План-конспект занятия художественной направленности на тему «Учимся петь — играя»
Муниципальное Бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Салаира
План-конспект занятия
Художественной направленности
Тема: «Учимся петь-играя»
Автор-составитель: Исайкина Мария Игоревна
Педагог дополнительного образования
Салаир
2019
План конспект
Место проведения: музыкальный класс.
Класс: учащиеся школы раннего развития росток (дети 5-6 лет)
Тема: «Учимся петь – играя»
Цель: Способствовать развитию интереса учащихся к музыкальной деятельности. Развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей посредством использования различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
Обучающие: познакомить с распевочными упражнениями. Разучить мелодию и текст песни. Содействовать совершенствованию у учащихся чувство ритма, памяти, внимания умения выражать свои чувства, понимания музыки, техники исполнения распевочных упражнений.
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей. Формирование чувства метра и ритма.
Воспитывающие: содействовать формированию умения работать в коллективе. Содействовать воспитанию художественно-эстетических и культурных навыков, артистичности.
Методы, используемые педагогом:
Слуховые
Игровые
Практические
Наглядно-слуховые.
Оборудование:
Звукоусиливающая аппаратура
Ноутбук
Флешка с репертуаром
Фортепиано
самодельные короны для детей с изображением овощей.
План занятия
1. Вводная часть. (5 мин.).
Мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.
2. Основная часть. (30 мин.)
Распевка, игровой стретчинг (игры на развитие чувства ритма, развитие памяти, внимания). Разучивание слов и мелодии песни.
3.Заключительная часть. (10 мин.)
Рефлексия, подведение итогов занятия, оценка.
Предполагаемый результат:
Эмоциональное благополучие каждого ребенка;
Проявится интерес к занятию музыкой;
Научатся взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия:
Организационный момент (5 минут)
Дети входят в зал и садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Дети: хором здравствуйте Мария Игоревна!
Педагог: а какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
Для того, чтобы у нас сохранилось хорошее настроение на весь день мы с вами сделаем музыкально-танцевальную разминку. Встаем со своих стульчиков и повторяем за мной.
Валеологическая «Труля –песенка».
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: труля-тру-ля-ля! «приветствуют друг друга» кончиками пальцев
Барабанят пальчики: труля-тру-ля-ля!
А теперь ладошки: труля-тру-ля-ля! То же ладошками
Кулачками постучим: труля-тру-ля-ля! То же кулачками
И все громко говорим:
Засопели носики: труля-тру-ля-ля! Касаются друг друга носиками
Носики –насосики: труля-тру-ля-ля!
А теперь мы улыбнулись, «пятачок-улыбочка» улыбаются
Прыгнули и повернулись. Выполняют на месте по тексту
Мы в Трям-трямдии живем, Хлопают в ладоши
Труля песенки поем: труля-тру-ля-ля! И под музыку делают приседания.
Педагог: молодцы ребята, мы с вами размялись и зарядились хорошим настроением.
Педагог: ребята, а какое у нас с вами сейчас время года за окном?
Дети: (хором) Осень!
Педагог: а что с природой происходит у нас осенью?
Дети: (варианты ответов)
Педагог: правильно ребята, осенью- собирают урожай. Я подготовила для вас песенку. Которая называется «Урожайная»
Основная часть
Педагог: прежде чем , приступить к разучиванию песни нам необходимо с вами размять связки. Мы выполним распевочные упражнения, которые мы уже знаем.
Для начала потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали горячими. У вас получается? (да) Правую ладошку положите на правое ушко, левую ладошку на левое ушко. Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмите за мочки уха и аккуратно потяните их вниз 3 раза- раз, два, три. Горячие у вас ушки? (да) Возьмите середину ушной раковины и потяните ушки в стороны- раз, два, три. Возьмите верхний край, потяните вверх 3 раза- раз, два, три. Пощипайте ушки снизу-вверх, с верху вниз. Молодцы! Теперь наши ушки готовы слушать, а глазки посмотреть.
Педагог: - А сейчас, чтоб нам хорошенько размяться перед песенкой мы отправимся в музыкальное путешествие. Нас с вами ждут музыкальные станции. Если мы с вами с легкостью их пройдем- то любая песенка нам будет по плечу.
Нас с вами ждет первая станция. Это станция ритма. Эта станция очень важна, ведь без ритма не может быть музыки. Дети стоят в кругу. По очереди хлопают свое имя (тактируют)
Упражнение «музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок: тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Дятел смотрит, где жучок: тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Над дубравой сильный град: туки-туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят: туки-туки-тук, туки-туки-тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на фортепиано, ребенок повторяет ритмический рисунок карандашом по стулу ( простукивает) , либо по коленке ладошкой повторяет ритмический рисунок. (ритмическое упражнение развивает слуховое и зрительное внимание)
Педагог: ну а мы с вами отправляемся на следующую станцию. Эта станция дыхательная. Эта станция очень важна. Без правильного дыхания – нам будет очень сложно петь.
Ребята приступают к дыхательным упражнениям.
Упражнение «забей гол»
На столе стоят импровизированные ворота ( это могут быть ручки ребенка, книжка, либо просто конкретная точка, которая будет считаться конечной) , ватный шарик должен попасть в ворота. Ребенок встает на один край стола (где лежит шарик) и дует его в другой конец стола, забивает гол в ворота.
Упражнение «мыльные пузыри»
На ладошке у ребенка 6-8 бумажных(картонных) кружков диаметром 2 см. Включаем воображение. Это у нас мыльные пузыри, которые сели на ладошку. Наша задача сдуть их с ладошки.
Упражнение «жук»
Ребенок стоит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову- делает глубокий вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову- выдох со словами «жу-у-у-у-у- посижу и пожужжу».
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Педагог: молодцы ребята! А нас уже заждалась следующая станция артикуляция. Эта станция очень важна. Мы должны с вами четко и ясно произносить каждое слово в песне. Начинаем мы с артикуляционной гимнастики.
«Покусаем губки» (ребята кусают губки)
«Укололи щечку» (ребята укалывают щечку с правой и левой стороны язычком)
«Пятачок-улыбочка» (пятачок-вытянули губки трубочкой, улыбочка- натянули улыбочку)
«Обиделись» (сквасили губки)
«обрадовались» (натянули губки) и др.
Продолжаем с использованием скороговорок(примеры)
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат
Вчерашний град, повредил виноград
На окошке крошку-мошку, ловко ловит лапой кошка и др.
Каждую скороговорку распеваем на одном звуке в пределах квинты
Педагог: мы отлично справились со станциями. Мы распелись, размялись. Разогрели связки, и теперь мы можем приступить к разучиванию песни.
Прослушивание песни «Урожайная» Музыка: А. Филиппенко Слова: Т. Волгиной.
Текст песни:
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ой, да, собирай
И на зиму запасай!
Мы — ребята-молодцы!
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай.
Ой, да, не зевай
И в корзину полезай.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
Ой, да, отворяй,
Едет с поля урожай!
Педагог: понравилась песенка? (да)
Теперь мы переходим к разбору песни. Учим слова, определяем сколько куплетов. Проговариваем, о чем говориться в каждом куплете. Какая главная мысль. Каждый куплет обязательно проговариваем как скороговорку. Учим мелодию по строчкам. Педагог проигрывает на фортепиано мелодию «мы корзиночки несем, хором песенки поем» ребята- повторяют. Повторяют хором, втроем, по двое, по одному. Для полноты образа мы надели каждому ребенку корону с изображением овоща.
За урок мы выучили 2 куплета. Остальные 2 мы доучим на следующем занятии.
Педагог: Ребята, у нас получается очень красивая песенка.
Вы отлично потрудились! И я вижу, что у вас хорошее настроение! Подарите улыбку друг другу!
Замечательно! Посмотрите: от ваших улыбок стало вокруг ещё светлее и радостнее.
Подведение итогов
Педагог: Наше занятие подошло к концу, (каждого ребенка называет по имени, хвалит его за работу на занятие, отмечает конкретно на каком этапе он хорошо работал ) скажите ребята вы любите петь ( однозначный ответ да!!) вы с таким же настроением придете на следующий урок? (да)
Мне хочется поблагодарить вас за работу.
Всем спасибо! Занятие закончено.
Список литературы
Занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано под ред. Н. Колческий.- М.: Просвещение,2000
Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. 1 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы. Волгоград.: Учитель, 2011.
Т.А. Лунева Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. 2 младшая группа Волгоград.: Учитель, 2011
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., 2004
Музыкальный словарь [ электронный ресурс].- режим доступа : http:// academic.ru/cjntents.nsf/dic_music000