Урок ИЗО в 6 классе «Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл»
Урок
изобразительного искусства
в 6 классе
«Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл»
Подготовила
Менвапова Гульнара Айяровна
Урок ИЗО в 6- классе
Тема урока:
"Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл"
Тип урока: урок обобщения
Художественное название урока «Прекрасны вы, брега Тавриды…»
Цели и задачи урока:
- обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного года; развивать творческое мышление, воображение; формировать навыки сотрудничества; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Предметные:
- проверка знаний, умений и навыков приобретенных в течении учебного года;
-знакомство с творчеством художников посетивших Крым;
- знакомство с культурным наследием полуострова Крым;
-знакомство с использованием новых приемов (техника Пирасмани) и материалов в творчестве.
Метапредметные:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- обобщить основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия;
-формирование навыков при выполнении практических творческих работ, умение работать в группах;
-формирование художественного вкуса во всем многообразии их видов и жанров;
Личностные:
- принятие мультикультурной картины полуострова Крым;
-уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал;
-проявлять устойчивый интерес к искусству, формировать эстетический кругозор;
Оборудование:
для учителя:
-выставка лучших работ учащихся, выполненных в течении учебного года,
-приготовить мультимедиа (слайды),
- презентация для интеллектуальной игры (сдвинуть парты для работы в группах), - подготовить жетоны;
- карточки с номерами для групп,
-изображение полуострова Крым на ватмане,
-шаблоны фигуры человека,
-приготовленные части национального костюма разных народов Крыма, которые будут наклеиваться на шаблон.
-иллюстрации с изображением детей в национальных костюмах, проживающих в Крыму.
для учащихся:
- цветная бумага, ножницы, клей, салфетки;
-гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово учителя
Слайд 1
Дорогие друзья! Сегодня у нас заключительный урок изобразительного искусства в шестом классе. В этом учебном году мы с вами узнали много нового, интересного, многому научились. На этом уроке обобщим и проверим имеющиеся у нас знания, приобретём навыки и умения сотрудничества, наметим пути дальнейшего развития. Обратите внимание на выставку- это результат наших достижений за учебный год.
Слайд 2
III. Интеллектуальная игра-викторина «Искусство в жизни человека»
Учитель делит класс на 3 группы – команды для участия в интеллектуальной игре.
Начнем мы с интеллектуальной игры - викторины“Искусство в жизни человека”
(Условия игры: учитель в быстром темпе задает по одному вопросу командам в порядке очередности; при правильном ответе команда получает жетон, при неверном ответе следующие команды имеют возможность заработать дополнительный жетон.
Предварительно выбирается один ученик, независимый эксперт, который за правильный ответ выдает жетоны. По окончании игры он подсчитывает жетоны, а результат озвучивается в конце урока.)
ВОПРОСЫ:
Какие виды искусств объединяет понятие «изобразительное искусство»? (Живопись, скульптура и графика).
Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)
Как называется небольшая доска, на которой художник смешивает краски? (Палитра.)
Кисти какого выдающегося русского художника принадлежат картины «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Ермаком Сибири»? (Василия Ивановича Сурикова)
К какому виду живописи относятся панно, фрески и мозаика?(К монументальной живописи)
Основой какого вида изобразительного искусства является однотонный рисунок? (Графики.)
Как называется специальный ящик для переноски кистей, красок, палитры и т. п.? (Этюдник.)
Они могут быть мягкие и жесткие, плоскиеи круглые, короткие и длинные, заостренныеи тупые. О чем идет речь? (О кистях)
Как называется разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных? (Анимализм)
Можно написать портрет, расположив портретируемого боком к зрителю - в профиль. А если изображаемый находится лицом к зрителю, говорят, что он расположен… (В анфас)
Материал для рисования в виде палочек красно-коричневого цвета. (Сангина)
Подставка, на которой художник или скульптор устанавливает, закрепляет картину, скульптуру для работы над ними. (Станок)
Какие три цвета называются основными? Почему? (Желтый, красный, синий, так как их нельзя получить смешением других цветов)
Название какого, необходимого в изобразительном искусстве предмета, переводится как «черный камень»? (Карандаш.)
Как называется жанр изобразительного искусства, посвященный военной тематике? ( Батальный жанр)
Собрание произведений искусства, место для их экспонирования, а также хранения с целью продажи. Как все это назвать одним словом? (Галерея.)
Кто является автором одной из величайших картин всех времен и народов – «Джоконды»? (Леонардо да Винчи)
Строго закономерная градация светлого и темного, одно из основных средств изобразительного искусства – что это? (Светотень)
Название какого популярного жанра изобразительного искусства переводится с французского как «мертвая натура»? (Натюрморт.)
Как называются художники, посвящающие свое творчество изображению моря? (Маринисты.)
Кто является выдающимся маринистом в русской живописи? (Иван Константинович Айвазовский)
Предварительно выбирается один ученик, независимый эксперт, который за правильный ответ выдает жетоны. По окончании игры он подсчитывает жетоны, а результат озвучивается в конце урока.
Подсчитаем баллы... подведём итоги интеллектуальной игры.
Слайд 3
IV Тема урока
Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Художник помогает зрителю видеть мир, позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей.
Мы с вами живем на уникальном полуострове под названием Крым. Природа Крыма служила источником творческого вдохновения для многих мастеров изобразительного искусства. Начиная с XVIII века и до наших дней ни один из побывавших здесь художников не остался равнодушным к красоте этого края.
Слайд 4 Показ видеофильма о Крыме (2 минуты)
Одновременно с демонстрацией фильма, зачитывается эпиграф урока и часть стихотворения «ТАВРИДА»
Эпиграфом сегодняшнего урока послужат слова великого русского поэта А.С.Пушкина из стихотворения «ТАВРИДА».( Эпиграф распечатывается и вывешивается на доске)
Словарная работа
«Таври́да» — одно из исторических названий древнего и средневекового Крыма. (слово «Таврида»вывешивается на доску).
Кто видел край, где роскошью природы
Оживлены дубравы и луга,
Где весело шумят и блещут воды
И мирные ласкают берега…
Где на холмы под лавровые своды
Не смеют лечь угрюмые снега?
Скажите мне; кто видел край прелестный,
Где я любил, изгнанник неизвестный?
Златой предел! любимый край Эльвины,
К тебе летят желания мои!
Я помню скал прибрежные стремнины,
Я помню вод веселые струи,
И тень, и шум - и красные долины,
Где в тишине простых татар семьи
Среди забот и с дружбою взаимной
Под кровлею живут гостеприимной.
Все живо там, все там очей отрада,
Сады татар, селенья, города;
Отражена волнами скал громада,
В морской дали теряются суда,
Янтарь висит на лозах винограда;
В лугах шумят бродящие стада...
И зрит пловец — могила Митридата
Озарена сиянием заката.
Многие художники приезжали в Крым на этюды, а некоторые оставались жить. В их картинах запечатлены теплые краски южного моря, живописные мысы и бухты, своеобразный быт крымских татар, эпизоды морских баталий. В Крыму оформилась так называемая «киммерийская школа живописи».
Словарная работа
«Киммерия»—древнегреческое название восточного Крыма(слово киммерия вывешивается на доску).
-Кто назовет художников,посетивших Крым и написавших здесь свои произведения? (Ответы учащихся)
Группа культурологов из вашего класса подготовила презентацию о художниках , побывавших в Крыму.
Слайд 5
1 учащийся (на экране портрет А. К. Айвазовского) и репродукции картин
Одним из основоположников киммерийской школы был Иван Константинович Айвазовский. Он посетил Крым в 1830-е годы , а с 1845 года жил в Феодосии, где открыл школу искусств и художественную галерею, существующую поныне (Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского). Крыму посвящены десятки его работ: «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф» (1839), «Вечер в Крыму. Ялта» (18480,«Вид Алупки» (конец 1850-х годов), «Вид Феодосии» (1898), «Крымское побережье в лунном свете» (1898) и много других..
Слайд 6
2 учащийся
Еще один представитель «киммерийской школы» в живописи — Лев Феликсович Лагорио-ученик Айвазовского. Лагорио много путешествовал, начиная с 1870-х годов часто приезжал в Крым: в Судаке у него была мастерская. Лагорио писал морские пейзажи, скалы и бухты, прибрежные города: «Берег моря близ Алушты» (1889), «Крым. Скалы Монах и Дива» (1890), «Ночь в Крыму. Берег моря» (1880-е годы), «Крым ночью» (1893), «Вид на Ялтинскую бухту с высоты» (1894), «Симеиз» (1899) и другие.
Слайд 7
3 учащийся
С Крымом связано имя Федора Александровича Васильева, чей творческий путь был трагически прерван ранней смертью: он прожил всего двадцать три года, но успел воздать несколько выдающихся работ. В возрасте двадцати лет Васильев заболел туберкулезом и отправился в Крым, где провел последние годы жизни. Художник тосковал по русской природе и поначалу оставался равнодушен к красоте крымских пейзажей, но со временем почувствовал их очарование и успел передать его в своих работах. Здесь Васильев написал свои последние картины, в том числе «Вечер в Крыму», «Зима в Крыму», «Эриклик. Фонтан (Крым)», «Горы и море», «Прибой в Ялте» и другие.
Слайд 8
4 учащийся
Нездоровье привело в Крым и другого известного русского художника — Исаака Ильича Левитана: он приехал сюда в 1966 году, надеясь побороть болезнь сердца. На основе крымских впечатлений им были созданы картины «В Крымских горах» (1886), «Вид на море. Крым» (1886), «Вид около Ялты» (1886), «Горы. Крым» (1886), «Дворик в Ялте» (1886).
Слайд 9
5 учащийся
В Крыму часто бывал Архип Иванович Куинджи: в 1886 году художник приобрел участок в районе поселка Кикенеиз и построил там дом. Поначалу Куинджи вел уединенную жизнь, затем начал приезжать в свое крымское имение вместе с учениками. Неординарный талант Куинджи, его самобытный стиль и свежий взгляд проявились в работах «Лодка в море. Крым» (1870-е годы), «Подсолнухи. Крым» (1880-е годы), «Горный склон. Крым» , «Кипарисы на берегу моря» (1887), «Ай-Петри. Крым» (1898-1908), «Берег моря со скалой» (1898-1908), «В Крыму» (1900-е годы).
Слайд 10
6 учащийся
В Крыму подолгу жил Константин Алексеевич Коровин, у которого была дача в Гурзуфе. Свет южного солнца, ослепительные блики и яркие краски как нельзя более соответствовали его свободной и жизнерадостной творческой манере, виртуозной технике кистевых мазков. Крым вдохновил Коровина на создание множества картин, пейзажей и натюрмортов: «Кафе в Ялте» (1905), «Ялта ночью» (1905), «Бахчисарай» (1907), «Татарская улица в Ялте. Ночь» (1910), «Алупка» (1912), «Рыбачья бухта. Севастополь» (1916) и др.
Слайд 11
7 учащийся
С Крымом тесно связаны жизнь и творчество Максимилиана Александровича Волошина, поэта и художника. Волошин родился в Киеве, детство провел в Севастополе и Коктебеле, потом жил в Москве и Петербурге. В 1907 году, в возрасте тридцати лет, Волошин решил вернуться в Коктебель, в свой просторный дом на берегу моря. Окончательно он поселился в Коктебеле уже после революции 1917 года. Волошин создал серию акварелей — «Коктебельскую сюиту». Крым предстает в его работах как завораживающее пространство, полное удивительной гармонии: «Закат. Козы» (1910-е годы), «Каньон Коктебеля» (1911), «Голубой залив» (1912), «Эчки-Даг» (1923), «Шторм у Топрак-Кая» (1924) и др.
Слайд 12
8 учащийся
Крымские пейзажи, исторические и архитектурные памятники, военно-морские сюжеты, экзотический быт крымских татар привлекали не только русских художников. В Крыму жил и работал Карло Боссоли, уроженец швейцарского города Лугано. После Крыма художник уехал в Европу. В 1956 году в Лондоне был издан альбом литографий Боссоли «Пейзажи и достопримечательности Крыма». В этих литографиях запечатлены красочные виды, поразившие молодого художника: «Бахчисарай», «Евпатория», «Алушта», «Симферополь», «Татарская школа для детей», «Дворец князя Воронцова в Алупке» и др.
На доску вывешивается карта Крыма .
Слайд 13
-А теперь посмотрите на карту Крыма. С чем можно сравнить Крым на карте? (ответы детей)
Слайд 14
Крымский поэт Гаспринский увидел в нём летящую птицу ( портрет)
Его называют «Зелёный остров»,
Прекрасный остров,
Чудесный Крым.
Он с легкокрылой стремительной чайкой,
Летящей над пенной волною, сравним.
-А какие слова еще можно употребить о Крыме? ( ответы учащихся,слова записываются на доске)
-Много красивых слов !
-А в чем же, кроме природы еще заключается уникальность нашего полуострова? ( ответы учащихся)
-Крым –многонациональный - действительно!
– Какие народы населяют Крым? (ответы учащихся) на доску вывешиваются иллюстрации детей в национальных костюмах.
Выходят 4 ученика в национальных костюмах и под народное попурри зачитывают стихотворение
1 ученик
Греки, русские, армяне,
Крымчаки и караимы
Есть у нас другое имя,
Нас зовут ещё крымчане.
2 ученик
Украинцы и евреи,
Немцы, крымские татары,
Ассирийцы и болгары,
Выходите в круг скорее.
3 ученик
Хайтарма, гопак и фрейлакс,
Сырба, барыня, сиртаки,
Словно лютики и маки,
Так поляна разгорелась.
4 ученик
Не в саду, не в огороде
Мы в семье, в своём народе.
Дай мне руку, мой товарищ,
Станем вместе в хороводе.
Музыкальная физминутка «Море»
V Практическая работа
-У каждого народа своя культура, :язык, национальная одежда, свои традиции и музыка.
- Сегодня мы с вами выполним хоровод крымчан, проживающих на полуострове, о котором мы только-что услышали в стихотворении.
Проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кистями и красками.
Работа в группах. На партах лежат иллюстрации с детьми в национальных костюмах.
Группа- на вырезанном из ватмана полуострове цветом прокрывают горы, леса, степи.(готовую работу прикрепляют на доску).Можно использовать технику обрывной аппликации.
и 3- группы на шаблон фигуры человека наклеивают части одежды национального костюма ( заготовленные части лежат на парте) и прикрепляют на полуостров.
Учащиеся выполняют практическую работу под мелодию «Шум прибоя».
Получилось панно из людей в национальных костюмах на полуострове, держащиеся за руки.
-Как можно назвать это панно? ( ответы учащихся) Например «Дружба», «Крымский хоровод»
VI Рефлексия
Давайте проведем самоанализ наших действий, настроения и результат урока.
На доске таблица с тремя графами «Плюс-минус-интересно»
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
VI Итог урока
-И так , ребята ! Подведем итог нашего заключительного урока.
-Мы хорошо поработали, проверили наши знания, полученные за учебный год, показали навыки сотрудничества в группах и создали такое замечательное панно.( отметить активных ребят)
VIII Задание на лето
-Летом не проходите мимо прекрасного, выполняйте зарисовки, этюды, эскизы, фотографии
- Урок окончен. Счастливых вам каникул!
10