12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Гвоздянская58
Россия, Нижегородская обл.
1

«Виды специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями» «Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому»

Гвоздянская А.В.

«Виды специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями»


Категории детей

с особыми

образовательными

потребностями

Вид специального образовательного учреждения

Отрасли специальной педагогики

Глухие дети

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид)

Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой и педагогика) – отрасль специальной педагогики, (дефектологии); наука, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и образования детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших).

Как отрасль педагогической науки включает в себя теорию обучения и воспитания детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста, историю сурдопедагогики, частные методики, сурдотехнику.

Слабослышащие и

позднооглохшие дети

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид)

Незрячие дети

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид)

Тифлопедагогика – это одна из отраслей коррекционной педагогики, которая занимается изучением проблем воспитания и обучения детей, имеющих нарушения зрения. Одной из основных задач тифлопедагогики обучить детей чтению посредством использования специального рельефного письма. На основании полученных умений строится всё последующее обучение детей с нарушением зрения и слепых.

Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики незрячих и слабовидящих детей.

Слабовидящие

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид)

Дети с тяжелыми

нарушениями речи

Логопедические учреждения для детей с речевыми нарушениями

Логопедия (от греч. logos – слово, и paideia - воспитание, обучение) – это наука о нарушениях речи при нормальном слухе, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид)

Дети с нарушениями

опорно-двигательного аппарата

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид)

Специальная педагогика лиц с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата.

Основной задача этой отрасли специальной педагогики:

- создание особых условий обучения, воспитания и адаптации в социуме лиц с нарушениями ОДА;

- разработка путей педагогической помощи молодежи и взрослым с нарушением ОДА при адаптации в обществе.

Дети с задержкой

психического развития

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид)

Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Дети с умственной

отсталостью

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид)

Олигофренопедагогика – одно из направлений специальной педагогики, которая в динамике рассматривает познавательную деятельность и особенности личности детей по тем или иным причинам отклоняющихся в своем развитии от нормы. Предметом изучения является особенности развития умственно отсталые детей дошкольных и школьных возрастов.
























«Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому»


Вид психического дизонтогенеза

Характерный пример недоразвития

Общее психическое недоразвитие

Выраженная психическая незрелость при наиболее раннем времени поражения мозга. Характеризуется тотальностью. Причины могут быть генетические, внутриутробные, родовые, ранние постнатальные. Больше всего страдают высшие психические функции (кора головного мозга не созревает в нужной степени), меньше – базовые. Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении.

Задержанное психическое развитие

Замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Поврежденное психическое развитие

Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Например, это может быть интоксикация, травма, инсульт, дегенеративное заболевание. Клиническая картина может быть очень разной и включать нарушения речи, внимания и памяти, отдельных видов восприятия, моторики.

Дефицитарное психическое развитие

Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами). Таким образом, вторично происходит изменение процесса созревания познавательных, эмоционально-волевых, личностных свойств и функций психики.

Искаженное психическое развитие

Характеризуется сложными сочетаниями общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к формированию ряда качественно новых, не свойственных нормальному онтогенезу, патологических образований. Как правило, в основе этого типа дизонтогенеза лежит текущий болезненный процесс. Наиболее характерной моделью искаженного развития является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма.

Дисгармоничное психическое развитие

Является врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также патохарактерологические формирования личности в результате неправильного воспитания.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.