12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Высоцкая Ирина Николаевна20

«Выявление одаренных детей на занятиях

Д/О «Авторская песня под гитару»

Руководитель – педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Высоцкая Ирина Николаевна.


t1664970635aa.jpg


Коллектив «Авторская песня».

Грушинский фестиваль, 2022 г.


Одаренность – наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде. Часто люди добиваются выдающихся достижений благодаря тому, что не являются узкими, ограниченными специалистами, а интересуются смежными областями науки и искусства, постоянно повышают свое общее развитие и культуру.

Многие подростки интересуются музыкой, им нравится не только слушать, но и самим петь и играть на музыкальных инструментах. Они ищут себя, пробуют свои силы в разных областях деятельности и поэтому очень важно предоставить им наиболее широкий спектр возможностей проявить себя. Подростковый возраст часто называют трудным, но именно он является познавательным и творчески активным. В этот период особенно заметен рост сознания и самосознания детей. Ими рассматривается вся сфера знаний о себе как о личности, о людях, об окружающем мире.

Особенно популярна в молодежной среде гитара, именно с ней ассоциируется походная туристическая романтика: костер, круг близких друзей, теплое дружеское общение, хорошая песня.

Если спросить человека, поющего песни под гитару, не хочет ли он улучшить свое исполнение, то в большинстве случаев можно услышать ответ «хочу, но не знаю как». Необходимость преподавания авторской песни давно уже стала очевидной.

«Авторская песня» - термин, появившийся в России в шестидесятые годы XX века, и первоначально обозначавший течение молодых «самодеятельных» поэтов-композиторов, исполнявших свои песни под собственный аккомпанемент на гитаре. «Поэзия под аккомпанемент гитары стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей» (Б. Окуджава). Данный жанр предполагает наличие авторских текстов глубокого смыслового содержания, высокой культуры и искренности исполнителя.

Помимо улучшения чисто технических навыков исполнения, занятия авторской песней прививают детям вкус к родной поэзии, учат их отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от той волны суррогата, которую обрушивает на наши головы современные СМИ.

К сожалению, ситуация с преподаванием этого жанра складывается довольно сложная, если не сказать печальная. Даже у преподавателей классической гитары число желающих учиться, как правило, превышает число мест, а гитарный аккомпанемент, столь необходимый при исполнении песен, практически не преподается вовсе. В результате дети вынуждены учиться, что называется «на улице» или у друга, который сам-то с грехом пополам знает три аккорда и пару-тройку ритмических рисунков. Разумеется, при этом ребенок понятия не имеет о правильной технике игры и поэтому, даже прилагая значительные усилия, не может освоить исполнение на сколько-нибудь профессиональном уровне. То же самое можно сказать и о начинающих поэтах, не имеющих понятия об элементарных принципах стихосложения.

Стремлением решить обозначенные проблемы на практике, перевести на профессиональный уровень обучение подростков авторской песне и работу с одаренными детьми объясняется разработка и реализация на базе лицея «Созвездие» №131 и гимназии «Перспектива» дополнительной образовательной программы «Авторская песня под гитару».

На основе накопленного личного практического опыта и педагогической работы с одаренными детьми мною разработана авторская дополнительная образовательная программа «Авторская песня под гитару».

Образовательная программа «Авторская песня под гитару» дает возможность обучающимся среднего и старшего школьного возраста:

приобщиться к музыкальному и литературному наследию жанра авторской песни;

реализовать свои творческие возможности в поэзии и музыке;

научиться играть на гитаре;

приобрести вокальную культуру исполнения песен из репертуара известных российских поэтов-бардов;

найти друзей-единомышленников, увлеченных авторской песней.

На дополнительное образование в настоящее время возлагается очень большая ответственность, так как оно в общей системе образования осуществляет функцию углубления, расширения и оживления знаний, умений и навыков, получаемых обучающимися в рамках базисного плана школы, а главное – функцию воспитания, духовно-нравственного развития подростков. «Дополнительное образование – это личностно порождающая педагогика», - сказал А. Асмолов. Оно направлено на удовлетворение личностных интересов и потребностей учащихся, содействует их личностному росту. С реализацией этой функции авторская песня справляется как нельзя лучше.

Программа реализуется с 1998 года и рассчитана на трехгодичный курс обучения детей в возрасте от 10 до 18 лет.

Образовательная программа «Авторская песня под гитару» скорректирована на основе Образовательной авторской программы «Авторская песня под гитару» ЦВО «Творчество». Она предусматривает изучение и освоение обучающимися музыкального практического материала по технике аккомпанемента на шестиструнной гитаре, вокала, основам сценического мастерства, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, праздниках. Практические занятия проводятся группами, микро-группами, по 3-4 человека, и индивидуально с одаренными детьми, но, как правило, в рамках группового занятия. Нормы взяты из комплексной образовательной программы А.Г. и Ю.В. Исаевых.

В групповой форме проводятся итоговые и контрольные занятия, а также уроки проверки знаний, т.е. открытые уроки по авторской песне.

В то же время при реализации программы «Авторская песня под гитару» должна проводиться работа по правильной организации досуга школьников, их морально-нравственному и эстетическому воспитанию. Формы данной деятельности – тематические вечера, вечера-встречи, туристические походы, участие в мероприятиях, акциях, конкурсах и фестивалях и т.п., проводимых ОУ.

Схемы проведения теоретических занятий для групп одного и того же года обучения могут иметь довольно существенные различия, ориентированные на различный возраст учащихся.

Свободный обмен информацией между обучающимися разных лет обучения, является самой эффективной формой обучения, поскольку ребенок может получить несколько объяснений одного и того же вопроса. Как показала практика преподавания, теоретические сведения лучше всего усваиваются непосредственно в процессе работы над каким-либо произведением или же в процессе совмещения теоретической лекции с наглядной демонстрацией описанных приемов. Поэтому теоретические занятия зачастую бывают совмещены с разучиванием какого-либо нового произведения, для исполнения которого обучающемуся необходимо овладеть конкретными теоретическими знаниями.

Практическое занятие начинается с проверки домашнего задания (3-7 минут). Затем следует разбор встретившихся в процессе работы над произведением трудностей (5-10 минут), обсуждение с педагогом содержания песни, применяемой автором (исполнителем) техники, возможных вариантов исполнения песни (10-15 минут), после чего идет выбор нового произведения (вместе с учеником) и его начальный разбор (10-20 минут).

Как правило, несмотря на то, что педагог работает с каким-либо одним учеником или микро-группой, на занятиях присутствуют также и все остальные учащиеся. Таким образом, они имеют возможность наблюдать за ходом урока, еще раз прослушать и закрепить определенные разделы курса.

Более глубокое изучение теории музыки начинается на втором году обучения, так как проявляется личная заинтересованность обучающихся. Они переходят к более сложным музыкальным произведениям, и сами ощущают необходимость более серьезного освоения теоретической базы. При таком подходе теория изучается значительно более быстро и глубоко.

В структуру занятия также включается дыхательная гимнастика Стрельниковой. гимнастика для рук и пальцев, мини-концерты, элементы театрализации.

Пение, особенно ансамблевое, улучшает общее самочувствие. При длительном плавном выдохе уменьшается частота дыхания, в организме задерживается углекислота, которая снимает спазм сосудов, улучшает кровоснабжение органов, метаболические процессы, человеку становится хорошо. К этому добавляется чувство общности, когда собственное «Я» становится частью целого. Люди старшего поколения помнят это, так как во времена их молодости повсюду было распространено совместное (ансамблевое, хоровое) пение.

t1664970635ab.jpg

Коллектив «Авторская песня».

Концерт во Дворце ветеранов, 2021 г.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения и углубления теоретических знаний, практических умений и навыков.

К третьему году обучения по программе обучающиеся обычно определяются с любимым направлением песни, у них появляются свои предпочтения среди авторов и исполнителей, обучающемуся открывается простор для индивидуального выбора и творчества. При этом основное внимание учеников обращено уже на внутреннюю художественную сущность исполняемых произведений. На этом этапе обучения, происходит становление индивидуальной неповторимой манеры восприятия и исполнения песен. Естественно, в данном случае практически все занятия должны быть индивидуальными и строиться на основе пожеланий самих обучающихся.

В коллектив «Авторская песня» принимаются все желающие, независимо от музыкальных и поэтических способностей. Программа включает в себя междисциплинарное обучение. Это обеспечивает взаимосвязь нескольких предметов: литературы, истории, МХК (мировой художественной культуры), музыки, вокала, гитары, театра. Так, например, ежегодно в 8-9-х классах в целях подготовки к экзамену по предмету литература, проводится открытый урок по авторской песне, где ребята рассказывают об истории жанра авторской песни, творчестве поэтов-бардов и поют песни Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, С. Никитина, В. Берковского и др.

При реализации образовательной программы «Авторская песня под гитару» педагогом ставится цель: разностороннее развитие личности обучающегося средствами авторской песни, через формирование знаний, умений и навыков литературного творчества, вокала, игры на шестиструнной гитаре, организации своего культурного досуга и досуга своих сверстников.

Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:

Учебные задачи:

знакомство обучающихся с лучшими образцами авторской песни, творчеством поэтов-бардов, авторов-исполнителей;

овладение элементарными теоретическими знаниями по музыкальной грамоте;

обучение детей различным приемам игры на аккомпанирующей гитаре;

обучение детей основам сольного и ансамблевого пения;

обучение методам коллективной творческой деятельности (КТД) как основы организации культурного досуга детей, подростков и юношества.

Развивающие задачи:

развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, навыков игры на гитаре;

развитие внимания, образного мышления, творческого воображения; поэтических способностей у детей и подростков;

развитие музыкального, ритмического и гармонического слуха;

развитие вокальной культуры исполнения, навыков двух- и трехголосного пения.

Воспитательные задачи:

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержка одаренных детей и подростков;

воспитание чувства ответственности и добросовестности в обучении;

активизация творческой деятельности;

социализация и адаптация обучающихся к жизни в обществе;

воспитание чувства коллективизма и партнерства;

формирование общей культуры обучающихся;

формирование этических норм, воспитание чувства толерантности в межличностных и межнациональных отношениях;

воспитание любви к музыкально-поэтическому наследию своей страны.

Реализация программы предусматривает сотрудничество и сотворчество педагога и обучающегося по следующим видам деятельности:

- техника игры на аккомпанирующей гитаре, элементарная музыкальная грамота;

- вокальная работа с ансамблем, дуэтом, трио;

- индивидуальная работа над собственным сочинением и по разучиванию бардовского репертуара;

- организация и проведение по методике КТД культурного досуга воспитанников (бардовские вечера, творческие встречи с Грушинским клубом, самарскими бардами, с другими детскими коллективами КСП и т.д.);

- проведение открытых тематических уроков по предметам МХК, литературы и музыки, как подготовка к экзаменам в 9-х классах;

- походы выходного дня по достопримечательностям Самарской области;

- участие в мероприятиях ОУ, в родительских конференциях;

- концертная деятельность (концерты для ветеранов, пожилых людей, инвалидов);

- участие в конкурсах и фестивалях различных уровней;

- привлечение родителей обучающихся к походной деятельности коллектива.


При реализации общеобразовательной программы «Авторская песня под гитару» используются различные образовательные технологии развивающего обучения.

В воспитании – технологии коллективной творческой деятельности.

Формы организации образовательного процесса:

- лекция, беседа, показ;

- вокальные упражнения, распевки, репетиции;

- коллективные творческие дела (тематические вечера, открытые уроки);

- участие в концертах, конкурсах и фестивалях;

- турпоходы.

В связи с комплексным обучением в программе используются следующие методики:

1). «Авторская песня как музыкально-поэтический жанр»

Основная задача: формирование интереса к жанру авторской песни.

Данная методика помогает:

сформировать следующие знания:

- истории жанра авторской песни и основоположников жанра;

- истории создания фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина;

- лауреатов фестиваля и наиболее популярных песен;

и выработать следующие умения и навыки:

- отличать «хорошие» стихи от «плохих»;

- находить образные сравнения в содержании текста;

- реализовывать свои возможности в поэтическом и музыкальном творчестве.

2). «Техника игры на гитаре»

Основная задача: научить обучающегося аккомпанировать себе на гитаре во время исполнения песни.

Данная методика помогает:

сформировать следующие знания:

- строение гитары, историю возникновения инструмента, способы настройки гитары;

- буквенных обозначений аккордов и их расположения на гитаре;

- мажорного и минорного лада;

- приемов игры боем и перебором на гитаре в 2-х, 3-х, и 4-х дольном ритме.

и выработать следующие умения и навыки:

- свободно переставлять аккорды на гитаре в зависимости от определенного метроритма;

- приемы игры боем и перебором в размерах 2/4, 3/4, 4/4 и 6/8;

- координация пения и игры на гитаре.

3). «Формирование культуры вокального исполнительства»

Основная задача: развитие вокальных данных обучающихся и воспитание вокальной культуры исполнения авторской песни.

Данная методика помогает:

сформировать следующие знания:

- правильной певческой позиции;

- правильного дыхания и способов распределение его на музыкальную фразу;

- метроритмических особенностей;

- интонационных особенностей.

и выработать следующие умения и навыки:

- чистого интонирования мелодии;

- развития внутреннего музыкального слуха;

- развития ритмического, мелодического и гармонического слуха;

- навыки ансамблевого пения (2-х, 3-х и 4-хголосного пения);

- координации слуха и голоса при индивидуальной работе над песней.


Таким образом, при реализации всех ресурсов программы «Авторская песня под гитару» и формируется работа с одаренными детьми.

Главным условием развития детской и подростковой одаренности является познавательная потребность в познании, в самоактуализации. Американский психолог Льюис Термен длительно изучал 1532 наиболее одаренных подростков. В наибольшей степени творческие достижения были обнаружены у тех подростков, которые характеризовались высокой потребностью в творческой деятельности. В психологии, одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Можно привести наглядный пример на следующих воспитанниках клуба, которые занимались сразу несколькими видами деятельности: Бояркин Даниил (11Б кл.) - танец, песня, гитара, театр, бокс, проектная деятельность; Круглова Анастасия (11Б кл.) - танец, песня, гитара, театр, поэзия, научная деятельность; Бай Анна (11А кл.) - танец, песня, гитара, театр, поэзия, научная деятельность, волейбол и др. (Фото воспитанников с выступлений учащихся на конкурсах и концертах):

t1664970635ac.jpgt1664970635ad.jpgt1664970635ae.jpg

Бояркин Даниил(11Б кл.) Бай Анна(11А кл.) Круглова Анастасия(11А кл.)

Большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвитие личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский и подростковый возраст – период становления способностей и личности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный гитарой подросток может дома с энтузиазмом изучать технику игры на рок-гитаре, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции и т.п.). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед ровесниками и родными.

Приведем пример: Барабанова Дарья (11А кл.) поет под гитару в кружке, но не дома и в своем классе. Болдин Тимофей (10Б кл.) увлекается игрой на рок-гитаре, поет в ансамбле, но не выступает сольно с авторскими песнями на концертах и др. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Например, Антоняк Дмитрий (10А кл.) страдал сильным заиканием, был раздражительным, вспыльчивым, закомплексованным в общении с одноклассниками. Овладев прекрасно гитарой, вокалом и ансамблевым пением, стал более общительным, раскрепощенным, смелым в поведении с другими людьми, приобрел лидерские качества. (Фото воспитанников с выступлений учащихся на конкурсах и концертах)t1664970635af.jpg t1664970635ag.jpg

Антоняк Дмитрий(10А кл.) Болдин Тимофей(10Б) и Барабанова Дарья(11А)

Чтобы способствовать развитию одаренности ребенка, взрослый должен помочь его эмоциональному самовыражению. Так, например, эмоции должны не анализироваться, а проживаться. Для этого создаются такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоциональность одаренных детей часто кажется невероятной, у них остро ощущаемая потребность в самоактуализации. Занятия в клубе помогают ребенку, потом подростку, юноше развить в себе способности к самоактуализации. Не научить этому, а создать психологические условия, чтобы ребенок был готов к этой тяжелой и всегда самостоятельной работе. Занятия искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают соучастие, сострадание, развивают способность радоваться и тревожиться с ним. У детей развивается память, оригинальность мышления, активизируется мыслительная деятельность, координация движения, творческие способности.

В пример можно привести выпускника лицея 2004 года Савченко Александра, воспитанника Клуба авторской песни «Жигули» с 7-го по 11 класс. Занимаясь в кружке, Саша прекрасно овладел аккомпанирующей гитарой, вокальным мастерством, участвовал в конкурсах и фестивалях различных уровней, во всех театрально-музыкальных постановках, мероприятиях лицея, ходил в походы по достопримечательностям Самарской области, участвовал ежегодно в конкурсах Всероссийского Грушинского фестиваля и т.д. Будучи студентом, он продолжал вести активную творческую жизнь. Закончив МИР (Международный Институт рынка), создал Креативную студию «Ваяло» (в услуги этой фирмы входят: видео, фото, дизайн, печать, сайты, аудио и т.п.). Александр продолжает участвовать в жизни Клуба «Жигули», ежегодно выступает на Бардовских вечерах «Золотая осень» и «Весенняя капель», ездит на Грушинский фестиваль, где делится опытом исполнительского мастерства с воспитанниками Клуба, занимается проектной деятельностью, участвуя в президентской программе для одаренной молодежи. (Фото выступлений на конкурсах и концертах)

t1664970635ah.jpg t1664970635ai.jpg

Савченко Александр (11А кл., Савченко Александр (Бардовский вечер, 2016 г.)

Грушинский фестиваль, 2004г.)

Таким образом, можно сказать, что раскрыть богатый творческий потенциал интеллектуально одаренных детей и подростков непросто. Успех обеспечен в случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика. Учителю в первую очередь важно помочь раскрыться креативности школьника, помня о возрастных, личностных особенностях, создать благоприятные условия для самореализации и самовыражения.


Список использованной литературы

Асмолов А. Статья «Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение». Журнал .№ 2 Образовательная политика (64) 2014.

Беленький Л.П. Среди нехоженых дорог одна – моя.- М.: Профиздат,1989.

Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Москва-Воронеж, 1996.

Грушинский XXI век. / (рук. Проекта В.К. Шабанов, О.А. Вавилина). – Самара: Новая техника, 2012.

Кейльман Б., Афонина Е. Сверим наши песни. – Самара: Изд. Клуба им. Грушина, 1995.

Лагутин А. Основы музыкальной педагогики. Изд. Музыка. М.: 1985.

Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: «Прометей», 1992.

Новиков В.И. Авторская песня. – М: АСТ «Олимп»,1997.

Образовательная программа детских объединений в учреждениях дополнительного образования: Методические рекомендации в помощь педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей, молодежных социальных служб, реабилитационных центров. Под редакцией Т.Е. Макаровой. Авторы-составители Т.Е. Макарова, В.В. Юсупова, Н.В. Рылова – Самара: ЦВО «Творчество». 2001 – 60 с.

Педагогическое диагностирование нравственной воспитанности учащихся. / Сост. Т.Е. Макарова. - Самара. 2000. 44 с.

Пенькова Р.И. Технология управления процессом воспитания молодежи: Учебное пособие к спецкурсу и практикуму. – Самара СГПУ. – 1994.

Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.:Издательский центр «Академия», 1996. – 416с.

Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996 г.

Теплов Б.М. Музыкальная психология. Изд. Просвещение. М.-1982.

Черняева В.И. Технология разработки дополнительной образовательной программы: методические рекомендации педагогу, работающему над созданием авторской образовательной программы. Ред.2-2004. – Самара: СЦВО «Творчество», 2004.

Шипов Р. Наполним музыкой сердца. – М.: Изд. Советский композитор,1987.


Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 05.10.22 в 14:56 0Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка. Спасибо, Ирина Николаевна, за Ваш труд
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.