Урок по математике для 6 класса «Вычитание чисел с разными знаками»
тема: «Вычитание чисел с разными знаками»
г. Дедовск 2016г.
Тема: Вычитание чисел с разными знаками
Эпиграф: «Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир». И. ГЁТЕ
Девиз: "Выполняю я сложение, просто всем на удивление".
Цели урока:
Познавательные: закрепление умений и навыков по сложению и вычитанию чисел с разными знаками, умений применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию, развитие вычислительных навыков, грамотной устной математической речи.
Развивающие: помогать овладению математической терминологией, развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы (устную, диктант, сообщение); развивать интерес к науке на базе получения новой информации.
Воспитательные: воспитание внимательности, активности, самостоятельности в работе.
Оборудование: компьютер, проектор, тесты, наглядность.
План урока:
Организационный момент
Разминка
Мотивация урока. Исторический экскурс в страну отрицательных чисел
Актуализация учебных знаний. Повторение правил
Устный счёт
Изучение нового материала:
- Исследование (работа с учебником, правила)
- Открытие (интерпретация правила по действиям для удобства решения задач)
Усвоение новых знаний и способов действий
Физкультминутка
Самостоятельная работа
Итоги урока (рефлексия)
Домашнее задание и памятка.
ХОД УРОКА
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас немного непростой урок, к нам пришли гости. Ну что примем их в наш класс и покажем, чему мы уже научились. Итак, сегодня на уроке мы будем наблюдать, исследовать и применять на практике. (слайд 1,2)
Для начала давайте посмотрим возникли ли у Вас сложности с выполнением домашнего задания. С места результаты номера 1070 (слайд 3)
№ 1070 а) б) в) -5,8, г) -0,7
№ 1075 а) -10, б) – 10, в) -10
№ 1083 а) 1,6, б) – 0,7, в) 1/8
- Вы помните какие числа мы изучали на предыдущих уроках?
(слайд 4)
(Положительные и отрицательные числа, сравнение, сложение рациональных чисел, модуль числа, противоположные числа)
- А вы знаете, что еще в 7 веке индийский математик известной касты брахманов (просвещенных), которая сохранилась и до наших времен, изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками назвав положительные – «доход», а отрицательные «расход» (слайд 5)
Хотите узнать имя этого математика?
Тогда нам нужно решить примеры, только как решать примеры не повторив правил, кто мне скажет
1.Как выполнить сложение чисел с разными знаками? (из большего модуля – вычесть меньший и в сумме поставить знак числа с большим модулем)
2. А как мы будем выполнять сложение двух отрицательных чисел? (знак минус выносим за скобки и складываем модули чисел, перед суммой ставим знак минус)
Молодцы. Теперь приступим, как обычно работаем по цепочке
-5 + 10 = 5
12+ (-4) = 8
5+ (-10) = -5
-16+ (-9) = -25
-3,2 + (3,2) = 0
83,5 + (- 88,5) = -5
- 12+ (-13) = -25
-2,5 +(-2,5) = -5
-¼ + 1/8 = -2/8+1/8 = -1/8
1/8 + (- 3/8) = -2/8 или -1/4 = 0,25
-17+ (-1,6) = -18,6
0+ (-5) = -5
Умнички, а теперь посмотри на таблицу и прочитаем слово.
а |
б |
х |
р |
м |
а |
а |
г |
п |
у |
а |
т |
-5 |
5 |
-25 |
8 |
0 |
-5 |
-5 |
-30 |
0,25 |
1/8 |
-5 |
-18,6 |
БРАХМАГАУПТА (слайд 6)
Теперь из всех ответов найдите противоположные числа
(5 и -5)
Правильно, а какое действие будет противоположно сложению? (вычитание).
Правильно, сложение мы выполнять уже умеем, а значит как вы думаете какая у нас сегодня тема урока?
Тема урока: ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ (слайд 7)
Давайте откроем учебники на странице 184- 185.
а-б = а + (-б)
посмотрите что же получилось:
мы уменьшаемое оставляем прежним,
знак «-» заменяем на знак «+»,
а вычитаемое меняем на противоположное число
(слайд 8)
теперь обратим особое внимание на то, как правильно читается разность отрицательных чисел стр 186
Попробуем решить несколько примеров, для этого откроем учебник «Математика 6 класс Виленкин» № 1091 стр 186.
Обратите внимание на два минуса стоящих подряд,
они меняются на +
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята мне интересно узнать разобрались ли вы с новой темой, для этого я вас попрошу подняться.
Мы пришли на урок с вот такими знаниями (рука внизу), а уйдем (рука поднимается, ребята хлопают по нарастающей).
В начале урока мы испытывали небольшой стресс и чуточку боялись а теперь наши страхи мы затопчем (рука поднимается, ребята топают по нарастающей)
А если мы выучили что то новое и перестали бояться наше настроение поднимается - поднимается – поднимается за рукой (ребята гудят по нарастающей)
Стресс сняли, настроение подняли теперь тихонечко сели и перейдем к номеру 1092
а) -2 + х = 4,3 б) 8,1 + у = -6
х = 4,3 – (-2) у = -6 – 8,1
х = 4,3 + 2 у = -6 + (-8,1)
х = 6,3 у = - 14,1
Теперь давайте проверим насколько хорошо вы усвоили новую тему.
Самостоятельная работа № 28 страница 37, варианты стандарт (1 и 2)
Взаимопроверка. Обмениваемся тетрадками
Ответы
Теперь посмотрите на листочки, которые я вам раздала, мы их сейчас заполним. (слайд 9)
1 строчка «домашняя работа» – все, кто выполнил правильно поставьте 1 бал
2 строка «работа на уроке» - работали активно, отвечали все, ставим себе 1 бал
3 трока «самостоятельная работа» - за 1 правильно выполненное задание 1 бал (максимальное количество 3 бала)
Молодцы. Теперь суммируем балы – и оценку выставляем в дневник и записываем домашнее задание (на доске)
Листочки вложили в тетради с самостоятельными и сдали.
Домашняя работа |
|
Работа на уроке |
|
Самостоятельная работа |
|
МОЯ ОЦЕНКА |
|
Мое настроение (нарисуй смайлик) |
Всем спасибо за урок и помним (слайд 10)
на переменах ведем себя КУЛЬТУРНО, общаемся ЦЕНЗУРНО, старших УВАЖАЕМ, младших ПРОПУСКАЕМ.
Всем хорошего настроения и до свидания.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебник Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс»
Владимир
Куликова Татьяна Сергеевна