Статьи «Виды специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями», «Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому»
Гвоздянская А.В.
«Виды специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями»
Категории детей с особыми образовательными потребностями | Вид специального образовательного учреждения | Отрасли специальной педагогики |
Глухие дети | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) | Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой и педагогика) – отрасль специальной педагогики, (дефектологии); наука, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и образования детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших). Как отрасль педагогической науки включает в себя теорию обучения и воспитания детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста, историю сурдопедагогики, частные методики, сурдотехнику. |
Слабослышащие и позднооглохшие дети | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) | |
Незрячие дети | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид) | Тифлопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих нарушения зрения. Одной из основных задач тифлопедагогики обучить детей чтению посредством использования специального рельефного письма. На основании полученных умений строится всё последующее обучение детей с нарушением зрения и слепых. Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики незрячих и слабовидящих детей. |
Слабовидящие | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид) | |
Дети с тяжелыми нарушениями речи | Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями | Логопедия (от греч. logos – слово, и paideia - воспитание, обучение) – это наука о нарушениях речи при нормальном слухе, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. |
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид) | ||
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид) | Специальная педагогика лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задача этой отрасли специальной педагогики: - создание особых условий обучения, воспитания и адаптации в социуме лиц с нарушениями ОДА; - разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением ОДА при адаптации в обществе. |
Дети с задержкой психического развития | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид) | Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни. |
Дети с умственной отсталостью | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид) | Олигофренопедагогика – одно из направлений специальной педагогики, которая в динамике рассматривает познавательную деятельность и особенности личности детей по тем или иным причинам отклоняющихся в своем развитии от нормы. Предметом изучения является особенности развития умственно отсталые детей дошкольных и школьных возрастов. |
«Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому»
Вид психического дизонтогенеза | Характерный пример недоразвития |
Общее психическое недоразвитие | Выраженная психическая незрелость при наиболее раннем времени поражения мозга. Характеризуется тотальностью. Причины могут быть генетические, внутриутробные, родовые, ранние постнатальные. Больше всего страдают высшие психические функции (кора головного мозга не созревает в нужной степени), меньше – базовые. Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении. |
Задержанное психическое развитие | Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. |
Поврежденное психическое развитие | Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Например, это может быть интоксикация, травма, инсульт, дегенеративное заболевание. Клиническая картина может быть очень разной и включать нарушения речи, внимания и памяти, отдельных видов восприятия, моторики. |
Дефицитарное психическое развитие | Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами). Таким образом, вторично происходит изменение процесса созревания познавательных, эмоционально-волевых, личностных свойств и функций психики. |
Искаженное психическое развитие | Характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. |
Дисгармоничное психическое развитие | Является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания. |