Виртуальная экскурсия по городу «Этот город зовут Сыктывкар» (для детей 5–7 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 104» общеразвивающего вида города Сыктывкара
Виртуальная экскурсия по городу с детьми 5 – 7 лет
образовательная область:
«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
Тема: «Этот город зовут Сыктывкар – Тае карса шуоны Сыктывкар»
Автор: |
Смагина Марина Ивановна – Воспитатель, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад № 104» /data/files/n1543786559.ppsx (Виртуальная экскурсия "Этот город зовут Сыктывкар") |
Май, 2018 год
Цель:
• Формировать представление детей о городе, в котором они живут.
• Формировать у детей интерес к истории родного города (символы: герб, флаг), к достопримечательностям (АРХИТЕКТУРА, памятники, мемориал), местам отдыха горожан.
Задачи:
• Уточнить и систематизировать представления детей о родном городе и о том, что Сыктывкар – главный город Республики Коми;
• Познакомить детей с государственной символикой (герб флаг гимн);
• Формировать умение внимательно рассматривать здания, достопримечательности, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, деталей;
• Развивать познавательную активность, познавательные процессы;
• Развивать творческие процессы (умение использовать свои познания в изобразительной деятельности);
• Воспитывать любовь к родному городу, желание больше узнать о нём.
Техническое обеспечение: Мультимедийное оборудование: Экран (интерактивная доска), проектор, ноутбук (компьютер).
Проектирование совместной деятельности: Виртуальная экскурсия.
Маршрут экскурсии:
Раздел 1. Тема: «Старый город» (Архитектура, улицы города);
Раздел 2. Тема: «Прогулка по городу Сыктывкару» (Архитектура);
Раздел 3. Тема: «Сыктывкар – столица Республики Коми» (Символика: герб, флаг);
Раздел 4. Тема: «Достопримечательности» (Памятники, мемориал);
Раздел 5. Тема: «Городские легенды» (Памятники, символы, места отдыха).
Прохождение экскурсии
Слайд 1 /data/files/a1543784882.jpg (218x163) |
Титульный слайд. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104» г. Сыктывкара, образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» и «Познавательное развитие», виртуальная экскурсия для детей 5 – 7 лет, тема: «Этот город зовут Сыктывкар – тае карса шуоны Сыктывкар», автор: Смагина Марина Ивановна, воспитатель, высшая квалификационная категория. |
Слайд 2 /data/files/c1543784898.jpg (218x163) |
В.: Мне, ребята, очень интересно, вы, наверное, как и я, очень любознательны, любите задавать вопросы и искать на них ответы? Отгадайте загадку… Пролог. Загадка про Сыктывкар: В.: На букву «С» российский город. Он на севере, где холод. Город этот очень стар, и зовётся… (Сыктывкар) (Нажимая на управляющую кнопку «звук» мы можем прослушать отгадку) В.: Ребята, кто из вас знает, почему город называется Сыктывкар? А как назывался наш город раньше? Вот было бы здорово, если бы мы оказались сейчас в прошлом… (Переход к следующему слайду осуществляется при нажатии на кнопку «далее»). |
Слайд 3 /data/files/f1543784926.jpg (218x163) |
(Приглашение к путешествию – профессор Чудаковский создал машину времени и теперь у детей есть возможность побывать в прошлом и узнать историю города, или вернуться назад в настоящее и прогуляться по улицам родного города). Профессор: «Дорогие ребята! Здравствуйте! Это я – профессор Чудаковский. Я создал удивительную машину, с помощью которой можно путешествовать во времени. И у вас появилась такая возможность побывать в прошлом и узнать историю города Сыктывкар, или перенестись назад в настоящее и прогуляться по улицам родного города. Смелее! В путь! Портал времени уже открыт». |
Слайд 4 /data/files/v1543784943.jpg (218x163) |
Маршрут. Чтобы не заблудиться во времени вам, ребята, будет дана карта с картинками. Пять картинок – это пять остановок: · Старый Сыктывкар или Усть – Сысольск · Современный город · Символы города · Достопримечательности Сыктывкара · Городские легенды В.: Рассаживайтесь в машине времени поудобнее, я буду вашим пилотом. Путешествие наше будет виртуальным, мы не будем выходить на улицу, но сможем всё увидеть с помощью монитора машины времени. Вам интересно? Портал времени открылся, поехали! Профессор: «Смелее! В путь! Портал времени уже открыт». В.: Ребята, кому вы хотели бы рассказать о вашем путешествии? Как мы сможем рассказать о нашем путешествии родителям и другим? (Сфотографировать) (Нажимая на картинки, по гиперссылке переходим на слайды с изображениями достопримечательностей). |
Слайд 5 /data/files/l1543784962.jpg (218x163) |
Раздел 1. Тема: «Старый город» (Архитектура, улицы города). В.: Селение Усть – Сысольск, а именно так назывался наш город раньше, упоминается в летописи очень давно. В ней говорится, что по Указу императрицы Екатерины Великой был обозван город Усть – Сысольск. А уже в 1930 году Усть – Сысольск получил коми название Сыктывкар, что означает «город на Сысоле». |
Слайд 6 /data/files/p1543784978.jpg (214x161)
|
«Стефановский собор». Красив и могущественен был в старом городе Стефановский собор. Арочные входы приглашали горожан войти внутрь. Пять куполов венчали главы собора. Возле храма возвышалась величественная колокольня. Которая потом, вместе с храмом была разрушена. |
Слайд 7 /data/files/b1543784997.jpg (216x162)
|
«Троицкая улица». Широкая Троицкая улица (ныне улица Ленина). На фотографии в центре мы видим церковь, недалеко от неё каменное подворье Троице – Стефановского Ульяновского монастыря. Теперь эти здания принадлежат Сыктывкарской и Воркутинской епархии. По оба края улицы построены деревянные дома горожан.
|
Слайд 8 /data/files/d1543785016.jpg (217x163)
|
«Кладбищенская церковь». Или другое название церкви – Храм вознесения Господня. Храм был построен в местечке Кируль Сыктывкара. Храм небольшой. На крыше есть звонница, которая увенчана высоким тонким шпилем, упирающимся в небесный свод. Над алтарём возвышается приземистый купол, увенчанный, маленьким куполом «маковкой». Церковь маленькая, но очень красивая.
|
Слайд 9 /data/files/m1543785033.jpg (216x162)
|
«Духовная семинария». Это было самое большое здание Усть – Сысольска. Построено оно было для духовного училища. Средняя часть здания выделяется и возвышается над пристроенными по обе стороны зданиям прямоугольной формы.
|
Слайд 10 /data/files/e1543785052.jpg (217x163)
|
Раздел 2. Тема: «Прогулка по городу Сыктывкару» (Архитектура). В.: Ребята, перед вами карта современного города Сыктывкар. В нашем городе много красивых зданий, которые мы сможем более подробно рассмотреть.
|
Слайд 11 /data/files/k1543785071.jpg (217x163)
|
«Кафедральный собор Стефана Пермского». Собор посвящён одному из святых земли Коми, просветителю коми народа Стефану Пермскому. Были времена, когда Стефановский собор стоял на центральной площади города, но был разрушен. Теперь он заново построен, только уже в другой части города. Основательно возвышается, заново выстроенный Стефановский собор. (При организации продуктивной деятельности – рисование «Стефановский собор», когда нажмём на управляющую кнопку «вопрос» попадаем на слайд 17 с фотографиями старого и вновь выстроенного собора). |
Слайд 12 /data/files/p1543785088.jpg (217x163)
|
«Пожарная каланча». В.: Ребята, кто знает, как называется это здание? Что раньше находилось в этом здании? Пожарная каланча – символ города Сыктывкара. Здание пожарной каланчи двухэтажное прямоугольной формы. Средняя часть здания едва выделена прямоугольным выступом и венчается башней каланчи восьмиугольной формы. Завершает каменную каланчу деревянный ярус смотровой вышки, с восьмигранной крышей – шатром. На конце крыши металлический флюгер в виде петушка, сидящего на гербе города Усть - Сысольск. Фасад первого этажа здания украшен четырьмя арочными окнами, на втором этаже девять окон прямоугольной формы. Верх второго этажа украшен декоративным убранством. На фасаде установлены куранты, которые исполняли мелодию о Сыктывкаре.
|
Слайд 13 /data/files/w1543785107.jpg (220x165)
|
«Академический Театр драмы им. В.Саввина». Старейший театр Республики Коми. Здание имеет подчёркнутую геометрическую форму с глухими стенами, вертикальными ленточными окнами. На уличный фасад выходит сценическая коробка, которая выше других стен, с левой стороны пристроен балкончик скруглённой формы. Вход здания украшен четырьмя прямоугольными колоннами. Само здание построено на возвышенности. К зданию театра ведёт бетонная лестница.
|
Слайд 14
|
«Национальная библиотека Республики Коми им. В.И. Ленина». Национальная библиотека Республики Коми – старейшее учреждение культуры Коми, одна из старейших библиотек на Севере России. Библиотеке уже более 180-ти лет (была основана уже очень давно в 1837 году). Проект здания национальной библиотеки был разработан архитектором Щербаковым. Здание двухэтажное, прямоугольной формы. Фасад здания национальной библиотеки украшен ленточными окнами арочной формы. Верх украшен декоративными элементами ленточной формы. Крыша здания трапециевидная. Парадный фасад украшен шестью величественными колоннами. Проект здания был разработан архитекторами Лысяковым и Лопатто, усовершенствован архитекторами под руководством Ростовского, был усовершенствован фасад здания – добавлена колоннада.
|
Слайд 15 /data/files/b1543785145.jpg (195x146)
|
«Галерея искусств Республики Коми». Бывшая Духовная семинария. Сейчас в этом здании располагается главный художественный музей Республики Коми, в котором собраны, картины, скульптуры малых форм знаменитых художников, в том числе и художников Республики Коми. В галерее искусств проходят выставки, встречи с художниками и мастерами, проходят мастер – классы для всех желающих прикоснуться к миру прекрасного.
|
Слайд 16 /data/files/r1543785163.jpg (228x171)
|
«Храм вознесения Господня в местечке Кируль Сыктывкара». Храм посвящён восшествию Иисуса Христа на небо. Раньше он назывался кладбищенской церковью, потому что был на окраине города и возле неё проходили захоронения.
|
Слайд 17 /data/files/g1543785182.jpg (220x165) |
Игра «Найди отличия». В.: Сравните обе фотографии Храма. Чем они похожи? Чем отличаются? Отличия: Одиночный арочный вход. Аркатурный поясок по периметру всего здания. Главы или «барабаны» увенчаны золотыми куполами. Возле собора нет колокольни. Здание стало более возвышенным, а не приземистым, как было построено ранее. (При нажатии на управляющую кнопку «возврат» попадаем на карту современного города).
|
Слайд 18
|
Раздел 3. Тема: «Сыктывкар – столица Республики Коми» (Символика: герб, флаг). Сыктывкар – столица Республики Коми. Это главный город нашей Республики. Добраться до города можно на поезде.
|
Слайд 19
|
Или на самолёте. |
Слайд 20
|
День города отмечается 12 июня в день России. У города Сыктывкар, так же как и у всех главных городов, есть свой герб. Кого вы видите на гербе? Почему именно медведя изобразили на гербе? Как вы считаете, почему поля герба синего и зелёного цвета? В.: Он исполнен по мотивам пермского звериного стиля и представляет собой «Медведя, лежащего в берлоге, в голубом поле, в знак того, что такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно». Ель (росток) символизирует возрождение, новую жизнь. Медведь – это животное, которое водится на территории республики, и ещё это один из персонажей мифов коми народа. В гербе Сыктывкара медведь, как хранитель традиций города, оберегающий росток дерева. Над фигурой медведя звезда в форме квадратного ромба с лучами представляет собой элемент национального орнамента «Шондібан» — символ солнца, дарящего тепло и защиту. Лазурь, зелень и серебро соотносятся с цветами северного сияния. Серебро символизирует северную зиму, белый снег, чистоту. Золото символизирует солнце, богатство, процветание. |
Слайд 21
|
У города Сыктывкар есть свой флаг. Цветовое решение флага отражает географические особенности и природные богатства РК. Синий цвет символизирует бескрайние небеса, величие северных просторов. Зелёная полоса - символ надежды и изобилия, условное обозначение таёжных просторов
|
Слайд 22
|
«Герб города Усть – Сысольск». герб уездного города представлял собой геральдический щит, разделённый на две части. В верхней половине щита был помещён герб города Вологда, использовавшийся в качестве наместнического. В нижней половине — медведь, лежащий в берлоге, как «символ предусмотрительности и силы». |
Слайд 23
|
Раздел 4. Тема: «Достопримечательности» (Памятники, мемориал). (При просмотре используется технологический приём «Интерактивная лента», нажимая на стрелку в правом нижнем углу экрана фотографии сменяются). В.: Ребята в городе есть не только архитектурные памятники, но и другие достопримечательности. Что вы можете сказать об этом памятнике? Где он установлен? «Мемориал «Вечная слава». Памятник в честь воинов – сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, воздвигнут на площади с которой они уходили на фронт. Сооружён скульпторами Борисовым и Мамченко и архитекторами Сенькиным, Ракиным, Резниковым и Залитко. На постаменте установлена чаша с «вечным огнём», надпись «Памяти павших – родная земля» и фигурная композиция скульптур, олицетворяющих трёх скорбящих женщин – жену, дочь и мать, подносящих кедровую ветвь, увитую лентами «вечному огню» памяти. На втором плане расположены две Стеллы с фамилиями погибших воинов – земляков. С правой стороны от «вечного огня» установлены доски с барельефами 26 изображений земляков – Героев Советского Союза. С левой стороны от чаши «вечного огня» установлены доски с барельефами 13 изображений земляков – полных Кавалеров ордена Славы.
«Памятник «Рассвет над Чукоткой». Или второе название «Юноша с птицей» установлен у здания аэровокзала. Скульпторы И. Гущин и архитектор Б. Боровчин изобразили молодого оленевода, который восхищается полётом птиц и мечтает научиться летать.
«Памятник Ивану Алексеевичу Куратову» Иван Алексеевич Куратов – коми поэт. Памятник ему установлен перед зданием театра «Оперы и балета». Авторы памятника – скульптор В.Н. Мамченко и архитектор В.Э. Эдельгаус.
«Памятник «Скорбящий воин» Памятник «Скорбящий воин» входит в число главных памятников Сыктывкара, которые посвящены памяти отважных бойцов. Памятник установлен в честь русских солдат – участников Афганской войны. Авторы памятника скульптор А. Неверов и архитекторы А. Ракин, А. Гришин.
«Монумент трудовой славы» Установлен на пересечении улиц Коммунистической и Октябрьского проспекта. Авторы – архитекторы П.П. Резников и А.А. Куров. Установлен в честь трудовых достижений трудящихся Коми АССР. Высота памятника 22 метра, на стеле установлены барельефы трёх орденов, которыми награждена наша Республика: орден «Ленина», орден «Октябрьской революции» и орден «Дружбы народов». Памятник считается одной из визитных карточек города Сыктывкар.
|
Слайд 24
|
Раздел 5. Тема: «Городские легенды» (Памятники, символы, места отдыха). (Так же как и в разделе 4 виртуальной экскурсии, в разделе 5 используется технологический приём «Интерактивная лента»). В.: Ребята, узнаёте ли вы это место? Где оно находится? Гуляли ли вы здесь? «Бульвар семьи и мира» на Покровском бульваре Городская легенда Сыктывкара – «Бульвар семьи и мира». Расположен он на Покровском бульваре, где каждый вечер прогуливаются семьи с маленькими детьми. Здесь есть скамейки, на которых можно отдохнуть. Скамейки, арка и фонарь украшены витражными вставками (из разноцветного пластика). Существует поверье, что семьи и пары, которые пройдут через эту арку, ждут счастье и успех.
«Купеческий сундук» на улице Советской «Купеческий сундук» - символ купечества Усть – Сысольска (ныне Сыктывкар), которые сделали очень много для развития города Усть – Сысольска. В «купеческий сундук» можно будет опустить монетку. Говорят: «Кто кинет сюда денежку, загадает желание и сильно – сильно захочет, чтобы оно исполнилось, оно обязательно сбудется». Сундук окружён небольшим сквером со скамейками, где можно отдохнуть.
«Подкова на счастье» на улице Коммунистической Этот памятник установили в центре города по улице Коммунистическая. Он состоит из подковы украшенной резными узорами и рядом установлена лавочка из дерева. Когда установили этот памятник, хотели чтобы сюда приезжали в день свадьбы молодые пары.
«Памятник букве Ö» на улице Бабушкина Памятник был открыт в День города Сыктывкар возле Центра Коми Культур. Памятник представляет собой двухметровый камень с вырезанной на нём буквой «Ö». Его автор скульптор Александр Выборов. Очень быстро памятник стал городской достопримечательностью, с которой делают фото гости столицы.
|
Слайд 25
|
В.: Ребята! Мы возвращаемся назад в детский сад. Немного полетаем над городом. И увидим Сыктывкар с высоты птичьего полёта. (При нажатии на управляющую кнопку «Видео», включается видеоролик «Полёт над Сыктывкаром». Организуется небольшая физкультурная пауза: дети становятся перед экраном врассыпную, руки в стороны, наклоны вправо – влево, повороты вокруг себя, «полёт») (После физкультурной паузы путешествие заканчивается). В.: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад! Что вам понравилось, запомнилось в нашем виртуальном путешествии на машине времени больше всего? Когда мы путешествовали, то сфотографировали Стефановский собор, для того, чтобы рассказать о нашем виртуальном путешествии родителям. (Воспитатель достаёт листы, но они без изображений). Что это? Фотографии засвечены и теперь на них ничего не видно, как быть? Как рассказать родителям о нашем путешествии? (С детьми старшей группы – нарисовать Стефановский собор; с детьми подготовительной группы – другие достопримечательности Сыктывкара). (Воспитатель организует продуктивную деятельность –рисование): Раздел 1. Тема: «Старый город» (Архитектура, улицы города). · Дидактическая игра «Назад в будущее» · Интерактивная игра «Коми изба»
Раздел 2. Тема: «Прогулка по городу Сыктывкару» (Архитектура). · «Улицы города» (рисование) · «Стефановский собор» (рисование) · «Город родной и любимый» (коллаж)
Раздел 3. Тема: «Сыктывкар – столица Республики Коми» (Символика: герб, флаг). · Раскрась флаг (раскраска) · Раскрась герб Сыктывкара (раскраска) · Придумай герб города Сыктывкар (рисование) · Дидактическая игра «Символы города Сыктывкар»
Раздел 4. Тема: «Достопримечательности» (Памятники, мемориал). · «Достопримечательности города» (рисование)
Раздел 5. Тема: «Городские легенды» (Памятники, символы, места отдыха). · «Любимый сердцу уголок» (рисование) · «Придумай детскую площадку» (рисование+аппликация)
|
Слайд 26 (скрытый слайд)
|
Ссылки на источники: • Карта сыктывкара - http://koolname.ru/shema-karta-siktivkara.php • Сыктывкар обозначение на въезде в город- https://ic.pics.livejournal.com/anelenis/51714835/388168/388168_600.jpg • Стелла на кольце - https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/5/5/7367552.jpg • Кирульская церковь - https://nyc3.digitaloceanspaces.com/ur-media2/photos/images/000/006/324/a8ad5806226ee606d620e9d736b5daf9b825fe70_big.jpeg?1339086072 • Памятник воинам интернационалистам - http://www.outdoors.ru/foto/album/14952.jpg • Памятник Куратову с фонтаном - http://www.mytravelbook.org/object_foto/2016/07/Gosudarstvennyi_teatr_opery_i_baleta_Respubliki_Komi_1.jpg • Ж/д вокзал - https://mikhail.krivyy.com/wp-content/uploads/2016/09/IMG_1588.jpg • Река Сысола - https://img-fotki.yandex.ru/get/3307/42670583.93/0_faafa_3b69187f_orig.jpg • Фото Национальная библиотека Республики Коми - https://www.votpusk.ru/gallery/large/46433.jpg • Галерея искусств (фото Василий Михайлов) - https://plus.google.com/photos/photo/111703696438856966130/6101300942514008194 • Фото Мемориал «Вечная слава» - http://syktyvkar.sutochno.ru/doc/images/galleries/84/142779238462201200.jpg • Фото Стефановский собор - http://trave-l.ru/img/syktyvkar/syktyvkar07.jpg • Фото Академический Театр драмы им. В.Саввина - http://www.mytravelbook.org/object_foto/2016/07/Akademicheskii_teatr_dramy_imeni_Savina_5.jpg
|
Слайд 27 (скрытый слайд) /data/files/t1543785595.jpg (227x170) |
• Фото Пожарная каланча - http://photos.wikimapia.org/p/00/01/23/22/09_big.jpg • Купеческий сундук - https://media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-f/09/b1/2f/c9/caption.jpg • Покровский бульвар - https://komiinform.ru/content/news/images/139953/bb4.jpg • Подкова - https://komiinform.ru/content/news/images/139953/podkova.jpg • Буква Ö - http://komanda-k.ru/sites/default/files/24656778%20(7).jpg • Информация о сундуке - https://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298509-d8722575-Reviews-Merchant_hest_Monument-Syktyvkar_Komi_Republic_Northwestern_District.html • Карта старый Сыктывкар - https://www.bnkomi.ru/content/news/images/32950/getImage.jpegvuV_prev_original.jpg • Панорама Троицкого собора - https://oldsyktyvkar.ru/new/wp-content/uploads/photo_074_1.jpg • Троицкая улица - https://oldsyktyvkar.ru/new/wp-content/uploads/photo_002_1.jpg • Стефановский собор - https://oldsyktyvkar.ru/new/wp-content/uploads/photo_125_1.jpg • Кладбищенская церковь - https://oldsyktyvkar.ru/new/wp-content/uploads/photo_003_1.jpg • Флаг сыктывкара - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Flag_of_Syktyvkar_%28Komia%29.png • Старый герб Усть - Сысольска - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Coat_of_Arms_of_Syktyvkar_%28Ust-Sysolsk_Komi%29_%281780%29.png • Герб сыктывкара сейчас - https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c9/Coat_of_Arms_of_Syktyvkar_%28Komi%29_%282008%29.png • Информация о флаге - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B3_%D0%A1%D1%8B%D0%BA%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0 • О гербе Сыктывкара - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%A1%D1%8B%D0%BA%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0 |
Рекомендации к проведению экскурсии:
· На титульном слайде располагаются две управляющие кнопки «сведения» (можно просмотреть ссылки на источники) и «далее» (переход к следующему слайду).
· Переход между слайдами осуществляется при помощи управляющей кнопки «далее».
· На втором слайде загадка про город Сыктывкар. Нажав на управляющую кнопку «звук», мы можем прослушать отгадку.
· На третьем слайде детей встречает профессор Чудаковский. При наведении компьютерной мышки на профессора, он начинает говорить.
· Картинки на маршрутном листе кликабельны, нажимая на картинку, мы перенаправляемся, с помощью гиперссылки на выбранный маршрут.
· Управляющая кнопка «домой», на слайде, вернёт путешественников назад к маршрутному листу.
· Управляющая кнопка «пустой» на маршрутном листе – завершит просмотр виртуальной экскурсии.
· На слайде № 17 расположена игра «Найди отличия».
· На слайдах № 23 и № 24 используется технологический приём «Интерактивная лента». Переход осуществляется при нажатии на стрелочку. В конце прогулки высвечивается управляющая кнопка «домой», при нажатии на которую, дети снова окажутся вначале путешествия (на маршрутном листе).
· На слайде № 25 расположена управляющая кнопка «видео», нажав на которую воспроизводится видеоролик «Полёт над Сыктывкаром».
· Экскурсию следует проводить поэтапно (по одному разделу, на одном занятии), либо по одной картинке с двух разделов (например: Стефановский собор – Старый и современный Сыктывкар). После каждого раздела следует организовать продуктивную деятельность. Либо провести дидактическую игру (на усвоение материала экскурсии).
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми 5 - 6 лет
Интеграция областей:
«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Виртуальная экскурсия:
«Этот город зовут Сыктывкар – Тае карса шуоны Сыктывкар»
Рисование:
«Стефановский собор»
Цель:
Познакомить детей с историческим прошлым города Сыктывкара и его настоящим, на примере Стефановского Кафедрального собора. Изображение достопримечательности родного города – Стефановский собор, используя разнообразный художественный материал.
Задачи:
Образовательные:
· Уточнить, закрепить и расширить знания детей о родном городе, о его истории;
· Расширить знания детей о достопримечательностях города – Стефановский собор (старый и новый);
· Формировать умение передавать в рисунке архитектуру главных достопримечательностей: Стефановский собор, передавая его форму;
· Способствовать овладению композиционными навыками: располагать предмет на листе с учётом его пропорций.
Развивающие:
· Развивать интерес к достопримечательностям (Стефановский собор) и истории родного города;
· Совершенствовать умение рисовать в разных техниках;
· Развивать чувство цвета, умение использовать при рисовании достопримечательностей разнообразный материал для придания выразительности рисунку (масляную пастель, акварель, фломастеры, цветные карандаши);
· Развивать творчество, фантазию;
· Развитие самостоятельности и активности детей.
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к родному городу;
· Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук; презентация (виртуальная экскурсия) «Этот город зовут Сыктывкар»; простые карандаши, кисти (№5, №8), акварель, масляная пастель, фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы (формат А4).
Предварительная работа: Рассматривание альбомов с фотографиями достопримечательностей столицы Республики Коми – Сыктывкар; беседы о родном городе; экскурсии по городу вместе с родителями.
Проектирование совместной деятельности:
Процесс совместной деятельности |
Пояснения |
1. Образовательная ситуация (общность цели) путешествие на «машине времени».
2. Показ виртуальной экскурсии «Этот город зовут Сыктывкар» /data/files/u1543784596.jpg (218x163) |
В.: Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. Мне, ребята, очень интересно, вы, наверное, как и я, очень любознательны, любите задавать вопросы и искать на них ответы? Отгадайте загадку… В.: На букву «С» российский город. Он на севере, где холод. Город этот очень стар, и зовётся… (Сыктывкар) В.: Ребята, кто из вас знает, почему город называется Сыктывкар? А как назывался наш город раньше? Вот было бы здорово, если бы мы оказались сейчас в прошлом… (звучит сигнал сообщения, на экране появляется заставка «Scype») В.: Внимание! У нас видео звонок. Интересно, от кого он? |
|
Профессор: «Дорогие ребята! Здравствуйте! Это я – профессор Чудаковский. Я создал удивительную машину, с помощью которой можно путешествовать во времени. И у вас появилась такая возможность побывать в прошлом и узнать историю города Сыктывкар, или перенестись назад в настоящее и прогуляться по улицам родного города. Смелее! В путь! Портал времени уже открыт».
|
|
В.: Чтобы не заблудиться во времени вам, ребята, будет дана карта с картинками. Пять картинок – это пять остановок: · Старый Сыктывкар или Усть – Сысольск · Современный город · Символы города · Достопримечательности Сыктывкара · Городские легенды В.: Рассаживайтесь в машине времени поудобнее, я буду вашим пилотом. Путешествие наше будет виртуальным, мы не будем выходить на улицу, но сможем всё увидеть с помощью монитора машины времени. Вам интересно? Портал времени открылся, поехали! Профессор: «Смелее! В путь! Портал времени уже открыт». В.: Ребята, кому вы хотели бы рассказать о вашем путешествии? Как мы сможем рассказать о нашем путешествии родителям и другим? (Сфотографировать)
|
|
В.: Селение Усть – Сысольск, а именно так назывался наш город Сыктывкар раньше, упоминается в летописи очень давно. В ней говорится, что по Указу императрицы Екатерины Великой был обозван город Усть – Сысольск. А уже в 1930 году Усть – Сысольск получил коми название Сыктывкар, что означает «город на Сысоле». |
|
«Стефановский собор». Красив и могущественен был в старом городе Стефановский собор. Арочные входы приглашали горожан войти внутрь. Пять куполов венчали главы собора. Возле храма возвышалась величественная колокольня. Которая потом, вместе с храмом была разрушена. |
|
В.: Ребята, перед вами карта современного города Сыктывкар. Интересно, как теперь выглядит Стефановский собор? Мы сможем более подробно рассмотреть.
|
|
«Кафедральный собор Стефана Пермского». Собор посвящён одному из святых земли Коми, просветителю коми народа Стефану Пермскому. Были времена, когда Стефановский собор стоял на центральной площади города, но был разрушен. Теперь он заново построен, только уже в другой части города. Основательно возвышается, заново выстроенный Стефановский собор. Обратите внимание на храм. Что вы заметили? Что изменилось в облике здания? (Ответы детей). Затрудняетесь ответить?
|
|
Игра «Найди отличия». В.: Когда мы были в старом городе, то сфотографировали собор. Сравните обе фотографии. Чем они похожи? Чем отличаются? В.: Одиночный арочный вход. Аркатурный поясок по периметру всего здания. Главы или «барабаны» увенчаны золотыми куполами. Возле собора нет колокольни. Здание стало более возвышенным, а не приземистым, как было построено ранее.
|
/data/files/s1543784815.jpg (216x162) |
В.: Ребята! Мы возвращаемся назад в детский сад. (Физкультминутка) |
3. Диалог (как мы можем исправить ситуацию?)
4. Информация из виртуальной экскурсии о достопримечательностях города Сыктывкара.
|
Когда мы путешествовали, то сфотографировали Стефановский собор, для того, чтобы рассказать о нашем виртуальном путешествии родителям. (Воспитатель достаёт листы, но они без изображений). Что это? Фотографии засвечены и теперь на них ничего не видно, как быть? Как рассказать родителям о нашем путешествии?
Давайте вспомним сейчас, как выглядит Стефановский собор?
|
5. Организация совместной деятельности: Предоставление возможности самостоятельности и выбора
6. Затруднения
7. Практика применения в новых условиях. |
Вы сами выберите, в каком ракурсе будете изображать Храм, каким материалом для рисования будете пользоваться: мелками, акварельными красками, фломастерами или цветными карандашами.
Как расположить альбомный лист, чтобы изобразить Храм?)
А как мы можем использовать восстановленные фотографии - рисунки потом?
|
8. Подведение итогов
|
1. Удалось ли восстановить фотографии? 2. Как мы это сделали? 3. Как изобразили достопримечательность – Стефановский собор? 4. Какие материалы использовали при изображении? 5. Можно ли дополнить рисунки? |
Афанасьева Светлана Николаевна
Смагина Марина Ивановна