коммуникативные умения через организацию парной, групповой работы;

воспитательная - показать роль Финикии в развитии мировой цивилизации, воспитывать чувство уважения к истории других стран.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные результаты:

а) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы;

б) коммуникативные: вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия;

в) регулятивные: осуществлять индивидуальную образовательную работу, работать с учебником, исторической картой, дополнительной литературой; оценивать свою работу на уроке.

Личностные результаты: осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, настенная карта «Древний Восток».

Литература:

1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2017 г.

2. Атлас с комплектом контурных карт по истории Древнего мира.

3. Г.И. Годер История Древнего мира, рабочая тетрадь Часть 1.

4. Свободная энциклопедия «Википедия».

Приложение (видео, раздаточные материалы).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный.

1.1. Актуализация знаний

 

1.2. Формулировка темы урока

https://yandex.ru/video/search?p=3&filmId=9050963712903925434&text=%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%D1%8F%20%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%8F%205%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели.

План.

1. Географическое положение и климат

2. Занятия жителей.

3. Финикийские колонии

4. Древнейший алфавит.

Создает условия для актуализации знаний обучающихся

Организует проблемную ситуацию.

Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом.

Какую большую тему мы изучаем?

- Вспомним с какими странами Древнего Востока мы уже знакомы.

- Определите тему урока с помощью карт и видео (Видео показать без звука первые минуты)

Создаёт условия для формулирования темы урока

Способствует появлению интереса к теме урока.

-Подумайте, где расположены государства, что показаны в эпизоде?

- Как вы думаете,     с каким государством мы будем знакомиться ?

Создаёт условия для формулирования темы урока.

-Совершенно верно, тема сегодняшнего урока «Финикийские мореплаватели».

«Финикия» с греческого – пурпурный, «страна Феникса»,

а с египетского «фенеху»- « строитель кораблей» Как вы думаете почему?

В конце урока вернемся в вопросу.

-С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?

- Определите цель нашего урока.

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

Запись предположений учащихся на доске .

Откроем тетради и запишем тему урока. На столе у вас Лист самооценки (Приложение №1) вы уже знаете, как работать, после каждого задания оценить.

-Таким образом, мы вместе поставили учебные задачи.

Далее мы будем работать в группах, парах и

 


 


 

Проведем физминутку.

-И так приступаем 1.Географическое положение и климат.

-Работаем в группах. Каждая группа получает задание составить полный ответ на вопрос. (Приложение №2)

 

Организует работу учащихся

с информацией по плану урока.

Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

Сообщение по первому вопросу

- Где расположена страна?

-Чем географическое положение и природа Финики отличалась от Египта и Междуречья?

- Образ жизни у финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян. Почему?

- Назовите города финикийцев.

Молодцы!

Оцените себя.

2.Работаем дальше «Занятия жителей».

-Работаем в парах. Каждая пара получит задание составить полный ответ на вопрос. Работаем с учебником страница 74, документами, атласом.

(Приложение №3)

И так мы познакомились с основными занятиями финикийцев.

Молодцы! Оцените себя.

3.Задание «Финикийские колонии».

Работа в группах

- Предлагаю найти ответ на вопрос, используя учебник стр.75 + карта.

-Где финикийцы основывали

свои колонии?

-Какой город (колония) в

Северной Африке впоследствии

стал главным городом

крупного государства?

-На каких континентах

основаны колонии?

Молодцы!

Оцените себя.

-И остается последний вопрос 4.Древнейший алфавит.

С помощью иллюстраций (Приложение №4) ответьте на вопрос

В чем преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта или Двуречья?

-В чем недостаток древнейшего алфавита?

Корректирует ответы учащихся

-Финикийский алфавит был прост при изучении для иностранцев ,поэтому этот язык был перенят многими странами(с некоторыми поправками конечно).Молодцы!

Включает музыкальную паузу.

 

2.Работа в группах.

На партах: атлас, приложение№2

Осуществляют поиск информации в интернете по ссылке;

Ведут записи в тетради, используя, карту, источники урока.

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

Примерные ответы.

-Финикия расположена на восточном побережье Средиземного моря на узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор.

-В Финикии не было крупных рек и долин с плодородными почвами, как в Египте и Междуречье.

-Самые крупные города на карте Арвад, Библ, Сидон, Тир.

2.Работают в парах с текстом учебника, с атласом, источниками (приложение№3) и анализируют данные.

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают.

Слушают и сверяют свои записи в тетради.

Предполагаемый ответ учащихся:

1. Финикийцы сажали виноградники и оливковые деревья, из плодов – оливок получали оливковое масло, торговали маслом , вином и строительным лесом (ливанским кедром), строили корабли, занимались ремеслом ,делали украшения из золота, серебра, слоновой кости. Финикийцы были опытными купцами. Они обладали даром и умением убеждать людей в ценности своих товаров и услуг, тем самым зарабатывая деньги. Торговали финикийские купцы древесиной, страусовыми яйцами, вином, пурпурной краской. Все эти товары были очень дорогими и становились одними из главных предметов правителей Древнего мира.

2. Значительную роль в финикийском хозяйстве играло производство стекла. До сих пор учёные не знают, какому народу следует отдать первенство в изобретении стекла. Однако, несомненно, что производить стекло различных сортов — от тёмного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного — стали именно в Финикии. Стекло применяли в изготовлении различных украшений, сосудов, украшали стены домов. Для производства стекла финикийцы брали песок и смешивали его с содой. Добавляли к смеси известняк, мрамор или мел, а затем нагревали её примерно до 700–800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или выдували прозрачные сосуды.

3. Финикийцы научились получать пурпурную краску (которая служила символом величия и богатства в Древнем мире) из раковин моллюска мурекса. Поскольку перевозить огромное количество раковин в Финикию было невыгодно, их стали перерабатывать на местах добычи, что послужило одним из главных стимулов развития финикийской колонизации Средиземноморья.

4. Финикийцы являлись первоклассными кораблестроителями. Кедр, который рос на территории Финикии, являлся прекрасным материалом для строительства судов.

Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми ребрами — шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева — так удобнее управлять парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно-таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло. Торговые суда финикийцев брали большой груз. Во вместительный трюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом.

3.Работаю в группах, изучают вопрос плана самостоятельно.

Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя учебник и карту.

Предполагаемый ответ учащихся:

-В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями), по берегам Средиземного моря . Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары.

В IX-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

Финикийские колонии были также на Балеарских островах, Мальте, Кипре, Сардинии, Сицилии и Корсике.
 

4.В результате анализа предлагают свои варианты ответов. (Приложение №4)

Предполагаемый ответ учащихся:

-Преимущество финикийского алфавита перед письменность Египта или Двуречья в том, что всего 22 символа. Запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов.

- Но главный недостаток финикийского алфавита в том, что в нем не было гласных букв.

Выполняют упражнения под музыку.

3. Закрепление изученного материала


 


 

Проверим наши знания.

Рабочая тетрадь стр45,

задание№59;

стр.46,задание№ 60.

Выполнив задание,

обменяйтесь тетрадями, оцените соседа.

Работают самостоятельно с рабочей тетрадью.

Обмениваются работой, оценивают результаты.

3.Подведение итогов.

 

Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях.

Затем предлагает прослушать и просмотреть видео ( последние 2 минуты)

«Финикия» с греческого – пурпурный, «Страна Феникса», с египетского «фенеху» -«Строители кораблей». Как вы думаете почему?

-Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы.

Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.

Слушают и сверяют свои записи в тетради.

Финикийцы были отличными мореплавателями ,

Торговали пурпурными тканями в колониях, где растут финиковые пальмы …

-Работали с источниками, с картой, текстом учебника, рассматривали рисунки, работали в парах, группах.

4. Рефлексия.

На доске.

Сегодня на уроке:

Я научился…..

Было интересно….

Было трудно….

Больше всего мне понравилось…

-Проанализируйте результаты своей работы. Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки. Выберите смайлик настроения.

 

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Большое спасибо, ребята, за совместную работу.

Оценивают степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Подводят итоги,

Выставляют итоговую оценку за урок.

Осуществляют рефлексию учебной деятельности, выбирают смайлик.

Читают - «Незаконченное предложение»

 

Выбирают смайлик настроения.

5. Инструкция к выполнению домашнего задания.

§15 вопросы.

Задание по выбору:

-Составить кроссворд.

-Опережающие задание:

подготовить миф из Библии.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.


 

Лист самооценки. Приложение №1

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

1

2

3

4

5

   
             


 

Приложение №2

(Путешествие финикийцев)

IV. 42.... Ливия же, по-видимому, окружена морем, кроме того места, где она примыкает к Азии; это, насколько мне известно, первым доказал Нехо, царь Египта. После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финникиняне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидал жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне.

43. Так впервые было доказано, что Ливия окружена морем. Впоследствии карфагеняне утверждали, что им так же удалось обогнуть Ливию...

Приложение №3

Финикийцы

Древнее название страны, в которой поселились финикийцы, — Ханаан. Она охватывала значительную часть Восточного Средиземноморья. Здесь появились финикийские города-государства. Часто название «Финикия» связывают с понятием пурпура или вообще красного цвета, рассматривая в этом случае Ханаан как «Пурпурную страну».

Финикийцы были людьми небольшого роста. Средний рост мужчин составлял 1,63 метра, а женщин — 1,57 метра. Судя по сохранившимся изображениям, у финикийцев был удлинённый тип лица, продол-говатые глаза, прямой толстый нос, курчавые полосы, завитая или коротко подрезанная борода. Одевались они в длинную, широкую тунику, достигавшую щиколоток. Одежду выбирали яркую, разно-цветную, украшали её вышивкой, часто подпоясывали. Из обуви предпочитали сандалии. Женщины также носили туники, украшенные вышитыми цветами. Из украшений чаще всего выбирали серьги и ожерелья.

Кораблестроение у финикийцев

Финикийцы являлись первоклассными кораблестроителями. Кедр, который рос на территории Финикии, являлся прекрасным материалом для строительства судов. Финикийские корабли были не плоскодонными, а килевыми, что сильно увеличивало их скорость. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреплены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный трюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась деревянными решётками. На носу корабля закрепляли сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20–30 человек.

Торговые отношения финикийцев

Финикийцы были опытными купцами. Они обладали даром и умением убеждать людей в ценности своих товаров и услуг, тем самым зарабатывая деньги. Торговали финикийские купцы древесиной, страусовыми яйцами, вином, пурпурной краской. Все эти товары были очень дорогими и становились одними из главных предметов правителей Древнего мира.

Стеклопроизводство в Финикии

Значительную роль в финикийском хозяйстве играло производство стекла. До сих пор учёные не знают, какому народу следует отдать первенство в изобретении стекла. Однако, несомненно, что производить стекло различных сортов — от тёмного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного — стали именно в Финикии. Стекло применяли в изготовлении различных украшений, сосудов, украшали стены

О производстве стеклянных изделий в Финикии

Для производства стекла финикийцы брали песок и смешивали его с содой. Добавляли к смеси известняк, мрамор или мел, а затем нагревали её примерно до 700–800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или выдували прозрачные сосуды.

Влияние разработки пурпурной краски на финикийскую колонизацию

Финикийцы научились получать пурпурную краску (которая служила символом величия и богатства в Древнем мире) из раковин моллюска мурекса. Поскольку перевозить огромное количество раковин в Финикию было невыгодно, их стали перерабатывать на местах добычи, что послужило одним из главных стимулов развития финикийской колонизации Средиземноморья.

Ливанский кедр.

Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми ребрами — шпангоутами, а мачту делать из цельного ствола дерева — так удобнее управлять парусом. А еще у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно-таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло. Торговые суда финикийцев брали большой груз. Они имели два ряда гребцов.

Ливанский кедр - символ страны. Столетиями деревья вырубались для кораблестроения. Это привело к тому, что на месте богатейших лесов остались лишь отдельные острова зелени к началу 20 века.


 

Приложение №4


 


 


 


 


 

Приложение №5

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.