12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шафикова Лэйсан Ахматфаузиевна2094
Россия, Москва
Материал размещён в группе «Дошкольники»
3

Статья «Эффективные методы и виды деятельности в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития»

Речь является одним из важнейших направлений обучения детей. В процессе обучения у детей формируются языковые обобщения, элементарное осознание явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления. [2, с. 13]. Речь находится в неразрывной связи с умственными способностями, с умением подвергать окружающие предметы анализу, размышлять, делать выводы, она представляет большую значимость в изучении окружающего мира, а потому она выступает как некоторая база, основа становления личности воспитанников.

Таким образом, на воспитателей ложится важная задача: помочь детям овладеть родным языком, расширять их словарный запас, показать, как правильно строить связные высказывания, научить пересказывать небольшие отрывки из сказок.

Работая над формированием речи воспитанников, я определила для себя цель: содействовать активизации речи ребят в различных видах деятельности, используя следующие эффективные методы.

 

– Артикуляционные упражнения

Ясность — главное достоинство речи.

Аристотель

Выполнение артикуляционных упражнений полезно, так как они развивают речевое дыхание, которое является основой правильного произношения звуков, вырабатывают правильные перемещения артикуляционных органов, которые нужны для четкой дикции, кроме того, укрепляют мышцы лица, щек, языка, губ.

Для того, чтобы обучить воспитанников выразительной речи, я использую следующие артикуляционные упражнения: «вертушка» - дуем на вертушку и наблюдаем, как она завертелась, потом дуем сильнее – она завертится еще быстрее, «снежинка» - дуем на бумажную снежинку, которая находится на ладошке, сомкнув губы, произнеся звук (п) и упражнение «греем руки» - подносим руки ко рту и дуем на них со звуком (х) [3]. Вместо снежинки можно использовать бумажных бабочек, осенние листья, кусочки ваты и прочее, исходя из темы занятий в соответствии с планированием.

 

Рассказ по картинкам

Речь, сбивчивая и нескладная в других условиях, здесь становится плавной, выразительной, певучей.

Сухомлинский В. А.

Рассматривание ребенком картинок способствует самостоятельному составлению предложений по ним, расширению словаря.

Я раздаю каждому ребенку различные картинки и спрашиваю, что на них нарисовано. Например, изображен домик, из его трубы валит дым, в окнах горит свет. Ребенок отвечает: «Я вижу на этой картинке дом, он небольшой, у него ярко светят окна и из его трубы виднеется дым». Если ребенок затрудняется ответить, могу задавать наводящие вопросы: «Какой дом нарисован на картинке?». Если стоит задача активизировать словарь, то можно задать такой вопрос: «Каким другим словом можно сказать про такой домик? (Маленький дом)».

 

– Художественная творческая деятельность (аппликация)

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Сухомлинский В. А.

Считаю, что этот вид деятельности - уникальный вид работы с детьми, решающий две задачи – совершенствование и речи, и мелкой моторики рук [4]. Кроме того, в ребятах непременно необходимо развивать творческое начало, каковыми бы неидеальными ни получались продукты их деятельности. Так как за этим скрывается сердечный, а потому и самый настоящий творческий подъем, истинное выражение их чувств, эмоций, идей.

Чем больше воспитанник может, желает и старается мастерить руками, тем он более находчив, старается мыслить в творческом ключе. Постепенное улучшение ручной умелости влияет на формирование речи, ведь они развиваются вместе. В ходе результативной деятельности акцентирую внимание ребят на формы предметов, обучаю их наблюдать, сравнивать, сопоставлять, выделять признаки схожести и отличия предметов по величине.

При оформлении аппликаций часто использую морскую соль, так как у ребенка укрепляются мышцы руки с помощью определенного воздействия кристаллов морской соли и аппликация приобретает искристый, необычный вид, как например, в нашей аппликации «Елочка», который дети потом пытаются описать словами.

 

– Приобщение к художественному слову

Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка.

Белинский В. Г.

Знакомство с художественным словом способствует приобщению детей к высокой поэзии, развитию выразительного чтения стихов, формированию звуковой культуры [1, с. 61].

Кроме того, запоминание стихов улучшает память воспитанников, обогащает их речь новыми словами и словосочетаниями, насыщают эмоциональный мир ребят, воспитывают чувство прекрасного.

Мы с детьми часто разучиваем стихи, обращаю их внимание на правильность интонации, разъясняю им смысл новых слов.

 

– Применение книжек игрушек (говорящие книжки)

Сказка - это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи.

Сухомлинский В. А.

Использование книжек игрушек развивает слуховое восприятие, мышление, фантазию, эмоциональную отзывчивость воспитанников, обогащает словарный запас. Дети с удовольствием берут в руки такие книжки, узнают что-то новое для себя, с интересом слушают аудиозапись и учатся творчески мыслить.

 

– Речевая физкультминутка

Русский язык необычайно богат. Соответственно богат и тот мир, который создала русская культура.

Лихачев Д.С.

Применение речевых физкультминуток способствует формированию у детей координации движений, активизирует развитие речевых умений, улучшает кровообращение, способствует поступлению кислорода к мозгу, стимулирует внимание, память, развивает творческое воображение. Я часто прибегаю к использованию сборника речевых физкультминуток, в нем предлагается их огромное множество, регулярно провожу их. После этих упражнений дети энергичны, активны, внимательны. Благодаря речевой физкультминутке речевые зоны, находящиеся в коре головного мозга задействованы, что в целом, оказывает позитивное воздействие на развитие речи воспитанников.

 

– Музейная проектная деятельность

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

 Лихачёв Д.С.

Музейная проектная деятельность охватывает несколько задач. Может помочь интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного и патриотического воспитания. Формы и способы ее работы содействуют формированию и совершенствованию речевых, познавательных, творческих умений воспитанников. Она осуществляет в настоящее время задачу нынешнего образования – научить дошкольника учиться и познавать [4].

Посещение музея — результат взаимодействия, совместной деятельности воспитателя, ребят и их семей. В моей практике совместная работа велась с семьей, которая посетила парк скульптур «Музеон». Родители любезно предоставили нам фотографии с экскурсии, и мы устроили выставку, послушали рассказ ребенка посетившего парк скульптур «Музеон», задавали уточняющие вопросы и создали с детьми группы свой парк скульптур посредством лепки фигур.

В заключение хочу сказать, что применение перечисленных мной методов и видов деятельности, нацеленных на улучшение речи дошкольников, привели к превосходным результатам – у детей возникло желание пересказывать, проявился интерес к заучиванию стихов, сочинять интересные истории, расширился кругозор, обогатился словарный запас, воспитанники преодолели нерешительность, застенчивость, научились уверенно чувствовать себя перед аудиторией. Таким образом, я на собственном опыте убедилась в том, что данные способы эффективны, они делают каждые занятия интересными, насыщенными, увлекательными, их полезно использовать в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития.

 

Список литературы и интернет ресурсов:

 

 1.       Бизикова О. А.Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.—93с.

 2.       Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; под общ. ред. Яшиной В. И. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

 3.       Методическая разработка Большаковой Г. Л., опубликованная на сайте Проекта «Инфоурок»

https://infourok.ru/sbornik-zanyatiy-po-zvukoproiznosheniyu-1788252-page3.html

 4.       Методическая разработка Кумицкой Е., опубликованная в международном образовательном портале «МААМ»

http://www.maam.ru/detskijsad/rechevoe-razvitie-doshkolnogo-vozrasta-v-raznyh-vidah-dejatelnosti.html

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.