12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бектасова Гульнар Хайрулиновна31
"... Не учить, а учиться вместе. Не готовить к жизни, а жить вместе. Всю жизнь человек чему-то учится. Мне нравится учиться, учиться вместе с детьми. Ведь более всего мы учимся у своих учеников, преодолевая много трудностей. Суметь их преодолеть и
Россия, Омская обл., Омск
5

Выступление в рамках работы муниципальной ассоциации русского языка и литературы «Особенности использования методической системы смыслового чтения «Учимся работать с текстом»

Выступление в рамках работы муниципальной ассоциации русского языка и литературы «Особенности использования методической системы смыслового чтения «Учимся работать с текстом»

 

Цель данной методической разработки: показать возможности интеграции технологии смыслового чтения и технологии проектной деятельности для формирования и развития навыков смыслового чтения при изучении литературы. На разных этапах урока с помощью таких приемов могут быть сформированы и развиты коммуникативные, регулятивные, познавательные, личность

Особенности использования методической системы  смыслового чтения «Учимся работать с текстом» (предмет)  как  средства реализации исследовательских способностей одаренных детей (объект) для формирования читательских компетенций (цель) состоят в том,  что методическая разработка применяется  в разновозрастном контингенте учащихся (5-9 классы)

 

Содержание.

Введение.

Цели и задачи методической системы смыслового чтения «Учимся работать с текстом».

Основная часть.

Интеграция методов и форм  обучения смысловому чтению и проектной деятельности

Заключение.

Использованная литература.

Введение.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Следовательно, каждый школьный предмет должен реализовать возможности для формирования и развития этого навыка . Анализ выполнения учащимися комплексной работы, направленной на оценку достижений планируемых метапредметных результатов, показывает недостаточный уровень сформированности умений читать и понимать текст, использовать полученную информацию для проведения рассуждений. Поэтому развитие навыков смыслового чтения на уроках литературы  как средство формирования метапредметных результатов  является актуальным. По данному вопросу существует большая методическая подборка материалов, изучение которых позволяет  определить эффективные приёмы формирования этих навыков, спроектировать  и апробировать  уроки  литературы  на основе использования стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроке.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

выделение главного в тексте;

составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

грамотно пересказать прочитанный текст.

умение составить план прочитанного;

воспроизводить текст по предложенному плану;

умение пользоваться образцами решения задач;

запоминание определений, формул, теорем.

работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);

использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;

подтверждение научных фактов;

конспектирование новой темы.

Этому и способствует методическая система смыслового чтения, интегрированная с технологией проектной деятельности.

Методическая система обучения - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся. Это  взаимная связь содержания обучения, целей обучения, методов обучения, форм обучения.

 

Содержание обучения


Цели обучения


Методы обучения


Формы обучения


Средства

 

Основная часть.

1.Интеграция методов и форм  обучения смысловому  чтению и проектной деятельности.

Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

В методической литературе выделяются три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстоваядеятельность.Некоторые исследователи – четыре вида. Выделяют следующие виды чтения:

просмотровое;

ознакомительное;

изучающее;

рефлексивное.

Состав методической системы смыслового чтения «Учимся работать с текстом»:

Модель «слово - семантическое поле этого слова – символика слова»

Метод проблемного обучения

Метод проектной деятельности

Задание, упражнение, процедура

Что делает учитель?

Что делают дети?

Время, порядок работы

Рекомендации, установки

Что получается в результате?

Выбираем  одно из литературоведческих понятий – образ.

Предлагает объекты:

Снежинка, метель, пурга, вьюга, снегопад

 

Отвечают на вопросы, подбирают ассоциации, подходящие символы

3-5 минут в начале урока. Тренинг проводится до достижения результата

 

Вначале выбираются известные детям символы

Затем дети настраиваются  детей на оригинальные ответы:

Дети находят множество сравнений снега с состоянием человека, стремятся найти оригинальное, нешаблонное сравнение. Пишут исследовательский проект


1 этап. Работа с текстом до чтения. Это антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. И постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Предтекстовые приёмы:

Прием «верные и неверные утверждения» можно использовать при изучении не только лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, учащиеся выбирают те, которые ,по их мнению, соответствуют действительности. Затем обосновывают свое мнение. После знакомства с материалом , ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов. 

 «Мозговой штурм»

«Глоссарий»

«Ориентиры предвосхищения»

«Предваряющие вопросы»

«Рассечения вопросов».

«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Ассоциации записываются на доске.

Педагог может добавить различную информацию.

Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Алгоритм реализации приема:

Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

 «Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации приема:

Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

 2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

К приемам текстовой деятельности относятся:

«Чтение вслух»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с пометкой» Инсерт (чтение с пометами)

3этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности.

«Отношения между вопросом и ответом»

«Тайм-аут»

«Проверочный лист»

«Вопросы после текста» прием «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики ,объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

     5.Составление кластера

     6.Прием Боуэна

«Диалог с автором текста»

 

 

2.Приемы развития навыков смыслового чтения на уроках литературы.

«Кластер» как один из методов критического мышления.

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Развитие критического мышления через чтение и письмо - «надпредметная» технология, которая решает задачи:

активизации познавательной деятельности обучающегося;

развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.) ТРКМ – основа для формирования информационной компетенции.Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства. Это своеобразный «инструментарий» для работы с информацией любого типа, начальный этап, без которого невозможно переходить к полноценной работе в других технологиях. Отличительной особенностью приемов данной технологии является то, что они не статичны, легко подвергаются модернизации и новому структурированию в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой учитель.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

целеполагание;

анализ содержания произведения;

определение центрального понятия, ключевого образа произведения;

определение структурно-логических внутритекстовых связей;

подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

 

Повторить ранее изученное, найти интересные подходы к мотивации новой темы — всё это очень важно, но большое место в учебном процессе занимает этап изучения нового материала. Никак не перестаю удивляться английской народной мудрости о коне и водопое. Как сделать так, чтобы не только привести ученика в класс, но и побудить его к активной работе? Как научить его новому, не заставляя «пить насильно», а вызвав «жажду» к знаниям? Необходимо «...перестроить учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нем много времени занимало не пассивное восприятие учебной информации, а активная, самостоятельная деятельность учеников». Наиболее эффективным методическим  приемом  побуждающим к самостоятельной деятельности и способствующим  развитию навыков смыслового чтения является  «Кластер». «Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

«Диалог с автором текста».

Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:

ищем то, что не очень понятно в тексте и формулируем вопросы;

прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста;

самопроверка (проверяем свои предположения, сверяя их с текстом).

Методисты считают метод «диалог с автором текста» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После такого диалога читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

Метод проектов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

       Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи. Например, в 5 классе учим детей работать с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. рассматривают его в контексте эпохи.

План действий учащихся в проекте.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Алгоритм подготовки к запуску учебного проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта

 

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта по литературе можно выделить следующие этапы:

Погружение в проект;

Организация деятельности;

Осуществление деятельности;

Презентация результатов.

Проектная технология, формирующая социальную и коммуникативную компетенции, развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, формирует умения ориентироваться в информационном пространстве. Она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Параллельно с технологией смыслового чтения я начинаю учить детей проектной деятельности с 5 класса, хотя она требует более высокого уровня умения работать с информацией. Первые попытки внедрения технологии проектного обучения в отечественных школах уходят своими корнями в идеи Д. Дьюи об организации деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни.

                Сегодня многие педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов.

        В своей работе цель проектного обучения я вижу  в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

        - самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

        - учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

        - приобретают коммуникативные умения;

        - развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

        - развивают системное мышление.

        Исходные теоретические позиции проектного обучения:

        - в центре внимания – ребенок, содействие развитию его творческих способностей;

        - образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

        - индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

        - комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

        - глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечиваются за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической деятельности:

* принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

* принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

* принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

* принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

* принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Заключение

 Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков смыслового чтения, помогает решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для обучающихся  это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций. В работе описываются различные приемы, способствующие развитию навыков смыслового чтения и повышающие учебную мотивацию. Эти приемы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности.

Цель данной методической разработки - показать возможности  интеграции технологии смыслового чтения и технологии проектной деятельности для формирования и развития навыков смыслового чтения при изучении литературы. На разных этапах урока с помощью таких приемов могут быть сформированы и развиты коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные универсальные учебные действия

1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе / А. В. Бычков – М. : 2012. – 97 с.

2.Даутова О. Б. Современные технологии в профильном обучении / О. Б. Даутова – СПб. : 2006. – 176 с.

3.Ермаков Д. С. Учить школьников разрешать проблемы // Педагогика. – 2014. - №10. - с. 5 – 15.

4.Новикова Т.А Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7, стр. 151-157.

5.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2016. – с. 42.

6.Полат Е. С. Метод проектов в современной школе / М. : МИПКРО, 2013. – 205 с.

7.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат – М. : 2012. – 130 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.