12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Афанасьева Елена Александровна247
Россия, Тульская обл., Тула

Виммельбух – учимся играя

Обучение детей в любом возрасте носит непростой и подчас новаторско-предприимчивый характер. Особенно следует проявлять фантазию с дошкольниками, у которых может быть еще не сформированной речь, необходимо развивать логику, сенсорику и банальный интерес к новым знаниям. Существует множество методов обучения детей в игровой форме. В данной статье хотелось описать применяемый мной игровой метод обучения с помощью книг. Но не обычных книг, а книг, с которыми дети играют, черпая из них знания в доступной, порой веселой и невероятно захватывающей их интерес форме. Для развития детей дошкольного и младшего дошкольного возраста существует новые современные пособия, которые носят необычное название «Виммельбух», о котором и пойдет далее речь.

Виммельбух – учимся играя. Так что же это за странное и для многих людей режущее слух слово? Виммельбух [в переводе с немецкого wimmeln – мельтешить, толпиться] – это книга с мельтешащими картинками, на которых задействован каждый квадратный сантиметр книжного разворота. Книга, за которой можно провести не 10-20 минут, а порой и целый час, что для малышей является рекордным временем.

Родоначальниками жанра по праву можно считать художников Питера Брейгеля-старшего и Иеронима Босха, которые известны по своим детализованным картинам.



П. Брейгель. «Детские игры»

t1601416067ab.jpg Первые книги данного вида начали появляться в конце 1960-х годов. «Отцом виммельбуха» часто называют Ханса Юргена Пресса – автора книг ХХ века, немецкого иллюстратора. В России, к слову сказать, виммельбухи активно печатаются с 2000-х годов, но если вспомнить детский журнал «Веселые картинки», в некоторых номерах можно было увидеть изображения похожие на иллюстрации в виммельбухах, выполненные в такой же технике и с подобным замыслом.


Р.С. Бернер Серия "Городок"

t1601416067ad.jpg Итак, виммельбух – это книга, но не в привычном для нас формате, а без текстового наполнения или с минимальным его количеством. Чаще всего это книга большого размера с плотными картонными страницами, на которых присутствуют яркие и достаточно детализованные иллюстрации, серии подробно прописанных сюжетных картинок.


Как пример, один из самых известных виммельбухов французского автора Ротраут Сузанны Бернер. На данном изображении видно, что сюжет виммельбуха – это картинка. Но возникает вопрос: как же тогда его читать? Проявив фантазию. Так начинается игра…

Разворот виммельбуха может содержать множество сюжетных линий или столько мельчайших деталей, что по ним можно будет придумать невероятное количество историй. Что мы и делаем с детьми. Описывая происходящее, отыскивая героев или какие-либо загаданные предметы как на одной, так и на разных страницах; сравнивая увиденное на рисунках с событиями и предметами из реальной жизни; придумывая истории; обсуждая причинно-следственные связи, задавая вопросы друг другу; обсуждая эмоции, настроение и характер героев, - мы постигаем мир и науку, науку слова, мысли, самовыражения, самоопределения. Развиваем речь ребенка, увеличиваем словарный запас. Но, хотелось бы отметить, использовать виммельбухи в развитии ребенка можно еще задолго до посещения детского сада. Начинать приобщать детей в зависимости от их способностей возможно с 9 – 12 месячного возраста. Если интереса не возникает, следует отложить знакомство с книгой до 1,5 – 2-летнего возраста. Для ребенка неописуемо важен это совместный досуг с родителями. При этом для первого ознакомления, чтобы не утомить обилием деталей, достаточно начать с одного – двух разворотов. Можно сделать упор на освоении новых слов и понятий, таких как, например, транспорт, животные и так далее. Максимально просто поговорить о природных явлениях, действиях героев, цветах. А уже с возрастом углублять и дополнять полученные знания. Начинать подмечать новые детали, обращать внимание на эмоции, окружающие предметы. Попросить ребенка самому рассказать историю, спрашивая «Зачем герой это сделал?» или «И что же будет дальше?». Тем самым развивая фантазию, логику. Ребенок непринужденно знакомится с окружающим его миром, явлениями природы, поступками людей, особенностью быта человека.

Это игровое обучение с опорой на наглядность, на визуализацию крайне важно, поскольку усвоение информации на основе ярких образов легче и лучше воспринимается и сохраняется в памяти ребенка.

Так, с помощью виммельбуха появляются в речи новые слова и понятия, развивается внимание, усидчивость. Ребенок сопоставляет и сравнивает, а это уже аналитическое мышление.


Анна Сьюз

t1601416067af.jpg Как же еще можно поиграть? Задавая вопросы:


- Найди мальчика и девочку, играющих в мяч.

- А как ты понял, что это мальчик и девочка играют?

- Найди Воздушного змея.

- Есть ли на картинке синий шарик? А какой ты увидел?

- Давай попробуем посчитать, сколько бегает в парке собак. И прочее. Вопросов может быть великое множество.

t1601416067ag.jpg Попросить придумать историю, которая в зависимости от сюжета виммельбуха может быть не обязательно сказкой, а исполнена абсолютно в любом жанре. А некоторые виммельбухи могут стать целой энциклопедией. (Анна Сьюз «Обитатели леса»)

Можно придумать имя персонажу, что с ним случится, развивая память, креативность и творческое мышление, воображение.


Дома, парки, города, фермы - тем для виммельбухов великое множество.t1601416067ai.jpg Так, в серию «История в картинках» Доро Гёбель и Петер Кнорр входят «В цирке», «За городом», «На реке», «Однажды в городе», «Соседи». Ребенок как бы заглядывает в некий нарисованный мир, который как будто живет своей насыщенной жизнью, поскольку на картинках изображено множество разных событий и действий, о которых можно говорить и разглядывать, разглядывать и говорить. Изображенные бытовые и жизненные сценки и ситуации позволяют осмыслить и постараться понять происходящие вокруг малыша процессы.

Таким образом, виммельбух – это своего рода игра, приносящая ребенку не только удовлетворение и эмоции, но и знания. Побывав при этом в разных ролях, как слушателем, так и в дальнейшем рассказчиком, автором и чтецом.





























Список литературы и источников:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – 2013 [Электронный ресурс]. – URL: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 05.12.2018).

Ана Сьюз. «Обитатели леса»

Доро Гёбель, Петер Кнорр. «На реке. История в картинках». Издательский дом «МЕЛИК-ПАШАЕВ», 2017.

Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения 7 лет// Издательство «Сфера». – 2008.

Ротраут Сузанна Бернер. Серия «Городок». Издательский дом «Самокат».

Шкоренкова, И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ / И. С. Шкоренкова. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018.

https://zen.yandex.ru/media/eksmo_kids/vimmelbuh-ili-volshebnaia-knijka-s-kartinkami-5e295d973d008800aff0edc5

http://dou36.kirov.spb.ru/index.php/st-vospitatel/398-tekhnologiya-vimmelbukh-interesno-veselo-polezno

https://karapysik.ru/interesnye-knigi-dlya-detej-knigi-vimmelbuh/

https://ru-wikipedia-org.turbopages.org/ru.wikipedia.org/s/wiki/Виммельбух

http://readchildren.ru/blog/knizhnyy-trend-vimmelbuhi/



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 30.09.20 в 01:23 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную информацию и практические рекомендации!
Афанасьева Елена Александровна, 30.09.20 в 22:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень хорошо, если информация будет полезной!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.