Статья на тему «Виды речевого жанра сочинения»

0
0
Материал опубликован 8 June 2020

ВИДЫ РЕЧЕВОГО ЖАНРА СОЧИНЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОГО ЖАНРА
Современная теория культура речи связана с изучением не только стилевых, но и жанровых различий форм речевого общения. Собственно любой текст можно рассматривать как отражение определенного типа речевого жанра или некоторой их совокупности, через анализ которых возможно исследование всего универсума речевой культуры. Вероятно, именно преставление о речевом жанре было положено в основу определения функционального стиля в концепции чешских ученых, связывавших данное понятие с функциями речи.
Само понятие «речевой жанр» впервые было выдвинуто и последовательно сформулировано в работах М.М. Бахтина, опубликованных большей частью посмертно и до середины 80-х гг. остававшихся неизвестными для многих отечественных лингвистов.
    В статье М.М. Бахтина «Проблема речевых жанров» ученый определяет это понятие: «…Речевые жанры–это определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний…» М.М. (1, с.159). Его теория охватывает «типовые модели построения речевого целого», всевозможные проявления типичных форм высказываний. Язык, по М.М. Бахтину, существует в системе речевых единиц и в системе речевых форм, т.е. жанров речи, реализуясь в процессе речевого акта в высказываниях, форму которых и составляют речевые жанры.
    Крайнюю разнородность речевых жанров и связанную с этим трудность определения общей природы высказывания никак не следует преуменьшать. Особенно важно обратить здесь внимание на очень существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложными) речевыми жанрами. Вторичные (сложные) речевые жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п. — возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного): художественного, научного, общественно-политического и т. п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения. Эти первичные жанры, входящие в состав сложных, трансформируются в них и приобретают особый характер: утрачивают непосредственное отношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям; например, реплики бытового диалога или письма в романе, сохраняя свою форму и бытовое значение только в плоскости содержания романа, входят в реальную действительность лишь через роман в его целом, то есть как событие литературно-художественной, а не бытовой жизни. Роман в его целом является высказыванием, как и реплика бытового диалога или частное письмо (он имеет с ними общую природу), но в отличие от них это высказывание вторичное (сложное).
    Различие между первичными и вторичными (идеологическими) жанрами чрезвычайно велико и принципиально, но именно поэтому природа высказывания должна быть раскрыта и определена путем анализа и того и другого вида; только при этом условии определение может стать адекватным сложной и глубокой природе высказывания (и охватить важнейшие его грани); односторонняя ориентация на первичные жанры неизбежно приводит к вульгаризации всей проблемы (крайняя степень такой вульгаризации — бихевиористическая лингвистика). Самое взаимоотношение первичных и вторичных жанров и процесс исторического формирования последних проливают свет на природу высказывания (и прежде всего на сложную проблему взаимоотношения языка и идеологии, мировоззрения).
    Изучение природы высказывания и многообразия жанровых форм высказываний в различных сферах человеческой деятельности имеет громадное значение для всех почти областей лингвистики и филологии. Ведь всякая исследовательская работа над конкретным языковым материалом — по истории языка, по нормативной грамматике, по составлению всякого рода словарей, по стилистике языка и т. д. — неизбежно имеет дело с конкретными высказываниями (письменными и устными), относящимися к различным сферам человеческой деятельности и общения, — летописями, договорами, текстами законов, канцелярскими и иными документами, различными литературными, научными и публицистическими жанрами, официальными и бытовыми письмами, репликами бытового диалога (во всех его многообразных разновидностях) и т. д., — откуда исследователи и черпают нужные им языковые факты. Отчетливое представление о природе высказывания вообще и об особенностях различных типов высказываний (первичных и вторичных), то есть различных речевых жанров, необходимо, как мы считаем, при любом специальном направлении исследования. Игнорирование природы высказывания и безразличное отношение к особенностям жанровых разновидностей речи в любой области лингвистического исследования приводят к формализму и чрезмерной абстрактности, понижают историчность исследования, ослабляют связи языка с жизнью. Ведь язык входит в жизнь через конкретные высказывания (реализующие его), через конкретные же высказывания и жизнь входит в язык. Высказывание — это проблемный узел исключительной важности. Подойдем в этом разрезе к некоторым областям и проблемам языкознания.
Прежде всего о стилистике. Всякий стиль неразрывно связан с высказыванием и с типическими формами высказываний, то есть речевыми жанрами. Всякое высказывание — устное и письменное, первичное и вторичное и в любой сфере речевого общения — индивидуально и потому может отразить индивидуальность говорящего (или пишущего), то есть обладать индивидуальным стилем. Но не все жанры одинаково благоприятны для такого отражения индивидуальности говорящего в языке высказывания, то есть для индивидуального стиля. Наиболее благоприятны — жанры художественной литературы: здесь индивидуальный стиль прямо входит в само задание высказывания, является одной из ведущих целей его (но и в пределах художественной литературы разные жанры предоставляют разные возможности для выражения индивидуальности в языке и разным сторонам индивидуальности). Наименее благоприятные условия для отражения индивидуальности в языке наличны в тех речевых жанрах, которые требуют стандартной формы, например, во многих видах деловых документов, в военных командах, в словесных сигналах на производстве и др. Здесь могут найти отражение только самые поверхностные, почти биологические стороны индивидуальности (и то преимущественно в устном осуществлении высказываний этих стандартных типов). В огромном большинстве речевых жанров (кроме литературно-художественных) индивидуальный стиль не входит в замысел высказывания, не служит одной из его целей, а является, так сказать, эпифеноменом высказывания, дополнительным продуктом его. В разных жанрах могут раскрываться разные слои и стороны индивидуальной личности, индивидуальный стиль может находиться в различных взаимоотношениях с общенародным языком. Самая проблема общенародного и индивидуального в языке в основе своей есть проблема высказывания (ведь только в нем, в высказывании, общенародный язык воплощается в индивидуальную форму). Самое определение стиля вообще и индивидуального стиля в частности требует более глубокого изучения как природы высказывания, так и разнообразия речевых жанров.
    Органическая, неразрывная связь стиля с жанром ясно раскрывается и на проблеме языковых или функциональных стилей. По существу языковые или функциональные стили есть не что иное, как жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения. В каждой сфере бытуют и применяются свои жанры, отвечающие специфическим условиям данной сферы; этим жанрам и соответствуют определенные стили. Определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая) и определенные, специфические для каждой сферы условия речевого общения порождают определенные жанры, то есть определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний. Стиль неразрывно связан с определенными тематическими единствами и — что особенно важно — с определенными композиционными единствами: с определенными типами построения целого, типами его завершения, типами отношения говорящего к другим участникам речевого общения (к слушателям или читателям, партнерам, к чужой речи и т. п.). Стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания. Это не значит, конечно, что языковой стиль нельзя сделать предметом самостоятельного специального изучения. Такое изучение, то есть стилистика языка как самостоятельная дисциплина, и возможно и нужно. Но это изучение будет правильным и продуктивным лишь на основе постоянного учета жанровой природы языковых стилей и на основе предварительного изучения разновидностей речевых жанров. До сих пор стилистика языка лишена такой основы. Отсюда ее слабость. Нет общепризнанной классификации языковых стилей. Авторы классификаций часто нарушают основное логическое требование классификации — единство основания. Классификации чрезвычайно бедны и недифференцированны. Например, в недавно опубликованной академической грамматике русского языка даются такие стилистические разновидности языка: книжная речь, народная речь, отвлеченно-научная, научно-техническая, газетно-публицистическая, официально-деловая, фамильярная бытовая речь, вульгарное просторечие. Наряду с этими языковыми стилями в качестве стилистических разновидностей фигурируют диалектные слова, устарелые слова, профессиональные выражения. Такая классификация стилей совершенно случайна, и в ее основе лежат разные принципы (или основания) деления на стили. Кроме того, классификация эта и бедна и мало дифференцирована. Все это является прямым результатом недопонимания жанровой природы языковых стилей и отсутствия продуманной классификации речевых жанров по сферам человеческой деятельности.
1.2. ВИДЫ СОЧИНЕНИЙ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ШКОЛЕ
    В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения".
    В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения":
    •    – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему. Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка ().
    Как видно из определения, автор подчеркивает здесь мысль о том, что сочинение является учебным упражнением по русскому языку.
    •    -Самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему ().
    Это определение практически не отличается от первого, с той лишь разницей, что здесь исключено слово "упражнение". Однако употреблено выражение "самостоятельная школьная работа". Следовательно, для автора этого определения больше важен тот факт, что сочинение – это именно самостоятельная работа, развивающая творческие способности учащихся ().
    •    - это общее название и школьное сочинение - это один из видов работ, которые предусматривают, продуманное изложение своих мыслей, суждений по теме произведения. Школьные сочинения являются важным фактором в общей системе обучения ().
    В следующем определении, сочинение называют уже просто работой. В данном понимании сочинения, смысл самого понятия сужен, в силу того, что ограничен материал, по которому возможна работа по сочинению. Автор определения обозначает в качестве материала лишь произведения, однако, как известно из работ по методике русского языка и школьной практики, материалом сочинений может служить и эпизод из своей жизни, жизни другого человека; экскурсия; посещение выставки; посещение музея и многое другое.
    В следующем определении, данном в учебном пособии Т.А. Ладыженской, И.П. Фроловича "Система обучения сочинениям в 4-8 классах" отражены несколько точек зрения ученых-методистов на понимание "сочинения":
    •    – один из видов работы по развитию речи и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика ().
    Методист А.Д. Алферов писал, что сочинение – это не только "упражнения в форме и стиле", что "упражнения, преследующие только задачи стиля, то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки… Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных".
    В этом определении, методист подчеркивает тот факт, что сочинение это свободное выражение своих мыслей, но по заранее продуманному плану – "мысль, основанная на достаточных данных".
    Методист В.А. Никольский отмечает, что "школьное сочинение" есть процесс и результат работы над темой, предложенной преподавателем, ученика и самого преподавателя".
    Здесь подчеркивается мысль о том, что работа ученика зависит от руководства ею со стороны учителя.
    Сочинение – это упражнение высшего порядка.
    Сочинение – это творческое, самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений, с целью сообщить об этом другим.
    Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном развернутом изложении какого-либо содержания.
    Школьное сочинение– творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. Сочинение – это общее название многочисленных видов упражнений в связном, развернутом изложении какого-либо содержания. Сочинение — творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст.     Подготовка материала, его систематизация, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, установление логических связей, выбор слов, фразеологизмов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии — весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью ().
    На наш взгляд, наиболее приемлемая для нас точка зрения на понимание сочинения представлена методистом А.В. Текучевым. Здесь автор, в первую очередь подчеркивает творческий характер сочинения, затем говорит о роли плана и подготовительной работе, в целом, в процессе создания сочинения, что не находит отражения ни в одной из других точек зрения.
    В методике русского языка существуют разные основания для классификации сочинений. Так профессор А.В. Текучев предлагает следующий вид классификации сочинений:
    Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему (так обычно называются сочинения на нелитературные темы или литературные, но не по программному материалу).
    Сочинения на свободные темы различаются по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объему, месту и способу выполнения. по наличию или отсутствию дополнительных заданий, связанных с ними.
    По источнику различаются сочинения:
    1.    Из круга личных переживаний. Эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения
    2.    Сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, случайные, организованные) над явлениями природы (пробуждение природы весной, закат солнца в горах, в поле), общественной жизни и производственной деятельности людей.
    3.    Сочинения по картине. Небольшие по объему письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они, по преимуществу, на уроке в течение 10-15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приемов, изобразительных средств языка, тематических словарей, в построении предложений определенной конструкции, а также активизация словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы и т.д.
    4.    Сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики, конспекты и т.д.
    5.    Сочинения – записи прослушанного (лекции, рассказа).
    6.    Сочинения по аналогии, образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в басне, или даже сочинение сказок (в подражании уже известным).
    По жанру различаются повествование, описание, рассуждение. портретная характеристика, письмо, деловая речь, опыты самостоятельного литературного творчества учащихся.
    По месту, способу выполнения и объему сочинения бывают классные и домашние, коллективные и индивидуальные – самостоятельные. развернутые и сочинения-миниатюры.
    Сочинения могут с дополнительными заданиями: сочинения по опорным словам, с дополнением текста (распространение статьи, продолжение рассказа), с грамматическим заданием.
    1.    Ответы на вопросы.
    2.    Сочинения по опорным словам – это сочинения на определенную тему, в которое были бы включены слова на какое-либо правило.
а) сочинения, которые проводятся с целью обогащения словаря учащихся и для которых опорными словами являются тематически подобранные учителем слова.
б) сочинения, проводимые с целью развития навыков связной речи. Здесь опорными будут не только отдельные слова, но и их сочетания.
    1.    Сочинения с грамматическим заданием.
С     точки зрения идейно-воспитательных задач сочинения среди других видов работ по русскому языку занимают исключительно важное место. В них с наибольшей силой и выразительностью отражается внутренний мир ученика, по сочинениям можно проследить развитие школьника, формирование его мировоззрения, отношение к жизни. Сочинение дает возможность судить о знании учеником фактического материала, об умении пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей. С помощью сочинений происходит осмысление изучаемого, совершенствуется стиль, выразительность и композиция связных высказываний.
    Сочинения необходимо проводить в определенной системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности. В конечном итоге система сочинений должна обеспечить умение учащихся рассказывать о чем-либо по плану, в определенной последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать.
    Указанные выше цели обучения сочинениям лежат в основе методической системы обучения сочинениям в школе. Эта система должна учитывать методику подготовительной работы к сочинению, тематику (содержание) сочинений, виды, последовательность их проведения и дальнейшую работу над сочинениями.
    Подготовка к очередному сочинению может состоять в работе:
а) над словарем, имеющим целью вооружить учащихся необходимой для выполнения сочинения тематически подобранной лексикой. Это могут быть слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые для них, которые вводятся с целью обогащения словаря;
б) над предложением (с целью предупреждения грамматико-стилистических ошибок);
в) над орфографией и пунктуацией (например, в случаях, когда дается сочинение с грамматическим заданием или при закрепления написания отдельных слов или изучаемых в данный период правил).
    Одновременно с этим, ученикам показывается, должно идти накопление материала по теме сочинения. С этой целью в некоторых случаях учителем проводятся экскурсии в природу, на завод, в музей, если нужно обогатить учащихся новыми впечатлениями и знаниями. Получить материал для сочинения можно путем чтения статей, стихотворений по теме сочинения, рассматривания и анализа картин, иллюстраций. Воспоминания о пережитом, организованный рассказ школьников об аналогичных случаях из жизни также могут быть использованы в качестве материала для некоторых видов сочинений.
    Е.А. Баринова предлагает следующую классификацию сочинений:
Основания, по которым
классифицируются
сочинения
Виды сочинений
    1.    По цели проведения
I Обучающие сочинения – научающие писать сочинения
II Контрольные сочинения
III Сочинения с грамматическим заданием
    1.    По источнику
и характеру материала
I Сочинения на основе нового материала и на основе
знакомого материала
II По одному или нескольким источникам
III Сочинения с применением наглядностей и ТСО
IV Сочинения на основе личных наблюдений; по фильму, по пьесе.
V Сочинение по аналогии с прочитанным текстом
VI Сочинение по данному началу или концу, по заданному плану
или на основе тезисов.
    1.    По объему
готового сочинения
I Развернутые сочинения
II Сочинение-миниатюра
III Сочинения заданного объема
    1.    По тематике
I Сочинения на лингвистическую тему
II Сочинения на литературную тему
III Сочинения на свободную тему
    1.    По способу
изложения мысли
I Описание, повествование, рассуждение
II Сочинения смешанного типа речи
III Сочинение-рассказ, сочинение-очерк, сочинение-рецензия,
сочинение-статья, сочинение-письмо, сочинение - научное сообщение.
    1.    По степени
    2.    
I С длительной подготовкой
II Без предварительной подготовки
III Самостоятельное

    М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская классифицируют сочинения следующим образом:
    По тематике сочинения делятся на две большие группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни – на так называемые свободные темы.
    По типу создаваемых текстов различаются:
а) сочинения, традиционно относящиеся к "школьным жанрам" сочинения-повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.;
б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк, доклад и т.д.
    По стилю различаются сочинения разговорного стиля и книжных стилей: делового, научного, учебно-научного (доклад на тему школьной программы), публицистического (статья в газету, очерк), художественного.
    По источнику получения материала различаются сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений.
    По объему выделяются сочинения-миниатюры.
    По осложненности дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другим заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям.
    Методисты Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев предлагают следующую классификацию сочинений:
    В зависимости от цели сочинения бывают обучающие и контрольные.
    По месту выполнения сочинения могут быть классные и домашние.
    По источникам знаний классификация сочинений следующая: 1) сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся; 2) сочинения по картине; 3) сочинения, проводимые в курсе литературы.
    По способу изложения мыслей могут быть выделены сочинения повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Большинство классификаций сочинений разных методистов имеют общие черты, в основном сочинения классифицируют по следующим основаниям:
- по источнику;
- по жанру;
- по объему;
- сочинения с дополнительным заданием.
 Таким образом, сочинение как вид творческой работы захватывает в педагогической практике специальное место. "Сочинение - одно из сильнейших средств, содействующих становлению мысли ученика, росту его общественного отношения к жизни", - объективно указывала М.А. Рыбникова. [20]
    Школьное сочинение выступает итогом плодотворной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с иной - средством достижения финальной цели - образования коммуникативно-речевых знаний учащихся. Оно дозволяет единовременно решать задачи обучения, становления и развития школьников.
Образование душевно богатой, энергичной фигуры предусматривает в качестве одной из важнейших задач свободное владение языком как средством общения в разных сферах жизнедеятельности. Для того, чтобы пробудить в детях жажду творчества, необходимы вдохновенные занятие и по русскому языку и иным предметам, требуется заботливая работа с всяким учеником, нужен системный подход к решению задач речевого становления младших школьников.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.