12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Силаева Зульфия Вализяновна55
Работаю в ОГАОУ "гимназия №2" учителем истории и обществознания. Стаж работы более 20 лет.
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »


Викторина по историческому краеведению

«Ленин и Симбирск»

Учитель истории и обществознания

Силаева Зульфия Вализяновна

ОГАОУ "Гимназия №2"

г. Ульяновск

Историческое краеведение - это изучение истории своей «малой» Родины.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Данная викторина предназначена для обучающихся 7-8 классов.

Цель изучения курса: дать обучающимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края, способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

Воспитательные задачи:

Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.

Укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей.

Развивающие задачи:

 Развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

Адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации.

Ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Формирование навыков краеведческой поисковой и исследовательской работы.

Ожидаемые результаты:

Школьники в процессе внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся.

             Выбор формы проведения занятия обусловлен тем, что игра–викторина -  это один из наиболее динамичных видов изучения краеведения, специально разработанное педагогом. В увлекательной форме учащиеся  узнают что-то новое,  закрепляют ранее изученный материал, проверяют свои знания.

При составлении вопросов викторины учитывались знания, полученные учащимися на занятиях по краеведению и при использовании дополнительной литературы.

Игровые формы проведения занятий дают возможность не только вызвать интерес обучающихся к изучаемому материалу, но и развивают их творчество и самостоятельность. На таких занятиях складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких и точных ответов и выводов.

Использование данных форм учебных занятий является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала, расширению кругозора. Система тематических игр и зачетов через дух соревнования развивает чувство коллективной и личной ответственности.


Тема занятия:  Ленин и Симбирск.

Тип занятия: занятие  обобщающего повторения.

Форма  занятия: игра - викторина.

         

Цель: Обобщение   и закрепление  знаний обучающихся  о периоде проживания семьи Ульяновых в Симбирске.

Задачи:

-  выявить и закрепить знания обучающихся  о родном крае;

- развивать кругозор обучающихся  ,  познавательный интерес к изучению истории, родного края;

- научить обучающихся   быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;

- развивать память, мышление, внимание;

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину.

Методы и приемы:

методы устного изложения (рассказ, беседа, объяснение);

наглядные методы (методы иллюстраций);

игровой, соревновательный методы;

метод проверки и оценки знаний (контроль и коррекция);

методы стимулирования и мотивации (эмоциональное стимулирование, поощрение).

Предварительная работа:

Учебные занятия по разделу «Краеведение»  дополнительной образовательной  программы детей.

Изучение литературы о Симбирске – Ульяновске.

Экскурсии по музеям, связанных с историей семьи Ульяновых в Симбирске.


Материалы  и  оборудование: 

- фотовыставка «Мой край родной»,

 - жетоны (смайлики)


Ход проведения викторины:


1. Организационный момент.

Приветствие участников викторины

2. Основная часть

3. Подведение итогов занятия


Викторина по историческому краеведению

«Ленин и Симбирск»


1. Назовите дату рождения В.И.Ленина.


2. Знаете ли вы, какой была погода в Симбирске в день рождения В.И.Ленина?


3. Этот памятник установлен в центре Ульяновска. Кому он посвящен?

t1599380779aa.jpg

4. Знаете ли вы, чем знаменит этот дом, расположенный на Московской улице старого Симбирска? Как сейчас называется эта улица?

t1599380779ab.jpg

5 . У Владимира Ильича Ленина была одна особенность: при разговоре с людьми он щурил глаза - знаменитый ленинский прищур. Чем это можно объяснить?

1) просто привычка

2) неправильно диагностированная врожденная близорукость на один глаз

3) полученная в детстве травма


6. На снимке здание. Что в нем размещалось в годы проживания семьи Ульяновых в Симбирске? Какую роль оно играло в деле развития просвещения в нашем городе? Назовите людей, прославивших Симбирскую губернию.


t1599380779ac.jpg


7. Владимир Ульянов поступил в гимназию почти в 10-летнем возрасте. Как вы думаете, почему?


8. Как вы думаете, могли ли учиться в одном классе такие исторические личности как Александр Керенский и Владимир Ульянов?


9. Знаете ли вы, какая книга была настольной для средних детей Ульяновых?


10. На снимке памятник. Кому он посвящен и что символизирует фигурка мальчика внизу?


t1599380779ad.jpg


11. За годы учебы членами семьи Ульяновых было получено 6 медалей. Находился ли Владимир Ульянов среди тех, кто особо отличился в учебе?



12. Известно ли вам, как распорядились Ульяновы медалями, полученными за отличную учебу? Как распорядился В.И. Ленин?



Ответы

1. 22 (10) апреля 1870 года (1 балл)

2. Владимир Ильич родился, 10 апреля. Погода в апреле была по-весеннему неустойчивой. Еще 4 апреля в Симбирске шел сильный снег, 10-го внезапный переход к теплу охватил город, как духота; лед на Волге, тронувшийся 13-го, стал трещать и ломаться уже 10-го». (от 1 до 3 баллов)

3. Памятник М.А.Ульяновой и её сыну Володе был открыт в 1970 году, к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Воспета женщина, всю свою жизнь посвятившая воспитанию детей, которые оставили яркий след в отечественной истории (от 1 до 3 баллов)

4. На снимке дом, в котором Ульяновы поселились в 1878 г. Он был куплен на трудовые сбережения семьи. Улица Ленина. (от 1 до 2 баллов)

5. Вариант 2 (2 балла)

6. На снимке здание Симбирской классической мужской гимназии. Мужская гимназия в Симбирске приняла своих первых учеников в 1809 году. Это единственная в губернии гимназия. Гимназическое образование позволяло выпускнику поступить в любое высшее учебное заведение. Медалисты принимались вне конкурса. После гимназии можно было пойти на государственную службу и заслужить себе чин.

7. Гимназия выпустила многих людей, прославивших Симбирскую губернию. В гимназии в разное время обучались Александр и Владимир Ульяновы, поэт Дмитрий Минаев, ботаник Иван Чистяков, математик Владимир Преображенский, писатель Модест Богданов, ученые Василий Розанов, Игорь Курчатов, офтальмолог Владимир Филатов, множество общественных деятелей, политиков и ученых. (от 1 до 4 баллов)

8. По Уставу гимназии мальчики принимались на обучение с 10 лет. Владимиру Ульянову на момент поступления в гимназию было 9 лет и 4 месяца от роду. (1 балл)


8. Нет, т.к. к моменту окончания Володей Ульяновым гимназии Александру Керенскому было 6 лет. (1 балл)



9. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1 балл)


10. Памятник посвящен И.Н.Ульянову - выдающемуся педагогу, организатору просвещения в Симбирской губернии. С левой стороны в средней части постамента находится ниша, в которой помещена бронзовая фигура крестьянского мальчика-пастушка. В левой опущенной руке мальчик держит книгу-букварь, развернутую на зрителя. В правой приподнятой руке сжимает палку-посох, у ног фигуры сброшенная верхняя одежда, чепан и картуз - символы социального положения и долгого пути, проделанного ребенком.

В верхней части постамента помещена вырезанная в граните надпись в четыре строки: «ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ 1831-1886». (от 1 до 3 баллов)


11. Да, Владимир Ульянов по окончании гимназии в 1887 г. был награжден золотой медалью. (1 балл)


12. Судьба медалей Ульяновых такова:

1.Свою золотую медаль В.И.Ленин в 1921 г. пожертвовал в фонд помощи голодающим Поволжья, но медаль не была переплавлена и хранится в фондах Государственного исторического музея (г. Москва). (2 балла)

2. Александр Ульянов свою гимназическую медаль, по сведениям Д.И. Ульянова, заложил, «чтобы купить азотную кислоту для приготовления бомб», а университетскую медаль заложил в ломбард, чтобы выручить деньги и помочь одному из руководителей террористической группы О.М. Говорухину. (2 балла)

3. После смерти М.И. Ульяновой (1937 г.) в ее сейфе была обнаружена большая серебряная медаль Анны Ильиничны, которая сейчас хранится в фондах Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские». (2 балла)

4. О медалях И.Н. Ульянова и О.И. Ульяновой не известно ничего. (1 балл)


Подведение итого, награждение.







Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.