Выступление учителя-логопеда «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках общеобразовательной школы в условиях реализации ФГОС»

3
0
Материал опубликован 18 May 2020

МБОУ «СОШ № 31»













Выступление учителя-логопеда


«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»













подготовила учитель – логопед

Годуадзе Е. С.







2018



(слайд 1) Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.

(слайд 2) Целью логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС является выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.

Отсюда вытекают следующие задачи: (слайд 3)

Общее речевое развитие школьников.

Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам.

Успешная социализация детей.

В своей работе я выделяю следующие направления (слайд 4)

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях нашего учреждения;

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем у детей с ОВЗ, а также способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных);

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями и педагогическими работниками.

Остановимся и рассмотрим подробнее логопедическую работу с детьми, страдающими ЗПР.


(слайд 5) Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Логопедические занятия представляют особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные констатируют (слайд 6) у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов. Нарушения связной речи проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов.

Планирование и содержание занятий я выстраиваю в соответствии с рекомендованными рабочими программами для детей с ОВЗ. Мне хотелось бы поделиться с вами информацией о том, где их можно найти и скачать для своего пользования.

(слайд 7) На сайте ppms22.ru Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи (АКЦ ППМС помощи) во вкладке «педагоги инклюзивного образования» вы можете найти следующие комплекты примерных рабочих программ (слайд 8):

для детей с нарушениями речи;

для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС);

для детей с умственной отсталостью УО;

для детей с задержкой психического развития (ЗПР);

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);

для слабослышащих детей.

Рассмотрим подробнее курс «Логопедические занятия» в примерной адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР. Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в программе направлениями: (слайд 9)

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

профилактика нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

При реализации данного курса я учитываю общие рекомендации, удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.:

- преподношу новый материал предельно развернуто, предлагаю детям алгоритм, определяющий порядок их действий. Это может быть, как пошаговая памятка, так и визуальная подсказка);

- задействую различные анализаторы при изучении звуков и буквы: слуховой, зрительный, кинестетический (написание букв в воздухе, принятие телесной позы, сходной с изучаемой буквой, написание букв на шершавой поверхности: песок, манка, поиск буквы в «зашумленном» изображении).

- предоставляю возможность практического оперирования предметами, а также реализации собственных действий: прохлопывание, выкладывание графических схем фишками, полосками, кубиками, выполнение шагов при прослушивании предложений и определении в нем количества слов, работа с разрезной азбукой, слоговыми таблицами.

- включаю в ход занятия задания и упражнения, способствующие стимулированию познавательной активности, развитию мыслительных операций на речевом материале (выделение четвертого лишнего, установление закономерности, ребусы и др.).

Работа по этому курсу реализуется мною на индивидуальных и групповых занятиях. (слайд 10)

Закончить своё выступление мне хотелось бы строками стихотворения Натальи Адамовны Калиман, логопеда-дефектолога, музыкального психотерапевта, директора АНО "Диаконического Центра "Прикосновение", г.Оренбурга.

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Материалы и сайты, используемые при написании текста выступления:

http://logoportal.ru/statya-12940/.html

ppms22.ru

Презентация по ссылке:

https://урок.рф/library/prezentatciya_po_teme_logopedicheskoe_soprovozhdenie_143055.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации