12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Вениаминовна Чурина9078
Учитель математики
Россия, Ивановская обл., Южа
20

Виртуальная экскурсия по маршруту «пл. Ленина – Балинский лес г. Южа»



Виртуальная экскурсия по маршруту

пл. Ленина – Балинский лес г. Южа

Пояснительная записка

Предмет: историческое краеведение

класс: 7

Тип урока: урок коррекции знаний

Вид урока: конференция

Тематические уроки-конференции необходимы для того, чтобы обобщить информацию, систематизировать ее, а также узнать что-то новое.

Особенностью такого урока-конференции является то, что на нем должно быть много активных учеников – тех, у которых есть доклады , а также их оппонентов.

Для того чтобы остальные не оставались без дела, нужно предварительно выдать, например, опросник, в которые потребуется вносить данные. Они будут подтверждением того, что урок-конференция принес пользу всем присутствующим, так как ученики, которые не принимают непосредственного участия, будут вынуждены внимательнее слушать докладчиков, продуктивнее и оперативнее мыслить.

 

 Подготовительная работа.

Класс делится на 5 групп, каждой из которой дается домашнее задание: выполнить исторический бюллетень по определенной остановке, подготовить название команды, эмблему, девиз. Учитель проверяет собранную группами информацию, корректирует, совместно с капитанами команд создает презентацию. 

Цель урока: разработать экскурсионно -туристический маршрут по территории города, развивая чувства патриотизма и уважения к малой Родине. 

Основные задачи:

1. Показать красоту и неповторимость родного края.

2.Познакомить с достопримечательностями г. Южи, прекраснейшим уголком России.

3.Формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе.

4. Воспитывать в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенки вещей, явлений; бережное отношение к природе, родному краю.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Формировать уважение к собеседнику.
  • Тренировать умение выступать перед большим количеством людей, отстаивать свою точку зрения.

• Метапредметные:

умение осуществлять учебное сотрудничество;

умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

    учиться находить необходимую информацию в сети интернет, перерабатывать полученную информацию: наблюдать, анализировать, делать выводы; учиться рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, вести познавательный диалог.

      • Предметные:

      понимание и определение понятий, расширение знаний по изучаемому разделу ;

      умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности.

      Оборудование: Компьютер, презентация, линейки, ручки, карандаши, тетради, листы с опросником.

      Методы обучения: исследовательский, практический, словесный, наглядный.

      Структура урока

       Организационный момент.

      1. Мотивация к учебной деятельности.

      2. Выступление команд и заполнение опросников

      3.Просмотр видеоролика 

      4. Подведение итогов конкуренции

      5. Домашнее задание.

      6. Рефлексия

      Сценарий урока

      Оргмомент.

        Учитель приветствует учащихся и желает всем успешной работы на уроке!

        Для работы открыта презентация к уроку.

        1. Мотивация к учебной деятельностиВступительное слово учителя

        В условиях растущей международной интеграции, «смывания» границ между странами и континентами, вследствие улучшения транспортного обеспечения и развития дорожной сети, в мире наблюдается бурное развитие туризма. Туризм позволяет удовлетворить наши потребности в ознакомлении с культурным самовыражением народа. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. 

         Историко-культурный потенциал - это совокупность созданных в процессе исторического развития определенной территории памятников материальной и духовной культуры, которые являются объектами туристского интереса. В группу историко-культурные рекреационные ресурсы относятся памятники истории, архитектурные памятники, памятники современной архитектуры, уникальные сооружения культуры, спорта. Опыт по развитию местного туризма накоплен не только на давно освоенных рекреационных территориях, но и в некоторых отдельых городах нашей страны

        Мы живем в замечательном городе с необычным названием Южа.

        У Южской земли множество граней, которые делают ее потенциально привлекательной как для отечественных, так и для иностранных туристов. Среднерусской или Ивановской Карелией называют ее, ибо насчитывается в ней порядка 100 озер, живописных, исключительно интересных своей флорой и фауной.

        Мы любим совершать туристические походы, в которых прокладываем экологические тропы, собираем лекарственные травы, купаемся, загораем, ловим рыбу, и, конечно же, любуемся неповторимыми красотами нашего края.

        Я предлагаю проложить туристко-краеведческий маршрут «пл. Ленина-Балинский лес». Предполагаемые остановки –пл. Ленина, Советский проезд, берег озера Вазаль, бывшая усадьба Балиных, Балинский лес.

        Классный коллектив был предварительно разбит на 5 групп, каждой из которой дано домашнее задание: выполнить исторический бюллетень по определенной остановке, подготовить название команды, эмблему, девиз. Капитан команды сейчас представляет команду и проводит защиту исторический бюллетень. Перед каждым из вас опросники, которые вы должны заполнить по мере выступления капитанов и просмотра видеоролика.

        2. Опросник

        1.От какого финно-угорского слова происходит ласковое название Южа?

        2.  В каком году  помещик из Вязников Иван Протасьев решил построить в Юже хлопчато-бумажную фабрику?

        3. В каком году в Юже началась эра купца и фабриканта Асигкрита Балина?

        4.На какой улице  была выстроена фабрика?

        5. На каких улицах  были выстроены казармы?

        6. Чем является озеро Вазаль?

        7. Как  в народе называли паровозы, работающие в г. Южа?

        8. Где находится усадьба Балиных?

        9. Какие деревья преобладают в Балинском лесу? 

        10. Что выпускала в различные годы Южская фабрика?

        11. Для чего использовалась Южская узкоколейка? 

        12.Чем полезен отдых в Балинском лесу?

        13. Продумайте и нарисуйте в тетради схему маршрута, который изучим сегодня.

        3. Выступление команд. Отчитывается либо капитан, либо один из членов по составленному историческому бюллетеню.  

        Глава 1. Площадь Ленина (название команды, эмблема, девиз, отчет по составленному историческому бюллетеню)

        Отчет по составленному историческому бюллетеню:

        В самом центре Российского нечерноземья, в Ивановской области, в 30 км от знаменитого Палеха, среди дремучих лесов и обширных болот стоит тихий текстильный городок с лаконичным именем Южа. Его название имеет угро-финское происхождение - Южга, что означает болото. Южа стал городом в 1925 году, а первое упоминание относится к 1557г.

        Мы начинаем свое путешествие у здания школы №1. 1 сентября 1966 она гостеприимно распахнула свои двери для полутора тысяч учеников из переполненных школ города. Школа наполнялась просто: из других школ переводились классы целиком, вместе с классными руководителями. Фронтовик А.К. Морозова возглавила большой коллектив педагогов и учеников, успешно руководила школой с 1966 по 1977 год. 1500 учащихся были объединены в огромную дружину имени Аркадия Гайдара. Интересной, насыщенной была школьная жизнь. Например, праздник мальчишек  «Этих дней не смолкнет слава» – традиция, сохранявшаяся с 1966 года по 1989 год. Он всегда был приурочен к 23 февраля. К празднику  мальчишки готовили различные поделки, рисовали рисунки, старались подтянуться в учебе. К этому дню оформлялся стенд с фотографиями мальчишек, достигших успехов в учебе, спорте, общественной работе.

        Учителя и ученики вместе «писали» историю школы, создавали её традиции. Так, ученики школы ежегодно совершали походы по всей России. Основателем традиции был учитель географии А.А. Архипов. Его опыт перенял и продолжил с 1984 года С.В. Модин, организовав туристический клуб «Горизонт».

        За пятьдесят лет из стен школы вышли 4347 учащихся с неполным средним образованием, 2022 со средним. Из них пятеро выпускников получили золотые медали, 27 – серебряные медали. Первая серебряная медаль была выдана в 1989 году, первая золотая медаль – в 2006 году.

        «Визитной карточкой» Южи является и так называемая «гринель» (башня) прядильного корпуса текстильной фабрики. Изящное, несмотря на размеры, кирпичное сооружение с 1905 г. украшает не только производственное здание, но и сам город. «Гринель» отличает Южскую фабрику и от всех других в Ивановской области, ибо строили фабрики по индивидуальным проектам. Каждый фабрикант хотел, чтобы его предприятие стояло столетия и украшало город своей оригинальностью.

        Первое известное документальное свидетельство о Юже относится к 1556-1557 гг., когда в грамоте князей Пожарских упоминается "Южьский рубеж". На площади, вы видите памятный камень, в знак  того, что наш южский край тесно связан с именем князя  Д.М. Пожарского.

        В середине 16 века "селище Южа" принадлежало Григорию Карамышеву, после кончины которого Южа, вероятно, была отписана на государя Ивана Грозного, который в свою очередь передал ее своему двоюродному брату В.А.Старицкому. После Смуты к 1627-1629 гг. село было пожаловано Ф.Ф.Толмачеву. Затем селом владели Н.Ю.Плещеев, Репнины, К.Е.Сиверс, Опочинины. Т.Ф.Опочинина завещала вотчину своей дочери Екатерины Николаевны, вышедшей замуж за Петра Петровича Нарышкина.

        В 1859 г. Южу у Петра Петровича Нарышкина приобрел состоятельный вязниковский помещик Иван Александрович Протасьев

        В Юже он осушил болото Юзга, превратив его в озеро Вазаль, а в 1860 г. на берегу этого озера выстроил трехэтажный корпус бумагопрядильной фабрики на 16 тысяч веретен. Фабрика была деревянная.

        На роде Протасьевых фактически заканчивается эпоха помещичьего землевладения на Южских землях. После отмены крепостного права старые формы земельной собственности видоизменяются, земли начинают переходить в самые разные частные руки. Особое значение приобретают земли промышленности и рабочих поселений.

        Через пять лет фабрика была приобретена шуйским купцом первой гильдии Асигкритом  Яковлевичем Балиным. Старясь зарекомендовать свою новую фабрику хорошим качеством пряжи, А.Я. Балин распорядился, чтобы она производилась только из чистого хлопка. При новом владельце производство быстро расширяется. В 1868 году рядом с прядильным корпусом была выстроена ткацкая фабрика. В 1879 году фабрика сгорела при неизвестных обстоятельствах.  Но так как она была застрахована на приличную сумму, то поговаривают, что пожар был не случаен. Но это только умозаключения, так как купец  был богат, чтобы отстроить фабрику,  не прибегая  к полукриминальным схемам. В любом случае фабрика была воздвигнута в рекордные  2.5 года. 

        Здания фабрики, стоящие по улице Советская, ранее носившей название Купеческая, мы видим с пл. Ленина.

        1890 году выстроили отдельную ткацкую фабрику, а в 1896 году началось строительство четырехэтажного прядильного корпуса. 

        В 1891 г. Южская фабрика получает медаль на Среднеазиатской промышленной выставке, а в 1896 г. она завоевывает золотую медаль на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.

           Ассортимент вырабатывавшихся фабрикой тканей был очень широк: миткаль, бязь, саржа, марля, креп-сатин, туальденоры, цветные демикотоны, молескины, венециуэллы, бриллиантины, кашемиры, узорчатые головные платки, ажурные носовые платки, платьевые жаккардовые ткани, костюмные трико, монополь, диагональ и другие. В годы первой мировой войны фабрика по заказу Московского окружного интендантского управления вырабатывала палаточную и армейскую бязь, шинельное полотно.

            По мере развития фабрики возрастала необходимость в рабочих руках.

        Дети рождались, роддом еле справлялся со своими делами и Былины строят детский сад.  Квалифицированные работницы, обученные своему делу, должны как можно быстрее выходить на работу, так думали предприниматели. Первый детский сад был деревянный, он до сих пор работает как детский сад. Второй  садик построили кирпичным и сразу возвели  школу. Теперь это школа №2, её здание выделяется высококлассной кладкой, что мы так же наблюдаем от своей отправной точки, равно как и здание детского сада «Рябинушка».

        Перед собой мы видим фонтан виде «Каменного цветка», который на протяжении многих лет является местом встречи школьных друзей. Фонтан, наверно, так же «визитная карточка» города. В советское время, в 60-е годы, фонтан спроектирован небезызвестным архитектором, художником-самоучкой Игнатием Чапкиным и получил при первом запуске название фонтан Комсомольцев. Осенью 2017 года проведена восстановительная реконструкция объекта. Но он не работает как в советские времена с веселым веером брызг.

        В сквере перед зданием администрации Южского муниципального района мы видим памятник Влади́миру Ильичу́ Ле́нину, основателю советского государства. Относится к категории  скульптурных произведений, ставших неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства, одним из символов советской коммунистической идеологии.


         

        Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (основной псевдоним Ле́нин; 10 (22) апреля 1870Симбирск — 21 января 1924усадьба ГоркиМосковская губерния) — российский революционер, крупный теоретик марксизмасоветский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), главный организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года в России, первый председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

        В Ленине-юноше удивляет как раз то, что, в отличие от большинства своих современников, он не выказывал никакого интереса к общественной жизни. В воспоминаниях, вышедших из-под пера одной из его сестёр до того, как железная лапа цензуры легла на все, что писалось о Ленине, он предстает мальчиком чрезвычайно старательным, аккуратным и педантичным, — в современной психологии это называется компульсивным типом. Он был идеальным гимназистом, получал отличные оценки практически по всем предметам, включая поведение, и это год за годом приносило ему золотые медали. Его имя было в начале списка окончивших курс гимназии. Ко времени окончания гимназии в 1887 году у Ленина не было «определённых» политических убеждений. Ничто в начале его биографии не изобличало в нём будущего революционера; напротив — многое свидетельствовало о том, что Ленин пойдёт по стопам отца и сделает заметную служебную карьеру.

        К «визитной карточке» города можно отнести и памятник «Южский пионер». Южа в годы Великой Отечественной войны активно помогала фронту, как и вся страна. Немцев на южской земле не было, но простые люди кроме своей работы, помогали фронту личными сбережениями. Директор одной из школ города выступил с просьбой к гражданам о сборе средств на строительство танковой колонны. Было собрано 15 тысяч рублей, которые были отправлены на танковый завод. Танк был построен. Сталин своим приказом, в знак благодарности за гражданский подвиг горожан, приказал поставить танк Т-34 в Юже, в центре города.

        Как и во многих городах, в городе Южа есть свои исторические музеи, в которых находятся уникальные творения искусства, старинные предметы и т.д. Самыми интересными и заслуживающими внимания являются Муниципальные музеи города.

        Один из таких музеев – мемориальная комната поэта Ганабина Ивана. Интересна не только своим оформлением комната-музей, но увлекательна и история жизни самого поэта. Он рожден в 1922 году, с 6 лет он жил на территории, тогда еще не являющейся городом Южа. В 1943 году он начал издавать свои стихи, которые печатались в газетах флота, на котором он служил.

        Его прекрасные сборники, находившиеся в библиотечном помещении в 2002 году, стали достопримечательностью города Южа, а сама библиотека была перестроена в музейное помещение, что стало памятным местом поэта с содержанием многих его творений и элементов его жизни.

        Глава 2. Советский проезд. (название команды, эмблема, девиз, отчет по составленному историческому бюллетеню).

        Отчет по составленному историческому бюллетеню:

        Советский проезд - районная библиотека, водонапорная башня, построенная в 1901 году.  По воспоминаниям жителей, рядом с водонапорной башней стояла водосвятная часовня, в которой в праздник Крещения Господня освящали воду.

         На Советский проезд выходит проходная Южского хлебокомбината, который был основан в 1936 году. Здание в пользование городу передал фабрикант Балин. Пекарня находилась в подвальном помещении. Весь хлеб месили вручную и выпекали на жаровых печах. Многое и сейчас сохранило свой первозданный вид, но оборудование заменили на новое и современное, что значительно повышает качество продукции.

        А ещё казармы.

        Асигкрит  Яковлевич  Балин был человеком достаточно суровым,  из семьи старообрядцев, строгих нравов.  У него была большая семья.  В разное время были две супруги, первая супруга умерла в родах двенадцатым ребенком. Вторую он берет из очень бедной семьи, бесприданницу, 16 летнюю Илларию Николаевну, которая довела счет его детей, вместе с первыми 12 до 32 человек.


        Эта женщина, почувствуйте гордость за русскую женщину, получила блестящее образование, и после смерти супруга возглавила фабрику и вместе со старшими сыновьями от первого брака вдвое приумножила достояние фабрики.

        Дело А. Я. Балина продолжили его сыновья, из которых бессменным директором-распорядителем фабрики являлся старший сын Николай Асигкритович Балин. При нем основной капитал фирмы возрос до 6 млн. руб. На Южской фабрике перед революцией 1917 г. имелось 131052 прядильных и 6800 крутильных веретен и 1800 механических ткацких станков. На предприятии трудились 5300 рабочих.

        Семья Балиных построила 6 казарм. Первые две казармы были деревянными. Около фабрики до сих пор стоит общежитие, где жили бригадиры, которым важно было проживать  в непосредственной близости от своего  рабочего места, чтобы незамедлительно они могли  личным присутствием решить неотложные вопросы, связанные с производством. Несколько казарм на 4 квартиры были построены около фабрики, а большие всего шесть были отстроены по всему городу.  Последнюю, построили в 1901 году, все в том же красном  кирпиче и она прекрасно сохранилась.  

        Из казарм шел подземный ход прямо на фабрику, ну чтобы не ходить по улице в непогоду.

        Эти дома и до сих пор обжиты, а толщина стен - впечатляет, более полуметра! В Ивановской губернии на фабрике Балина была введена впервые такая система (коммунальных квартир), на других предприятиях рабочим выдавали "вольные квартиры" - на человека выделялся угол в два метра квадратных.

        Мы подходим к берегу озера Вазаль. Дом №1 по ул. Речная - казарма фабрики Балина. С августа 1970 года здание занимает профессиональное училище Южской прядильно-ткацкой фабрики, с 1980 — профессионально-техническое училище, с 1988 — ПТУ №40. C 13.03.2015 года учебное заведение называется Областное государственное бюджетное образовательное учреждение Южский технологический колледж.

        За время существования колледжа подготовлены десятки тысяч молодых рабочих, которые трудятся во многих отраслях хозяйства.

        Асигкрит  Яковлевич  пошел дальше. Он понимал, что  на заводе работает много молодых людей, начнут создаваться семьи, а казармы не были предназначены для семейных пар.  Да  там  были просторные комнаты, светлые с потолками больше трех метров, но это были  комнаты для холостяцкого проживания.  Что же делать дальше?

        Асигкрит  Яковлевич  обошел Южу вокруг и обратил внимание на район старой Южи, около Никольского храма. Это были земли на пригорке. Храмы всегда строили на самом высоком месте.  Былин принимает решение давать наделы земли в этих лучших местах для строительства  жилья семейным парам, причем земля давалась совершенно бесплатно. Но одно дело получить землю, но ведь надо ещё построить дом на этой земле, поэтому на фабрике стали давать беспроцентные ссуды для строительства жилья. И начинает Южа расти: 1-ая рабочая, 2-ая рабочая. За 3,5 года десять рабочих улиц  выросло в Юже. Их мы видим на противоположном берегу озера Вазаль, которому подходим. Здесь до сих пор живут потомки первых южских рабочих, на тех же улицах с теми же названиями.

        Глава 3. Озеро Вазаль (название команды, эмблема, девиз, отчет по составленному историческому бюллетеню).

        Отчет по составленному историческому бюллетеню:

        Это озеро является рукотворным (водохранилищем), при его создании в 1860 годах происходило затопление территории на площади 42 га и серьезное изменение ландшафта города. Водоем используется для разных видов хозяйственной деятельности, что приводит к постепенной деградации природного комплекса.

        В 2014 году были взяты пробы воды озера и сделаны химические и санитарно-гигиенические анализы воды на базе сертифицированной лаборатории Роспотребнадзора. По данным исследования определено, что вода чистая, но имеются превышения ПДК по некоторым показателям, таким как запах при 60°С и цветность, но превышения незначительные (на 1 и 8,3 единиц соответственно). Причиной является большое количество органических веществ и заболачивание берегов, а также транспортная и промышленная нагрузка. Озеро Вазаль нуждается в особой охране и ограниченно пригодно для использования в рекреационных целях.

        Проходим по дамбе и оказываемся на противоположном берегу озера Вазаль. Ниже плотины были сооружены фабричные бани, от которых до нас дошли только фундаменты.

        И не можем поверить, что ещё каких то 20-30 лет назад уютная аллея, идущая по берегу водоема была узкоколейкой.

        Несколько лет назад в Южском районе можно было встретить ползающих по узкоколейной железной дороге (УЖД) до Ламненского болота (и озера в частности) мотовозы. Это была последняя железная дорога на Южской земле: и сейчас от неё осталась только насыпь, зарастающая кустарниками и деревьями.

        В России узкоколейные железные дороги начали строить в конце XIX века. Они были дешевы и просты в эксплуатации. Первый такой путь в нашем крае появился в 1901 году. От посёлка Моста нынешнего Южского района линия пролегала в лесные массивы. Тяговый подвижной состав был представлен двумя паровозами. В народе их прозвали «Яшка» и «Матрешка» и различали по густоте гудка. «Яшка» в отличие от «дамы» оглашал округу зычным басом.

        Развитие узкоколейных железных дорог в дореволюционный период в окрестностях Южи продолжилось постройкой участка от Южской прядильно-ткацкой фабрики к пристани на реке Клязьме, позднее получившей название 8 Февраля.

        Отсутствие нормальных дорог и хорошей транспортной связи с другими городами и после революции оставалось для Южи большой проблемой.

        На счастье южан, их потребность в путях сообщения совпала с потребностью страны в дешевых источниках энергии. В плане ГОЭЛРО появилась постройка новой электростанции в Талицах – почти вдвое большей по мощности, чем строящаяся в те же годы ИвГРЭС в Комсомольске.

        Узкоколейная дорога появилась за 3 месяца методом народной стройки. Рабочие всех цехов южской фабрики ежедневно старательно работали на трассе. Были приобретены 3 паровоза и вагоны. «Быстрыми темпами будет недавно «болотная» Южа превращаться в новый город», – писали в газету «Шуйский пролетарий» южские ткачихи.

        Вскоре южская УЖД стала частью «Балахнинско-Шуйской сети узкоколейных железных дорог» – крупнейшей в СССР узкоколейной железной дороги торфовозного назначения.

        Местные жители часто и с удовольствием пользовались возможностью выбраться на «большую землю» за товарами и просто в гости на поезде. Пассажирские составы дважды в день ходили на Шую и Балахну Горьковской области. Ведь автодорог в привычном понимании не было, а грунтовка часто являлась непроезжей.

        Трудолюбивые тепловозы южане ласково называли «кукушками». И везли на них всё – от колготок до техники. В Горький в те времена южанам попасть было проще, чем в Иваново.

        Пиком развития узкоколеек можно признать 1970-е годы. Суммарная протяженность Балахнинской сети составила свыше 300 километров. Основным грузом являлся торф, однако перевозился и лес, продукция исправительно-трудовых учреждений, песок из Бурцевского карьера.

        После перевода Горьковской ГРЭС на другие виды топлива объем добычи торфа резко упал. Следствием стало быстрое сокращение протяженности узкоколейной сети. В числе потребителей торфа оставались лишь местные котельные. К развалу Советского Союза перевозки торфа сократились до минимума, однако пассажирское движение сохранялось.

        По воспоминаниям местных жителей, в 1996 году поезда еще курсировали по маршруту Балахна – Талицы: два раза в неделю. Они были жизненно необходимы для обитателей населенных пунктов, не имевших автобусного сообщения, например Голышева, Осинок. Значительную часть пассажиров составляли сборщики грибов и ягод, охотники. А уже к 1999 году путь практически разобрали.

        Глава 4. Усадьба Балиных (название команды, эмблема, девиз, отчет по составленному историческому бюллетеню).

        Отчет по составленному историческому бюллетеню:

        Мы проходим по территории старинного парка, заложенного местными фабрикантами Балиными в окрестностях своей усадьбы около 150 лет назад. Живописная местность на берегу озера Вазаль, тишина хвойного бора, экологически чистый лесной воздух.

        Проходим мимо здания бывшей медсанчасти. Сейчас здесь Пенсионный фонд.  В фойе сохранилась потолочная лепнина.

        Далее расположен гостевой дом-музей Русская Дача. Дом украшен наличниками и не только на настоящих окнах, но и на заборе и на глухих стенах дома. И во дворе есть теремок с сувенирами

        .

        Подходим к усадьбе Балиных, которую Асигкрит Яковлевич построил во втором уже браке. Усадьба была создана в последней четверти 19 века. Ее расположение дает возможность просматривать фабрику и просторы с озером Вазаль. Дача Балиных представляет собой ансамбль деревянных домов, построенных из бревен, которые украшены резьбой по дереву «ропетовской». Дома обращены главными фасадами к озеру. От них по склону почти до самого берега спускается парк, состоящий из партерных участков, обсаженных густыми аллеями из липы сердцелистной и лиственницы сибирской.

        Во флоре парка выявлено 104 вида растений, относящихся к 4 отделам, 5 классам, 34 семействам. Среди травянистых растений необходимо отметить Avenella flexuosa (щучку извилистую), вид, занесенный в Красную Книгу Ивановской области (2010).

        Резной терем, снаружи небольшой, а внутри производящий впечатление огромного дворца с нескончаемыми коридорами.

        Деревянный дом сохранился в хорошем состоянии, благодаря тому, что в нем размещен детский сад.

        Раньше купцы не конкурировали, как принято сейчас. Они дружили, собирались в гильдии, делились новостями и ходили  друг к другу в гости. Особенно любили ходить к Балинным из-за их гостеприимства. Балины для встреч отстроили 12 загородных усадеб.

        Тут же в парке "Дача" дом для прислуги - без изысков, но добротный, думаю, что простоит еще лет сто.

        Глава 5 (заключительная). Балинский лес (название команды, эмблема, девиз, отчет по составленному историческому бюллетеню).

        Отчет по составленному историческому бюллетеню:

        А теперь прогулка по Балинскому лесу. Насладитесь видами, воздухом. Хорош вековой бор в любое время года. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны.

        Приходишь в сосновый лес, слушаешь трели птиц, отдыхаешь, вдыхаешь свежий воздух полной грудью, и чувствуешь, как наполняешься энергией и солнцем. Воздух в нем такой насыщенный, густой, свежий, так и хочется вдыхать его полной грудью, а еще он очень звонкий, далеко разносит и усиливает звук. 

        Вот широкая утоптанная тропинка приглашает прогуляться. Ветерок, похоже, запутался в кронах сосен и лишь изредка проносится, взъерошив волосы. 

        Сказочными великанами стоят старые сосны среди молодого подрастающего леса. Идешь по сухой, пружинистой хвойной подстилке, подходишь к дереву и кладёшь руку на ствол сосны. Он теплый, нагретый солнцем, гладкий, почти скользкий. Шелушатся, отслаиваясь, тонкие как пергаментная бумага чешуйки. Постойте, обнимите сосну и замерев, и вслушиваясь в себя, в окружающее, почувствовав биение пульса и жизнь дерева, его энергию, его силу: у сосны она теплая, огненная, буйная, веселая. 

        Внезапно услышишь, как вдруг резко посыпался град – это просто дятел раскатисто зашуршал по шершавому стволу одной из сосен.

        Наконец, падаем навзничь и пристально смотрим в небо. Оно такое синее-синее. Сосны качаются на ветру и гудят в унисон, как в органном зале. От восторга «мурашки» бегут по телу, и мы чувствуем, как становимся частичкой этого леса, планеты, вселенной…

        Если у вас неприятности, плохое настроение и в то же время есть возможность побыть хотя бы час-другой в сосновом бору, не откладывайте ни в коем случае эту прогулку. Уже совсем скоро вы почувствуете, как уходит усталость, а боль и гнев сменяются состоянием покоя и уверенности в будущем, восстанавливаются силы организма, улучшается концентрация внимания, скорость реакций. Отступают головные боли и головокружение, кровяное давление постепенно приходит в норму.

        4. Просмотр видеоролика Южа. Провинциальные истории

        5. Подведение итогов конкуренции

        Выявление лучшей защиты исторического бюллетеня. (Команде, представивший лучший бюллетень отметка "5")

        Взаимопроверка в парах работы по опроснику по образцу. (критерии выставления отметок "5" -12,13 верных ответов

        "4"-9-11 верных ответов

        "3" -6-8 верных ответов)

        6. Домашнее задание: составить схему маршрута, изученного на уроке, используя поисково-информационную картографическую службу Яндекса,  с отметкой рассмотренных историко-культурных объектов.

        7. Рефлексия

        Используется прием «Комплимент».

        Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

                Источники:

        Ø  http://laifka.ucoz.ru/publ/goroda

        Ø  http://yuja.etowns.ru

        Ø  http://zolotor.ru

        Ø  ru.wikipedia

        Ø  http://uzgazeta.ru

        Ø  http://www.iv-obdu.ru

        Ø  http://www.old-yuzha.ru

         

        Ø  https://ivgazeta.ru


        Презентация к экскурсии
        PPTX / 7.78 Мб

         

        Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


        Комментарии (15)

        сменить сортировку
        Перминова Елена Федоровна, 15.08.18 в 06:54 3 Ответить Пожаловаться
        Спасибо за утреннюю прогулку.
        Трефилова Раиса Поликарповна, 19.09.18 в 00:30 4 Ответить Пожаловаться
        Елена Вениаминовна, от души поздравляю Вас с победой в конкурсе "Виртуальная экскурсия"! Ваши труды по созданию такого многогранного комплексного материала оценены по достоинству! Желаю Вам дальнейших успехов и вдохновения в работе!

        Елена Вениаминовна Чурина, 19.09.18 в 06:27 0 Ответить Пожаловаться
        Спасибо, Раиса Поликарповна!
        Садварий Жанна Владиславовна, 19.09.18 в 00:52 3 Ответить Пожаловаться
        Мои искренние поздравления с победой!

        Елена Вениаминовна Чурина, 19.09.18 в 06:28 1 Ответить Пожаловаться
        Спасибо, Жанна Владиславовна!
        Янакова Ольга Александровна, 19.09.18 в 05:59 1 Ответить Пожаловаться
        Елена Вениаминовна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!

        Елена Вениаминовна Чурина, 19.09.18 в 06:28 0 Ответить Пожаловаться
        Спасибо, Ольга Александровна!
        Ватолина Светлана Анатольевна, 19.09.18 в 07:59 1 Ответить Пожаловаться
        Ирина Вениаминовна, от души поздравляю с Победой в конкурсе!!! Успехов и новых побед!
        Елена Вениаминовна Чурина, 19.09.18 в 16:39 1 Ответить Пожаловаться
        Спасибо, Светлана Анатольевна!
        Фоминова Елена Владимировна, 23.09.18 в 20:59 1 Ответить Пожаловаться
        Ирина Вениаминовна, очень интересная работа. Поздравляю с победой.
        показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.