Урок русского языка в 9 классе на тему «Виды сложноподчинённых предложений» (2 урок)

2
0
Материал опубликован 15 June 2020

Виды сложноподчиненных предложений. 9 класс (2 урок)

Цель: совершенствование знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений; подготовка к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

Мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение учебных задач.

Образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить СПП, определять его вид, ставить знаки препинания в СПП с целью подготовки к ОГЭ.

Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать, систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

Воспитательная: коммуникативные умения в групповой работе.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

1. Актуализация знания.

Назовите виды сложных предложений?

От чего зависит такое деление?

В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных?

Назовите виды сложноподчиненных предложений.

Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений.

Чем отличается союзное слово от союза?

2. Повторение.

На доске 3 предложения. Нужно переписать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания, определить вид сложного предложения и начертить его схему. (На доске и в тетрадях)

1) Сердце предчувствовало что случи…ся что-то (не)доброе.

2) Дом в котором я живу находи…ся в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего пут…шествия когда наступил вечер.

Итак, у нас получилось 3 вида СПП. Изъяснительное предложение, определительное и обстоятельственное. Давайте еще раз повторим их характерные признаки.

3. Цифровой диктант. (На экране)

Верно ли утверждение, что:

Союзы что, если, где – подчинительные?

Определение не отвечает на вопрос чей?

Предложение – это синтаксическая единица?

Местоимение себя не имеет именительного падежа?

Союз однако – подчинительный?

Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения

Критерии: 9б - 8б - «5», 7б - 6б - «4», 5б - 4б - «3»

Ключ: «101 100 101».

4. Работа в группах.

Разделимся на 5 групп. У каждой группы есть свой текст.

Задание: определить стиль речи, найти СПП, определить их вид, составить схемы.

Вместе сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему.

1 группа Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

- Кто это? – спросил я.

- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…

- А какой же он с виду? – спросил я.

- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

2 группа Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

3 группа Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой).

4 группа Деловой стиль

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества, право на долю подтверждается не ценной бумагой, акцией, а лишь свидетельством, которое, в соответствии с уставом ООО, может выдаваться его участникам учредителям

5 группа Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

В каком стиле больше всего используются СПП?

Почему?

А ведь на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение, поэтому помните, что вы должны использовать СПП.

5. Закрепление. (На выбор учащихся)

КАРТОЧКА № 1

Составьте предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.

[ = ], и [ = ].

[ ], ( какой… )

[ … глаг. ], (что…)

(Хотя… ), [… ]

(Если… ), [ то … ]


КАРТОЧКА № 2

Расставить знаки препинания, определить вид придаточного, построить схемы.

Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.

Река по которой мы плыли была весьма широкой.

Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.

Мы вышли к реке когда начался дождь.

Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.



КАРТОЧКА № 3

Дать характеристику предложениям по данным схемам:

[ … сущ ], (который…).

[ - = ], и [ = ].

[ = и = ], а [ = ].

[ … гл ], (что …).


                                                          КАРТОЧКА № 4

Закончите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного и составьте схемы.

Природу надо беречь, … .

Ежедневную зарядку делают, …  .

Запоминаются те книги, …  .

На душе весело, …  .

Не забывай о том, …  .

Я хочу написать, … .

Скажи, … .

6.Рефлексия. (На экране)

1. Сложными называются предложения, в которых …

2. ССП состоит из …

3. В СПП одно предложение главное, одно - …

4. Виды придаточного в СПП: …

5. Придаточные изъяснительные отвечают на …

6. Придаточные определительные отвечают на вопрос …

7. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы …

8. Сколько придаточных обстоятельственных, назовите …

7.Д/з. Составить задание для одноклассников по теме СПП





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации