12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Меньшикова Юлия Александровна33
3

Использование проектной деятельности для формирования у детей младшего школьного возраста читательского интереса на уроках литературного чтения

Меньшикова Ю.А.

Menshikova Y.A.


Аннотация: В статье рассматривается сущность формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством проектной деятельности.

Ключевые слова: интерес, читательский интерес, проектная деятельность.



Astract: The article deals with the essence of forming reading interest of primary school-age children on the lessons of literary reading through the project activities.

Key words: interest, readership interest, project activities.











Использование проектной деятельности для формирования у детей младшего школьного возраста читательского интереса на уроках литературного чтения

В наше время место книги в жизни подрастающего поколения меня­ется, поскольку на ее использование влияют как информационные техноло­гии, так и телевидение. Чаще всего в качестве источника информации вместо книг ученики используют персональный компьютер. Но всем давно известно, что знания, фантазия, логика мысли и любовь к родному языку, умение логи­чески и образно рассуждать воспитываются чтением. Уметь читать, быть чи­тателем-это высокое искусство, ему надо упорно учиться.

Сейчас, когда детское чтение на втором плане, перед учителем начальной школы, как никогда раньше, встает задача защищать цен­ность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сфор­мировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте началь­ного общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что для ученика обяза­тельно достижение необходимого для продолжения образова­ния уровня чи­тательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересую­щую литературу [7].

В Примерной основной образовательной программе начального об­щего образования отмечается, что выпускники начальной школы должны осозна­вать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чте­ния, по­иск фактов и суждений, аргументации, иной информации). У них должна формироваться потребность в систематическом чтении, чтобы младшие школь­ники полюбили чтение художественных произведений, которые помо­гут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор. Формирование и развитие у обучающихся интереса к знаниям осу­ществля­ется учителем с опорой на психолого-педагогические основы дан­ного про­цесса [5].

Проблема интереса была впервые затронута в работах Я.А. Коменского в XVII веке. Коменский стремился развивать читательские способности и интересы учащихся, «воспламенить жажду знаний и пылкое усердие к учебе, для чего надо соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность» [1].

В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.

Большой вклад в изучение развития читательского интереса внесла Н. Н. Светловская. В своих рабо­тах она выделила понятие, структуру, этапы развития чи­тательского интереса. Также проблемой читательского интереса занимались психологи А.Н. Леонтьев, Б.Г. Умнов.

Н.Н. Светловская рассматривает читательский интерес как положительное отношение социального объекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям, его читательской психологии. В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их [6].

Особенностями формирования читательского интереса в начальной школе служат также такие черты, как интерес ко всему новому (объектам, людям, событиям), любопытство, любознательность, через которые может и должно осуществляться развитие читательского интереса. Взрослый должен показать ребенку как выбирать такие книги, которые будут не просто развлекательным чтивом, но помогут пережить эмоции более высокого уровня, когда школьник будет соотносить себя с героями книг, сравнивать себя с ними, отделять себя от них учиться отличать плохое от хорошего и таким образом воспитывать в себе личность [2].

Специфика детской читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга, такие как мультсериалы, кинотеатры, телефоны.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей ин­формации визуальная грамотность, равно как и навыки управления электро­никой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех ас­пектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддерж­кой. Книги дают ребенку:

-интеллектуальное и эмоциональное развитие;

-развитие разговорной речи;

-социальное и образовательное развитие;

-влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность обучающимся всеми пу­тями развивать свое чтение и помочь сформировать  интерес к чтению. Ведь это первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, ко­торые можно получить от чтения [3].

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия учителя и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

М.А. Зобнина в своей статье говорит о том, что формировать читательский интерес можно следующими путями [3]:

применение в учебном процессе методов, которые способствуют формированию интереса к чтению

включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности

приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях

Одним из путей формирования читательского интереса является вклю­чение элементов исследования в различные виды учебной деятельности. Ориентируясь на ФГОС НОО, одним из составляющих проектной деятельно­сти является исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста [7]. Увлеченность школьников поиском решения учебной проблемы стимулирует обращение к книгам.

В современной педагогической теории и практике проектная деятельность снова стала предметом активного исследования. Возможности проектного обучения раскрыты в работах М.Б. Романовской, Г.Б, Голуб . Особенности организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста описаны в работах В.М. Заславского, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко.

Овладение обучающимися проектной деятельностью позволяет более успешно реализовать задачи развития детей младшего школьного возраста [4]:

1. формирования приемов умственной деятельности, познавательного инте­реса, адекватной трудовой мотивации, диагностических умений;

2. становления их субъектной позиции в учебной деятельности. Однако, обучающиеся младших классов не имеют достаточно знаний, уме­ний и навыков, которые они могли бы использовать при выполнении творче­ских проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в те­чение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структу­рой проектной деятельности.

3. обучение детей младшего школьного возраста решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность, и способствовать развитию креативных способностей, так как проектная дея­тельность является творческой по своей сути.

Н.В.Шагеева в своей статье говорит о том, что несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы. Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя. Проекты в начальной школе не должны быть длительны. Дети младшего школьного возраста работу начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями, а это, например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование, могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Тогда учителю приходится использовать различные приемы, даже превратиться в диктатора, который диктует свое мнение, что, безусловно, нельзя допускать. Или он вынужден взвалить на себя основную часть работы, оставив детям лишь самый минимум. Детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером. И опять учитель берет на себя эту функцию [8]. 

Гуманитарные предметы дают богатый материал для использования проектной деятельности. С помощью такого вида деятель­ности можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, видеоролики, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога, обучающихся и родителей [2].

Специфика словесного искусства и его восприятия предполагает осо­бые условия для исследования. Результат учебного проекта – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественное произведение [3].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что с одной стороны проектная деятельность эффективна для формирования читательского интереса и используются, а с другой стороны, обучающиеся могут потерять интерес, так как на это уходит большое количество времени, а также обязательна помощь учителя.

Поэтому необходимо разработать и реализовать комплекс проектов, предполагающий формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.

































Список литературы:

Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников [Текст]/ А.Т. Алексеевская. - М., 2008.- 18 с.

Злыгостева, М. Н. «Инструменты» и способы формирования читатель­ского интереса /М. Н. Злыгостева [Текст] // Сборник научных трудов «Петербургские чтения»–СПб.:2015.– 27 с.

Зобнина, М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? /М.А. Зоб­нина [Текст] // Начальная школа плюс до и после – 2007. – № 08. – С. 35–43.

Поливанова К.Н. Исследовательская и проектная деятельность школьни­ков: пособие для учителя [Текст] / - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.

Савенков, А.И. Организация исследовательской проектной деятельно­сти в началь­ной школе [Текст]: Пособие для учителей, родителей, воспи­тателей [Текст] / А.И. Са­венков. – Самара, 2007.

Светловская, Н.Н., Обучение детей чтению: Детская книга и детское чте­ние [Текст]: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов [Текст] / Н.Н.Светловская, Т.С. Пиче–оол.- М.: Академия, 2001. – 107 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального об­щего образова­ния: проект [Текст] / РАО, руков. проекта: Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, А. А. Кузнецов. — М.: Просвещение, 2008. — (Стан­дарты второго поколения).- 8 с.

Шагеева Н. В. Некоторые проблемы при реализации проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н. В. Шагеева // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. -2017. — № 11. — С. 129–130.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.