Статья на тему «Система работы с сюжетным панно»
Система работы с сюжетным панно.
Сегодня с введением ФГОС ДО от детей, поступающих в школу, для успешного обучения требуются несколько иные качества, чем ещё несколько лет назад. Наиболее отчётливо эти изменения проявляются в отношении интеллектуальной, коммуникативной, социальной готовности будущего школьника. Конечно, определённый кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как основа того нового, что будет освоено в школе, давались и раньше в детском саду, но для того, чтобы ребёнок овладел программой современной школы, этого недостаточно. Быть готовым к обучению в школе значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы. Опыт работы в детском саду позволил мне сделать вывод о том, что, как правило, дети способны выполнять прямые инструкции педагога (особенно в младшем дошкольном возрасте) и затрудняются в выполнении творческих заданий, где необходима гибкость мышления.
Я очень хочу, чтобы мои выпускники были успешны в школьном обучении, умели творчески мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи-тогда они будут готовы отправиться во взрослую жизнь с нашего дошкольного причала. Огромную возможность для развития ребёнка дают развивающие игры. Я использую развивающие игры, на основе многофункционального сюжетного панно в своей работе уже несколько лет. За эти годы сложилась определённая система работы.
Свою работу я строю по трём направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен опытом с коллегами. Работу с детьми организую на основе перспективного планирования.
Задачи работы: содействовать развитию интеллектуальных способностей дошкольников, развивать способы умственных действий: анализ, синтез, классификация и т.д., формировать и развивать сенсорные эталоны.
Работа с детьми включает в себя сюжетно-ролевые игровые занятия, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную игровую деятельность и индивидуальную работу с детьми, которые испытывают трудности или, наоборот, быстро и с лёгкостью справляются с заданиями.
Дидактические сюжетные панно оформлены в виде сюжетных картин, на которых крепятся липучки, пуговицы, кнопки, крючки. Дети прикрепляют на них различные детали сюжета. Этот практический материал помогает мне творчески организовать занятия, повседневную деятельность детей при ознакомлении их с различными темами.
Дидактическое панно «Кто живёт у нас в лесу» помогает детям закрепить знания о диких животных, местах их обитания («Кто где спит?»), чем питаются звери («Угостим обитателей леса»).
Сюжетное панно «Паровозик из Ромашково» помогает развивать у детей умение различать количество предметов (вагончиков), развивать умение различать предметы по размеру, закреплять цвет, познакомить с числительными (первый, второй, и т.д.), учит малышей согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
Сюжетное панно «На транспорте мы едем, плывём, летим» помогает детям различать по внешнему виду наземный, водный, воздушный транспорт, называть и различать грузовой и легковой автомобили, их основные части, знакомит детей со спецтранспортом и его значимостью для людей, а также помогает знакомить детей с правилами дорожного движения.
Сюжетное панно «В гостях у тётушки Недели» и «Когда это бывает?- части суток» оформлены в виде сюжетной картины, на которых главный персонаж- тётушка Неделя. Семь её сыновей (дни недели) прикрепляются на липкую ленту последовательно в определённых местах в соответствии со стихотворением. Каждый мальчик (день недели) имеет свой образ, который дети запоминают зрительно, рубашка определённого цвета украшена цифрой, определяющей порядковый номер дня недели. Каждое утро, работая с этим панно, можно вспомнить, какой день недели был вчера, какой сегодня и какой наступит завтра. На панно также отображены части суток, а текст стихотворения помогает сделать акцент на каждой из них, обеспечивая поле для игровых упражнений, направленных на знакомство детей с частями суток и их сменой. Съёмные картинки дают детям возможность действовать с ними самостоятельно.
Можно придумать множество игровых упражнений, в том числе математического характера; речевые игры (придумать и рассказать какой характер у того или иного дня недели). Фантазия детей безгранична, и они с удовольствием придумывают сюжеты рассказов, сказок про дни недели, что способствует развитию речи и воображения.
Взаимодействие с родителями осуществляется на основе организации практической деятельности. Частое использование игрового материала приводит к его износу, поэтому родители вместе с детьми оказывают помощь в ремонте и изготовлении панно, сюжетов к ним.
По мере возможности я стараюсь делиться опытом с коллегами, провожу консультации, делюсь теоретическим и практическим материалом.
При организации работы с сюжетным панно я опираюсь на следующие принципы: -учёт ведущего вида деятельности ребёнка-дошкольника- игры. Дети могут самостоятельно, действуя с панно, которое в данном случае служит игровым полем, организовать режиссёрскую игру, театрализованную деятельность (панно по сказкам «Репка», «Теремок»); -учёт специфики организации образовательного процесса, когда обучение детей ведётся не только при организационных видах детской деятельности, но и при проведении режимных моментов; -учёт познавательных интересов и любимых видов деятельности детей группы, а также гендерный подход (мальчикам интересно работать с панно по транспорту, а девочкам заселять «Теремок» любимыми героями сказки); -учёт специфики организации коррекционно-образовательного процесса, включая уровень развития детей (проводятся индивидуальные занятия на основе сюжетных панно по разделам программы с детьми, которые не освоили что-то на занятии или пропустили по причине болезни: ориентировка в пространстве, используя предлоги над, за, перед, порядковый и количественный счёт); -возможность осуществления взаимосвязи и интеграции различных образовательных областей и взаимосвязи в работе специалистов (инструктора по физо, музыкального руководителя,) при проведении интегрированных занятий.
Для реализации системы работы с сюжетным панно созданы необходимые условия:
1.Планирование образовательной работы.
2.Применение детьми коммуникативных умений в повседневной деятельности с сюжетным панно.
3.Активное вовлечение родителей в образовательное пространство группы.
4.Материально-дидактическое обеспечение программы, по которой работает группа.
В результате проведённой работы уже сейчас можно сделать выводы о том, что использование многофункциональных сюжетных панно позволяет говорить о комплексном подходе в реализации ФГОС ДО при интеграции образовательного процесса.
Соколова Елена Борисовна