Урок русского языка в 9 классе на тему «Виды сложноподчинённых предложений» (2 урок)
Виды сложноподчиненных предложений. 9 класс (2 урок)
Цель: совершенствование знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений; подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
Мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение учебных задач.
Образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить СПП, определять его вид, ставить знаки препинания в СПП с целью подготовки к ОГЭ.
Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать, систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
Воспитательная: коммуникативные умения в групповой работе.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
1. Актуализация знания.
Назовите виды сложных предложений?
От чего зависит такое деление?
В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных?
Назовите виды сложноподчиненных предложений.
Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений.
Чем отличается союзное слово от союза?
2. Повторение.
На доске 3 предложения. Нужно переписать, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания, определить вид сложного предложения и начертить его схему. (На доске и в тетрадях)
1) Сердце предчувствовало что случи…ся что-то (не)доброе.
2) Дом в котором я живу находи…ся в новом районе.
3) Мы добрались до цели нашего пут…шествия когда наступил вечер.
Итак, у нас получилось 3 вида СПП. Изъяснительное предложение, определительное и обстоятельственное. Давайте еще раз повторим их характерные признаки.
3. Цифровой диктант. (На экране)
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
Определение не отвечает на вопрос чей?
Предложение – это синтаксическая единица?
Местоимение себя не имеет именительного падежа?
Союз однако – подчинительный?
Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
[ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения
Критерии: 9б - 8б - «5», 7б - 6б - «4», 5б - 4б - «3»
Ключ: «101 100 101».
4. Работа в группах.
Разделимся на 5 групп. У каждой группы есть свой текст.
Задание: определить стиль речи, найти СПП, определить их вид, составить схемы.
Вместе сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему.
1 группа Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
2 группа Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
3 группа Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).
4 группа Деловой стиль
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли, определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества, право на долю подтверждается не ценной бумагой, акцией, а лишь свидетельством, которое, в соответствии с уставом ООО, может выдаваться его участникам учредителям
5 группа Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
В каком стиле больше всего используются СПП?
Почему?
А ведь на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение, поэтому помните, что вы должны использовать СПП.
5. Закрепление. (На выбор учащихся)
КАРТОЧКА № 1
Составьте предложения по схемам. Определить вид придаточного в сложноподчиненных предложений.
[ = ], и [ = ].
[ ], ( какой… )
[ … глаг. ], (что…)
(Хотя… ), [… ]
(Если… ), [ то … ]
КАРТОЧКА № 2
Расставить знаки препинания, определить вид придаточного, построить схемы.
Он пригласил в гости товарища который жил недалеко от него.
Река по которой мы плыли была весьма широкой.
Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете.
Мы вышли к реке когда начался дождь.
Охотник вздрогнул быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой – то шум.
КАРТОЧКА № 3
Дать характеристику предложениям по данным схемам:
[ … сущ ], (который…).
[ - = ], и [ = ].
[ = и = ], а [ = ].
[ … гл ], (что …).
КАРТОЧКА № 4
Закончите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного и составьте схемы.
Природу надо беречь, … .
Ежедневную зарядку делают, … .
Запоминаются те книги, … .
На душе весело, … .
Не забывай о том, … .
Я хочу написать, … .
Скажи, … .
6.Рефлексия. (На экране)
1. Сложными называются предложения, в которых …
2. ССП состоит из …
3. В СПП одно предложение главное, одно - …
4. Виды придаточного в СПП: …
5. Придаточные изъяснительные отвечают на …
6. Придаточные определительные отвечают на вопрос …
7. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы …
8. Сколько придаточных обстоятельственных, назовите …
7.Д/з. Составить задание для одноклассников по теме СПП