12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дацык Татьяна Сергеевна17
1

Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников (для обучающихся с ЗПР)





Тема урока:

Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников (для обучающихся с ЗПР)



Цель: формирование представлений об обычаях и традициях народных праздников в процессе создания панно.

Задачи

Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, научить работать в группе), регулятивных УУД (научить определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её); коррекционной работы (корректировать слуховое восприятие в процессе рассказа о народных праздниках, корректировать зрительное восприятие в процессе составления кластера, формировать умение ориентировки на плоскости в процессе создания «Ярмарки»).

Образовательные: формировать представление об обычаях и традициях народного праздника, об особенностях создания панно – «Ярмарки».

Изобразительная: научить определять наиболее эффективный способ достижения результата;

Техническая: совершенствовать навык работы с цветными карандашами, навыки и умения по способам решения проблем творческого характера, пользование материалами для рисования;

Цветовая: развивать умения подбирать цвета в соответствии с изображаемым предметом.

Композиционная: научить вписывать предмет в общую композицию

Планируемые результаты

Личностные: демонстрируют умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат.

Метапредметные в том числе результаты коррекционной работы: демонстрируют коммуникативные УУД (умеют участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, умеют работать в группе), регулятивные УУД (определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её) коррекционной работы (умеют воспринимать информацию зрительно и на слух, умеют ориентировать на плоскости.).

Предметные: имеют представление об обычаях и традициях народного праздника, об особенностях создания панно – «Ярмарки».

Изобразительные: определяют наиболее эффективный способ достижения результата;

Технический: продолжают формировать навыки работы с цветными карандашами, продолжают формировать навыки и умения по способам решения проблем творческого характера.

Цветовой: умеют подбирать цвета в соответствии с изображаемым предметом.

Композиционный: могут вписать предмет в общую композицию

Методы обучения и воспитания

Методы обучения

Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности, беседа;

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор.

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение;

Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.
Дидактические средства
Индивидуальные: простой карандаш, цветные карандаши, клей-карандаш, ластик.
Раздаточные: лист-раскраска, с изображением продавца и прилавка, для создания панно.

Демонстрационные: изображение народных праздников (на доске), кластер по теме «Народные праздники» (на доске)

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию

(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

https://molitvy.online/prazdnik/kratkaya-istoriya-rozhdestva-hristova / -история про Рождество Христово.

https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/chto-takoe-maslenitsa-dlya-detey-kratkoe-soderzhanie.html -история про масленицу

https://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-po-izo-na-temu-russkie-narodnie-prazdnikiyaramarka-klass-2342363.html - план конструкта урока по изобразительному искусству. Автор: Ан Надежда Васильевна.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Этапы урока:

1. Мотивация к учебной деятельности - 2 минуты.

2. Выявление проблемы и постановка учебных задач - 5 минут.

3. Решение проблемы – 15 минут.

4. Физминутка – 2 минуты.

5. Первичное закрепление – 14 минут.

6. Рефлексия учебной деятельности -2 минуты.

Итог: 40 мин

Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемые результаты с учетом формирования УУД

Мотивация к учебной деятельности.
Задачи:
привлечь внимание обучающихся, формировать положительный эмоциональный настрой.

Воспитательные: формировать умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД (проявлять волевую саморегуляцию).

Методы обучения

Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию.

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание.

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

-Но перед тем как нам начать урок, предлагаю выполнить упражнение «Кулак – ребро – ладонь», для того, что быть внимательным на уроке.

-Протяните руку перед собой.

-Когда я буду говорить кулак, ваша задача показать вот так, когда я буду говорить ребро, показываете вот так, когда ладонь вот, так (показать на собственном примере)

-Давайте попробуем (проводится упражнение с постепенным ускорением).

-Молодцы, можете присаживаться.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку.

-У вас на парте должно лежать: простой карандаш, ластик, кисточка, непроливайка, краски или гуашь, клеёнка.

- Я желаю вам сегодня на уроке, быть старательным, внимательным и поддерживать хорошее настроение.

Демонстрируют регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию).

Выявление проблемы и постановка учебных задач.

Задачи: совместно с обучающимися сформулировать тему и задачи, развивать умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, умение слушать и понимать учителя и одноклассников, строить высказывания понятные для учителя и одноклассников.

Воспитательные: развивать мотивацию к учебной и творческой деятельности;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивных УУД (научить определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу).


Методы обучения

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение;

Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.

-Ребята, а кто может нам напомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о русских костюмах)

Если обучающиеся будут затрудняться в ответе, то будет показано изображение, с которым они работали на прошлом уроке!!!!!

Наводящий вопрос:

-Ребята, во что одеты люди на данном изображении?

-Правильно ребята, тема вашего прошлого урока была: Традиции одежды русских костюмов.

-Ребята, а что такое «народный костюм»? (Обучающиеся отвечают общими словами, которые в итоге будут перестроены в общий вывод

Возможные ответы обучающихся:

Одежда;

Могут назвать элементы одежды – обувь, рубашка, сарафан и так далее;

Одежда русского народа).

-Давайте обобщим: народный костюм - это сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе.

-А какие элементы женского народного костюма вы знаете? (рубаха, сарафан, понёва, передник, душегрейка)

-Молодцы ребята, это верный ответ.

-А какие элементы мужской одежды вы изучили на прошлом уроке? (порты, рубаха)

-Молодцы ребята, мы с вами вспомнили то, о чем вы говорили на прошлом уроке.

-А теперь давайте попробуем выяснить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

-Для этого ребята, ответьте на такой вопрос:

-А вы любите праздники? (да)

-Вы отмечаете их всей семьей? (да)

-А какие праздники вы знаете? (называют)

-А как вы считаете, современные праздники похожи с теми, которые были на Руси? (да)

-Назовите некоторые примеры праздников, которые отмечали наши предки, и мы отмечаем их по, сей день?

-Хорошо, молодцы! Именно об этом мы и будем с вами сегодня говорить на нашем уроке. И тема звучит так: «Народные праздники. Ярмарка».

- Давайте с вами сформулируем задачи на наш урок.

Задачи:

Какие бывают народные праздники?

Создание «Ярмарки»

Представление результатов.

- Отлично, теперь мы можем приступать к работе.

Демонстрируют личностные УУД (проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принятие личной ответственности за будущий результат) коммуникативные УУД (научатся участвовать в коллективных обсуждениях, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя, понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу).


Решение проблемы.

Задачи: создать условия для решения поставленных задач.

Воспитательные: проявлять мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимать личную ответственность за будущий результат.

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивных УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её); коррекционной работы (корректировать зрительное восприятие в процессе работы с кластером, корректировать слуховое восприятие в процессе рассказа о народных праздниках).

Образовательные: формировать представление о народных праздниках, об их особенностях и традициях.


Методы обучения

Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: беседа;

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: объяснение;

Методы стимулирования деятельности и поведения: поощрение, создание ситуации успеха.


-Как вы думаете, что такое «Народный праздник»? (если обучающиеся не смогут ответить на данный вопрос, то будут наводящие вопросы, исходя из ситуации)

наводящие вопросы:

-Ребята, как вы считаете, праздник можно считать культурным мероприятием? (да)

-Действительно, праздник - явление народной культуры.

- А праздники вы проводите, в свое свободно время? (да)

-Конечно, значит:

-Народные праздники – явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа.

-Русский человек не только умел защищать свою русскую землю, трудиться на этой земле, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах. Праздники есть у каждого народа. Народ, умеющий хорошо работать, умел и веселиться.

-Давайте прочитаем первую задачу нашего урока (Узнать, какие народные праздники бывают)

-Для того, чтобы решить эту задачу, я предлагаю вам оставить кластер, то есть схему.

-А середине нашего кластера, у нас будут «Народные праздники»

-А какие народные праздники бывают, вы мы постараемся узнать через стихотворения. Я читаю вам стихотворение, ваша задача, внимательно слушать и сказать, о каком празднике идет речь.

-Кому не понятно, что мы сейчас будем делать поднимите руку.

Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
И торжественно парит, новый день благовещая,
Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.

-Как называется первый праздник, о которым мы с вами поговорим? (Рождество Христово)

На доске появляется карточка «Рождество Христово»

Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос.

-О каком празднике мы с вами только что говорили? (Рождество Христово)

-Давайте продолжим:

Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами, да с оладьями!

-Что это за праздник? (Масленица)

На доске появляется карточка «Масленица»

-Ребята, а вы учувствовали когда-нибудь в праздновании этого праздника?

-Что вы делали на данном празднике? (ответы обучающихся)

-Действительно на масленице положено устраивать народные гуляния, ходить в гости, веселиться и обязательно есть блины. Неделю так же называют блинной.

-А какой обряд проводится на масленице? (сжигать чучело).

-А как вы считаете, для чего это делается? (ответы обучающихся)

-Сжигая чучело ка костре, наши предки призывали весну, чтобы снова начать возделывать землю и растить урожай.

-Таким образом, мы можем сказать, что масленица – древний славянский праздник, который символизирует проводы зимы и ожидание весны.

-Следующее стихотворение:

Христос Воскрес! Скворцы поют.
И, пробудясь, ликуют степи.
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.

-Что это за праздник? (Пасха)

На доске появляется карточка «Пасха»

- Празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

-Ребята, что принято печь на Пасху? (ответы обучающихся)

В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

-Что является символом Пасхи? (яйцо)

-А, кто знает почему?

-Потому что яйцо — это символ жизни, её возрождения.

-Таким образом, мы можем сказать, что «Пасха» - древнейший и самый важный христианский праздник.

-Давайте продолжим:

4. На полях идет уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья.
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье.
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай -
Собирай дары природы.
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!

-Что это за праздник? (Праздник урожая)

На доске появляется карточка «Праздник урожая»

-Кто знает, когда отмечали данный праздник?

Осенью отмечали праздник урожая.

-У славян этот праздник означал окончание сбора урожая.

-Кто знает, какой урожай собирали славяне? (ответы обучающихся)

- Урожай пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур.

-Мы с вами полностью составили наш кластер и тем самым решили первую задачу, давайте прочитаем, про какие праздник мы с вами сегодня говорили? (Рождество Христово, Пасха, Масленица, Праздник Урожая).

-Молодцы, отлично!

-Ребята, а когда, урожай собрали, а где же его можно было продать? (На ярмарке)

-А, что же такое ярмарка на Руси? (предположения обучающихся)

-Ярмарка – массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.

-Ярмарка могла проходить во время празднования любого народного праздника, она являлась традицией. В зависимости от праздника, на ярмарках продавался востребованный для этого продукт. Например: на празднике урожая: овощи и фрукты, на масленицу: блины, кокошники, различного рода посуда.

-Вот ребята, мы с вами и познакомились с особенностями народных праздников с одной из традицией народных праздников – Ярмаркой.

-И сегодня я хочу предложить вам создать свое панно - Ярмарку, как традицию народных праздников.

-Панно - картина больших размеров, заполняющая пространство. Может быть поверхностью на стене, потолке и тп.

Демонстрируют личностные УУД (проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимать личную ответственность за будущий результат) коммуникативные УУД (научатся строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать его); Коррекционно-развивающий результат: имеют представление о народных праздниках, об их особенностях и традициях.

Физминутка.

Задача: снять физическое напряжение.


- Но прежде, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг по шире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

- -Можете присаживаться на свои места.

Демонстрируют регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию).

Первичное закрепление.

Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала.

Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию коммуникативных УУД (научить участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, научить работать в группе), регулятивных УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательных УУД (научить извлекать информацию из прослушанного объяснения,); коррекционной работы (корректировать умение ориентироваться плоскости в процессе создания «Ярмарки»)

Образовательные: формировать представление о особенностях и традициях народных праздников.


Методы обучения

Методы получения новых знаний: беседа, объяснение;

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: анализ продуктов детской деятельности, беседа;

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор.

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).

Методы воспитания

Методы формирования сознания личности: педагогическое требование, объяснение.

-Какую задачу нам еще предстоит решить? (создание ярмарки)

-Обратите внимание на доску, у нас уже положено начало ярмарки.

-Вы уже сидите в группах по 4 человека, у каждой группы – рабочий лист с изображением прилавка и продавца. Вам необходимо раскрасить его, заполнить продуктами. У первой группы – фрукты, у второй – овощи, у третьей – игрушки, у четвёртой – самовары. На выполнение задания есть 10 минут.

Затем необходимо представить свой прилавок по плану:

Состав группы;

Продукт прилавка;

Что изображено.

Оценивать в групповой работе будем:

Аккуратность;

Соответствие с темой;

Соответствие поставленному плану.

-Поднимите руку, кто не понял задание.

-Можете приступать (обучающиеся работают по группам)

-Я вижу, что вы все заканчиваете работать.

-Отложите свой рабочий лист.

-Давайте обратим внимание на задачи.

-Какую задачу мы с вами решили? (создание ярмарки)

-Переходим к третьей задаче.

-Кто ее прочитает? (представление результатов)

-Давайте ее решим, сейчас каждая группа представит свой прилавок по составленному плану, тот кто слушает представление обучающихся, необходимо просмотреть, все ли пункты плана выполнены и все ли критерии соблюдены.

-Представим слово первой группе.

-Ребята, давайте оценим: как вы считаете, ребята аккуратно изобразили свой прилавок? В соответствии с темой? Рассказали нам по плану?

-Какую бы оценку вы поставили первой группе?

-Хорошо! Спасибо ребятам первой группы, нам понравилось, как вы украсили свой прилавок, и нам было очень интересно вас слушать.

Однотипная работа по всем группам

-Ребята, каждая группа представила свой прилавок, мы его оценили, теперь давайте оформим нашу Ярмарку.

-Каждая группа, по очереди, подойдет и наклеит свой прилавок на данный лист.

По одну из представителей группы клеит свой прилавок на ватман.

-Ребята, мы отлично постарались, и у нас получилась вот такая красивая и интересная ярмарка как традиция народных праздников.

-Какую задачу мы с вами решали? (представление результатов).

-Как вы считаете мы ее решили? (да)

Демонстрируют личностные УУД (умение соблюдать гигиену учебного труда и умение организовать рабочее место; проявляют мотивацию к учебной и творческой деятельности; принимают личную ответственность за будущий результат), коммуникативные УУД (научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать свое собственное мнение, формулировать ответы на вопрос, умеют работать в группе), регулятивные УУД (понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу), познавательные УУД (научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения).

Коррекционно-развивающий результат (умеют ориентироваться плоскости)

Рефлексия учебной деятельности.

Задачи: создать условия для оценки обучающимися своей деятельности на уроке, подвести итоги урока.

Воспитательные: формировать умение соблюдать гигиену учебного труда;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию регулятивных УУД (проявлять волевую саморегуляцию), коммуникативные УУД (строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопрос).

Методы обучения

Методы эмоционального стимулирования, поощрение и порицание;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:, беседа;

Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).


- Наш урок подошел к концу.

-Ребята, сегодня мы с вами узнали о народных праздниках и создали свою ярмарку.

-Что нового вы сегодня узнали о традициях и особенностях народных праздников (ответы обучающихся)

-Отлично, спасибо за ваши ответы, я вижу, что вы были внимательны на уроке.

-А сейчас пускай каждый из вас подумает о том, вложил ли он вклад в решение задач, которые были на уроке (дети думают).

-Это ваша личная оценка и я надеюсь, что каждый из вас поставил ее правильно.

- Ребята, мы с вами плодотворно сегодня поработали. Особенно хотелось бы выделить за старание и отличную работу на уроке……

- Все большие молодцы. Вы можете убирать свои рабочие места. Урок окончен.

Обучающиеся демонстрируют личностные УУД (умение соблюдать гигиену учебного труда); коммуникативные УУД (строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопрос), регулятивные УУД (проявляют волевую саморегуляцию).





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.