12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юткина Анастасия Александровна32

«Выявление и обучение одаренных детей»


Юткина Анастасия Александровна

и. о. заместителя директора по учебно-воспитательной работе

ГПОУ «Макеевское профессионально-техническое училище сферы услуг»


Аннотация: В данной работе показаны основные виды работ с одаренными детьми. Предложены основные подходы к организации учебного процесса с одаренными обучающимися.

Ключевые слова: одаренность; одаренный ребенок; особенности обучения одаренных детей.


Признание и воспитание одаренности у детей представляет собой важную задачу для педагогов. Образовательные учреждения должны реагировать на их образовательные потребности, прежде чем их способности уменьшатся или станут менее узнаваемыми для тех, кто может что-то с ними сделать.

Одаренность у маленьких детей относится прежде всего к «скороспелости», быстрому темпу развития в одной или нескольких сферах. Для некоторых людей одаренность является чисто академической и означает, например, что ребенок зарабатывает все пятерки в табелях успеваемости. Этот ребенок может быть одаренным, наряду с детьми, которые в возрасте 3 лет могут считать до 100 или читать книгу, или подбирать мелодию на пианино.

Но одаренность - это нечто большее, чем быстрое развитие навыков или более раннее прохождение этапов развития. Одаренные дети чрезвычайно любопытны, постоянно задают вопросы, быстро учатся, легко запоминают и думают о мире иначе, чем их сверстники. Их сильное любопытство может привести их к неприятностям, особенно когда они пытаются понять, как что-то работает. Они могут обладать сверхвысоким уровнем энергии и при этом быть очень чувствительными, перфекционистами. Одаренные подростки подвержены риску скуки, разочарования и депрессии.

Выявление одаренности.

Образовательные учреждения часто уклоняются от раннего вмешательства именно из-за проблемы идентификации и потому, что первоначальные оценки часто являются минимальными оценками реального таланта ребенка. Самый эффективный способ распознать и идентифицировать одаренность - это использовать различные подходы в течение длительного периода времени. Физическое, социальное и когнитивное развитие у детей происходит быстро и изменчиво. Когнитивные и моторные навыки приходят внезапно: в какой-то момент навык незаметен, затем он внезапно появляется. По этой причине тестирование может работать в одно время и не работать в другое. А еще полная картина одаренности будет включать в себя наблюдения за поведением и речевыми способностями в различных классах, информацию от родителей, а также детские работы (художественные работы, диаграммы, изобретения, истории - написанные или рассказанные).


Одаренное поведение.

Один из способов начать поиск одаренных детей состоит в том, чтобы сосредоточиться на ряде форм поведения, которые происходят в ежедневных разговорах, действиях и реакциях на возможности обучения в классе и вокруг него. Вот список характеристик, характерных для одаренных четырех -, пяти-и шестилетних детей:

* выражают любопытство по поводу многих вещей;

* задают вдумчивые вопросы;

* имеют обширный словарный запас и использовать сложную структуру предложений;

* умеют хорошо выражать себя;

* решают проблемы уникальными способами;

* имеют хорошую память;

* проявляют необычный талант в искусстве, музыке или творческой драматургии;

* проявляют особенно оригинальное воображение;

* используют ранее изученные вещи в новых контекстах;

* необычайно способны упорядочивать вещи в логической последовательности;

* обсуждают и разрабатывают идеи;

* быстро учатся;

* проявляют желание работать самостоятельно и инициативу;

* проявляют остроумие и юмор;

* имеют устойчивую концентрацию внимания и готовы настойчиво выполнять сложные задачи;

* очень наблюдательны;

* проявляют талант в сочинении историй и их рассказывании;

* заинтересованы в чтении.

Консультации с родителями. Поскольку около 80% родителей могут определить одаренность своих детей в возрасте четырех - пяти лет, короткий путь к поиску таких учеников - это консультация с родителями. Каждый день они проводят со своими детьми несколько часов подряд, внимательно наблюдая за ними и взаимодействуя с ними в различных контекстах. В большинстве случаев это делает их наиболее реалистичными предсказателями способностей и потребностей своих детей. Учителя могут начать использовать этот ресурс, задавая конкретные вопросы о сильных сторонах детей, стилях обучения и интересах. Позже они смогут разработать систему обмена информацией и идеями по ходу года.

Портфолио. Портфолио - еще один вариант поиска талантов в классе. Это хранилище того, что сделал или может сделать ребенок. Категории достижений и способностей могут включать любое из следующих: использование языка; уровень опроса; стратегии решения проблем; глубина информации; широта информации; креативность; сосредоточенность или поглощенность задачей; глубина интерес к экзистенциальным и духовным вопросам; самооценка; предпочтение сложности или новизны; способность к синтезу, интерпретации и воображению. Портфолио обеспечивают достоверную оценку. И родители, и учителя могут использовать портфолио для выявления таланта и документирования его развития с течением времени.

Общие принципы обучения юных одаренных детей.

Существует ряд практических стратегий, которые могут использовать педагоги, чтобы дать молодым одаренным обучающимся вызов и стимуляцию, в которых они нуждаются, не перегружая себя большим количеством дополнительной работы.

Создание учебной среды. Одним из первых шагов, которые следует учитывать при удовлетворении потребностей одаренных обучающихся, является классная среда. Классная аудитория должна быть местом, где все дети могут легко участвовать в мероприятиях и проектах на своем собственном уровне и в своем темпе.

Развивающие центры обучения могут поддерживать творческое обучение. Лингвистический центр, например, мог бы иметь множество книг, словарей, журналов, сказочных кукол-персонажей, магнитные буквы с досками, кроссворды, алфавитные игры и компьютерное программное обеспечение для обработки текста и написания истории.

Гибкая группировка. Для одаренных обучающихся наиболее продуктивной ситуацией для обучения являются кластерные группы, в которых работают четыре-пять одаренных детей. Группировка детей младшего возраста всегда должна усиливать сильные стороны учащихся, а виды формируемых групп (структурированные, открытые, творческие, дивергентные, содержательные и т. Д.) должны вытекать из целей обучения, установленных для каждой учебной деятельности. Вот некоторые рекомендации по организации небольших групп:

Обеспечьте разнообразие. Предложите детям возможность работать с самыми разными учащимися, сгруппированными по-разному (интересы, уровень сложности заданий, мотивация).

Предложите выбор. По возможности разрешайте детям выбирать товарищей по группе и темы, а также помогайте в разработке проектов и их формате.

Создайте основные правила. Обсудите с детьми основные правила. Правила обсуждения может включать в себя: если вы не можете договориться о том, что нужно сделать, попробовать больше, чем одну идею; по очереди делиться идеями, слушать других в свою группу; сделайте ваш лучший усилий; помогают друг другу; если вы не понимаете или не принимаете, поговорите об этом со своей группой; получить помощь учителя, если это необходимо.

Оценивайте обучающихся индивидуально. По завершении групповой работы важно оценить их индивидуально. Оценки (тесты мастерства, портфолио, контрольные листы, устные ответы, рисунки, письменные сочинения и т. Д.) должны быть сосредоточены на индивидуальном обучении, а не на том, как дети вносят свой вклад в группу.


Компактная учебная программа. Проверенная стратегия обслуживания одаренных детей в обычном классе - процесс сжатия самого необходимого, чтобы они могли продвинуться дальше того материала, который они уже освоили. Большинство педагогов создают систему тестирования и наблюдения для определения уровня мастерства детей. Есть несколько вариантов уплотнения. Один из них заключается в том, чтобы позволить одаренным детям выбирать виды деятельности (не связанные с материалом, рассматриваемым в классе), которые их особенно интересуют. Другой заключается в проектной деятельности, связанной с текущим уроком, бросающей вызов их талантам.

Включайте творческое мышление. Еще один способ обслуживания одаренных детей в обычных классах - включение творческого мышления и деятельности в ежедневные занятия - стратегия, которая приносит пользу и другим ученикам. Маленькие дети особенно любят вопросы "что, если", чтобы стимулировать новые и альтернативные способы изучения предмета или темы. Изучение тропических лесов, например, может позволить ребенку, интересующемуся ящерицами, стать ящерицей на один день. - А если бы ты действительно был хамелеоном, живущим в тропическом лесу? Что вам больше всего понравилось бы быть одним из них? Почему?" Мероприятия это может включать в себя сбор новых фактов об этом животном с целью мимической истории, автопортрета (который ребенок потом объясняет) или написанной (или продиктованной) истории. Учителя могут поддержать эту деятельность, задавая вопросы и предлагая различные средства и ресурсы для их творческого исследования.

Мозговой штурм с одаренными детьми по поводу того, какие проекты они могли бы сделать, также может генерировать идеи, о которых учителя, возможно, никогда не думали сами. Цель мозгового штурма состоит в том, чтобы научить детей в раннем возрасте думать о различных вещах, которые они могут сделать с информацией, которую они узнали. Что бы они хотели с ним сделать? Что еще они могли узнать? Как бы они хотели выразить то, что они знают? Деятельность может варьироваться (в зависимости от возраста и способностей студента) от составления карт до натуралистических исследований жизни животных, драматических постановок, творческих движений, художественные проекты и научные эксперименты. Именно здесь понимание учителями уникальных сильных сторон своих учеников становится жизненно важным для обеспечения соответствующей учебной деятельности. Урок математики начальной школы, только начинающий изучать числа, может быть очень скучным для одаренного ребенка, который уже умеет считать до 50 и узнает эти числа визуально. Учитель, понимающий талант ребенка, может предложить ему выполнить художественный проект на тему чисел (например, нарисовать предметы или животных в кратных числах, затем их подсчитывают, делают рисунки из чисел, исследуют отношения между числами через искусство и т. Д.). Эта интеграция предметных областей также делает возможным обучение в нескольких направлениях и позволяет маленьким детям развивать таланты в различных содержательных областях.


Оценка и документирование.

Как и идентификация, оценка должна быть постоянной. Учителя могут использовать тесты, классные задания, наблюдения, неформальные интервью, консультации с родителями и портфолио для оценки успеваемости детей. Однако они имеют смысл только в том случае, если проводятся многократно в течение долгого времени и в рамках различных аудиторных занятий и проектов. Таким образом, учителя получают более полное представление о талантах своих учеников и могут создавать дополнительные возможности для их развития.

Заключение.

Раннее выявление и вмешательство крайне важны для роста и развития одаренных детей. Оснащенные практическими стратегиями обучения и творческими ресурсами, классные руководители находятся в уникальном положении, чтобы развивать свои таланты в стимулирующей среде оригинального мышления и открытий. Чувствительность к особым потребностям молодых одаренных детей может существенно повлиять на их будущее развитие и счастье.


Список использованной литературы

1. “Одаренные дети ” – пер. с англ./ Общ. Ред. Г.Д. Бурменской и В.М. Слуцкого – М., Прогресс, 1991.

2. Богомаз С.А. Психологическая безопасность и искажение реальности в контексте проблем личностного развития // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: сборник научных трудов/ под ред. И.С. Морозовой; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

3. Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ, 2007. – Вып. 7 (51).

4. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). – Томск: Томский государственный университет, 2008.

5. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности/Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2009.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.