12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наташа279
Учитель начальных классов. 1год работы. Окончила педагогический колледж и университет.
Россия, Самарская обл., Самара

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Выразительные возможности графических материалов» (программа Б.М Неменского,2 класс)

Тема урока: «Выразительные возможности графических материалов»

Педагогическая цель: изобразить «Зимнюю ель» на белых листах бумаги при помощи графических материалов.

Тип урока: открытия нового знаний

Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: графика.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Ученик научится:

- познакомится с видом изобразительного искусства – графика.

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись):

- применять средства художественной выразительности в рисунке (линия) (по памяти и впечатлению).

получит возможность научиться:

- изображать зимнее дерево на белых листах бумаги при помощи графических материалов

Метапредметные:

Ученик научится:

- анализировать объекты, разбивать их на составные части;

- корректировать свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом;

- формулировать ответ на вопросы учителя;

- развивать творческое воображение и фантазию.

Ученик получит возможность научиться:

- производить обобщение алгоритма выполнения

- контролировать собственную деятельность;

- отвечать на незапланированные вопросы;

- самоконтролю, самооценке.

Методические задачи урока

Обучающая: формировать у обучающихся навыки работы с графическим материалом,

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно планировать работу;

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Форма работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная

Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, ластик, рисунки, выполненные карандашами, фломастерами, углем, сангиной, пастелью, пером, презентация, образец работы.

Предварительная работа: понаблюдать за красотой деревьев, пластикой их стволов, ветвей. Найти дома фотографии с изображением зимнего леса или отдельных деревьев. Найти книги, иллюстрированные одноцветными линейными рисунками, и, если возможно, принести некоторые из них в класс для показа

 

Этап урока

(в соответствии со структурой

деятельности)

Задание

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые

предметные и

метапредметные

умения

1. Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас.

И пусть прохладой осень в окна дышит.

Нам будет здесь уютно,

Ведь ваш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Вступительное

слово

Приветствуют учителя.

Личностные:

- управление своим настроением, умение выражать эмоции.

2. Актуализация знаний

-Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным - печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. Посмотрите на эти рисунки.

– Узнаете материалы, которыми они нарисованы? Здесь есть работы, сделанные цветными карандашами, восковыми мелками, а вот эта работа выполнена сангиной. Этот материал похож на мягкий мелок рыжевато-коричневого цвета.

– Рисунок тушью, углём, карандашом, сангиной, ручкой, называется графикой.

– В графике, действительно, часто используются белые и черные пятна и линии. Но разве в жизни их нет?

– Вот ваза у окна. На фоне солнечного света она кажется темной, почти черной. А поставьте ее против темной стены – сразу посветлеет. Сочетание темного и светлого очень помогает художнику-графику передавать предметы правдоподобно. Однако, он вправе выбрать и другие цвета карандашей. Черный не обязателен. График может нарисовать картину синим цветом, используя разные его оттенки, может оранжевым и т.д. А черный цвет просто связан с историей появления этого искусства. Кто -то знает, что означает слово карандаш? Слово «карандаш» на тюркском языке означает «черный камень». «Кара» – камень, «аш» – черный. Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди.

-Как вы думаете? А можно ли зиму изобразить в черном цвете?

Изображая зиму черной тушью, простым или черным карандашом можно рисовать не только кистью или карандашом, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом).

Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, , попробуйте проведите с усилием линию карандашом в альбоме, а теперь слегка, как перышком.

если слегка - линия станет тоненькой

Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь, - линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными. Попробуем, не отрывая руки нарисовать разные линии

- Обратите внимание какие разнообразные и интересные работы художников только лишь простым карандашом и ластиком.

Сегодня мы попробуем таким способом изобразить зимнее дерево. Посмотрите в окно, какой ствол у деревьев? Похож на морковку или огурец? Конечно нет, обратите внимание ствол дерева постепенно сужается к его вершине, которая переходит в несколько тонких веток.

- Как растут веточки на дереве? от ствола в стороны, у ствола — толще, к своему завершению — тоньше.

Какие деревья бывают по внешнему виду?

Учитель знакомит детей с графикой/рассказывает об отличиях черной и белой красок.

Показать иллюстрации, презентация

Учитель показывает вид штриховки на

доске и на слайде.

Демонстрация наглядного материала

Дем-ция иллюстр.

художников

Вместе с детьми изучают строение деревьев за окном.

Белые: ваза, мел, люстра.

Черные: доска,

стул учителя.

Да/нет/

карандаш/мелки.

Да/нет

повторяют

работу в альбомах.

На белом листе бумаги.

Точки, тон, линия.

Рассм-ют

ил-ции.

Высокий\нет

В разные стороны

(Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб –ветвистый, мощный, толстый; ива – поникшая)

Познавательные: узнавать объекты окружающей действительности; определять характер предложенных линий, способы создания линий; сравнить выразительные возможности графики и живописи.

Регулятивные:

- планирование деятельности, контроль собственной готовности

3. Педагогический показ

1.Располагаем альбомный лист вертикально.

2. Очень тонкими линиями набросаем основную форму елки в виде треугольника, затем изобразим ее ветки с обоих сторон.

3. Начинаем изображать сверху вниз, снежный покров, но не полностью, только частично.

4. Теперь сотрите часть контура и дорисовываем более рельефные формы снега на ветках ели. Затем начинаем затемнять участки, которые остались «зеленые», находятся без снега.

6. Добавьте еще теней или более темного цвета, в местах более глубоких, т.е., например, под основаниями веток, снизу веток.

7. Снег у нас не чисто бело-гладкий, поэтому очень светлыми штришками делаем тени и рыхлость снега. Для более живописного вида можно сделать фон, вы можете сделать любой другой, какой вам нравится. Рисунок елки в снегу готов.

Учитель показывает мелом на доске, совместно с презент., на которой показаны этапы выполнения на бумаге.

Слушают\задают вопросы

Познавательные:

- осуществление синтеза и анализа;

-разделение целого на части;

Регулятивные:

- оценивать собственные действия;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- оценивать правильность выполнения действия;

Коммуникативные:

- правильно отвечать на вопросы;

- проговаривание своих действий и конечного результата.

4. Самостоятельная деятельность детей

Но прежде чем преступить к работе, я хочу

напомнить, что любой рисунок мы начинаем с композиции. Что такое композиция?

Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры. Задача на сегодняшний урок, разместить дерево на вертикально расположенном листе бумаги. Давайте вместе определим расположение

нашего дерева.

Самостоятельно выполняют работу.

Контроль деят-ости детей\отв. на сопут-щие вопросы

Композиция - составление, соединение различных частей,

в единое целое в соответствии с какой- либо

идеей.

Определяют местопол-ние будущего рисунка/ Ученики

выполняют

практическую

работу

Познавательные:

- действовать по заданному алгоритму выполнения.

- анализировать объекты, сравнивать их, выделять общее

Регулятивные:

-планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Подведение итогов

Рефлексия 

-С каким видом искусства мы сегодня познакомились на уроке? Что использовали для работы? 

- Какие затруднения были в процессе работы?

Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Организует рефлексию деятельности обуч-ся.

Графика.

Карандаши грифельные/

Масляные/

Цветные.

Регулятивные:

- Контроль и оценка собственной деятельности;

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 19.11.18 в 21:21 1Ответить Пожаловаться
Хорошая технологическая карта. Методически грамотно составлено, продумано.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.