Входная диагностическая работа по обществознанию для 7 классов и итоговый контроль знаний в 6 классах

4
1
Материал опубликован 9 December 2019 в группе





Входная диагностическая работа в рамках внутреннего мониторинга качества образования учащихся по обществознанию для 7 классов и итоговый контроль знаний по обществознанию в 6 классах











Автор : Учитель истории и обществознания

МАОУ СОШ №18

Близнюкова Елена Леонидовна

















Г. Златоуст


Спецификация

входная диагностическая работа в рамках внутреннего мониторинга качества образования учащихся по обществознанию для 7 классов и итоговый контроль знаний по обществознанию в 6 классах ( с элементами ВПР и ОГЭ)


Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 6 классов, выявить темы, вопросы содержания образования, вызывающие наибольшие трудности.

Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по обществознанию. проверочные работы основаны на системно- деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД. Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция. Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели. Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. КИМ направлены на выявление следующих личностных результатов (личностных УУД) освоения основной образовательной программы: − воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; − освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций; − формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; − осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. Посредством диагностики у школьников выявляются: понимание основных принципов жизни общества; опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений,

Работа включает 10 заданий и состоит из 3 частей.

Часть А содержит 5 заданий с выбором верных ответов.

Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом.

В 2-х заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов или записывается слово (словосочетание), в 2-х заданиях – развернутый ответ

Часть С содержит задания с развернутым ответом.


Распределение заданий работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1.

Таблица №1

п/п

Части работы

Число заданий

Тип заданий

Максимальный первичный балл

% максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу

1

Часть 1

5

ВО

7

50%

2

Часть 2

4

КО; РО

9

36%

3

Часть 3

1

РО

3

14%


Итого:

10


19

100%


Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения за курс «Обществознание».

Распределение заданий по основным разделам учебного предмета

обществознание


п/п

темы

задания

1

Личность. Особенности подросткового возраста

А1

2

Деятельность человека и ее основные формы

А2

3

Взаимодействие общества и природы

А3

4

Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность

А4

5

Биологическое и социальное в человеке. Межличностные отношения.

А5

6

Биологическое и социальное в человеке

В1

6

Человек и его ближайшее окружение

В2

7

Межличностные отношения

В3

8

Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность

В4

9

Деятельность человека и ее основные формы

С1

10

Человек и его ближайшее окружение

С2


Элементы содержания диагностической работы


п/п

Проверяемое умение

задания

Уровень сложности

Оценка в баллах

1

Описывать основные социальные объекты; человека как социально-деятельное существо.

А1

Б

1

2

Давать определение понятиям, социальным явлениям на основе их существенного признака, предложенной характеристики;

А2

Б

1

3

Распознавать существенные признаки понятий, характерные

черты социального объекта, элементы его описания;

А3

Б

1

4

Распознавать существенные признаки понятий, характерные

черты социального объекта, элементы его описания;

А4

Б

1

5

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций;

В1

П

2

6

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций;

В2

П

2

7

Давать определение понятиям, социальным явлениям на основе их существенного признака, предложенной характеристики;

В3

П

2

8

Давать определение понятиям, социальным явлениям на основе их существенного признака, предложенной характеристики;

В4

П

2

9

Объяснять изученные положения на конкретных примерах;

С1

В

3

10

Распознавать существенные признаки понятий, характерные

черты социального объекта, элементы его описания;

С2

В

3


Время выполнения работы – 45 минут

Критерии оценивания работы и заданий в работе.

Оценивание заданий первой части.

За верное выполнение каждого задания А1-А4 выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный ), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 балов.

Оценивание заданий 2 части.

За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой или неполное выполнение задания – 1 балл; неверное выполнение задания ( при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Оценивание заданий третьей части.

Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Раскрыт смысл понятия и составлено указанное количество предложений, содержащих информацию о заданном понятии - 3балла.

Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о заданном понятии -2 балла

Смысл понятия не раскрыт, ответ неверный- 0 баллов.

Ключ для проверки

задания

Верный ответ

Вариант 1

Верный ответ

Вариант 2

Часть А


1

3

1

2

3

1

3

3

4

4

3

3

5

145

135

Часть В


1

22313

3213

2

1221

21121

3

1. Ответ на вопрос: меньше всего изменились расходы на услуги;

 

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

 

2.Предположения, например:

снижение цен на услуги по сравнению с продуктами питания и промышленные товары;

кризис в стране, услуги стоят на втором месте;

отсутствие качественного набора услуг.

 

Могут быть высказаны иные уместные предположения.


1Ответ на вопрос: самым могущественным оказалось влияние СМИ;

 

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

 

2Предположения, например:

активность СМИ;

выступление кандитатов в СМИ;

люди редко обсуждают вопросы выборов с друзьями и в семье;

люди доверяют СМИ.

 

Могут быть высказаны иные уместные предположения



4

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1. Ответ на первый вопрос и предположение:

ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответили, что жизненный успех является результатом усилий самого человека; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

предположение, например: существует много реальных примеров того, как активные, целеустремлённые люди, прилагавшие соответствующие усилия, не пасовавшие перед трудностями, достигали жизненного успеха; (Может быть высказано иное уместное предположение.)

 

2. Ответ на второй вопрос с объяснением, например:

много опрошенных считают, что жизненный успех — это результат стечения обстоятельств, так как любой человек испытывал на себе благоприятные или неблагоприятные стечения обстоятельств;

мало опрошенных считают, что жизненный успех — это результат стечения обстоятельств, так как более 60% опрошенных высказали другую позицию;

(Ответ на второй вопрос и/или объяснение могут быть сформулированы иначе.)

 

3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания



Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1. Ответ на первый вопрос и предположение:

ответ на первый вопрос: наибольшая доля опрошенных ответила, что посещает спортивные занятия; (Ответ на первый вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

предположение, например: дети стремятся к занятиям спортом, чтобы быть здоровыми и сильными, ИЛИ родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и сильными; (Может быть высказано иное уместное предположение.)

 

2. Ответ на второй вопрос с объяснением, например:

одобрение вызывают шестиклассники, которые посещают различные дополнительные занятия, так как стремятся развивать свои способности и склонности в спорте, искусстве и других направлениях, у них широкий круг интересов;

одобрение вызывают те шестиклассники, которые не заняты в дополнительном образовании, так как у них больше времени на учёбу и они основательнее могут готовить домашнее задание, достичь лучших результатов; (Ответ на второй вопрос может быть сформулирован иначе.)

 

3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания


Часть С



Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1. Ответ на первый вопрос, например: дружба — это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на общих интересах;

 

2. Объяснение, например: дружба строится на взаимном доверии, привязанности, поэтому у человека, который искренне относится к своим друзьям (сам является хорошим другом), хорошие верные друзья;

 

3. Ответ на второй вопрос, например: человек, у которого есть друзья, никогда не будет одиноким; в случае жизненных неурядиц он может рассчитывать на помощь своих друзей.



Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1. Ответ на первый вопрос, например: в процессе трудовой деятельности человек зарабатывает средства к существованию ИЛИ в процессе трудовой деятельности создаются товары и услуги, которые нужны людям;

(Может быть дан иной уместный ответ на вопрос.)

 

2. Рассказ о профессии, которая нравится обучающемуся, должен включать:

название профессии;

объяснение того, чем эта профессия привлекательна для обучающегося;

указание одного или нескольких учебных предметов, которые необходимо хорошо знать для получения указанной профессии;

указание трудностей, с которыми может столкнуться человек этой профессии


Шкала оценивания работы:

Количество баллов

оценка

Уровень сформированности УУД

15 - 18

5

повышенный

11 - 14

4

повышенный

7 - 10

3

базовый

0-6

2

низкий


80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»

60% - оценка «4»

40% - оценка «3»

0-40% - оценка «2»









Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по обществознанию в 6 классе отводится 45 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 10 заданий.

Часть 1 содержит 4 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов, задания на соответствие или заполнение пропуска термина в предложении. Ответом является последовательность цифр или слово(словосочетание).

Часть 3 содержит 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.


Вариант 1.

Часть 1

А1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:

1) индивид 3) личность

2) индивидуальность 4) инстинкт

А2. К видам деятельности человека относится:

1) сон 3) учеба

2) прием пищи 4) отдых

А3. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания.

Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли суждения о чувстве страха?

А. Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину.

Б. Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Выберите верные суждения о социальных группах и межличностных отношениях в них и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Друзья и семья относятся к малым социальным группам.

2) Деловые межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

3) Народ и нация являются примерами малых социальных групп.

4) Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.


Часть 2

В1. Установите соответствие между описанием потребностей и их видами.

ОПИСАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А) стремление к общению с 1) социальные

друзьями 2) духовные

Б) любовь к чтению 3) биологические

В) желание носить теплую одежду

Г) желание сделать карьеру

Д) потребность во вкусной пище

В2. Установите соответствие между действиями и элементами статуса обучающегося: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.



ДЕЙСТВИЯ

ЭЛЕМЕНТЫ СТАТУСА

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

А) получать оценки по каждому учебному предмету

в соответствии со своими знаниями и умениями

1)права

Б) выполнять указания директора, учителей, классного

руководителя

2)обязанности

В) учиться добросовестно, систематически выполнять

домашние задания


Г) учиться в достойных и безопасных условиях





А

Б

В

Г






В3 Был проведен опрос о расходах граждан в 2013 и 2016 гг. Был задан вопрос: «На что уходит большая часть вашей заработной платы?» Полученные данные были представлены в виде гистограммы.

t1575877122aa.png

Какая статья расходов за прошедшее время изменилась меньше других? Выскажите два предположения, почему именно эти расходы выросли меньше, чем остальные.

В4 Фонд Общественное мнение в ноябре 2017 г. провёл опрос совершеннолетних россиян о том, что, по их мнению, оказывает наибольшее влияние на жизненный успех.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.

t1575877122ab.png

1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. Много или мало опрошенных считают, что жизненный успех является результатом стечения обстоятельств? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?

Часть 3

Политическому деятелю Никколо Макиавелли принадлежит следующее высказывание: «Кто сам хороший друг, тот имеет хороших друзей».

 

1. Как Вы понимаете смысл слова «дружба»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Какое значение в жизни человека имеет дружба?


Итоговая контрольная работа по обществознанию 6 класс

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение итоговой работы по обществознанию в 6 классе отводится 40 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 10 заданий.

Часть 1 содержит 4 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов, задания на соответствие или заполнение пропуска термина в предложении. Ответом является последовательность цифр или слово(словосочетание).

Часть 3 содержит 2 задания, на которые следует дать развернутый ответ.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удается выполнить сразу, и переходите к следующему заданию. Если после выполнения всей работы у вас остается время, то можно вернуться к пропущенному заданию.

Вариант 2.

Часть 1


А1. Вершиной человеческих качеств психологи называют

1) деятельность 3) общение

2) индивидуальность 4) личность

А2. Что отличает деятельность человека от поведения животных?

1) осознанность действий 3) подчинение инстинктам

2) достижение результата 4) забота о потомстве

А3. Верны ли суждения о познании мира?

А. Познать окружающий мир можно, не осуществляя деятельности.

Б. Получить знания об окружающем мире можно только с помощью телевизионных передач.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А4. Верны ли следующие суждения о смелости?

А. Смелость противостоит трусости.

Б. Смелыми не рождаются, а становятся.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о че­ло­ве­ке и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) К есте­ствен­ным (био­ло­ги­че­ским) по­треб­но­стям че­ло­ве­ка тра­ди­ци­он­но от­но­сят по­треб­но­сти в про­дол­же­нии рода, пище, воз­ду­хе для ды­ха­ния, от­ды­хе.

2) Че­ло­ве­ка и дру­гих живых су­ществ объ­еди­ня­ет воз­мож­ность осу­ществ­лять пре­об­ра­зо­ва­тель­ную де­я­тель­ность.

3) Одна из осо­бен­но­стей че­ло­ве­ка – уме­ние с по­мо­щью про­стых ору­дий со­зда­вать слож­ные ору­дия труда.

4) Воз­мож­ность при­спо­саб­ли­вать­ся к из­ме­ня­ю­щим­ся при­род­ным усло­ви­ям – черта от­ли­чия че­ло­ве­ка от дру­гих живых су­ществ.

5) К со­ци­аль­ным по­треб­но­стям че­ло­ве­ка от­но­сят по­треб­но­сти в об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти, об­ще­ствен­ном при­зна­нии, об­ще­нии с дру­ги­ми лю­дь­ми

Часть 2

В1. Установите соответствие между примерами и социальными качествами человека, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

А) Виолетта работает с удовольствием длительное время.

Б) Марина отличается искренностью суждений и поступков.

В) Арина отзывчиво относится к людям и их проблемам.

Г) Пётр любит свою работу, он готов отдавать ей своё время и силы.

 

1) доброта

2) честность

3) трудолюбие

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 


А

Б

В

Г






В2. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами.

ПРИМЕРЫ ГРУПП ВИДЫ ГРУПП

А) семья 1) формальна

Б) учебный класс 2) неформальная

В) парламент

Г) группа друзей

Д) политическая партия

А

Б

В

Г

Д






В3. Социологической службой страны к проводились опросы граждан. Был задан вопрос: «Если вспомнить последние выборы в парламент, то кто оказал (или что оказало) решающее влияние на Ваш выбор?»

Результаты опросса (данные указаны в %) представлены в виде гистограммы.

 

t1575877122ac.png

 

Какое внешнее влияние на принятое решение оказалось самым существенным? Выскажите два предположения, почему из всех внешних воздействий именно оно оказалось на первом месте.

В4. В школах города Z студенты педагогического университета провели опрос среди шестиклассников о том, какие дополнительные занятия (кружки, студии, секции и др.) посещает каждый шестиклассник. В опросе приняли участие 62 мальчика и 38 девочек.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

t1575877122ad.png

1. Какой вид занятий посещает наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.

2. В целом в проведённом опросе проявились две позиции: многие из опрошенных посещают какие-либо дополнительные занятия и некоторая доля шестиклассников ничем дополнительно не занимается. Какая из этих двух позиций вызывает у Вас одобрение? Объясните свой ответ.

3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?


Часть 3

Одним из видов деятельности является труд.

 

1. Как Вы думаете, почему для человека важно заниматься трудовой деятельностью?

 

2. Составьте рассказ о профессии, которая Вам нравится и хорошо знакома, используя следующий план:

1) Какая профессия Вам нравится? Почему?

2) Как Вы думаете, знание каких школьных предметов необходимо для получения названной Вами профессии? С какими трудностями, по Вашему мнению, может столкнуться человек этой профессии?








































Источники и интернет-ресурсы

Демоверсия ФИПИ ВПР обществознание 6 класс 2019 https://4vpr.ru/6-klass/217-demoversiya-vpr-2019-po-obschestvoznaniyu-6-klass.html

Демоверсия ФИПИ ВПР обществознание 6 класс 2020 https://4vpr.ru/6-klass/265-6-klass-demoversiya-vpr-2020-po-obschestvoznaniyu.html

Решу ВПР обществознание 6 класс https://soc6-vpr.sdamgia.ru/

































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа оформлена очень грамотно, согласно всем требованиям (методика, дидактика). Фактически можно брать и пользоваться. Спасибо за качественную разработку.

17 June 2020