Выступление учителя-логопеда «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС»
МБОУ «СОШ № 31»
Выступление учителя-логопеда
«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
подготовила учитель – логопед
Годуадзе Е. С.
2018
(слайд 1) Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.
(слайд 2) Целью логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС является выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Отсюда вытекают следующие задачи: (слайд 3)
Общее речевое развитие школьников.
Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам.
Успешная социализация детей.
В своей работе я выделяю следующие направления (слайд 4)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях нашего учреждения;
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем у детей с ОВЗ, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями и педагогическими работниками.
Остановимся и рассмотрим подробнее логопедическую работу с детьми, страдающими ЗПР.
(слайд 5) Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Логопедические занятия представляют особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные констатируют (слайд 6) у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов. Нарушения связной речи проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов.
Планирование и содержание занятий я выстраиваю в соответствии с рекомендованными рабочими программами для детей с ОВЗ. Мне хотелось бы поделиться с вами информацией о том, где их можно найти и скачать для своего пользования.
(слайд 7) На сайте ppms22.ru Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (АКЦ ППМС помощи) во вкладке «педагоги инклюзивного образования» вы можете найти следующие комплекты примерных рабочих программ (слайд 8):
для детей с нарушениями речи;
для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС);
для детей с умственной отсталостью УО;
для детей с задержкой психического развития (ЗПР);
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);
для слабослышащих детей.
Рассмотрим подробнее курс «Логопедические занятия» в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР. Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в программе направлениями: (слайд 9)
– диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
– профилактика нарушений чтения и письма;
– расширение представлений об окружающей действительности;
– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
При реализации данного курса я учитываю общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.:
- преподношу новый материал предельно развернуто, предлагаю детям алгоритм, определяющий порядок их действий. Это может быть, как пошаговая памятка, так и визуальная подсказка);
- задействую различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).
- предоставляю возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами.
- включаю в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы и др.).
Работа по этому курсу реализуется мною на индивидуальных и групповых занятиях. (слайд 10)
Закончить своё выступление мне хотелось бы строками стихотворения Натальи Адамовны Калиман, логопеда-дефектолога, музыкального психотерапевта, директора АНО "Диаконического Центра "Прикосновение", г.Оренбурга.
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Материалы и сайты, используемые при написании текста выступления:
http://logoportal.ru/statya-12940/.html
ppms22.ru
Презентация по ссылке:
https://урок.рф/library/prezentatciya_po_teme_logopedicheskoe_soprovozhdenie_143055.html