Выступление на тему: «Цифровая образовательная среда в доу»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 223
Выступление
на тему: «Цифровая образовательная среда в доу»
Составитель: Гришина Елена Николаевна
высшая квалификационная категория
г. Ульяновск, 2022г.
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.
Потребности и интересы детей учитываются в основных нормативных документах в сфере образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе за счет организации современного цифрового образовательного пространства.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы включает приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который направлен на создание возможностей для граждан разного возраста и социального статуса получать качественное образование с использованием современных информационных технологий.
Цифровая среда — это, прежде всего, информационная культура всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей и родителей), цифровизация образовательного процесса, информационные ресурсы и технологии, пространство для коммуникации, творчества и игры дошкольника.
Цифровая образовательная среда (ЦОС) –это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса
ЦОС ДОО включает:
1.Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
2.Совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы и более современное оборудование электронные девайсы — детские планшеты, мультистудия, мини-роботы — роботомышь, логоробот Пчелка, робот Ботли, LEGO WeDo, компьютерные обучающие программы и онлайн-ресурсы (например, образовательная платформа «Робоборик»), игротека электронных игр.
3. Систему современных педагогических технологий.
Цель создание цифровой образовательной среды:
для дошкольников:
расширение возможностей построения образовательной траектории;
доступ к самым современным образовательным ресурсам;
растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира;
В процессе решения образовательных задач с внедрением ЦОС у детей развиваются:
творческий потенциал;
инициатива;
любознательность;
настойчивость;
трудолюбие;
ответственность.
что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования
для родителей:
расширение образовательных возможностей для ребенка;
повышение прозрачности образовательного процесса
облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
для воспитателя:
формирование новых условий для мотивации дошкольников при выполнении заданий;
формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;
облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории дошкольника.
STЕM образование детей – это парциальная модульная программа дошкольного образования, направленная на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество.
Ведущая составляющая STEAM– обучения это экспериментально-инженерная деятельность.
STEM-образование в формировании естественнонаучных представлений дошкольников
S - science (естественные науки).
T - technology (технология).
E - engineering (инженерное искусство).
A - art (творчество).
M – mathematics (математика).
Программа: «STEAM образование детей дошкольного возраста» - включает 6 модулей, содержание которых направлено на развитие интеллектуальных
способностей детей.
• Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
• Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой».
• Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
• Образовательный модуль «Математическое развитие».
• Образовательный модуль «Робототехника».
• Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”».
Преимущества STEM технологии:
Развивают любознательность;
Помогают выработать инженерные навыки;
Позволяют приобрести качества, необходимые для работы в команде;
Содействуют умению анализировать результаты проделанных мероприятий;
Способствуют наилучшей познавательной активности дошкольников.
Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля».
Экспериментирование с предметами окружающего мира
-освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;
- освоение пространственных отношений;
- конструирование в различных ракурсах и проекциях.
Образовательный модуль «LEGO-конструирование».
-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;
-свободное владение родным языком (словарный состав,
грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные
представления о семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Робототехника»
-развитие логики и алгоритмического мышления;
- формирование основ программирования;
- развитие способностей к планированию, моделированию;
- обработка информации;
- развитие способности к абстрагированию и нахождению
Закономерностей.
Образовательный модуль «Мультистудия «Я твой мир»»
-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных
технологий) и цифровых технологий;
-освоение медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза
художественного и технического творчества.
Образовательный модуль «Математическое развитие».
Целью данного образовательного модуля является комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Он может быть использован как содержательное дополнение к обязательной части основной образовательной программы ДОО, так и в студийно-кружковой деятельности познавательной направленности в части программы, формируемой участниками образовательной деятельности.
В современных условиях важной задачей детского сада является создание среды для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую возможно осуществить с применением современных цифровых технологий, что способствует повышению уровня качества образования детей и способствуют имиджу и конкурентоспособности ДОУ.