Индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося с особыми образовательными потребностями
«Центр внешкольной работы»
«Утверждаю» Директор МБУДОЦВР
Г.Г.Алексеева
«_ » 2021г.
«Согласовано»
Подпись родителей
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для обучающегося с особыми образовательными потребностями включенного в общий образовательный процесс по дополнительной образовательной общеразвивающей программе художественной направленности
«Звонкие трели» (базовый уровень)
ФИ обучающегося Л. Екатерина
Возраст обучающегося 13 лет
Название объединения вокальная студия «Надежда»
Группа Надежда 4
Форма обучения интегрированная группа
ФИО педагога Николаева Ирина Геннадьевна
о. Муром – 2021
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ф.И.О. ребёнка
Дата рождения
Вокальная студия «Надежда», 3й год обучения
Приоритетное направления внеурочной деятельности «Эстрадный вокал»
Ф.И.О. мамы
Адрес
Контактный телефон
Характеристика ребенка.
Екатерина Л.- ребенок- инвалид детства (ДЦП). Поступила на обучение в образцовый вокальный ансамбль «Надежда» в 2019году в возрасте 11 лет по медицинским показаниям для поддержания мышечного тонуса речевого аппарата. Она передвигается при помощи ортопедического средства. По медико-социальным показаниям, ребенок относится к 1 группе сформированности познавательных и социальных способностей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Её интеллектуальное развитие сохранено.
Имеет нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие Екатерины иногда сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость её проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Девочке рекомендованы занятия по постановке голоса, по вокалу. Она испытывает удовольствие от музыкальной деятельности: пения, слушания музыки. Познавательная активность в музыкальной деятельности у неё высокая.
|
Уровень образовательной базы ребенка-средний.
По личностным качествам Екатерина зарекомендовала себя с положительной стороны. Она старательная, любознательная девочка. Её отличительные черты характера-открытость, дружелюбие, общительность, доброта. Умеет работать и в коллективе, и индивидуально.
Основное направление внеурочной деятельности Екатерины-эстрадный вокал. Ею накоплен хороший вокальный репертуар. Очень любит концертную деятельность.
Екатерина занимается по индивидуальному образовательному маршруту. Основные направления работы с ребенком: постановка певческого дыхания, развитие артикуляции, эмоциональное раскрепощение, самореализация. Данный образовательный маршрут имеет социально-гуманитарную направленность.
Режим пребывания ребенка в образовательном учреждении.
Режим занятий:
Понедельник 18.30-19.15
Среда 18.30-19.15
Освоение дополнительной общеобразовательной программы
Этапы разработки образовательного маршрута
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||
Диагностика | ||
Роль педагога | Роль обучающегося | Роль родителя |
Обобщенная характеристика обучающейся Сильные стороны: Высокая степень мотивации для занятий вокальным искусством Желание в участии концертной деятельности коллектива Проявление личной инициативы для работы в студии звукозаписи Слабые стороны: Высокая степень утомляемости Быстрое снижение внимания и самоконтроля | «Что я могу?» Самодиагностика своих возможностей: Интерес к вокальному искусству Музыкальный слух и музыкальная память Начальные навыки и умения, позволяющие правильно использовать свои вокальные данные | Беседа с педагогом, составление полной картины способностей, увлечений, потребностей ребенка. |
Проектирование | ||
Определяет цели и задачи и соотносит их с потребностями ребенка и пожеланиями родителей Цель: развитие и коррекция вокальных способностей учащейся, личностное развитие и социализация обучающейся посредством совместной творческой вокальной деятельности Задачи: Развивающие: Развитие речи и артикуляционного аппарата Развитие внимания Воспитательные: Формирование коммуникативных навыков Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать внимание, слух, мышление, память Формирование навыков социального общения, группового согласованного действия, чувства коллективизма, взаимовыручки. Обучающие: Сформировать навыки певческой эмоциональности, выразительности Познакомить со строение и принципами работы голосового аппарата Научить правильно пользоваться дыханием при пении и речи | «Что я должен знать и уметь?»: Развитие речи и артикуляционного аппарата Развитие мимических мышц лица Развитие вокальных способностей Развитие слуха и музыкальной памяти Формирование коммуникативных навыков Научиться правильно использовать дыхание при пении и речи Развитие голоса Формирование строить плавную и непрерывную речь | Пожелания родителей: Коррекция и развитие вокальных способностей Развитие речи и артикуляционного аппарата Формирование трудолюбия, целеустремленности Личностное развитие и социализация ребенка Активно развиваться и познавать окружающий мир Развитие коммуникационных навыков |
Срок действия индивидуального образовательного маршрут согласно поставленной цели и в соответствии с задачами: 1 учебный год. | ||
Определение роли родителей и реализации маршрута: Доставка ребенка на вокальные занятия Запись фонограмм «минус» Оформление песен исполняемых песен | Согласовывают необходимость и степень участия родителей в реализации маршрута (возможность и необходимость участия в совместной творческой деятельности, решения организационных вопросов) | |
Содержание, формы и методы работы, виды практической деятельности и оценки результатов | ||
Решено: Определение содержания работы: Диагностика голосовых данных учащейся Развитие певческого дыхания Развитие артикуляционных и мимических мышц Развитие чувства ритма Интонационное развитие Развитие речи учащейся Формы проведения занятий: Учебное занятие Беседа Репетиция Концерт Праздник Фестиваль Формы организации деятельности на занятии: Фронтальная (показ и объяснение педагогом нового материала, объяснения техники выполнения упражнения, отработка определенного вокального приема Групповая (работа в малых группах) Индивидуальная (отработка сольных произведений). Этапы работы: 1 этап. Проработка голосовых просодических данных. 2 этап. Работа над интонациями в произведениях. 3 этап. Работа над вокальным репертуаром. 4 этап. Формирование вокальной культуры. 5 этап. Развитие речи учащейся. Этапы оценивания результатов: Входной (беседа для выявления: кругозора, личной мотивации, особенностей голоса, слухового восприятия, звукопроизношения; выполнение практических заданий; педагогическое наблюдение; анализ педагогом выполнения задания). Текущий (педагогическое наблюдение; беседа, опрос; анализ педагогом выполнения заданий; собеседования (индивидуальное и групповое); выполнения самостоятельных заданий). Промежуточный (опрос, прослушивание; выполнение практических заданий; концертные выступления). Итоговый (опрос, прослушивание; выполнение практических заданий; концертные выступления). Определение необходимости интеграции с другими специалистами. | «Как я буду идти к поставленной цели» Учащаяся проектирует свою деятельность, определяет способы деятельности и самореализации на каждом этапе реализации. | |
3.Реализация | ||
Наблюдает, оказывает необходимую помощь, корректирует формы работы Включение в различные этапы практической деятельности специфических разделов: Фонопедические приемы Релаксационные упражнения | Осуществляет практическую деятельность, получает информацию, осваивает технологии и/или какую-либо новую деятельность, необходимую для более полной реализации поставленной цели | Наблюдает, может присутствовать на занятиях, оказывает необходимую помощь, включается в творческую деятельность, если это предусмотрено педагогом. |
4.Предъявление результата | ||
Наблюдает, организует поддержку | Предъявляет результат своего творчества: Выполненные самостоятельно домашние задания Урок-зачет Аудиозапись в студии звукозаписи Урок- репетиция Урок-концерт Урок-фестиваль | Может присутствовать при предъявлении результатов |
Оценка результатов | ||
Осуществляет оценку и корректировку полученных результатов Планируемые результаты 3-го года обучения: Предметные: Учащаяся будет знать: Устройство и принципы работы голосового аппарата Метроритмические особенности разножанровых музыкальных произведений Учащаяся будет уметь: Технически грамотно исполнять вокальные произведения разного уровня сложности Эмоционально и выразительно исполнять разученные вокальные произведения Передавать авторский замысел вокального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки Правильно пользоваться певческим и речевым дыханием Использовать диафрагмальное дыхание, резонаторы, мимику и артикуляцию Грамотно произносить текст в исполняемых произведениях Слышать свой голос и понимать его функциональное значение Метапредметные: У учащейся будут сформированы: Коммуникативные навыки (поддерживает доброжелательные отношения со сверстниками и со взрослыми, позитивно взаимодействует с окружающими) Умение адекватно вести себя в различных социальных ситуациях Основы музыкальной культуры Навыки самоорганизации и самоконтроля, умения концентрировать внимание, слух, мышление, память Начальные навыки и умения, позволяющие правильно использовать свои музыкальные вокальные и речевые данные в дальнейшей адаптации и социализации в обществе. Личностные: В соответствии с особенностями развития и здоровья у учащейся будут развиты: Речь и артикуляционный аппарат Мимика лица Интерес к вокальному искусству Эмоционально-чувственная сфера Вокальные способности Слух и музыкальная память Внимание Творческие способности и особенности Творческая инициатива и самостоятельность Способность самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни социума Учащаяся проявляет: Познавательную активность Трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в достижении поставленных целей Доброжелательность, сопереживание, чуткое отношение к учащимся коллектива | «Чему я научился и что мне надо доработать?» Осуществляет самооценку, самоанализ. |
Приложение 2.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе «Звонкие трели».
Фамилия, имя ребенка: Екатерина Л.
Возраст 13 лет
В студии «Надежда» по предмету эстрадный вокал
Ф.И.О. педагога: Николаева Ирина Геннадьевна
Дата начала наблюдения: «1» сентября 2019г.
Каждый показатель оценивается по пятибальной шкале, исходя из суммы среднего значения.
Сроки диагностики | Первый год обучения | Второй год обучения | |||
Показатели | Конец I полугодия | Конец II полугодия | Конец I полугодия | Конец II полугодия | |
Теоретическая подготовка ребенка Теоретические знания: а) Строение голосового аппарата; б) Певческая установка; в) Работа артикуляционного и голосового аппарата; г) Охрана и гигиена голоса. | 3, 0 3,0 3,0 4,0 | 3,75 3,75 3, 75 4,3 | 3,75 3,75 3,75 4,3 | 4,0 4,0 4,0 4,75 | |
Практическая подготовка ребенка 1) Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) певческое дыхание; б) дикция; в) интонационная точность исполнения; г) высокая позиция звука. 2) Творческие навыки, определение характера и настроения музыкального произведения: а) переживание музыкальных образов; б) творческое восприятие музыкальных образов. | 3,0 3,0 3,0 3,0 4,0 4,0 | 3,5 3,5 3,5 3,5 4,5 4,5 | 3,5 3,5 3,5 3,5 4,5 4,5 | 4,0 4,0 4,0 4,0 4,75 4,75 |
Вокальный репертуар 1-го года обучения.
«Учитель» из репертуара Ю. Началовой.
«Будем вместе» сл. И муз. А.Ермолова.
«Песня о доброте» (из репертуара Т. Мухаметшиной)
Вокальный репертуар 2-го года обучения.
«Свет добра» сл. и муз. А.Ермолова.
«Крылатые качели» муз. Е. Крылатов
«Новогодняя» Е. Польна
«Песня о Рождестве» из репертуара группы «Волшебники двора»
«Волшебный мир искусства» А. Ермолов
Вокальный репертуар 3-го года обучения.
«О той войне» из репертуара группы «Талисман»
«Прекрасное далеко» муз. Е. Крылатова
«Не грусти, улыбнись и пой» муз. С.Смирнова
«Ветер перемен» муз. М.Дунаевского
Учебный план 3-го года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика голосовых данных учащейся после 2-го года обучения | 2 | - | 2 | Выполнение заданий педагога Наблюдение |
2 | Строение голосового аппарата | 2 | 1 | 1 | Педагогический анализ, диагностика |
3 | Охрана и гигиена голоса | 2 | 1 | 1 | Педагогический анализ, диагностика |
4 | Работа артикуляционного аппарата | 16 | 7 | 9 | Педагогический анализ |
5 | Развитие певческого и физиологического дыхания | 10 | 1 | 9 | Педагогический анализ |
6 | Развитие речи учащейся. Фонопедические упражнения | 10 | 4 | 6 | Педагогический анализ |
7 | Интонационное развитие. | 10 | 1 | 9 | Педагогический анализ |
8 | Высокая позиция звука | 4 | 2 | 2 | Анализ участия в мероприятиях, результативность участия. |
9 | Атака звука | 4 | 2 | 2 | Педагогический анализ |
10 | Певческая опора | 4 | 2 | 2 | Педагогический анализ, диагностика |
11 | Пользование динамикой звука | 8 | 2 | 6 | Педагогический анализ |
12 | Приемы вокализации- легато, нон легато | 6 | 1 | 5 | Педагогический анализ, диагностика |
13 | Сценическое искусство | 6 | | 6 | Анализ участия в мероприятиях, результативность участия. |
| Всего | 84 | 24 | 60 | |
Список литературы:
Абакумова Е.М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4.
Алмазова Е.С. Органические нарушения голоса. / Развитие высоты голоса // Развитие тембра голоса. //Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М.: Айрис-пресс,2005. - с.24-34,133-137, с.138-165.
Бордовский Г.А. Инклюзивное образование: проблемы совершенствование образовательной политики и системы. Санкт-Петербург 2008. – стр. 15, 31.