Программа вокального кружка «Весёлые нотки»
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с музыкальным сопровождением и без него.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир звуков.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Цель программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
-Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
-Обучить детей вокальным навыкам;
-Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Развивающие:
-Развить музыкально-эстетический вкус;
-Развить музыкальные способности детей;
-Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
Воспитательные:
-Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
-Привить навыки сценического поведения;
-Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
-Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
Набор в вокальный кружок «Веселые нотки» осуществляется на базе 2 – 6 классов. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально- творческой деятельности детей 7- 13 лет. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Материал программы состоит из трех взаимосвязанных разделов:
— музыкально- теоретическая подготовка;
— вокально- хоровая работа;
— концертно- исполнительская деятельность.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося: показ; объяснение; инструктаж.
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение; контроль; самоконтроль; оценка; самооценка;
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:
— прослушивание музыкального произведения;
— разбор текста песни;
— работа с труднопроизносимыми словами;
— разучивание музыкального произведения;
— работа над выразительностью исполнения.
Формы проведения занятий.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Обеспечение программы:
- аккордион;
- музыкальные произведения в СД записи;
- таблицы, плакаты с текстами песен (нотированные);
- портреты композиторов;
- детские музыкальные инструменты
( ложки, металлофон, гармошка, колокольчик.)
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ |
Тема занятий |
Общее кол-во часов |
В том числе |
|
Теоретические (час) |
Практические (час) |
|||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2 |
Музыкально- теоретическая подготовка |
|||
2.1 |
Основы музыкальной грамоты |
13 |
3 |
10 |
2.2 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
13 |
4 |
9 |
2.3 |
Развитие чувства ритма |
12 |
4 |
8 |
3 |
Вокально-хоровая работа |
|||
3.1 |
Прослушивание голосов |
10 |
10 |
|
3.2 |
Певческая установка. Дыхание |
13 |
1 |
12 |
3.3 |
Распевание |
13 |
1 |
12 |
3.4 |
Дикция |
11 |
1 |
10 |
3.5 |
Работа с солистами |
10 |
10 |
|
3.6 |
Сводная репетиция |
9 |
9 |
|
4 |
Концертно-исполнительская деятельность |
|||
4.1 |
Открытые занятия |
9 |
9 |
|
4.2 |
Праздники, фестивали |
14 |
14 |
|
4.4 |
Экскурсии |
8 |
8 |
|
5 |
Итоговое занятие |
6 |
6 |
|
Всего |
144 |
одержание программы
Вводное занятие
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально- теоретическая подготовка
Тема 1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности.
Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.
Мелодия – душа музыки.
Тембр – окраска звука.
Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки
Темп – скорость музыки
Динамика – сила звука
Форма. Беседа, фронтальная, индивидуальная.
Тема 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Упражнение 1. Закреплять у детей знание ступеней трезвучия, умения находить на металлофоне любой из звуков трезвучия (до— ля — фа), проигрывая их индивидуально и подгруппой одновременно. Уметь пропевать эти звуки без музыкального сопровождения.
Упражнение 2. Закреплять представления детей о возможности передавать движение мелодии, используя игровой прием, образное сравнение, предложив детям музыкально-дидактическую игру «Птички на проводе». Развивать активность слухового внимания, музыкальную память.
Форма. Практическая, дидактические игры.
Тема 3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах ( барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Вокально – хоровая работа.
Тема 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Форма. Индивидуальная работа.
Тема 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Упражнение 1. Вытягиваем губы трубочкой и начинаем их двигать влево-право влево-право круговое движение по часовой стрелке, против часовой стрелки и так 10-15 раз.
Упражнение 2. Ослабеваем трубочку из губ и набираем в лёгкие воздух. Воздухом из лёгких губами, а не горловыми связками, поём «Бррррр»
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Тема 3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Исполнять песенку «Дудочка» В. Карасевой, чисто интонировать мелодию, четко произносить слова. Петь, выполняя логические ударения в словах. Петь в 2—3 ближайших тональностях, подстраиваясь к тону, заданному педагогом.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Тема 4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Упражнение 1. Произнесение взрывных согласных. Они образуются при прорыве воздушной струёй препятствий: затвора губ (п-б), прижатого кончика языка к верхним резцам (т-д), средней части языка, прижатого к твёрдому нёбу (к-г). Эти согласные имеют взрывную природу, что позволяет тренировать мышцы дыхательного аппарата.
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь! ...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть! ...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки.
Упражнение 2. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:
пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!
Далее включайте звонкие согласные:
Упражнение 3. Скороговорки на дикцию.
№1. Мила мыла мишку мылом
Мила мыло уронила
Уронила Мила мыло
Мишку мылом не доломала.
№ 2. Вот сироп, кисель в стакане. Это сырники в сметане. Апельсины, персик, сливки. И сосиски есть в подливке.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Тема 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Под артикуляцией в музыке понимается способ произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности тонов. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Артикуляция в хоровом пении применяется в 2-х значениях:
1. как работа органов речи, направленная на произнесение звуков;
2. как одно из средств осуществления фразировки;
Музыкальная и речевая артикуляция объединены естественно в пении.
Артикуляция выполняет целый ряд функций. Главная – расчленение или связывание музыкальной ткани произведения. Иными словами, с помощью артикуляции осуществляется фразировка, что важно для осуществления формы произведения, как высшего проявления исполнительского искусства.
Форма. Индивидуальная.
Тема 6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
На сводной репетиции проверяются все связки между номерами и эпизодами, правильность их чередования и все другие компоненты. Целесообразно проводить весь концерт на две репетиции (за два дня). Чтобы сводная репетиция была плодотворной нужно все заранее хорошо продумать и организовать.
Форма. Коллективно — фронтальная.
Концертно – исполнительская деятельность
Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа».
Это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.
Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей со слуховой депривацией коллективным творчеством – основная задача педагога.
Тема. Итоговое занятие.
Отчетный концерт, поощрение более активных кружковцев.
К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать:
— музыку разного эмоционального содержания;
— музыкальные жанры (песня, танец, марш);
— одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
— средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр,
мелодию, ритм;
— знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
уметь различать их по звучанию;
— знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
— верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
— быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать
дирижерские жесты;
— петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
— соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,
ненапряженно:
— исполнять песни и простые вокально-хоровые упражнения
№ |
Фамилия, имя |
Год рождения |
Класс |
Дни занятия |
Часы |
1 |
Байчурин Евгений |
5 |
Понедельник |
1 |
|
2 |
Бондарева Анжела |
6 |
|||
3 |
Бочкарев Кирилл |
3 |
|||
4 |
Голованова Алена |
3 |
|||
5 |
Кенина Света |
4 |
Среда |
2 |
|
6 |
Кенина Таисия |
3 |
|||
7 |
Ковыряшкин Алексей |
5 |
|||
8 |
Ковыряшкина Марина |
6 |
|||
9 |
Лисина Ольга |
6 |
|||
10 |
Лисенкова Софья |
3 |
Пятница |
1 |
|
11 |
Носков Сергей |
5 |
|||
12 |
Пузакова Диана |
2 |
|||
13 |
Шабалкина Таня |
6 |
|||
14 |
Яковина Катя |
3 |
Месяц |
Содержание занятий |
Часы |
Октябрь- декабрь |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1.Знакомство с музыкой. |
4 |
|
1.1О чем говорит музыка |
1 |
|
1.2Что изображает музыка |
2 |
|
1.3 Музыкальные инструменты |
1 |
|
2.Основы музыкальной грамоты |
13 |
|
2.1 Музыкальные ступеньки |
3 |
|
2.2 Октава. Дом для матрёшек |
2 |
|
2.3 Знакомство с обитателями нотного стана |
1 |
|
2.4 Азбука динамики |
2 |
|
2.5 Черные клавиши |
1 |
|
2.6 Ритм и метр |
2 |
|
2.7 Лира – линия радуги |
2 |
|
3. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
13 |
|
3.1 Пение - основной вид музыкальной деятельности детей |
1 |
|
3.2 Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков |
3 |
|
3.3 Песенное творчество |
2 |
|
3.4 Развивать диатонический слух детей, ориентацию в пространстве, внимание |
3 |
|
3.5 Развивать звуковыстный слух детей. |
1 |
|
3.6 Развивать у детей мелку моторику. |
2 |
|
3.7 Музыкально-дидактические игры и упражнения |
1 |
|
4. Развитие чувства ритма |
12 |
|
4.1 Значение развития чувства ритма |
3 |
|
4.2 Волшебная шкатулка |
2 |
|
4.3 Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма |
3 |
|
4.4 Музыка – основная форма развития чувства ритма |
2 |
|
4.5 Музыкально – ритмические игры с использованием детских музыкальных инструментов |
2 |
|
Январь – март |
5. Певческая установка. Дыхание |
13 |
5.1 Роль дыхания в вокальном искусстве |
4 |
|
5.2 Виды дыхания. Цепное дыхание |
2 |
|
5.3 Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении |
5 |
|
5.4 Формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание |
2 |
|
6. Распевание |
13 |
|
6.1 Обучение хоровому пению |
3 |
|
6.2 Выразительные средства при исполнение хоровых произведений |
4 |
|
6.3 Сказки распевания для детей |
2 |
|
6.4 Упражнения на распевку «Старичок – лесовичок» |
4 |
|
7. Прослушивание голосов |
5 |
|
7.1 Угадай чей голос |
5 |
|
8. Дикция |
11 |
|
8.1 Вокальное слово и дикция |
3 |
|
8.2 Речь – как средство передачи мыслей и чувств |
5 |
|
8.3 Техника речи |
3 |
|
Апрель - май |
9. Работа с солистами |
6 |
9.1 Сводная репетиция |
6 |
|
9. Экскурсии |
8 |
|
9.1 Музыка – музеи (занятие презентация). |
4 |
|
9.2 Природа и музыка. |
4 |
|
10. Итоговое занятие |
6 |
ИНСТРУКЦИЯ
по правилам безопасности для учащихся в кабинете музыки.
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.
5. Не открывать форточки и окна.
6. Не передвигать учебные столы и стулья.
7. Не трогать руками электрические розетки.
8. Травмоопасность в кабинете :
при включении электроосвещения
при включении приборов ТСО
при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не отвлекаться
и не травмировать своих товарищей.
10.Не играть в кабинете на переменах мячом.
11.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета.
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.
4. Не переносить оборудование и ТСО .
5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию
учителя в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приведите своё рабочее место в порядок.
2. Не покидайте рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
Занятие № 1
Тема «О чем говорит музыка»
Цель: формирование умения определять переданные в музыке черты характера персонажей.
Задачи:
1) актуализация представлений об изобразительно-выразительных возможностях музыки;
2) ознакомление с музыкальными произведениями, в которых отражаются различные черты характера человека;
3) обучение умению следить за развитием музыкального образа;
2) обучение моделированию различных черт характера в процессе элементарного музицирования;
3) развитие культуры слушателя, ассоциативно-образного мышления.
Ход занятия
Вопросы на понимание:
- что такое характер?
- какой у вас характер?
- а у музыки может быть свой характер?
- вспомните, какой характер был у «Трёх подружек»?
Организация восприятия музыки «Весёлая. Грустная»:
Вопросы:
- проследите, как будет изменяться музыка?
- о чём расскажет вам музыка?
Слушание «Весёлая. Грустная».
Обсуждение.
Элементарное музицирования на детских музыкальных инструментах:
- передать в игре характер звучания пьесы «Весёлая. Грустная».
Распевка.
Разучивание песни «Весёлый музыкант»:
- работа над чистотой интонации;
- работа над характером исполнения + пластическое интонирование;
- исполнение сольное.
Итог.
Занятие № 2
Тема «Что изображает музыка»
Цель: сформировать представления учащихся о моделировании разнообразных движений средствами пластической импровизации.
Задачи:
1) актуализация представлений об изобразительных возможностях музыки;
2) ознакомление с музыкальными произведениями, в которых передано движение;
3) моделирование разнообразных движений средствами пластической импровизации;
2) развитие чувства ритма, культуры слушателя, ассоциативно-образного мышления.
Ход занятия
Вопросы на понимание:
- есть ли такой предмет ИЗО?
- что изображают ребята, рисуя разные картины?
- а что может изобразить музыка?
Организация восприятия музыки ««Птичка» из симф. сказки «Петя и волк» - С.С.Прокофьева:
Вопросы:
- что изобразила музыка, почему так решили?
- а птичка просто сидела? Почему так решили?
- изобразите, что делала птичка?
Организация восприятия музыки ««Дедушка» из симф. сказки «Петя и волк» - С.С.Прокофьева:
- похожа ли музыка на предыдущее произведение?
- какой характер?
- кого изобразила музыка? Почему так решили?
- изобразите, как грозит пальцем дедушка.
Пластическое интонирование:
- передать в движении характер звучания музыки.
Разучивание попевки «Разные ребята» и песни «Ни метель и ни пурга»:
- работа над чистотой интонации;
- работа над характером исполнения + пластическое интонирование;
Итог.
Занятие № 3
Тема «Музыкальные инструменты».
Цель: Познакомить детей с различными видами музыкальных
инструментов.
Задачи:
1.Закрепить знания детей об музыкальных инструментах, учить классифицировать их по группам.
2. Развивать память, мышление, речь.
3. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к инструментам.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами отправимся в сказку. В некотором царстве, в некотором, государстве жили-были музыкальные инструменты. Они были дружные и любили играть вместе.
Однажды собрались они на балу, и зазвучала красивая музыка (“Колокольчики”).
Какие молодцы! Как хорошо вы играете на музыкальных инструментах.
Давайте с ними познакомимся. (Дети рассказывают о своих музыкальных инструментах)
-Я играла на скрипке.
- Мой музыкальный инструмент называется флейта. - У меня треугольник. (Выкладывают их на стол.) На этот бал были приглашены другие музыкальные инструменты, я хочу вас с ними познакомить. (Выкладываю инструменты: губную гармошку, барабан, бубен, металлофон).
- В моих руках Флейта, но она не хочет играть. Что нужно сделать, чтобы Флейта заиграла?
-В нее нужно дуть. ( Играет Флейта.) Вывод: Инструменты, в которые надо дуть, называются духовыми.
- У Флейты, ребята, есть родственники, они играют так же, давайте их найдем. Правильно! Кто знает, как зовут родственника Флейты?(губная гармошка). Молодцы! Во все эти инструменты нужно дуть, поэтому они называются духовые. Давайте скажем все вместе - духовые.
-А посмотрите на балу у нас граф Бубен. Что нужно сделать, чтобы он зазвучал?
-Нужно по нему ударить.
- Какие еще инструменты зазвучат, если по ним ударить? Как они называются? (металлофон, треугольник).
Вывод: инструменты, по которым ударяют, называются ударными. Давайте скажем все вместе. (Кладем на стол рядом с бубном).
-Королеву на балу музыкальных инструментов зовут Скрипка. У нее всегда есть при себе волшебная палочка. Кто знает, как она называется? (Смычок). Своей волшебной палочкой она проводит по струнам и звучит мелодия. Давайте послушаем. (Звучит скрипка.)
-Кто из вас, скажет, как нужно играть на скрипке? Правильно, нужно смычком проводить по струнам. Тогда подскажите мне, как назвать эти инструменты? Если мы ударяли - это ударные, когда дули – духовые, играли смычком на струнах - это … ребятки, как мы их назовем?
- Правильно, струнные инструменты.
Вывод: Музыкальные инструменты, у которых есть струны, называются струнными.
- Наш бал музыкальных инструментов подходит к концу. Инструменты устали им пора отдыхать. Но они хотят услышать, как дети их различают. Музыкальные инструменты, у которых есть струны – это… струнные инструменты. В которые дуем - …духовые инструменты. Ударяем мы - это …ударные инструменты. И перед тем как инструменты отправятся отдыхать, мы исполним им и нашим гостям на балу одну из своих самых любимых песенок “Спокойной ночи”. (Дети играют на музыкальных инструментах, в сопровождении фортепиано).
Занятие № 4
Тема “Музыкальные ступеньки”
Ход занятия
Пришла как-то Настя из детского сада и вышла на улицу погулять. Видит: Алеша из музыкальной школы идет.
— А я сегодня считать научилась, — говорит Настя. — Хочешь, ступеньки сосчитаю.
— Считай,— сказал Алеша.— А я тоже считать буду.
Вот идет Настя вверх по лестнице и поет:
— Раз, два, три, четыре, пять…
Остановилась. Забыла что дальше. Постояла. Подумала… Нет, не может вспомнить. Решила заново начать. Спускается по лестнице вниз и поет:
— Топ, топ, топ-топ-топ.
Начала заново считать:
— Раз, два, три, четыре, пять… Надо же, опять забыла. Надо снова начать сначала. Побежала вниз:
— Топ, топ, топ, топ, топ…
А внизу Алеша стоит.
— Хочешь, Настя, я тебя своему счету научу? У каждой ступеньки свое название будет.
И побежал вверх по лестнице.
— До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до! — остановился на верхней площадке и посмотрел на Настю.
— Ух, ты! Как здорово получается!
А Алеша побежал по лестнице вниз:
-До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до! – и уже внизу стоит, рядом с Настей.
-Я тоже хочу так считать научиться. Алеша, научи меня, – попросила Настя.
— Пожалуйста,— сказал Алеша, и они вместе побежали вверх.
— До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до!
Сосчитайте, сколько ступенек у лестницы.
Впишите названия звуков и обозначьте римскими цифрами в клеточках.
Звуки выстроились в ряд — Получился звукоряд,
или гамма, — последовательное движение звуков в восходящем или нисходящем порядке.
Звуки гаммы называются ступенями.
Посмотрите на рисунок и запомните:
Звук, обозначенный черной точкой, называется до.
Найдите этот звук на клавиатуре.
Занятие № 5
Тема “Октава. Дом для матрёшек”.
Ход занятия
Но почему это?.. Звуков семь, а ступенек у лестницы восемь?..
А потому, что каждая последняя ступенька всегда является началом новой лестницы!
А наша музыкальная лестница называется октавой.
Расстояние от до до до, от ре до ре, от ми до ми и т. д. называют октавой.
“Дом для Матрешек”
Посмотрите на этот большой высокий дом. В нем живут матрешки: старшая, самая большая, – на нижнем этаже, а самая младшая (и самая маленькая) — на верхнем. Нарисуйте матрешек в окошках
У каждого этажа есть свое название. В доме также есть и подвал и чердак, где живут звонкоголосые стрижи.
Лестница из восьми ступенек ведет нас с этажа на этаж, но каждая восьмая ступенька начинает уже новую лесенку.
Найдите их на рисунке и отметьте черными точками.
Вспомните, как называется этот звук?
И дорисуйте на лестницах черные клавиши. Вы ведь уже знаете, как они выглядят, правда?
Вот такой получился дом-клавиатура!
Выучите стихотворение и запомните расположение нот на нотоносце.
Рисунок по пунктирной линии можно отрезать и наклеить в тетрадь
Занятие № 6
Тема “Знакомство с обитателями нотного стана”
Ход урока
Тут нас Длительности прервали.
— Извините,— хором сказали,—
Мы для вас организовали
Экскурсию на остров нот.
Собирайтесь, нас ждет нотоход.
Там мы узнаем секреты науки:
Как читать и записывать звуки.
Песня “До -ре -ми -фа-соль”… Сл. 3. Петровой, муз. А. Островского
Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны
И выучить все ноты хорошо!
Припев.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си. ля, соль, фа, ми, ре, до.
Возьмем свои тетрадки мы
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны
И дома каждый день учить урок.
Стоим на палубе нотохода, наслаждаемся музыкой и путешествием.
— Мистер Дореми!
— Что, Мими, у тебя новые вопросы?
— Конечно. Вот мы уже звуки выучили,октавы запомнили, на музыкальные знаки посмотрели… Но я все-таки не понимаю, как может такое количество нот поместиться всего на пяти линейках.
— Во-первых, Мими, ноты пишутся:
а) на линиях;
б) между линиями;
в) над линиями;
г) под линиями;
д) на дополнительных линиях.
- Но как определить, где находится нужная мне нота? Должен же быть какой-то ключик к секрету
- Правильно, крошка, именно ключики — музыкальные ключи — и помогут нам открыть этот секрет.
“Про двух капитанов” (Сказка)
Жили-были два бравых музыкальных ключа, два капитана, два товарища. Один по фамилии Скрипичый, а другой — Басовый.
Долгие годы служили они музыке честно и добросоветно. Каждый капитан гордо стоял на своем капитанском мостике, уверенно вел свой корабль по волнам
музыки и в любой момент мог поддержать друга.
Капитан ключ Скрипичный был довольно молод и высок ростом. Его корабль был большой и высокий, он носил имя «Первая октава».
Капитан ключ Басовый был постарше Скрипичного и немного ссутулился с возрастом. Но в нем все равно можно было угадать былую стройную фигуру.
Дело в том, что басовый ключ — это сильно видоизмененная буква f, и показывает он, что на четвертой линейке в в басовом ключе пишется нота фа малой октавы.
Корабль Басового — чуть поменьше, пониже, зато помощнее, хоть и называется «Малая октава».
У каждого капитана была надежная и дисциплинированная команда матросов нот во главе с верным старшим помощником.
У Скрипичного был помощник боцман Соль. Уж он-то лучше всех знал, где находится нота соль «Первой октавы». А у Басового — помощник боцман Фа.
Этот в любое время мог показать настоящее фа «Малой октавы».
Вот взгляните на эти фотопортреты:
Помощники капитанов строго следили за строем, за тем, чтобы каждый матрос нота соблюдал дисциплину и нес вахту на своем собственном месте. Красиво, слаженно и дружно всегда несут свою службу команды ключа Скрипичного и ключа Басового.
Вот такие необычные ключи-капитаны есть у музыки.
Занятие № 7
Тема «Азбука динамики»
Ход занятия
Внимание! Внимание! Динамический поезд приближается – значит, звук усиливается!
Запомните обозначения динамических оттенков:
ff – fortissimo (фортиссимо) — очень громко.
f— fог1е (форте) — громко.
mf – mezzo forte (меццо форте) — не очень громко, со средней силой.
mp – mezzo р1апо (меццо пиано) — не очень тихо, чуть громче, чем пиано.
р — р1апо (пиано) — тихо.
рр — pianissimo (пианиссимо) — очень тихо.
А теперь наступил момент познакомиться с понятием динамические вилочки.
Также нужно знать и еще один прием, позволяющий нам как сделать тембр нашего инструмента более жирным, так и повысить/понизить его без изменения самого трезвучия – просто добавить или переместить любую из нот на октаву выше или ниже. Это типичный пример того, что называется обращением аккорда.
Также играет большую роль и сила нажатия на клавишу – чем сильнее, тем громче та или иная нота. Во всех музыкальных редакторах этот параметр называется Velocity. Он позволяет выделять и делать громче, или напротив, делать тише отдельные ноты в аккорде. Это очень мощный инструмент, который нужно обязательно использовать – не забывайте про него.
Занятие № 8
Тема «Черные клавиши»
Ход занятия
Семь белых клавиш – это и есть всем известные семь нот (основных тонов) – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Черные клавиши позволяют извлечь некую промежуточную высоту между двумя тонами. Это так называемые полутона. Они не имеют собственных названий и обозначаются при помощи так называемых знаков альтерации, слов «диез» или «бемоль» прибавляемых к названию ноты соседнего тона.
Например, черная клавиша между нотами «до» и «ре» называется «до-диез» или «ре-бемоль» соответственно. То есть если мы хотим называть полутон относительно тона, лежащего ниже него, то прибавляем «диез», если выше, то «бемоль».
Для большего удобства, повсеместно в электронной музыке и во всех компьютерных программах применяется так называемое гитарное обозначение нот:
C – до
D – ре
E – ми
F – фа
G – соль
A – ля
B – си
Диез обозначается при помощи символа «#», бемоль при помощи маленькой буквы «b», то есть та же самая черная клавиша между до и ре при таком обозначении будет записана как «C#» или «Db». Эти обозначения вы встретите еще очень много раз, поэтому настоятельно рекомендую их запомнить.
Отметим, что между нотами ми и фа, а также си и до полутонов нет. Таким образом, мы получаем 12 возможных вариантов высоты звука в одной октаве.
Следующий очень важный момент заключается в том, что некоторые ноты гармонично сочетаются друг с другом и образуют новый насыщенный тембр, а некоторые вместе не звучат в принципе и выдают в сочетании очень некрасивый и немузыкальный звук. Звучащее сочетание из 3 или более нот принято называть аккордом, а грязный и немузыкальный звук, получаемый в результате сложения неправильной комбинации нот – диссонансом.
Для любой ноты можно подобрать еще как минимум 2 ноты, которые будут с ней вместе хорошо звучать, в большинстве своем это называется тоническим трезвучием. Оно и образует основу практически любого аккорда.
Еще один важный момент заключается в том, что для каждой нашей ноты могут быть подобраны два сильно отличающихся по звуку варианта тонического трезвучия, в которых нижняя и верхняя ноты одинаковы, а средняя на полтона ниже, например:
C;E;G и C;Em;G
D;F#;A и D;F;A
E;G;B и E;G#;B
Так, вот, различные варианты строя в музыке называются ладами, и в нашем случае мы имеем дело с двумя самыми простыми и основными ладами, один из которых называется натуральным мажорным, а другой натуральным минорным. На самом деле ладов существует великое множество, но самые простые, и используемые в электронной музыке – это натуральные мажор и минор. На них мы и остановимся.
Давайте посмотрим, как выглядят тонические трезвучия в натуральных мажорных и минорных ладах для той или иной ноты:
Занятие № 9
Тема «Ритм и метр»
Ход занятия
Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.
Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.
Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.
Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.
Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.
Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.
Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:
Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.
Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.
Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).
Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).
Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).
Занятие № 10
Тема «Лира – линия радуги»
Ход занятия
Друзья, позвольте познакомить вас с альтернативной формой нотной записи и наглядным изложением основ музыкальной грамоты (гармонии) на её основе. В соответствующих разделах сайта вы найдёте примеры применения "ЛИРЫ" для записи музыкальных произведений и сможете попробовать разучить некоторые из них. Одно условие, или вернее препятствие - овладеть ею смогут люди с хорошим цветовосприятием. Вам не понадобится специального музыкального образования для того, чтобы разобраться в основах музыкальной (нотной) грамоты. Это просто, как таблица умножения. Данное пособие по основам музыкальной грамоты не является самоучителем для освоения техники игры на каком-либо музыкальном инструменте. Также значение некоторых знаков и символов может не совпадать с таковым в системе традиционной нотной записи.
Итак, приступим. Что же лежит в основе альтернативной формы нотной записи (далее - АНЗ)? Ответ не сложен: каждому звуку, а их, как известно, в традиционной системе двенадцать - семь основных и пять дополнительных, присвоен определённый цвет. Давайте раскрасим нотный стан. И для этого несколько изменим его вид и поместим на него двенадцать нот, начиная от звука соль.
G - соль - розовый;
G#(Ab) - соль# (ляb) - алый;
A - ля - оранжевый;
B(A#) - сиb (ля#) - янтарный;
H - си - жёлтый;
C - до - зелёный;
C#(Db) - до# (реb) - бирюзовый;
D - ре - голубой;
D#(Eb) - ре# (миb) - лазурный;
E - ми - синий;
F - фа - фиолетовый;
F#(Gb) - фа# (сольb) - сиреневый (лиловый).
Получилось двенадцать интервалов, равных полутону каждый. Они составляют хроматическую гамму. Как видите, все двенадцать нот расположены между двумя соседними линиями нотного стана и отличаются друг от друга не только цветом, но и уровнем начертания. Расстояние между двумя основными линиями есть октава ( пока будем пользоваться в некоторых случаях традиционной терминологией). Таким образом, на основном нотном стане (он открывается альтовым ключём) размещаются три октавы: малая, первая и вторая. Ещё две октавы - большую и третью - разместим под нижней и над верхней линией нотного стана. Пять октав - в большинстве случаев достаточно, при необходимости применим знак переноса на октаву (12....................). Для открытия дополнительных нотоносцев в нижнем (субконтроктава, контроктава, большая октава) и верхнем (третья, четвёртая и пятая октавы) регистрах применяются соответственно басовый и скрипичный ключи.
Теперь можно представить, как будет выглядеть мажорная гамма на нашем нотном стане. Для примера возьмем гамму ДО-мажор, а также параллельную ей гамму ЛЯ-минор.
Длительность звуков и пауз будем обозначать так: как слышим - так и пишем, как видим - так и играем. Для этого нотный стан разделен вертикальными штрихами на такты, музыкальный размер которых проставляется при ключе. Если линия ноты длится всю ширину такта, так ее и играем - это целая нота. Половинная в два раза меньше и т.д. Отсутствие линии означает отсутствие звука - пауза. Если вы заметили, что линейный размер такта, т.е. его ширина, изменился - это означает замедление или ускорение - изменение темпа мелодии. Рекомендуемый темп, как и размер проставляется в начале произведения.
В АНЗ вы не увидите знаков альтерации - они вам ни к чему. Зато кружком соответствующего цвета будет обозначаться тональность: мажор в верхней части нотного стана, минор - в нижней. И вы сами сможете определять гармоники мелодии.
Динамические оттенки так же, как и в традиционной системе нотной записи обозначены латинскими буквами. Остаются и знаки: репризы, вольты, мелизмы и др. Способ извлечения звука - стаккато или легато будет у вас перед глазами. Внимательно следуйте рисунку текста. Находящиеся на одной вертикальной линии ноты извлекайте одновременно - это созвучия .
Теперь обратимся к теории - основам музыкальной грамоты (гармонии). Начнём со структуры мажорного и минорного ладов. Для этого нарисуем циферблат часов и разместим на нем двенадцать нот - двенадцать цветных кружочков. Розовый - СОЛЬ - поместим на место цифры I , остальные на каждую цифру по ходу часовой стрелки. В этом варианте хроматическая гамма будет выглядеть так. Натуральный мажорный ряд пред, натуральный минорный ряд .
Как можно заметить, минор - это повернутый на 90о против часовой стрелки мажор, и звуки гамм у них одни и те же. Поэтому такие ряды называются параллельными (хотя, на первый взгляд, может показаться, что они перпендикулярны, но в музыке, всё-таки параллельны). И к ним мы ещё вернемся. Закройте глаза и постарайтесь ясно представить расположение цветных кружков на циферблате. Умение визуализировать структуру того или иного лада, аккорда значительно облегчит практическое применение методики.
Натуральные ряды в обратном направлении следуют по тем же ступеням, что и в прямом. Структура мажора: 2+2+1+2+2+2+1 (в традиционной системе: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон). Структура натурального минора: 2+1+2+2+1+2+2 (в традиционной системе: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон). Свою структуру имеют гармонический мажор, гармонический и мелодический миноры. Во всех случаях сумма интервалов равна двенадцати - гамма возвращается в тонику.
Вот на этом интересном свойстве - цикличности и периодичности - основывается очень важный принцип - схема построения аккордов. Начнем с простых созвучий. На рис. 11 представлена схема построения мажорного аккорда, в него входят I, V и VIII ступени круга. Соединим точки линиями, исходящими из тоники. Визуализируйте и запомните эту фигуру. Минор строится на I, IV и VIII ступенях круга, его структура. Ещё два основных созвучия: увеличенное трезвучие и уменьшенное трезвучие. Вот на основе этих четырёх трезвучий и строятся практически все существующие аккорды. В приложении вы сможете ознакомиться с некоторыми из них. Вы также можете открыть расширенную таблицу аккордов (настольная версия, мобильная-версия) и первое время пользоваться ей. Уверен, в скором времени вы научитесь обходиться без неё. Не прибегая к математическому построению мысленно с закрытыми глазами приложите веточку вершиной к любому кружку (тонике) - лучи укажут вам остальные звуки аккорда.
Вернёмся к параллельным гаммам,минор - это развёрнутый на 90 мажор. Отсюда важное наблюдение: параллельные гаммы сгруппированы в три квадрата, в вершинах которых находятся тоники параллельных гамм (баянисты, вероятно, хорошо знакомы с этим утверждением - три ряда правой клавиатуры и есть искомые группировки параллельных рядов). Наглядно это можно изобразить так. По направлению против часовой стрелки находим параллель для мажора, по часовой стрелке - направления для определения параллели минора.
Далее определим основные ступени лада. Ими, как известно, являются тоника, доминанта и субдоминанта. В АНЗ это будут соответственно I-я, VIII-я и VI-я ступени круга. Если построить лучи от каждой тоники, то можно заметить, как субдоминанта через тонику переходит в доминанту (на традиционном языке интервалов она ещё называется -квинта) и через двенадцать ходов, через цепь непрерывных модуляций возвращается на круги своя.
Вот, в общем-то, и вся музыкальная грамота. Не так всё сложно. Трудно в первом классе, поэтому учат там по букварю с большими буквами и картинками. А дальше при чтении мы даже не обращаем внимания на буквы. Данное пособие - это просто букварь, изложение в котором строится более на картинках, чем на буквах. Задача его одна - научить человека грамотно писать, бегло читать и понимать прочитанное. Методика может быть особенно полезна для людей, впервые приступающих к изучению основ музыкальной грамоты и освоению игры на каком-либо музыкальном инструменте
Примерный песенный репертуар
Р.н.п. «Блины»
Р.н.п. «На горе-то калина»
Р.н.п. «А я по лугу»
Т.Попатенко «Урок»
Ю.Сорокин «Зарядка»
Т.Попатенко «На утренней зарядке»
М.Кадомцев «Птичий хор»
Л.Обелян «Про меня и муравья»
С.Никитин «Пони»
А.Пахмутова «Кто пасется на лугу»
С.Гаврилов «Зеленые ботинки»
В.Шаинский «Улыбка», «Вместе весело шагать…», «Антошка», «Первоклашка»
«По секрету всему свету»
Р.н.п. «Вдоль да по речке»
Р.н.п. «Посею лебеду»
Б.Савельев «Настоящий друг»
О.Качанова «Кудряшки»
Е.Крылатов «Мы – маленькие дети»
Е.Крылатов «Три белых коня»
Р.н.п. «Вьюн над водой»
Е.Крылатов «Ваши глаза»
А.Пахмутова «Надежда»
Б.Окуджава «Пожелание»
В.Высоцкий «Песня о друге»
Е.Бачурин «Дерева»
В.Канер «А все кончается»
Ю.Визбор «Милая моя»
Ю.Кукин «За туманом»
А.Якушева «Вечер бродит»
В.Егоров «Облака» и другие...
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1: Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2: Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. — М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 1989. – 54с.: ил.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. — Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 1997. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.
Суязова Г. А.Мир вокального искусства.1 – 4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Изд. «Учитель» Волгоград
Кагарлицкая А.С., Тугова Н.А., Шелгунова Н.И… Музыкально – ритмические занятия в школе для слабослышащих детей М. «Просвещение»,1992г.
19. Яхнина Е.З. Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. М. Владос,2003г.
20. Драп М.Н., Филатова Н.П. Программа и поурочное планирование занятий ритмикой для младших школьников с трудностями в обучении., Омск 2003г.