Выступление на методическом обьединении учителей начального звена «Итоги диагностической работы педагога-психолога»
Выступление на методическом объединении учителей начального звена
«Итоги диагностической работы педагога- психолога»
Работа педагога-психолога в школе подразумевает реализацию нескольких направлений. В свою очередь диагностическое направление предполагает самые различные виды взаимодействия психолога и субъектов образовательного пространств. Существуют много различных диагностических инструментов, которые позволяют в процессе сопровождения получить различные данные. Эти данные необходимы для:
1. Составление социально-психологического портрета школьника;
2. Определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
3. Выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностям обучения и развития.
Моя основная работа - это работа с детьми начального звена, поэтому сегодня информация в большей степени будет по детям 1-5 классов. И конечно же, сегодня вы также попробуете пройти несколько экспресс диагностик, но об этом чуть позже.
В школе-интернат диагностическая оценка ведется по трем аспектам: измерение познавательных УУД, измерение личностной компетенции регулятивных УУД и измерение коммуникативных УУД.
· Измерение познавательных УУД- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что данное измерение отражает функциональное созревание структур головного мозга.
· Измерение личностной компетенции регулятивных УУД - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладение такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
· Измерение коммуникативных УУД, представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
По всем УУД учащиеся 1-3 классов прошли диагностику в 2 этапа для того, чтобы увидеть динамику.
Адаптация первого класса шла с разной динамикой. В большинстве случаев дети ладили между собой, отказа, негатива от школы у детей не наблюдалось. К учителю и воспитателю сформировалось положительное отношение. Дети тепло отзываются о педагогах. Среди норматипичных детей первого класса по познавательному аспекту у одного учащегося наблюдается полное не понимание задания, в некотрых случаях он списывает, делает по образцу как у других детей. И хотелось бы отметить эмоциональное, регулятивное составляющие детей, у трех учеников наблюдается возбудимое, активное, гиперактивное состояние. Общение происходит у детей весьма в своеобразном жанре. Дети не умеют выражать свои чувства. Когда зляться, чувствуют несправедливость, они могут легко ударить, причем с большой физической силой. То есть у большинства не сформировано понимание о том, что кому то может быть больно, неприятно. Этот год для учащихся являлась диагностическим, поэтому вся работа продолжится на следующий год. Возможно со следующего года некоторым родителям учащихся будем рекомендовать посетить узких специалистов.
В коррекцинном адаптация прошла чуть дольше и с трудностями. Дети долго не могли привыкнуть к режиму дня, к сидящей деяельности. Долго времени уделялось тому, чтобы приучать детей сидеть за партой. Учащиеся быстро утомляются, не могут долго выполнять монотонную деятельность. У многих тонкая моторика рук находится на стадии становления. Познавательное развитие у двух учеников ниже, динамика идет очень медленно. Общение практически в классе не происходит, дети привыкли играть одни в настольные игры.
Среди вторых классов у одной ученицы низкие показатели по познавательному аспекту. У детей наблюдаются трудности во взаимодействии. Выступают проблема общения, конфликтов, драк.
В третьем классе балгоприятная ситуация. Дети дружны, очень активны в деятельности. Но все же над некоторыми формами взаимодействия необходимо поработать. В коррекционном классе адаптация нового ученика прошла быстро, поначалу были трудности, но вскоре ребенок освоился и сейчас наблюдается положительное отношение к школе. Индивидуальное посещение некотрых учащихся продолжится в новом учебном году.
Четвертые классы прошли стартовую диагностику, она продолжится в 5 классе.
В пятом классе после обработки выделила учащихся, у которых низкие результаты по самооценке, по школьной мотивации, тревожности. По этим детям также продолжится работаю
Итак, в течении года на индивиудальные занятия посещали:
В течении года на фронтальные занятия посещали:
1.
Вот такими мини итогами по диагностке мы завершили этот год. Спасибо всем педагогам, которые приходили навстречу, шли на контакт и были заинтересованы в проблемных ситауациях ваших учеников. А сейчас мы с вами пройдем экспресс-диагностику эмоционального выгорания у педагогов (автор О.Л. Гончарова), это только для вас, вы сами заполняете, потом на экране смотрите результаты.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Режимные моменты
Правильное использование режима, является одним из важных факторов, на которой стоит обратить внимание, при наличии или складывающихся симптомах проявления синдрома профессионального выгорания. Именно правильное распределение рабочего и свободного времени будет способствовать понижению уровня выгорания. Каждому педагогу важно использовать собственное время рационально. Не рекомендуется брать на дом работу, следует устраивать себе спокойные выходные, разгружать свободное время (прогулки, занятие любимым делом).
Правильное определение целей и задач
В любой работе ключом к успеху является правильное распределение целей и возможностей человека. Каждому педагогу следует брать за основу методику определения краткосрочных и долгосрочных целей. Для начала следует поставить перед собой краткосрочные цели, или первостепенные цели, которые нужно добиться в процессе работы за краткий период, далее переходить к целям долгосрочным. Помимо постановки целей следует определить наиболее безопасный способ их достижения, при этом правильно оценив и распределив собственные возможности.
Физическая активность
Любая физическая активность (полноценный спорт или прогулки на природе) будет способствовать снятию стресса, поддержанию тела и собственных эмоций в тонусе.
Переключаемость деятельности
Немаловажным фактором в работе любого педагога является грамотное умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Данный способ позволяет «не застревать» на каком-то одном виде деятельности в процессе работы. К смене вида деятельности можно отнести использование приёмов релаксации. Так, например, при повышенной нагрузке и приближающемся стрессе, эмоциональном упадке рекомендуется использовать техники саморелаксации и саморегуляции. Для тех, кому сложно настроиться на конкретную технику может, подойди и прослушивание в отдельном помещении спокойной музыки (классической, звуки природы).
Обмен профессиональной информацией
Ощущение, что ты являешься не одним человек, который устает и на которого навалилось слишком много проблем, возможность найти единомышленников позволит снизить негативное эмоциональное напряжение. Так, например, прохождение различных курсов, семинаров по самостоятельному выбору и предпочтению педагогов будет способствовать не только повышению знаний, но и нахождению в профессиональной среде с единомышленниками.
Отрицательное или «токсичное» общение
Как существо социальное, человек не может полностью ограничить себя в контактах, однако не все контакты являются приемлемыми. Каждый педагог в коллективе сталкивается с различными людьми, с другой оценкой, другим мнением и стилем поведения. Однако следует отметить, что практически в каждом коллективе имеются люди, которые привносят резко негативное эмоциональное состояние в процессе работы и общения. Понимание личности о возможности отрицательного эмоционального общения и своевременный анализ собственных чувств и мыслей будет способствовать снижению выгорания.
Личная консультация
При первых признаках и симптомах выгорания (систематическая усталость, нежелание идти на работу, повышенная чувствительность или раздражительность) педагогу следует обратиться к психологу. Безусловно, школьный психолог может оказать помощь в контексте профилактики внутри организации, это может быть консультацию по приемам для улучшения урока педагога или общий педагогический тренинг, направленный на профилактику профессионального и эмоционального выгорания. Однако, каждый педагог может обратиться в государственную психологическую службу и запросить стандартную консультацию. Так как зачастую причинами синдрома выгорания является и проблемы, связанные с личной жизнью педагога.
Приложение 1
Экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов
(автор О.Л. Гончарова)
Инструкция: Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Вопросы | Очень часто 4б | Часто
3б | Иногда 2б | Редко 1б | Никогда 0б |
1. К концу рабочего дня я постоянно чувствую сильную усталость | |||||
2. К концу рабочего дня я чувствую эмоциональное и физическое истощение | |||||
3. К концу рабочего дня я чувствую неосознанное беспокойство | |||||
4. К концу рабочего дня я чувствую повышенную тревожность | |||||
5. К концу рабочего дня я чувствую нервное напряжение | |||||
6. Когда я прихожу с работы у меня не хватает сил на домашние дела | |||||
7. После работы дома я очень раздражительна | |||||
8. Я долго не могу заснуть, из-за переживаний, связанных с работой | |||||
9. Я тяжело просыпаюсь с утра на работу | |||||
10. Моя работа оказывает негативное воздействие на мое здоровье |
Обработка и интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по балльной шкале:
«очень часто» – 4 балла;
«часто» – 3 балла;
«иногда» – 2 балла;
«редко» – 1 балл;
«никогда» – 0 баллов.
Чтобы определить показатель эмоционального выгорания, нужно сложить все баллы по вопросам и подсчитать общий суммарный балл.
Оценка результатов:
суммарный показатель до 10 баллов – низкий показатель эмоционального выгорания;
суммарный показатель от 11 до 20 – средний показатель эмоционального выгорания;
суммарный показатель от 21 и более баллов – высокий показатель эмоционального выгорания.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Шамилова Альбина Ильнуровна