12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья60
Россия, Белгородская обл., Белгород

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 36 «Росинка» г.Белгорода













Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями (развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Михаила Ш.

















Составила Силина Н.Н.

учитель-дефектолог















Белгород 2019





Содержание

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации Программы

2.Содержательный раздел

2.2 Характеристика ребенка

3. Организационный раздел

3.1 Планируемые результаты

4.Список нормативно-правовых актов и научно-методической литературы


1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).

Ребенок с ООП в своем развитии направлен на освоении социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако этот путь значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют и отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Среди различных категорий людей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В октябре 2017 года, в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка» поступил ребенок Михаил Ш. (4 года), который был направлен в «ресурсную» группу на основании заключения ПМПк.

1.2 Цели и задачи реализации Программы.

Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать максимально возможному его развитию.

Основными задачами коррекционной помощи ребенку данной категории являются:

воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

формировать коммуникативные умения и навыки;

формировать сенсорное развитие;

формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;

развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

развивать и корректировать детско-родительские отношения;

повышать двигательную активность ребенка;

стимулировать звуковую и речевую активности.

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

налаживание эмоционального контакта с ребенком;

регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

смена видов деятельности в процессе одного занятия;

повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

использование физических упражнений , как поднимающих общую активность, так и снять его патологическое напряжение;

опора на сенсорные анализаторы.

1.3 Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС

Детей с РАС отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией.

Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимания им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира , присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощенность однообразными стереотипными действиями.

Игра аутичного ребенка сводится к манипуляции с предметами, отсутствуют зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо могут организовывать себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение.

Также характерна особая задержка и нарушение развития речи, особенно ее коммуникативной функции.

Общими для них являются проблемы эмоциональной сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности – это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна деятельность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка.

Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- и гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его педагогом ( тьютором) основным и самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

2. Содержательный раздел

Направление развития

Образовательные области


Задачи


Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком.

Развивать положительные отклики на социальные контакты:

получение радости от физического взаимодействия.

Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими

Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него

(вербально, жестами, движениями).

Побуждать ребенка смотреть в лицо позвавшего его взрослого.

Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других.

Игра «Подружились мы с тобой»

Ритмическая игра «Говорим друг другу до свидания»

Игры на развитие контактности:

«Попроси у друга»

«Поиграй со сверстником»

Игра «Семья»

Игра «Позови ласково»

Рассматривание фото семьи, иллюстраций, картинок с изображениями

Познавательное развитие

Формировать представления о предметном мире.

Группировать предметы по цвету.

Фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

Развивать зрительное и осязательное восприятия.

Развивать умение группировать фигуру по различным признакам:

цвету, форме, размеру, толщине.

Формировать умение участвовать в совместной деятельности.


«Собери пирамидку»

«Сложи фигуры в коробочку этого же цвета»

«Мозаика»

Игры «Покажи предмет, который скажу»

«Какая дорожка короче-длиннее

«Какой мячик больше-меньше»

«Где река шире-уже»


Речевое развитие

Развивать тактильные ощущения.

Формировать навыки связной речи.

Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных.

Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб.

Обогащать словарь существительными, обогащающими предметы из бытового окружения.

Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать с ними.

Игра «Кто позвал тебя»

Упражнение «Позови педагога или сверстника»

Игра «Ладушки»

«Волшебный сундучок»

Игра «Запомни слова»

«Помоги разложить картинки по группам»

«Кому нужны эти предметы «


Художественно – эстетическое развитие

Развивать умение лепить и рисовать.

Способствовать совершению простых действий с материалами (манипулировать с пластилином, песком, тестом).

Развивать способность к продуктивным видам деятельности.

Формировать способность к выполнению разнообразных действий и повторению определенных движений:

с помощью педагога размазывать пластилин,

рисовать линии фломастером и краской, совместно рисовать.

Игра «Рисуем по точкам»

«Художник»

«Лучик для солнышка»

«Радуга»

«Украсим полянку цветами»


Физическое развитие

Создание комфортной среды во время двигательной активности.

Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений,

увеличение силы и выносливости мышц,

Развивать активность в играх,

Формировать способность в упражнении в беге, мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги,

Развивать слуховое внимание , выполнять голосовые сигналы, пространственную ориентацию. глазомер


Подвижные игры

«Догони сверстника»

«Перепрыгни через препятствие»



Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста 4-7 лет с нарушениями аутистического спектра.

Формы и режим занятий: основная программа – индивидуальные занятия.

Продолжительность- 15 минут.

В процессе занятия педагог следит за самочувствием ребенка, учитывает его эмоциональное состояние, может изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, ранее вызывавших интерес.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 2 года.

2.2 Характеристика ребенка

Михаил Ш. поступил в МБДОУ д\с № 36 и был зачислен в группу компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра с 2 октября 2017 года в соответствии с заключением ЦПМПК в возрасте 4 лет. С 16 октября 2017 г (заключение ТПМПК) Михаил обучается по «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с задержкой психического развития», разработанной с учетом учебно-методического комплекта «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы и программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С. Г. Шевченко. Обучение и воспитание осуществляют: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Миша очень часто болеет простудными заболеваниями. Слух и зрение в норме.

Семья полная, есть младший брат. Моральная обстановка в семье благоприятная. Стиль семейного воспитания строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы мальчика. Для успешного развития Михаила в семье созданы благоприятные условия для игр и занятий. Миша опрятен, всегда ухоженный внешний вид.

Навыки самообслуживания соответствует возрастным нормам. Миша одевается и раздевается самостоятельно, обувается , умеет застегивать змейку и липучки, вешает свою одежду на крючок в шкафчик, моет и вытирает руки, однако лицо моет только с вербальной подсказкой. Михаил правильно пользуется столовыми приборами (вилкой и ложкой). В пище мальчик избирателен, ест только то, что любит. При виде нелюбимой пищи проявляет протест, который перерастает в истерику.

Речевое развитие. Миша не всегда понимает обращенную к нему речь. Речь невнятная, темп быстрый, интонация отсутствует. В речи присутствует эхолалия. Словарный запас низкий, не соответствует возрасту ребенка. Пассивный словарь преобладает над активным. Наблюдается недоразвитие фонематического восприятия и анализа, словообразование не сформировано, затруднено формирование и восприятие предложений – как простых, так и сложных. Связная речь отсутствует. Нарушений в строении артикуляционного аппарата не выявлено.

Крупная моторика у Михаила развита в соответствии с возрастными нормами. Мелкая- недостаточно, ведущая рука – правая. Миша испытывает трудности при застегивании мелких пуговиц, неправильно держит ручку (карандаш). Миша очень подвижный мальчик: любит бегать и прыгать.

Лепка из теста или пластилина также вызывает определенные моторные трудности (размять пластилин и скатать шарик, сделать колбаску). Из-за чего интерес к данным видам деятельности быстро угасает, мальчик не доводит начатое дело до конца, просто уходит. Помощь взрослого принимает. Миша не любит рисовать красками, пальчиками. Рисование вызывает протест у ребенка в виде вокализации.

Познавательное развитие. Михаил знаком с цифрами и геометрическими фигурами, выкладывает их в правильной последовательности, умеет считать, только при постоянном контроле и многократном повторении взрослого. Не умеет дифференцировать понятия «один - много». Различает, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету. Временные и пространственные представления недостаточно сформированы.

Визуальное восприятие. Миша может собирать простую башню из кубиков, простые пазлы. Ребенок может классифицировать предметы для 6-ти различных категорий. Собирает пирамидку из 7-ми деталей самостоятельно. Иногда ошибается, ждет помощи или подсказки от взрослого.

Миша не испытывает интереса к результатам собственной деятельности.

Имитация. Спонтанная имитация развита в соответствии с возрастом. По просьбе инструктора «сделай так» может имитировать как простые, так и сложные одно-, двух-, трёхкомпонентные движения крупной моторики (катает машинки, загоняет в гараж из кубиков, сделанный самостоятельно). Миша часто нуждается в помощи и физической поддержки взрослого.

Сказки на слух Миша не воспринимает, интерес к прочитанному материалу проявляет избирательно. Тактильное восприятие на высоком уровне развития, основной способ познания окружающего мира через тактильные ощущения. Внимание неустойчивое, ребенок не в состоянии концентрироваться на определенном виде деятельности, с трудом переключается и удерживает внимание, мальчику постоянно требуется внешняя мотивация в виде мотивационного усилителя (значимого для ребенка объекта или игрушки).

К волевому усилию у мальчика способности незначительные, требуется контроль и помощь со стороны взрослого. Помощь носит как словесный характер, так и частичная или полная физическая поддержка.

Навыки социального взаимодействия. Миша реагирует на свое имя, улыбается и поворачивается в сторону собеседника. Мальчик предпочитает оставаться один на протяжении всей игры. Для вовлечения в деятельность со сверстниками необходима физическая подсказка со стороны взрослого. В общение со сверстниками мальчик не вступает, но принимает их присутствие рядом. Попытки совместной игры Миша не игнорирует, особенно если игра связана с кругом его интересов. Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Миша использует предметный способ решения игровых задач, игровые действия эмоционально не окрашены. На контакт к знакомым взрослым идет без сопротивления, открыт в общении, доброжелателен, агрессию в отношении сверстников и взрослых не проявляет. Коммуникацию со взрослыми Миша устанавливает, визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта старается избегать.

Уровень развития навыков игровой и учебной деятельности у Михаила не соответствует возрастной норме. Сведения о самом себе и о понимании родственных связей недостаточно сформированы.. У Миши уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам программы обучения в детском саду не соответствует программе. Ребенок обучается по индивидуальному образовательному маршруту.

Чтение. Навыки чтения не сформированы.

Математика. Математическое представление находится на начальном уровне: различает цифры 1,2,3,4,5. Может их показать, выкладывать в ряд с помощью педагога. Геометрические фигуры различает (круг, квадрат, треугольник) и показывает , с объемными сличает с подсказкой и помощью педагога.

Навык письма у мальчика не сформирован. Миша не закрашивает изображение предмета по контуру, иногда красит хаотично, при этом не смотрит на то, что рисует. Миша не использует разнообразные цвета, мальчику необходима систематическая помощь и поддержка взрослого. В цветовой гамме предпочтений не имеет, рисует любым предложенным цветом. Рисунок на листе бумаги с помощью образца располагает неправильно.

По результатам диагностики и наблюдения можно сделать заключение о том, что Михаил условно готов к обучению в школе, но нуждается в сопровождении тьютора.

Ребенок нуждается в развитии адаптивных навыков и навыков социального взаимодействия, формирование у него фронтального слушания, а также развитие когнитивной и эмоционально-волевой сфер.


3.Организационный раздел

3.1 Планируемые результаты

Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает и участвует в процессе лепки и рисования, способен совершать простые действия с материалами ( например, берет в руки пластилин и манипулирует с ним), повторять определенные движения (может с помощью взрослого), участвует в совместном рисовании с педагогом, рисует линии фломастером, размазывает пластилин, рисует краской или оставляет следы от нее на бумаге, группирует предметы по цвету, форме, складывает разрезные картинки из 4-х частей, собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка, выкладывает чередующийся ряд.

Коррекционно-развивающие занятия в традиционной форме в программе не представлены, так как они имеют гибкую структуру. В их основе лежит набор заданий и игр, который меняется в зависимости от доминирующих действий ребенка и стереотипных пристрастий.



Список нормативно-правовых актов и научно-методической литературы

1.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.- ООН, 1990.

2.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (ред.от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон 24.07.1998 г. № ФЗ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4.Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726- РО «О Концепции дополнительного образования детей».

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-РО «Стратегия 6. развития воспитания до 2025 года».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

7. Практический психолог в детском саду А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова – М.; Мозаика – Синтез,2015.

8. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника Н.А.Веракса -

М.; Мозаика – Синтез,2015.

9. Игровая терапия: искусство отношений Г.Л. Лэндрет – М., 1994.

10.Учимся общаться с ребенком В.А.Петровский – М.,1996.

11. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста С.Степанов – М., 1996.

12. Психогимнастика М.И.Чистякова – М.,1995.

13. Тесты для подготовки к школе А.Назарова - М.; Мозаика – Синтез,2015.

14. Разбуди в ребенке волшебника Е.Е.Кравцова – М., 1996.

15. Как предупредит отклонения в поведении ребенка А.И.Захаров – М.,1996.

16 Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Обучаем детей ненасилию» под ред. В.Г. Маралова, Н.В.Гречухиной – Череповец, 2001.

17.Расстройства аутистического спектра Е.Л.Григоренко – М.;Практика,2018.



























Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.