Урок ИЗО в 5 классе «Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников (для обучающихся с ЗПР)»
Тема урока:
Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников (для обучающихся с ЗПР)Цель: формирование представлений об обычаях и традициях народных праздников в процессе создания панно.
Задачи
Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат;
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, научить работать в группе), регулятивных УУД (научить определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её); коррекционной работы (корректировать слуховое восприятие в процессе рассказа о народных праздниках, корректировать зрительное восприятие в процессе составления кластера, формировать умение ориентировки на плоскости в процессе создания «Ярмарки»).
Образовательные: формировать представление об обычаях и традициях народного праздника, об особенностях создания панно – «Ярмарки».
Изобразительная: научить определять наиболее эффективный способ достижения результата;
Техническая: совершенствовать навык работы с цветными карандашами, навыки и умения по способам решения проблем творческого характера, пользование материалами для рисования;
Цветовая: развивать умения подбирать цвета в соответствии с изображаемым предметом.
Композиционная: научить вписывать предмет в общую композицию
Планируемые результаты
Личностные: демонстрируют умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат.
Метапредметные в том числе результаты коррекционной работы: демонстрируют коммуникативные УУД (умеют участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, умеют работать в группе), регулятивные УУД (определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её) коррекционной работы (умеют воспринимать информацию зрительно и на слух, умеют ориентировать на плоскости.).
Предметные: имеют представление об обычаях и традициях народного праздника, об особенностях создания панно – «Ярмарки».
Изобразительные: определяют наиболее эффективный способ достижения результата;
Технический: продолжают формировать навыки работы с цветными карандашами, продолжают формировать навыки и умения по способам решения проблем творческого характера.
Цветовой: умеют подбирать цвета в соответствии с изображаемым предметом.
Композиционный: могут вписать предмет в общую композицию
Методы обучения и воспитания
Методы обучения
Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности, беседа;
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор.
Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).
Методы воспитания
Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение;
Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.
Дидактические средства
Индивидуальные: простой карандаш, цветные карандаши, клей-карандаш, ластик.
Раздаточные: лист-раскраска, с изображением продавца и прилавка, для создания панно.
Демонстрационные: изображение народных праздников (на доске), кластер по теме «Народные праздники» (на доске)
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
https://molitvy.online/prazdnik/kratkaya-istoriya-rozhdestva-hristova/ -история про Рождество Христово.
https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/chto-takoe-maslenitsa-dlya-detey-kratkoe-soderzhanie.html -история про масленицу
https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-izo-na-temu-russkie-narodnie-prazdnikiyaramarka-klass-2342363.html - план конструкта урока по изобразительному искусству. Автор: Ан Надежда Васильевна.
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.
Этапы урока:
1. Мотивация к учебной деятельности - 2 минуты.
2. Выявление проблемы и постановка учебных задач - 5 минут.
3. Решение проблемы – 15 минут.
4. Физминутка – 2 минуты.
5. Первичное закрепление – 14 минут.
6. Рефлексия учебной деятельности -2 минуты.
Итог: 40 мин
Ход урока
Этапы урока, задачи | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя, обучающихся | Планируемые результаты с учетом формирования УУД |
Мотивация к учебной деятельности. •Воспитательные: формировать умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; •Коррекционно-развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД (проявлять волевую саморегуляцию). | Методы обучения Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. | - Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. -Но перед тем как нам начать урок, предлагаю выполнить упражнение «Кулак – ребро – ладонь», для того, что быть внимательным на уроке. -Протяните руку перед собой. -Когда я буду говорить кулак, ваша задача показать вот так, когда я буду говорить ребро, показываете вот так, когда ладонь вот, так (показать на собственном примере) -Давайте попробуем (проводится упражнение с постепенным ускорением). -Молодцы, можете присаживаться. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. -У вас на парте должно лежать: простой карандаш, ластик, кисточка, непроливайка, краски или гуашь, клеёнка. - Я желаю вам сегодня на уроке, быть старательным, внимательным и поддерживать хорошее настроение. | Демонстрируют регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию). |
Выявление проблемы и постановка учебных задач. Задачи: совместно с обучающимися сформулировать тему и задачи, развивать умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников. •Воспитательные: развивать мотивацию к учебной и творческой деятельности; •Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивных УУД (научить определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу). | Методы обучения Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). Методы воспитания Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение; Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха. | -Ребята, а кто может нам напомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о русских костюмах) Если обучающиеся будут затрудняться в ответе, то будет показано изображение, с которым они работали на прошлом уроке!!!!! Наводящий вопрос: -Ребята, во что одеты люди на данном изображении? -Правильно ребята, тема вашего прошлого урока была: Традиции одежды русских костюмов. -Ребята, а что такое «народный костюм»? (Обучающиеся отвечают общими словами, которые в итоге будут перестроены в общий вывод Возможные ответы обучающихся: Одежда; Могут назвать элементы одежды – обувь, рубашка, сарафан и так далее; Одежда русского народа). -Давайте обобщим: народный костюм - это сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. -А какие элементы женского народного костюма вы знаете? (рубаха, сарафан, понёва, передник, душегрейка) -Молодцы ребята, это верный ответ. -А какие элементы мужской одежды вы изучили на прошлом уроке? (порты, рубаха) -Молодцы ребята, мы с вами вспомнили то, о чем вы говорили на прошлом уроке. -А теперь давайте попробуем выяснить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. -Для этого ребята, ответьте на такой вопрос: -А вы любите праздники? (да) -Вы отмечаете их всей семьей? (да) -А какие праздники вы знаете? (называют) -А как вы считаете, современные праздники похожи с теми, которые были на Руси? (да) -Назовите некоторые примеры праздников, которые отмечали наши предки, и мы отмечаем их по, сей день? -Хорошо, молодцы! Именно об этом мы и будем с вами сегодня говорить на нашем уроке. И тема звучит так: «Народные праздники. Ярмарка». - Давайте с вами сформулируем задачи на наш урок. Задачи: Какие бывают народные праздники? Создание «Ярмарки» Представление результатов. - Отлично, теперь мы можем приступать к работе. | Демонстрируют личностные УУД (проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принятие личной ответственности за будущий результат) коммуникативные УУД (научатся участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу). |
Решение проблемы. Задачи: создать условия для решения поставленных задач. •Воспитательные: проявлять мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимать личную ответственность за будущий результат. •Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивных УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её); коррекционной работы (корректировать зрительное восприятие в процессе работы с кластером, корректировать слуховое восприятие в процессе рассказа о народных праздниках). •Образовательные: формировать представление о народных праздниках, об их особенностях и традициях. | Методы обучения Методы получения новых знаний: беседа, объяснение; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа; Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). Методы воспитания Методы формирования сознания личности: объяснение; Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха. | -Как вы думаете, что такое «Народный праздник»? (если обучающиеся не смогут ответить на данный вопрос, то будут наводящие вопросы, исходя из ситуации) наводящие вопросы: -Ребята, как вы считаете, праздник можно считать культурным мероприятием? (да) -Действительно, праздник - явление народной культуры. - А праздники вы проводите, в свое свободно время? (да) -Конечно, значит: -Народные праздники – явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа. -Русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах. Праздники есть у каждого народа. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться. -Давайте прочитаем первую задачу нашего урока (Узнать, какие народные праздники бывают) -Для того, чтобы решить эту задачу, я предлагаю вам оставить кластер, то есть схему. -А середине нашего кластера, у нас будут «Народные праздники» -А какие народные праздники бывают, вы мы постараемся узнать через стихотворения. Я читаю вам стихотворение, ваша задача, внимательно слушать и сказать, о каком празднике идет речь. -Кому не понятно, что мы сейчас будем делать поднимите руку. Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает. -Как называется первый праздник, о которым мы с вами поговорим? (Рождество Христово) На доске появляется карточка «Рождество Христово» Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос. -О каком празднике мы с вами только что говорили? (Рождество Христово) -Давайте продолжим: Ты, прощай, прощай, наша Масленица! -Что это за праздник? (Масленица) На доске появляется карточка «Масленица» -Ребята, а вы учувствовали когда-нибудь в праздновании этого праздника? -Что вы делали на данном празднике? (ответы обучающихся) -Действительно на масленице положено устраивать народные гуляния, ходить в гости, веселиться и обязательно есть блины. Неделю так же называют блинной. -А какой обряд проводится на масленице? (сжигать чучело). -А как вы считаете, для чего это делается? (ответы обучающихся) -Сжигая чучело ка костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай. -Таким образом, мы можем сказать, что масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и ожидание весны. -Следующее стихотворение: Христос Воскрес! Скворцы поют. -Что это за праздник? (Пасха) На доске появляется карточка «Пасха» - Празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. -Ребята, что принято печь на Пасху? (ответы обучающихся) В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца. -Что является символом Пасхи? (яйцо) -А, кто знает почему? -Потому что яйцо — это символ жизни, её возрождения. -Таким образом, мы можем сказать, что «Пасха» - древнейший и самый важный христианский праздник. -Давайте продолжим: 4. На полях идет уборка - -Что это за праздник? (Праздник урожая) На доске появляется карточка «Праздник урожая» -Кто знает, когда отмечали данный праздник? Осенью отмечали праздник урожая. -У славян этот праздник означал окончание сбора урожая. -Кто знает, какой урожай собирали славяне? (ответы обучающихся) - Урожай пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. -Мы с вами полностью составили наш кластер и тем самым решили первую задачу, давайте прочитаем, про какие праздник мы с вами сегодня говорили? (Рождество Христово, Пасха, Масленица, Праздник Урожая). -Молодцы, отлично! -Ребята, а когда, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке) -А, что же такое ярмарка на Руси? (предположения обучающихся) -Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. -Ярмарка могла проходить во время празднования любого народного праздника, она являлась традицией. В зависимости от праздника, на ярмарках продавался востребованный для этого продукт. Например: на празднике урожая: овощи и фрукты, на масленицу: блины, кокошники, различного рода посуда. -Вот ребята, мы с вами и познакомились с особенностями народных праздников с одной из традицией народных праздников – Ярмаркой. -И сегодня я хочу предложить вам создать свое панно - Ярмарку, как традицию народных праздников. -Панно - картина больших размеров, заполняющая пространство. Может быть поверхностью на стене, потолке и тп. | Демонстрируют личностные УУД (проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимать личную ответственность за будущий результат) коммуникативные УУД (научатся строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать его); Коррекционно-развивающий результат: имеют представление о народных праздниках, об их особенностях и традициях. |
Физминутка. Задача: снять физическое напряжение. | | - Но прежде, я предлагаю вам немного отдохнуть. Мы ребята удалые, Скоморохи озорные. Всех на ярмарку зовём, Всем игрушки продаём! Раз, два, три, четыре, Круг по уже, круг по шире! На носочек и на пятку, А потом пляши вприсядку! Влево, вправо повернись, Веселее улыбнись! - -Можете присаживаться на свои места. | Демонстрируют регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию). |
Первичное закрепление. Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала. •Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат; •Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, научить работать в группе), регулятивных УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения,); коррекционной работы (корректировать умение ориентироваться плоскости в процессе создания «Ярмарки») •Образовательные: формировать представление о особенностях и традициях народных праздников. | Методы обучения Методы получения новых знаний: беседа, объяснение; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание; Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности, беседа; Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор. Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). Методы воспитания Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение. | -Какую задачу нам еще предстоит решить? (создание ярмарки) -Обратите внимание на доску, у нас уже положено начало ярмарки. -Вы уже сидите в группах по 4 человека, у каждой группы – рабочий лист с изображением прилавка и продавца. Вам необходимо раскрасить его, заполнить продуктами. У первой группы – фрукты, у второй – овощи, у третьей – игрушки, у четвёртой – самовары. На выполнение задания есть 10 минут. Затем необходимо представить свой прилавок по плану: Состав группы; Продукт прилавка; Что изображено. Оценивать в групповой работе будем: Аккуратность; Соответствие с темой; Соответствие поставленному плану. -Поднимите руку, кто не понял задание. -Можете приступать (обучающиеся работают по группам) -Я вижу, что вы все заканчиваете работать. -Отложите свой рабочий лист. -Давайте обратим внимание на задачи. -Какую задачу мы с вами решили? (создание ярмарки) -Переходим к третьей задаче. -Кто ее прочитает? (представление результатов) -Давайте ее решим, сейчас каждая группа представит свой прилавок по составленному плану, тот кто слушает представление обучающихся, необходимо просмотреть, все ли пункты плана выполнены и все ли критерии соблюдены. -Представим слово первой группе. -Ребята, давайте оценим: как вы считаете, ребята аккуратно изобразили свой прилавок? В соответствии с темой? Рассказали нам по плану? -Какую бы оценку вы поставили первой группе? -Хорошо! Спасибо ребятам первой группы, нам понравилось, как вы украсили свой прилавок, и нам было очень интересно вас слушать. Однотипная работа по всем группам -Ребята, каждая группа представила свой прилавок, мы его оценили, теперь давайте оформим нашу Ярмарку. -Каждая группа, по очереди, подойдет и наклеит свой прилавок на данный лист. По одну из представителей группы клеит свой прилавок на ватман. -Ребята, мы отлично постарались, и у нас получилась вот такая красивая и интересная ярмарка как традиция народных праздников. -Какую задачу мы с вами решали? (представление результатов). -Как вы считаете мы ее решили? (да) | Демонстрируют личностные УУД (умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат), коммуникативные УУД (научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, умеют работать в группе), регулятивные УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения). Коррекционно-развивающий результат (умеют ориентироваться плоскости) |
Рефлексия учебной деятельности. Задачи: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока. Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда; Коррекционно-развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД (проявлять волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопрос). | Методы обучения Методы эмоционального стимулирования, поощрение и порицание; Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:, беседа; Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). | - Наш урок подошел к концу. -Ребята, сегодня мы с вами узнали о народных праздниках и создали свою ярмарку. -Что нового вы сегодня узнали о традициях и особенностях народных праздников (ответы обучающихся) -Отлично, спасибо за ваши ответы, я вижу, что вы были внимательны на уроке. -А сейчас пускай каждый из вас подумает о том, вложил ли он вклад в решение задач, которые были на уроке (дети думают). -Это ваша личная оценка и я надеюсь, что каждый из вас поставил ее правильно. - Ребята, мы с вами плодотворно сегодня поработали. Особенно хотелось бы выделить за старание и отличную работу на уроке…… - Все большие молодцы. Вы можете убирать свои рабочие места. Урок окончен. | Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (умение соблюдать гигиену учебного труда); коммуникативные УУД (строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию). |