Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 36 «Росинка» г.Белгорода
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями (развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Михаила Ш.
Составила Силина Н.Н.
учитель-дефектолог
Содержание
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации Программы
2.Содержательный раздел
2.2 Характеристика ребенка
3. Организационный раздел
3.1 Планируемые результаты
4.Список нормативно-правовых актов и научно-методической литературы
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями с расстройством аутистического спектра составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО (ФГОС).
Ребенок с ООП в своем развитии направлен на освоении социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако этот путь значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют и отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Среди различных категорий людей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
В октябре 2017 года, в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка» поступил ребенок Михаил Ш. (4 года), который был направлен в «ресурсную» группу на основании заключения ПМПк.
1.2 Цели и задачи реализации Программы.
Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи ребенку данной категории являются:
воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
формировать коммуникативные умения и навыки;
формировать сенсорное развитие;
формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания;
развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
развивать и корректировать детско-родительские отношения;
повышать двигательную активность ребенка;
стимулировать звуковую и речевую активности.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
налаживание эмоционального контакта с ребенком;
регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
смена видов деятельности в процессе одного занятия;
повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
использование физических упражнений , как поднимающих общую активность, так и снять его патологическое напряжение;
опора на сенсорные анализаторы.
1.3 Специфика индивидуальных особенностей детей с РАС
Детей с РАС отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией.
Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимания им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира , присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощенность однообразными стереотипными действиями.
Игра аутичного ребенка сводится к манипуляции с предметами, отсутствуют зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо могут организовывать себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение.
Также характерна особая задержка и нарушение развития речи, особенно ее коммуникативной функции.
Общими для них являются проблемы эмоциональной сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности – это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна деятельность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка.
Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- и гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его педагогом ( тьютором) основным и самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.
2. Содержательный раздел
Направление развития Образовательные области | Задачи | Вид деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Продолжать устанавливать эмоциональный контакт с ребенком. Развивать положительные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия. Формировать потребность в эмоциональных контактах с окружающими Формировать представления о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (вербально, жестами, движениями). Побуждать ребенка смотреть в лицо позвавшего его взрослого. Развивать умение вникать в суть получаемой информации и понимать других. | Игра «Подружились мы с тобой» Ритмическая игра «Говорим друг другу до свидания» Игры на развитие контактности: «Попроси у друга» «Поиграй со сверстником» Игра «Семья» Игра «Позови ласково» Рассматривание фото семьи, иллюстраций, картинок с изображениями |
Познавательное развитие | Формировать представления о предметном мире. Группировать предметы по цвету. Фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога. Развивать зрительное и осязательное восприятия. Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине. Формировать умение участвовать в совместной деятельности. | «Собери пирамидку» «Сложи фигуры в коробочку этого же цвета» «Мозаика» Игры «Покажи предмет, который скажу» «Какая дорожка короче-длиннее «Какой мячик больше-меньше» «Где река шире-уже» |
Речевое развитие | Развивать тактильные ощущения. Формировать навыки связной речи. Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных. Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб. Обогащать словарь существительными, обогащающими предметы из бытового окружения. Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать с ними. | Игра «Кто позвал тебя» Упражнение «Позови педагога или сверстника» Игра «Ладушки» «Волшебный сундучок» Игра «Запомни слова» «Помоги разложить картинки по группам» «Кому нужны эти предметы « |
Художественно – эстетическое развитие | Развивать умение лепить и рисовать. Способствовать совершению простых действий с материалами (манипулировать с пластилином, песком, тестом). Развивать способность к продуктивным видам деятельности. Формировать способность к выполнению разнообразных действий и повторению определенных движений: с помощью педагога размазывать пластилин, рисовать линии фломастером и краской, совместно рисовать. | Игра «Рисуем по точкам» «Художник» «Лучик для солнышка» «Радуга» «Украсим полянку цветами» |
Физическое развитие | Создание комфортной среды во время двигательной активности. Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц, Развивать активность в играх, Формировать способность в упражнении в беге, мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги, Развивать слуховое внимание , выполнять голосовые сигналы, пространственную ориентацию. глазомер | Подвижные игры «Догони сверстника» «Перепрыгни через препятствие» |
Целевая группа: программа рассчитана на ребенка дошкольного возраста 4-7 лет с нарушениями аутистического спектра.
Формы и режим занятий: основная программа – индивидуальные занятия.
Продолжительность- 15 минут.
В процессе занятия педагог следит за самочувствием ребенка, учитывает его эмоциональное состояние, может изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, ранее вызывавших интерес.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 2 года.
2.2 Характеристика ребенка
Михаил Ш. поступил в МБДОУ д\с № 36 и был зачислен в группу компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра с 2 октября 2017 года в соответствии с заключением ЦПМПК в возрасте 4 лет. С 16 октября 2017 г (заключение ТПМПК) Михаил обучается по «Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей и возможностей ребенка с задержкой психического развития», разработанной с учетом учебно-методического комплекта «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы и программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С. Г. Шевченко. Обучение и воспитание осуществляют: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Миша очень часто болеет простудными заболеваниями. Слух и зрение в норме.
Семья полная, есть младший брат. Моральная обстановка в семье благоприятная. Стиль семейного воспитания строится на отношениях доверия и согласия, где учитываются интересы мальчика. Для успешного развития Михаила в семье созданы благоприятные условия для игр и занятий. Миша опрятен, всегда ухоженный внешний вид.
Навыки самообслуживания соответствует возрастным нормам. Миша одевается и раздевается самостоятельно, обувается , умеет застегивать змейку и липучки, вешает свою одежду на крючок в шкафчик, моет и вытирает руки, однако лицо моет только с вербальной подсказкой. Михаил правильно пользуется столовыми приборами (вилкой и ложкой). В пище мальчик избирателен, ест только то, что любит. При виде нелюбимой пищи проявляет протест, который перерастает в истерику.
Речевое развитие. Миша не всегда понимает обращенную к нему речь. Речь невнятная, темп быстрый, интонация отсутствует. В речи присутствует эхолалия. Словарный запас низкий, не соответствует возрасту ребенка. Пассивный словарь преобладает над активным. Наблюдается недоразвитие фонематического восприятия и анализа, словообразование не сформировано, затруднено формирование и восприятие предложений – как простых, так и сложных. Связная речь отсутствует. Нарушений в строении артикуляционного аппарата не выявлено.
Крупная моторика у Михаила развита в соответствии с возрастными нормами. Мелкая- недостаточно, ведущая рука – правая. Миша испытывает трудности при застегивании мелких пуговиц, неправильно держит ручку (карандаш). Миша очень подвижный мальчик: любит бегать и прыгать.
Лепка из теста или пластилина также вызывает определенные моторные трудности (размять пластилин и скатать шарик, сделать колбаску). Из-за чего интерес к данным видам деятельности быстро угасает, мальчик не доводит начатое дело до конца, просто уходит. Помощь взрослого принимает. Миша не любит рисовать красками, пальчиками. Рисование вызывает протест у ребенка в виде вокализации.
Познавательное развитие. Михаил знаком с цифрами и геометрическими фигурами, выкладывает их в правильной последовательности, умеет считать, только при постоянном контроле и многократном повторении взрослого. Не умеет дифференцировать понятия «один - много». Различает, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету. Временные и пространственные представления недостаточно сформированы.
Визуальное восприятие. Миша может собирать простую башню из кубиков, простые пазлы. Ребенок может классифицировать предметы для 6-ти различных категорий. Собирает пирамидку из 7-ми деталей самостоятельно. Иногда ошибается, ждет помощи или подсказки от взрослого.
Миша не испытывает интереса к результатам собственной деятельности.
Имитация. Спонтанная имитация развита в соответствии с возрастом. По просьбе инструктора «сделай так» может имитировать как простые, так и сложные одно-, двух-, трёхкомпонентные движения крупной моторики (катает машинки, загоняет в гараж из кубиков, сделанный самостоятельно). Миша часто нуждается в помощи и физической поддержки взрослого.
Сказки на слух Миша не воспринимает, интерес к прочитанному материалу проявляет избирательно. Тактильное восприятие на высоком уровне развития, основной способ познания окружающего мира через тактильные ощущения. Внимание неустойчивое, ребенок не в состоянии концентрироваться на определенном виде деятельности, с трудом переключается и удерживает внимание, мальчику постоянно требуется внешняя мотивация в виде мотивационного усилителя (значимого для ребенка объекта или игрушки).
К волевому усилию у мальчика способности незначительные, требуется контроль и помощь со стороны взрослого. Помощь носит как словесный характер, так и частичная или полная физическая поддержка.
Навыки социального взаимодействия. Миша реагирует на свое имя, улыбается и поворачивается в сторону собеседника. Мальчик предпочитает оставаться один на протяжении всей игры. Для вовлечения в деятельность со сверстниками необходима физическая подсказка со стороны взрослого. В общение со сверстниками мальчик не вступает, но принимает их присутствие рядом. Попытки совместной игры Миша не игнорирует, особенно если игра связана с кругом его интересов. Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Миша использует предметный способ решения игровых задач, игровые действия эмоционально не окрашены. На контакт к знакомым взрослым идет без сопротивления, открыт в общении, доброжелателен, агрессию в отношении сверстников и взрослых не проявляет. Коммуникацию со взрослыми Миша устанавливает, визуальный контакт нестойкий, тактильного контакта старается избегать.
Уровень развития навыков игровой и учебной деятельности у Михаила не соответствует возрастной норме. Сведения о самом себе и о понимании родственных связей недостаточно сформированы.. У Миши уровень владения программным материалом, навыками и умениями по всем разделам программы обучения в детском саду не соответствует программе. Ребенок обучается по индивидуальному образовательному маршруту.
Чтение. Навыки чтения не сформированы.
Математика. Математическое представление находится на начальном уровне: различает цифры 1,2,3,4,5. Может их показать, выкладывать в ряд с помощью педагога. Геометрические фигуры различает (круг, квадрат, треугольник) и показывает , с объемными сличает с подсказкой и помощью педагога.
Навык письма у мальчика не сформирован. Миша не закрашивает изображение предмета по контуру, иногда красит хаотично, при этом не смотрит на то, что рисует. Миша не использует разнообразные цвета, мальчику необходима систематическая помощь и поддержка взрослого. В цветовой гамме предпочтений не имеет, рисует любым предложенным цветом. Рисунок на листе бумаги с помощью образца располагает неправильно.
По результатам диагностики и наблюдения можно сделать заключение о том, что Михаил условно готов к обучению в школе, но нуждается в сопровождении тьютора.
Ребенок нуждается в развитии адаптивных навыков и навыков социального взаимодействия, формирование у него фронтального слушания, а также развитие когнитивной и эмоционально-волевой сфер.
3.Организационный раздел
3.1 Планируемые результаты
Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает и участвует в процессе лепки и рисования, способен совершать простые действия с материалами ( например, берет в руки пластилин и манипулирует с ним), повторять определенные движения (может с помощью взрослого), участвует в совместном рисовании с педагогом, рисует линии фломастером, размазывает пластилин, рисует краской или оставляет следы от нее на бумаге, группирует предметы по цвету, форме, складывает разрезные картинки из 4-х частей, собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка, выкладывает чередующийся ряд.
Коррекционно-развивающие занятия в традиционной форме в программе не представлены, так как они имеют гибкую структуру. В их основе лежит набор заданий и игр, который меняется в зависимости от доминирующих действий ребенка и стереотипных пристрастий.
Список нормативно-правовых актов и научно-методической литературы
1.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.- ООН, 1990.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (ред.от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон 24.07.1998 г. № ФЗ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
4.Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726- РО «О Концепции дополнительного образования детей».
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-РО «Стратегия 6. развития воспитания до 2025 года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
7. Практический психолог в детском саду А.Н.Веракса, М.Ф. Гуторова – М.; Мозаика – Синтез,2015.
8. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника Н.А.Веракса -
М.; Мозаика – Синтез,2015.
9. Игровая терапия: искусство отношений Г.Л. Лэндрет – М., 1994.
10.Учимся общаться с ребенком В.А.Петровский – М.,1996.
11. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста С.Степанов – М., 1996.
12. Психогимнастика М.И.Чистякова – М.,1995.
13. Тесты для подготовки к школе А.Назарова - М.; Мозаика – Синтез,2015.
14. Разбуди в ребенке волшебника Е.Е.Кравцова – М., 1996.
15. Как предупредит отклонения в поведении ребенка А.И.Захаров – М.,1996.
16 Программа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Обучаем детей ненасилию» под ред. В.Г. Маралова, Н.В.Гречухиной – Череповец, 2001.
17.Расстройства аутистического спектра Е.Л.Григоренко – М.;Практика,2018.