12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тришина Татьяна Юрьевна165
Учитель- словесник
Россия, Иркутская обл.
Материал размещён в группе «Классики - потомкам»

ВЕЧНАЯ КЛАССИКА

 Уважаемые коллеги! Не секрет, что современные уроки литературы - это зачастую пробежка по сюжету и традиционное знакомство с героями произведений, а на интересные отступления, наблюдения автора-классика почти никогда не хватает времени, да и учеников-собеседников, размышляющих над литературными страницами, с каждым годом становится всё меньше и меньше (сужу по собственному опыту, педагогический стаж - более 30 лет).  Поневоле приходится задумываться:  не так преподаём, не о том говорим.                                                                                                                                             Может быть, в старших классах, вопреки программам и планам, начать надо (и не только в профильных классах) вот с этого фрагмента – первых строчек романа Л. Н. Толстого «Воскресенье» - и после прочтения вслух задать один вопрос: « Что лично вам запомнилось, на какую мысль вас натолкнул этот отрывок?» или «Показался ли вам актуальным этот текст?» или выполнить задание «Назовите одну проблему данного текста».

«Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом».

- Конечно, ребята назовут разные  проблемы. И уже по тому, кто и какие мысли будет высказывать, можно будет составить представление (пусть поверхностное!) о том, какие они, нынешние старшеклассники. Каждый выберет из текста то, что его волнует больше всего (здесь есть над чем поработать психологу).                                                                  Потом можно    предложить ребятам на оценку письменно сформулировать максимальное количество проблем, высказанных автором в этих неполных 14 строках, а также для желающих - написать эссе по данному тексту.

В заключение урока после прослушивания ответов надо напомнить старшеклассникам, что строки эти были написаны Л. Н. Толстым в 1889, т. е. 130 лет назад и спросить: «Теперь понятно, почему к слову КЛАССИКА часто добавляют эпитет ВЕЧНАЯ?».

Опубликовано в группе «Классики - потомкам»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.