Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Выразительные возможности графических материалов»
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Выразительные возможности графических материалов» (программа Б.М Неменского,2 класс)
Тема урока: «Выразительные возможности графических материалов» |
Педагогическая цель: изобразить «Зимнюю ель» на белых листах бумаги при помощи графических материалов. |
Тип урока: открытия нового знаний |
Понятия (способы действия), которые должны быть сформированы на уроке: графика. |
Ожидаемые результаты: Предметные: Ученик научится: - познакомится с видом изобразительного искусства – графика. - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись): - применять средства художественной выразительности в рисунке (линия) (по памяти и впечатлению). получит возможность научиться: - изображать зимнее дерево на белых листах бумаги при помощи графических материалов Метапредметные: Ученик научится: - анализировать объекты, разбивать их на составные части; - корректировать свои действия, внося необходимые изменения в случае расхождения с образцом; - формулировать ответ на вопросы учителя; - развивать творческое воображение и фантазию. Ученик получит возможность научиться: - производить обобщение алгоритма выполнения - контролировать собственную деятельность; - отвечать на незапланированные вопросы; - самоконтролю, самооценке. |
Методические задачи урока Обучающая: формировать у обучающихся навыки работы с графическим материалом, Развивающая: развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно планировать работу; Воспитательная: воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. |
Форма работы: индивидуальная, коллективная, фронтальная |
Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, ластик, рисунки, выполненные карандашами, фломастерами, углем, сангиной, пастелью, пером, презентация, образец работы. |
Предварительная работа: понаблюдать за красотой деревьев, пластикой их стволов, ветвей. Найти дома фотографии с изображением зимнего леса или отдельных деревьев. Найти книги, иллюстрированные одноцветными линейными рисунками, и, если возможно, принести некоторые из них в класс для показа |
Этап урока (в соответствии со структурой деятельности) |
Задание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые предметные и метапредметные умения |
1. Организационный момент |
Я рада видеть каждого из вас. И пусть прохладой осень в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь ваш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. |
Вступительное слово |
Приветствуют учителя. |
Личностные: - управление своим настроением, умение выражать эмоции. |
2. Актуализация знаний |
-Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным - печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным. Посмотрите на эти рисунки. – Узнаете материалы, которыми они нарисованы? Здесь есть работы, сделанные цветными карандашами, восковыми мелками, а вот эта работа выполнена сангиной. Этот материал похож на мягкий мелок рыжевато-коричневого цвета. – Рисунок тушью, углём, карандашом, сангиной, ручкой, называется графикой. – В графике, действительно, часто используются белые и черные пятна и линии. Но разве в жизни их нет? – Вот ваза у окна. На фоне солнечного света она кажется темной, почти черной. А поставьте ее против темной стены – сразу посветлеет. Сочетание темного и светлого очень помогает художнику-графику передавать предметы правдоподобно. Однако, он вправе выбрать и другие цвета карандашей. Черный не обязателен. График может нарисовать картину синим цветом, используя разные его оттенки, может оранжевым и т.д. А черный цвет просто связан с историей появления этого искусства. Кто -то знает, что означает слово карандаш? Слово «карандаш» на тюркском языке означает «черный камень». «Кара» – камень, «аш» – черный. Именно черным камнем или углем рисовали в древности люди. -Как вы думаете? А можно ли зиму изобразить в черном цвете? Изображая зиму черной тушью, простым или черным карандашом можно рисовать не только кистью или карандашом, но и пером (металлическим и птичьим) и обыкновенной, остро заточенной палочкой (с острым или расщепленным концом). Если нажмешь сильно, линия получится яркой, но не длинной, , попробуйте проведите с усилием линию карандашом в альбоме, а теперь слегка, как перышком. если слегка - линия станет тоненькой Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, а руку от листа не отрываешь, - линия получается словно живая. Линии бывают колючими, острыми, плавными. Попробуем, не отрывая руки нарисовать разные линии - Обратите внимание какие разнообразные и интересные работы художников только лишь простым карандашом и ластиком. Сегодня мы попробуем таким способом изобразить зимнее дерево. Посмотрите в окно, какой ствол у деревьев? Похож на морковку или огурец? Конечно нет, обратите внимание ствол дерева постепенно сужается к его вершине, которая переходит в несколько тонких веток. - Как растут веточки на дереве? от ствола в стороны, у ствола — толще, к своему завершению — тоньше. Какие деревья бывают по внешнему виду? |
Учитель знакомит детей с графикой/рассказывает об отличиях черной и белой красок. Показать иллюстрации, презентация Учитель показывает вид штриховки на доске и на слайде. Демонстрация наглядного материала Дем-ция иллюстр. художников Вместе с детьми изучают строение деревьев за окном. |
Белые: ваза, мел, люстра. Черные: доска, стул учителя. Да/нет/ карандаш/мелки. Да/нет повторяют работу в альбомах. На белом листе бумаги. Точки, тон, линия. Рассм-ют ил-ции. Высокий\нет В разные стороны (Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб –ветвистый, мощный, толстый; ива – поникшая) |
Познавательные: узнавать объекты окружающей действительности; определять характер предложенных линий, способы создания линий; сравнить выразительные возможности графики и живописи. Регулятивные: - планирование деятельности, контроль собственной готовности |
3. Педагогический показ |
1.Располагаем альбомный лист вертикально. 2. Очень тонкими линиями набросаем основную форму елки в виде треугольника, затем изобразим ее ветки с обоих сторон. 3. Начинаем изображать сверху вниз, снежный покров, но не полностью, только частично. 4. Теперь сотрите часть контура и дорисовываем более рельефные формы снега на ветках ели. Затем начинаем затемнять участки, которые остались «зеленые», находятся без снега. 6. Добавьте еще теней или более темного цвета, в местах более глубоких, т.е., например, под основаниями веток, снизу веток. 7. Снег у нас не чисто бело-гладкий, поэтому очень светлыми штришками делаем тени и рыхлость снега. Для более живописного вида можно сделать фон, вы можете сделать любой другой, какой вам нравится. Рисунок елки в снегу готов. |
Учитель показывает мелом на доске, совместно с презент., на которой показаны этапы выполнения на бумаге. |
Слушают\задают вопросы |
Познавательные: - осуществление синтеза и анализа; -разделение целого на части; Регулятивные: - оценивать собственные действия; - принимать и сохранять учебную задачу. - оценивать правильность выполнения действия; Коммуникативные: - правильно отвечать на вопросы; - проговаривание своих действий и конечного результата. |
4. Самостоятельная деятельность детей |
Но прежде чем преступить к работе, я хочу напомнить, что любой рисунок мы начинаем с композиции. Что такое композиция? Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры. Задача на сегодняшний урок, разместить дерево на вертикально расположенном листе бумаги. Давайте вместе определим расположение нашего дерева. Самостоятельно выполняют работу. |
Контроль деят-ости детей\отв. на сопут-щие вопросы |
Композиция - составление, соединение различных частей, в единое целое в соответствии с какой- либо идеей. Определяют местопол-ние будущего рисунка/ Ученики выполняют практическую работу |
Познавательные: - действовать по заданному алгоритму выполнения. - анализировать объекты, сравнивать их, выделять общее Регулятивные: -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
5. Подведение итогов Рефлексия |
-С каким видом искусства мы сегодня познакомились на уроке? Что использовали для работы? - Какие затруднения были в процессе работы? Выставка работ. Уборка рабочих мест. |
Организует рефлексию деятельности обуч-ся. |
Графика. Карандаши грифельные/ Масляные/ Цветные. |
Регулятивные: - Контроль и оценка собственной деятельности; |
Садварий Жанна Владиславовна